Конспект ООД для старшего дошкольного возраста. Тема: « Традиции и быт Кубанских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект ООД для старшего дошкольного возраста. Тема: « Традиции и быт Кубанских казаков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Тема: « Традиции и быт Кубанских казаков»
Цель: Обогащать знания детей о своей малой Родине. Знакомить с особенностями Кубанской культуры.
Задачи: Учить детей знать традиции и обычаи казаков, знакомить с жизнью и бытом Кубанского народа. Развивать познавательный интерес к истории своей малой Родины. Приобщать детей к народным традициям.
Предварительная работа: Чтение произведений , стихов о Кубани; заучивание Кубанских пословиц и поговорок. Рассматривание иллюстраций о Кубани, её жителях. Тематическая прогулка на Кубанское подворье, разучивание Кубанских народных игр.
Словарная работа: Житница, подворье, божница, рушник, прялка, колодец.
Оборудование: Подкова, рушник.
Ход занятия: Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом куда не глянь.
Мы землю эту преданно и нежно
Зовём певучим именем – Кубань!
Воспитатель: Краснодарский край , где мы живём, ещё называют – Кубанью, по имени реки самой крупной на Северном Кавказе. Кубань – чудесный благодатный край которым нельзя не гордится. Наша земля богата плодородной почвой на которой хорошо растёт рожь, пшеница , овёс, поэтому Кубань по праву считается зерновой житницей России. Житницей- называют хлебородную, богатую урожаями область которая обеспечивает хлебом не только своих жителей , но и жителей других областей нашей Родины. В бесконечности стихов воспета земля Кубанская. А какие стихи знают наши казачата о своей родной о Кубани ? ( Прочтение детьми стихотворения В. Подкопаева « Кубань родная» )
1 ребёнок: Могучие горы , степные просторы,
Приморского берега грань
Леса и поляны , сады и лиманы
Всё это родная Кубань.
2 ребёнок: Родные станицы , розливы пшеницы
Плывет за комбайном комбайн
Огни городские , огни заводские –
Всё это родная Кубань.
3 ребёнок: Дары свои щедро открыли нам недра
Морями разлились хлеба
Здесь тру величавый сроднился со славой-
Всё это родная Кубань!
4 ребёнок: Весёлые песни летят в поднебесье
Открытая высь , глубина,
И нет красивее края в России
Чем наша родная Кубань!
Воспитатель: А живут на нашей Кубанской земле замечательные люди, которые заселили эти земли очень давно. Их называют – казаками. Казаки несли воинскую службу все поголовно, в казачьей семье и отец , и дед , и прадед все были воинами. И оттого создавалась традиция службы и уважения к ней. Служили казаки в Кубанском казачьем войске, которое не раз защищало наше Отечество от врагов. Казаки жили большими семьями, в которых всегда было много детей. В семьях казаков были строгие обычаи. Детей своих казаки воспитывали в строгости и послушании. Но это совсем не значит что они их не любили. Казаки заботились о своих детях, не давали ни кому в обиду, играли с ними. Вот и мы сейчас поиграем как настоящие казачата, родившиеся на Кубани .( Игра « Передай подкову») (Под музыку передают подкову, кому попадет тот говорит пословицу о казаках)
Дети: 1. Казак без коня , что солдат без ружья.
2. Казачьему роду- нет переводу.
3. Казаку честь – Родину беречь.
4. Где казак - там и Слава.
5. Терпи казак – атаманом будешь.
6. Казак в беде не плачет.
7.Казаку конь- отец родной , и товарищ дорогой.
Воспитатель: Жили казаки в хатах, которые строили из природных материалов. Каркас хаты делали из прутьев, обмазывали глиной с двух сторон чтобы крепче держался, пол тоже заливали глиной. После белили хату внутри и снаружи, чтобы было чисто , красиво и светло. Скажите ребята, а сейчас живут наши земляки в хатах?
Дети: Нет. Сейчас все люди живут в домах построенных из кирпича.
Воспитатель: Правильно. Со временем люди стали образованнее и умнее, научились создавать и использовать более прочные и надёжные материалы не только для постройки домов, но и в разных других отраслях. Но изменились не только жители Кубани, но и сама Кубань, стала богаче, красивее, появилось ещё больше садов и плодородных полей, новых домов.
Воспитатель: Ребята, а чем казаки покрывали крышу своих хат?
Дети: Крышу покрывали соломой и камышом.
Воспитатель: Правильно. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Казаки разводили скот, сеяли и выращивали хлеб, высаживали сады.
Воспитатель: Что находилось в каждом казачьем дворе?
Дети: В каждом дворе был колодец, из него казачки на коромысле носили воду. Ещё во дворе держали коров, кур, свиней, овец. Эти дворы назывались- подворьем. Казаки были очень религиозны и набожны, поэтому в каждой хате была божница. Божница- это несколько икон, увешанных рушниками. Рушник - это традиционный элемент украшения казачьей хаты, изготовленный руками казачек.
Воспитатель: Ребята, а что ещё казачки изготавливали своими руками?
Дети: В хате у казаков обязательно стояла прялка, на ней казачки пряли из шерсти животных нить и вязали тёплую одежду. Из ткани казачки шили одежду и вышивали на ней разные причудливые узоры. Это была очень кропотливая и трудоёмкая работа. Ещё в хате была – печь. Русская печь отапливала хату , казачки готовили в ней еду ,пекли хлеб и пироги.
Воспитатель: Казаки с раннего детства учили и наставляли своих детей: трудись по совести, заботься о детях своих и родителях, помогай бедным, защищай от врагов Отечество, почитай старших. Когда казакам что-то нравилось они кричали « ЛЮБО!». Мы тоже сейчас поиграем в игру «ЛЮБО - НЕ ЛЮБО!»
Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, снимают шапку, кланяются.
Дети: Любо!
Воспитатель: А если при старших сидят , вступают без разрешения в разговор, а ещё хуже говорят плохие слова.
Дети: Не любо!
Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: Любо!
Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прекословить старшим.
Дети: Любо!
Воспитатель: Казак не может считать себя казаком если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа. Очень хорошо что сейчас возрождают хутора и станицы с казачьими обычаями и бытом. Очень важно знать историю своих предков – казаков и чтить их традиции.
Дети: И хорошо что в наши дни
Традиции с тобой мы сберегли
В чудесном крае, где живём мы
У Кубань- реки
Где жили наши предки – казаки!
Воспитатель: Ребята сегодня мы узнали много нового и интересного о том , как жили ,чем занимались, как возрождали Кубань наши предки. Я надеюсь, что и в дальнейшем вы будете проявлять интерес к истории и культуре своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя малая Родина».
Тема: «Моя малая Родина».Воспитатель: Нелюба Людмила Викторовна....
Конспект «Познание» для старшего дошкольного возраста. Тема: « Мир камней ».
Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, опис...
Образовательная область «Познание». Конспект ННОД для старшего дошкольного возраста тема «Здравствуй, Зимушка-Зима».
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; обобщить и расширить знания детей о живой и неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюда...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Аннотация к конспекту занятий на старший дошкольный возраст тема «Пирӗн ентеш - А. Г. Николаев космонавт».
Занятие составила и провела: воспитатель Кокшина Н.В.Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Пирӗн ентеш - А. Г. Николаев космонавт». Оно нап...