Конспект ООД для старшего дошкольного возраста. Тема: « Традиции и быт Кубанских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект ООД для старшего дошкольного возраста.  Тема: « Традиции и быт  Кубанских казаков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект

               Тема: « Традиции и быт  Кубанских казаков»

Цель: Обогащать знания детей о своей  малой Родине. Знакомить с особенностями Кубанской культуры.

Задачи: Учить детей знать традиции и обычаи казаков, знакомить с жизнью и бытом Кубанского народа. Развивать познавательный интерес  к истории своей малой Родины. Приобщать детей к народным традициям.

Предварительная работа: Чтение произведений , стихов о Кубани; заучивание Кубанских пословиц и поговорок. Рассматривание  иллюстраций о Кубани, её жителях. Тематическая прогулка на Кубанское подворье, разучивание Кубанских народных игр.

Словарная работа: Житница, подворье, божница, рушник, прялка, колодец.

Оборудование: Подкова, рушник.

Ход занятия:  Родимый край, простор полей безбрежный,

                         Хлеба стеной кругом куда не глянь.

                         Мы землю эту преданно и нежно

                          Зовём певучим именем – Кубань!

   

Воспитатель: Краснодарский край , где мы живём, ещё называют – Кубанью, по имени реки самой крупной на Северном Кавказе. Кубань – чудесный благодатный край которым нельзя не гордится. Наша земля богата плодородной  почвой на которой хорошо растёт рожь, пшеница , овёс, поэтому Кубань по праву считается зерновой житницей России. Житницей- называют хлебородную, богатую урожаями область которая обеспечивает хлебом не только своих жителей , но и жителей других областей нашей Родины. В бесконечности стихов воспета земля Кубанская. А  какие стихи знают наши казачата о своей родной  о Кубани ? ( Прочтение детьми стихотворения В. Подкопаева « Кубань родная» )

1 ребёнок: Могучие горы , степные просторы,

                   Приморского берега грань

                   Леса и поляны , сады и лиманы

                    Всё это родная Кубань.

2 ребёнок: Родные станицы , розливы пшеницы

                    Плывет за комбайном комбайн

                    Огни городские , огни заводские –

                     Всё это родная Кубань.

3 ребёнок:     Дары свои щедро открыли нам недра

                      Морями разлились хлеба

                      Здесь тру величавый сроднился со славой-

                     

                         Всё это родная Кубань!

4 ребёнок: Весёлые песни летят в поднебесье

                   Открытая высь , глубина,

                    И нет красивее края в России

                    Чем наша  родная Кубань!

Воспитатель:  А живут на нашей  Кубанской земле замечательные люди, которые  заселили эти земли очень давно. Их называют – казаками. Казаки несли воинскую службу все поголовно, в казачьей семье и отец , и дед , и прадед все были воинами. И оттого создавалась традиция службы и уважения к ней. Служили казаки в Кубанском казачьем войске, которое не раз защищало наше Отечество от врагов. Казаки жили большими семьями, в которых всегда было много детей. В семьях казаков были строгие  обычаи. Детей своих казаки воспитывали в строгости и послушании. Но это совсем не значит что они их не любили. Казаки заботились о своих детях, не давали ни кому в обиду, играли с ними. Вот и мы сейчас  поиграем как настоящие казачата, родившиеся на Кубани .( Игра « Передай подкову») (Под музыку передают подкову, кому попадет тот говорит пословицу о казаках)

Дети: 1. Казак без коня , что солдат без ружья.

           2. Казачьему роду- нет переводу.

           3. Казаку честь – Родину беречь.

           4. Где казак - там и Слава.

            5. Терпи казак – атаманом будешь.

             6. Казак в беде не плачет.

              7.Казаку конь- отец родной , и товарищ дорогой.

Воспитатель: Жили казаки в хатах, которые строили из природных материалов. Каркас хаты делали из прутьев, обмазывали глиной с двух сторон  чтобы крепче держался, пол тоже заливали глиной. После белили хату внутри и снаружи, чтобы было чисто , красиво и светло. Скажите ребята, а сейчас живут наши земляки в хатах?

Дети: Нет. Сейчас все люди живут в домах построенных из кирпича.

Воспитатель: Правильно. Со временем люди стали образованнее и умнее, научились создавать и использовать более прочные и надёжные материалы не только для постройки домов, но и в разных  других отраслях. Но изменились не только жители Кубани, но и сама Кубань, стала богаче, красивее, появилось ещё больше садов и плодородных полей, новых домов.

Воспитатель: Ребята, а чем казаки покрывали крышу своих хат?

Дети: Крышу покрывали соломой и камышом.

Воспитатель: Правильно. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Казаки разводили скот, сеяли и выращивали хлеб, высаживали сады.

Воспитатель: Что находилось в каждом казачьем дворе?

Дети: В каждом дворе был колодец, из него казачки на коромысле носили воду. Ещё во дворе держали коров, кур, свиней, овец. Эти дворы назывались- подворьем. Казаки были очень религиозны и набожны, поэтому в каждой хате была божница. Божница- это несколько икон, увешанных рушниками. Рушник - это традиционный элемент украшения казачьей хаты, изготовленный руками казачек.

Воспитатель: Ребята, а что ещё казачки изготавливали своими руками?

Дети: В хате у казаков  обязательно стояла прялка, на ней казачки пряли из шерсти животных нить и вязали  тёплую одежду. Из ткани казачки шили одежду и вышивали на ней разные причудливые узоры. Это была очень кропотливая и трудоёмкая работа. Ещё в хате была – печь. Русская печь отапливала хату , казачки готовили в ней еду ,пекли хлеб и пироги.

Воспитатель: Казаки с раннего детства учили и наставляли своих детей: трудись по совести, заботься о детях своих и родителях, помогай бедным, защищай от врагов Отечество, почитай старших. Когда казакам что-то нравилось они кричали « ЛЮБО!». Мы тоже сейчас поиграем в игру        «ЛЮБО - НЕ ЛЮБО!»

Воспитатель: При появлении старшего казаки встают, снимают шапку, кланяются.

Дети:  Любо!

Воспитатель: А если при старших сидят , вступают без разрешения в разговор, а ещё хуже говорят плохие слова.

Дети: Не любо!

Воспитатель: Не  пристойно обгонять старика, нужно спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: Любо!

Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прекословить старшим.

Дети: Любо!

Воспитатель: Казак не может считать себя казаком если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа. Очень хорошо что сейчас возрождают  хутора и станицы с казачьими обычаями и бытом. Очень важно знать историю своих предков – казаков и чтить их традиции.

Дети: И хорошо что в наши дни

           Традиции с тобой мы сберегли

           В чудесном крае, где живём мы

           У Кубань- реки

            Где жили наши предки – казаки!

Воспитатель: Ребята сегодня мы узнали много нового и интересного о том , как жили ,чем занимались, как возрождали Кубань наши предки. Я надеюсь, что и в дальнейшем вы будете проявлять интерес к истории и культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя малая Родина».

 Тема: «Моя малая Родина».Воспитатель: Нелюба Людмила Викторовна....

Конспект «Познание» для старшего дошкольного возраста. Тема: « Мир камней ».

Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, опис...

Образовательная область «Познание». Конспект ННОД для старшего дошкольного возраста тема «Здравствуй, Зимушка-Зима».

Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; обобщить и расширить знания детей о живой и неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюда...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Аннотация к конспекту занятий на старший дошкольный возраст тема «Пирӗн ентеш - А. Г. Николаев космонавт».

Занятие составила и провела: воспитатель Кокшина Н.В.Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Пирӗн ентеш - А. Г. Николаев космонавт».  Оно нап...