Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами
методическая разработка (старшая группа)
Проект
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 467 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Приобщение старших дошкольников к искусству России
через ознакомление с народными промыслами»
База выполнения проекта –
дети старшей группы
родители, воспитатель
Актуальность проекта
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.
В наше время происходит переосмысление культурного, духовно-нравственного самосознания народа, это время политических, социальных перемен. И сейчас очень остро встал вопрос патриотическом воспитание детей. В 90 годы были утеряны многие ценности, по воспитанию любви и уважению к своей Родине. Народные игры, забавы и игрушки были заменены компьютерными играми, с экранов телевизоров исчезли добрые, веселые мультфильмы. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире любви, красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Целесообразность проекта заключается в следующем. У детей, к сожалению, нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому была поставлена цель: познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества.
Отличительной особенностью проекта является поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (Дымка, Хохлома, Городец). Занятия выстроены в логике от простого к сложному. В содержание НОД включены сведения о промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются инновационные технологии:
- Технологии проектной деятельности
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Игровые технологии
- Технологии исследовательской деятельности
- Личностно-ориентированные технологии
НОД по рисованию, художественному конструированию, лепке позволяет познакомить детей с народными промыслами, с их традиционностью, креативностью, символикой русского декоративно-прикладного искусства, которое несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественно- эстетического творчества.
Объект проектной деятельности
Формирование интереса к народным промыслам
Предмет проектной деятельности
Процесс ознакомления с различными народными промыслами
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта
Для детей:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.
- Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
- Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.
- Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
- Развивать технические умения и навыки художественного творчества.
- Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
- Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
- Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.
Для родителей:
- вызвать интерес к народным промыслам;
- приобщить к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Описание проекта
В процессе ознакомления детей с народными промыслами учитываются следующие принципы:
принцип доступности изучаемого материала;
принцип историзма, который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребенок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, так как все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знаний.
Проект не является компонентом базовой части основной образовательной программы ОО, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными промыслами.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием и непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Знакомство детей с народными промыслами, происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали». В течение проекта воспитанники знакомятся с некоторыми видами народных промыслов (Дымковские игрушки, Хохломская роспись, Городецкая роспись), осваивают художественные элементы данных промыслов.
Гипотеза
Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Ресурсы:
материально-технические: проектор, ноутбук, презентации; материалы для продуктивной деятельности (альбом, акварельные краски, гуашь, кисти, раскраски; глина и т.п.); изделия народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); дидактические игры.
кадровые: воспитатель, дети, родители;
информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература; презентационный материал по темам: «Городецкие цветы»; «Дымковская игрушка»; «Золотая хохлома»; наглядные пособия: изделия мастеров различных видов декоративно-прикладного творчества, стилизованные образцы; именные альбомы по различным видам декоративного творчества; технологические карты; мнемотаблицы.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Поэтапный план реализации проекта:
Первый этап – подготовительный | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный |
Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта. | 1.Сбор информации из разных источников. 2. Подбор детской художественной литературы. 3.Подбор картинок, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов. 4.Подбор дидактического материала |
| Заинтересованность детей, родителей, темой проекта. | Спраговская О.В., воспитатель |
Второй этап – основной реализация проекта | ||||
Систематизировать информацию, планировать совместную, самостоятельную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов; дать знания о различных видах народных промыслов (дымковские игрушки, хохломская роспись, городецкая роспись); развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина); содействовать развитию творческих способностей детей; развивать коммуникативные навыки детей; воспитывать свободную и творческую личность. | Создание мини-музея «Народные промыслы». Организация и проведение экскурсий, дидактический игр, продуктивной деятельности. |
| Повышение интереса детей к народным промыслам. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности. | Спраговская О.В., воспитатель |
Третий этап (2018 – 2019 учебный год) – заключительный | ||||
Совершенствовать уровень накопленных знаний. | 1.Оформление методических пособий для педагогов. 2. Выставка: «Изделия народных умельцев». 3. Презентация проекта. 4. Развлечение «В гостях у Матрёшки». |
| Применение полученных знаний на практике. | Спраговская О.В., воспитатель |
Конечный продукт проекта
Для детей:
- выставка рисунков и поделок «Изделия народных умельцев»;
Для педагогов:
- картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;
- иллюстрации, папки-передвижки, технологические карты, мнемотаблицы, конспекты экскурсий, нод;
- создание лэпбука «Народные промыслы».
Предполагаемые результаты:
Дошкольники:
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.
Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.
Родители:
систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;
активное участие в совместных мероприятиях.
в ОУ:
наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа:
- Мини-музей «Народные промыслы»
- Разработаны конспекты экскурсий, нод;
- Создана картотека дидактических игр.
- Создан лэпбук «Народные промыслы».
Критерии оценки эффективности реализации проекта
- овладение педагогом инновационными технологиями;
- анкетирование родителей
Прогноз возможных негативных последствий
- потеря интереса и желания детей;
- отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности;
- снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса;
Способы коррекции, компенсации негативных последствий
- создание предметно-игровой среды, ориентированной на формирование мотивации детей;
- поддержка детей, родителей, педагогов (проведение консультаций, мастер-классов) с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.
Список использованной литературы
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Гаврилова В.В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий), изд-во «Учитель», 2009 г.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
- Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий), изд-во «Скрипторий», 2003 г.
Грибовская А.А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.
- Казакова Р.Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий), изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.
- Смирнова М.Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры), изд-во
«Учитель», 2008 г.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896482-1487509006.jpg)
Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...
Дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования «Приобщение старших дошкольников к труду через ознакомление с народными промыслами родного края»
Цель: Способствовать формированию представлений старших дошкольников о народных промыслах родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1225885-1636694094.png)
План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/01/picture-1325878-1696116528.jpg)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-746747-1537619447.jpg)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Работа над проектом расширяет систему по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с народными ...