Конспект «Познание» для старшего дошкольного возраста. Тема: « Мир камней ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.
Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Познание» для старшего дошкольного возраста.
Тема: « Мир камней ».
Задачи:
-Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
-Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;
-Развивать у детей представления о самоценности природы;
-Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;
-Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
-Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки). (Познание)
-Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь. (Коммуникация)
-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. (Социализация)
-Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
Предварительная работа:
Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик). Экскурсии в парк, на речку.
Чтение художественной литературы: А. Никитов «Полезные ископаемые», сказки П.Бажов «Хозяйка медной горы», В. Волков «Волшебник изумрудного города», Братья Гримм «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»; энциклопедии для детей «Все обо всем».
Материалы:
- презентация « Удивительный мир камней», «Волшебный мешочек» с различными по свойствам камнями;
-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения ,кораллы.
- ёмкость с водой;
-цветной песок, клей, кисточки, трафареты, карандаши, камешки для сувениров;
- проектор, ноутбук, экран.
-наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней.
Обогащение словаря: природный, искусственный, облицовка, драгоценный.
Ход занятия
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (О камнях). Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали в этом году о камнях. А в этом нам помогут истинные знатоки камней- герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Кто скажет, как их зовут? (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). Сегодня гномы у нас в гостях.
Воспитатель: А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели.
Воспитатель: В результате многочисленных исследований и поисковой работы у нас образовалась коллекция камней, которая хранится в нашем мини- музее «Удивительный мир камня». Вместе с гномами мы отправляемся туда.
Я гном по имени Понедельник люблю строить и всё знаю о камнях- строителях.). Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка (Ответы детей).
А из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня. Демонстрирует булыжник, известняк, ракушечник, песчаник.
Какой круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку? Интересно, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).
Воспитатель: В нашей стране имеются крупные месторождения молибдена и вольфрама, свинца, олова, меди, железной руды, золота, мышьяка, каменных и бурых углей, нефти, туфа, вулканической пемзы и пепла, известняков, гипса, огнеупорных и флоридиновых глин, гравий, щебень, мел.
Гном по имени Вторник увлекается драгоценными камнями. Всё своё время я посвящаю драгоценным камням. Я знаю о камнях все мифы, легенды, сказания. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию, коллекцию). В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. Из – за твердости его также применяют в приборостроении.
Я гном Среда - интересуюсь камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге, вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.
Я гном по имени Четверг, изучаю камни, образовавшиеся из растений и животных. Что это за камни? (Янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней)
Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – это смола с застывшими кусочками растений и насекомых и т.д.)
Гном по имени Пятница: Я приглашаю вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов.
Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на подгруппы для работы в мини –лабораториях. Будем изучать свойства камней.
Опыт 1. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (Кристаллики, трещины, узоры).
Опыт 2. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.)
Опыт 3: «Тонет - не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и с окатыш керамзита. Сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему?
Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?
Опыт 4. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).
Опыт 5. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?
Участники экспериментов делают выводы .
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Мешок ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку. Овальный, самый лёгкий камень. Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.
Воспитатель: Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.
Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа). Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар.
Загадочным блеском сверкают каменья,
Таят человека черты.
Камень надежды,
Камень терпенья,
Камень мечты.
Камень рассвета,
Камень заката,
Камень ночей. (Б. Дубровин).
Воспитатель: Гном по имени Воскресенье просит нарисовать ему помощниц- ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровища. Дети приглашаются в «мастерскую Данилы - мастера».
Организуется рисование цветным песком с использованием трафарета.
Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале). Верно. А кто написал эту сказку? Сказочник Павел Бажов. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит, добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали? (Дети рассказывают о свойствах камней, о том, что им понравилось, что запомнилось и больше всего удивило т.д.)
Ребята, у вас на столах лежат трафареты, я предлагаю каждому из вас выбрать и поместить свой трафарет на камень, который будет охранять нашу самую красивую хранительницу подземных богатств, Хозяйку медной горы..
Воспитатель: Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие. А хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища. А ещё давайте поблагодарим наших проводников – гномов, за очень интересное знакомство с камнями. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».
Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...
Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя малая Родина».
Тема: «Моя малая Родина».Воспитатель: Нелюба Людмила Викторовна....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...
Конспект НОД экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мир камней»
Конспект НОД экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мир камней»...
Образовательная область «Познание». Конспект ННОД для старшего дошкольного возраста тема «Здравствуй, Зимушка-Зима».
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; обобщить и расширить знания детей о живой и неживой природы и жизни человека в зимнее время года; способствовать развитию внимания, наблюда...
Аннотация к конспекту занятий на старший дошкольный возраст тема «Пирӗн ентеш - А. Г. Николаев космонавт».
Занятие составила и провела: воспитатель Кокшина Н.В.Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Пирӗн ентеш - А. Г. Николаев космонавт». Оно нап...
Конспект ООД для старшего дошкольного возраста. Тема: « Традиции и быт Кубанских казаков»
Конспект ООД для старшего дошкольного возраста. Тема: « Традиции и быт Кубанских казаков»...