Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"
Цель: Обогащать знания детей о своей малой Родине, знакомить с особенностями кубанской культуры.
Задачи:
Образовательные: Учить детей знать традиции и обычаи казаков, знакомить с жизнью и бытом кубанского народа.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории своего народа, своей малой Родины.
Воспитательные: Приобщать детей к народным традициям, воспитывать любовь к родине –Кубани и уважение к традициям и обычаям своего народа; воспитывать чувство гордости за свой край, побуждать желание лучше узнать свои родные места.
Предварительная работа:
Чтение произведений, стихов о Кубани; заучивание кубанских пословиц и поговорок, беседы; рассматривание иллюстраций о Кубани, ее жителях, разучивание кубанских народных игр; тематическая прогулка на кубанское подворье, экскурсия в городской историко-краеведческий музей:
- Вводная часть.(1 слайд.)
Звучит куплет Гимна Кубани. (дети стоя его слушают).
Воспитатель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?
Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю.
Воспитатель:
- В каком крае мы живём? (ответы детей);
Дети: В Краснодарском крае.
- Какой главный город в Краснодарском крае?
Дети: Краснодар.
- Каждый город, край, страна имеет свои символы. Что такое “символ”?
Какие государственные символы вы знаете?
Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
2,3,4-й слайд: (на экране герб края, флаг края, герб города Усть-Лабинска.)
Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
5,6,7-слайд: (на экране появляются изображения Краснодарского края)
Дети: Родимый край, простор полей безбрежный
Хлеба стеной, кругом куда не глянь,
Мы землю эту преданно и нежно
Зовём певучим именем Кубань!
Воспитатель: Краснодарский край ещё называют Кубанью, по имени реки , самой крупной и многоводной на Северном Кавказе. Кубань - чудесный благодатный край, которым нельзя не гордиться. Земля Кубанская… не оглядишь её просторы: поля, леса, горы, реки, озера, моря. Кубань называют Жемчужиной России .Природа Кубани поражает своей красотой и разнообразием. Наша земля богата плодородной почвой на которой хорошо растет рожь, пшеница, овес, поэтому Кубань по праву считается житницей России. Прекрасный виноград собирают на Кубанской земле. Курорты Краснодарского края славятся во всем мире. А больше всего Кубань славится гостеприимством, гостей мы встречаем хлебом и солью. В 2014 году на Кубани пройдет летняя Олимпиада, к этому событию готовится вся Кубань. Очень много песен о родной Кубани исполняет Кубанский казачий хор, чем бесконечно радует её жителей. В бесконечности стихов воспета земля Кубанская. А какие стихи о Кубани знают наши дети? (Прочтение детьми стихотворения В. Подкопаева.)
Кубань родная
1 ребёнок: Могучие горы, степные просторы
Приморского берега грань
Леса и поляны, сады и лиманы –
Все это родная Кубань.
2 ребёнок: Родные станицы, розливы пшеницы
Плывёт за комбайном комбайн
Огни городские, огни заводские –
Всё это родная Кубань.
3 ребёнок: Дары свои щедро открыли нам недра
Морями разлились хлеба
Здесь труд величавый сроднился со славой -
Всё это родная Кубань.
4 ребёнок: Весёлые песни летят в поднебесье
Открытая высь глубина
И нет красивее края в России
Чем наша родная Кубань!
8,9слайд: (изображение казака)
Воспитатель: Дети, посмотрите, кого вы видите на картинке.
Дети: Казак.
Воспитатель: Правильно . А живут на нашей Земле замечательные люди, которые заселили эти земли очень давно. И называли их тогда – казаками.
Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем. В старину у казаков считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет.
Игра «Передай подкову»( под музыку передают подкову). Кому попадется тот говорит пословицу или поговорку о казаках. Дети, давайте, вспомним, какие мы знаем пословицы о казаках:
1.Казак без коня, что солдат без ружья.
2.Казачьему роду – нет переводу.
3.Казаку честь – Родину беречь.
4.Где казак – там и Слава.
5.Терпи казак – атаманом будешь.
6.Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
7.Казак в беде не плачет.
(В конце игры казачку дарят подкову на счастье.)
Казаки несли воинскую службу все поголовно, в казачьей семье и отец и дед и прадед все были воинами. И оттого создавалась традиция службы и уважения к ней. Служили казаки в Кубанском казачьем войске , которое не раз защищало наше Отечество от нападок врагов и недоброжелателей. В связи с этим на Кубани очень много памятников и памятных мест, в том числе и в нашем городе.
9 слайд:(изображения казаков).
Воспитатель: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.
10,11 слайд:(изображения Александровской крепости)
Воспитатель:
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
12 слайд (изображения хаты)
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.
Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
13 слайд.(изображение Кубанского подворья)
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Казаки были очень набожны, поэтому в каждой казачьей хате всегда была Божница. Она состояла из нескольких икон, увешанных рушниками. Рушник – это традиционный элемент украшения казачьей хаты, изготовленный руками казачек. Но главным украшением считалось все-таки оружие: сабли, копья, кинжалы. Казаки были отличными хлеборобами и любили угощать гостей свежими пирогами, которые выпекали в Русской печи. А сейчас дети нам расскажут пословицы о хлебе:
14 слайд(изображения с хлебом)
Дети: 1.Хлеб всему голова.
2.Хлеб – батюшка, вода - матушка.
3.Худ обед когда хлеба нет.
4.У кого хлеб родится – тот всегда веселится.
5.Без труда хлеб не родится никогда.
6.Невелик кусок пирога, а стоит много труда.
15 слайд.
Воспитатель: А ещё родители с раннего детства учили детей: трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество. А теперь мы поиграем в интересную игру. Когда казакам что-то нравилось они кричали ЛЮБО!
Игра: « Любо, не любо»
Ход игры:
Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, снимают шапку, кланяются.
Дети: Любо!
Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор?
Дети: Не любо!
Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: Любо!
Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не перечить.
Дети: Любо!
Воспитатель: Казак не может считать себя казаком если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа. Очень хорошо, что сейчас возрождаются хутора и станицы с казачьими обычаями и бытом. Очень важно знать историю своих предков - казаков, и чтить их традиции.
Дети: И хорошо что в наши дни
Традиции с тобой мы сберегли
В чудесном крае где живём мы у Кубань реки
Где жили здесь когда- то
Наши предки – казаки!
Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Сформировать у детей представление об армии и различных видах войск....
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и быт кубанских казаков"
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Традиции и быт кубанских казаков"...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» (История одного экспоната)
Цель: создание условий для ознакомления детей с предметом военного обмундирования солдат Великой Отечественной войны – плащ –палаткой.Задачи:Образовательные задачи:- ознакомить с ист...
Презентация к конспекту НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» (История одного экспоната)
Презентация к занятию «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» (История одного экспоната)...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель:Формирование патриотических чувств у детей...