Конспект ООД "Сабантуй"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности
по обучению детей подготовительной группы татарскому языку
Тема: «Татарский праздник «Сабантуй»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sabantuy.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
Муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
по обучению детей подготовительной группы татарскому языку
Тема: «Татарский праздник «Сабантуй»»
Возрастная группа: подготовительная
Выполнил:
Смакова Ф.А.
Воспитатель
Имеющаяся категория: первая
Стаж работы: 15л
Туймазы 2022 г
«Татарский праздник «Сабантуй»
(Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Новости с праздника» по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, раздел «Познание окружающего мира»)
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с разными народами, населяющими нашу страну.
- Учить детей уважать культуру, отличную от их собственной.
- Дать представление о татарском национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника.
- Продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов России: с татарскими народными играми.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию эстетического вкуса и формированию восприятия прекрасного.
- Развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиции народов, населяющих территорию России.
- Формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории, приобщать их к истокам культуры и народного творчества разных народов, разного этического происхождения.
- Обогащать и активизировать словарь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Предварительная работа:
– рассматривание иллюстраций о праздниках;
– рассматривание национальных блюд;
Интеграция образовательных областей:
– познание.
– развитие речи
–художественно – эстетическое развитие
Методы и приёмы, социо- игровые технологии:
–музыкально-ритмические упражнения;
–игра-имитация «Варим кашу»;
–игра-имитация «Бег по проталинкам»;
–импровизированный татарский танец;
–игра «Разбей горшок»
-игра «бой с подушками»
-игра «бег в мешках»
-игра «бег с ложками»
Словарная работа: мэйдан, сабантуй, карга боткасы, корэш, сабан.
Материалы и оборудование:
– деревянные ложки;
-ведро, палка, платок;
- веревка;
- 2 подушки
- 2 мешка
– теннисные шары.
Музыкальный ряд:
- Татарская плясовая;
- Песню Ришата Шайхутдинова “Сабантуй”
Ход:
1. Оештыру моменты
Исәнләшү
-Исәнмесез, балалар!
-Хэерле кон.
Исэнмесез диеп Суз башлыймын,
-Утырыгыз.
– Балалар, без сезнең белән бәйрәмнәр белән танышуны дәвам итәбез. Сез нинди халыкара бәйрәмнәр беләсез?
– Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы знаете? (Яңа Ел, 8 март – Хатын-кызлар көне, 23 февраль – Ватанны саклаучылар көне, 9 май – Җиңү бәйрәме (Новый год, 8 марта – праздник всех женщин, День защитника Отечества)).
- Ә хәзер инде безнең татар халкына гына хас булган бәйрәмнәрне санап чыгыйк. А какие татарские национальные праздники вы знаете? ( Нардуган, Нәүрүз,Сабантуй, Сөмбелә, Каз өмәсе)
- Хәзер бер жыр тынлап китәек але. Нәрсә турында сүз бара икәнен аңларга тырышыгыз. А сейчас послушайте песню. Постарайтесь понять о чем она.
(слушают песню Ришата Шайхутдинова “Сабантуй”)
- Балалар, бу нинди җыр – күңеллеме, күңелсезме? Какая эта песня – веселая или грустная? (Бу күңелле җыр)
- Ул нәрсә турында? О чем эта песня? (Ул Сабантуй турында)
-Җыр Сабантуй турында булгач, нәрсә турында сөйләшербез икән,уйлап карагыз әле? А как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Без Сабантуй турында сөйләшербез)
Дәрес максаты белән таныштыру.
- Дөрес әйтәсез, без буген Сабантуй турында сөйләшербез, мин сезне татар халкының милли бәйрәменә чакырам.
– А сегодня я хочу вас пригласить на татарский праздник. Называется он «Сабантуй». Давайте все вместе скажем «Сабантуй»
(повторяют несколько раз вместе с воспитателем).
– Кто-нибудь из вас слышал раньше это слово? Знаете ли вы, что это за праздник?
Какие народы празднуют его? (возможны варианты ответов).
3. Дәрес материалы буенча эш.
- Балалар, нәрсә соң ул Сабантуй? (Сабантуй – бәйрәм)
- Нинди бәйрәм? (Ул – татар халкының милли бәйрәме)
- Сезнең бу бәйрәмгә барганыгыз бармы ? ( әйе)
- Сез анда кем белән барасыз ( әни, әти, апа, абый белән....)
- Бу бәйрәм сезгә ошыймы? ( әйе)
- Сабантуй төшенчәсе нәрсә аңлата икәнен беләсезме? (юк) Бу сүзнең тарихы нидән гыйбәрәт икән?
– «Сабан» – төрекчәдән «плуг». Укучылар, сабан белән ни эшлиләр? (бу хезмәт коралы, ул җирне эшкәртү өчен кирәк). «Туй» исә – «свадьба» яки «торжество», «праздник» дигәнне аңлата. «Сабантуй» – сабан бәйрәме (праздник плуга).
– Вы не забыли, что такое плуг и для чего он нужен? (это орудие труда, он нужен для вспахивания земли)
– «Сабантуй» – это праздник татарского народа. Похожие праздники есть у башкир и чувашей.
Сабантуй состоял из нескольких обрядов, которые совершались ранней весной – от начала таяния снега до посева.
С появлением первых проталинок собирались старики-аксакалы на сельский сход, или, как сейчас говорят, на собрание, и договаривались о сроках проведения сабантуя, выбирали место для праздника (Поле)– майдан (мәйдан).
– «Дети и взрослые отправлялись по дворам, собирали крупу, молоко, масло. Затем выходили в поле и у воды (у речки или озера) из этих продуктов готовили кашу. Целый день дети веселились, играли в различные национальные игры, ели кашу. Так они задабривали духов плодородия и выражали свое почитание птице вороне». А каша эта так и называлась – «карга боткасы» или «воронья каша».
-Повторите «Карга боткасы»
Физминутка
– Я приглашаю вас всех выйти ко мне. Давайте, мы тоже сварим «воронью кашу».
– Ребята, а каша эта как называлась на татарком языке?
-Карга боткасы
Возьмем кастрюлю, наливаем туда молока, насыпаем крупу, солим, постоянно размешиваем кашу, чтобы не пригорела. Кладем масло и опять размешиваем (дети, имитируя движения, «варят» кашу).
А пока каша варится на костре, побегаем по проталинкам.
( одна группа детей прыгает из обруча в обруч, как по проталинам) А в это время прилетели вороны, поклевали кашу и улетели (другая группа – «вороны»- прилетают к кастрюле и «клюют кашу»).
Вот и покормили ворон! (Дети садятся).
– Подготовка к сабантую начинали задолго до праздника – еще с осени. Молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты: цветы, листочки, завитки. К празднику все наряжались в национальные костюмы, все одевали свои лучшие наряды. С одеждой татарского народа мы с вами познакомимся подробнее в другой раз.
– Следующий обряд сабантуя – это подготовка подарков.
Всю зиму девушки и молодые женщины готовили подарки – шили рубашки, платья, ткали, вышивали платки и главный символ сабантуя – вышитые полотенца.
Весной, за несколько дней до сабантуя, молодые парни – джигиты – запрягали лошадей и по всей деревне собирали подарки: вышитые платки и полотенца, куски ткани, яйца. Привязывали подарки к длинному шесту и провозили этот шест по всей деревне, демонстрируя всем односельчанам творения рукодельниц. Сопровождались сборы эти песнями, шутками – прибаутками.
– Вот и настал день сабантуя к майдану стал стекаться народи стар, и мал. гармонисты, певцы, танцоры – поодиночке или целыми ансамблями. С хлебом, солью, с национальным блюдом чак – чак встречают всех гостей.
– Всё! Праздник Сабантуя начался! Аксакалы, своего рода Совет Сабантуя, назначают жюри для вручения подарков. Наступает кульминация праздника – состязание в меткости, в упорстве, в силе, ловкости.
– Вот самые меткие с завязанными глазами бьют горшки.
-Давайте мы тоже с вами поиграем.
(Игра )
– А здесь самые ловкие и упорные джигиты по наклонному бревну идут к своему призу. (Фото)
– А вот эти смелые парни пытаются определить, кто из них сильнее и перетянет канат с соперником!
-Давайте мы тоже проверим свою силу
(Игра )
- Еще одна игра «Бег с «яйцами» в ложке ».
Без мешка-то просто пробежать, вот попробуй обогнать всех в мешке!
А состязание называется «бег в мешках». «Капчык йогереше»
Смотрите, там, на майдане, начинается главное состязание – курэш –
- Повторите корэш.
Корэш - это татарский национальный вид борьбы. А вот и победитель! Ему и главный приз сабантуя – кудрявый барашек!
– А это бой с мешками с сеном. Так и пытаются сбить друг друга с бревна эти удалые мужчины. Кто усидит на бревне, тот и победитель! Тому и приз!
А сейчас представьте себе, что мы с вами тоже на сабантуе. Давайте мы тоже проверим себя на ловкость.
(Бой с подушками)
Самое зрелищное состязание – это конные скачки. Вот они, резвые, несутся изо всех сил к заветному для наездника подарку – к красивому вышитому полотенцу!
На самой верхушке этого гладкого столба – подарок. Но самое-то главное – залезть на этот столб! Это, дети, не всякому по плечу!
– Молодцы!
– Ребята, на каком празднике мы сегодня побывали? (на сабантуе).
– Вам понравилось? (ответы детей)
– Какие игры вам понравились? (ответы детей).
– Как называется место где проводят сабантуй? (Мэйдан)
– Ну вот, уже и день прошел, солнце садится. Все люди рады веселятся, желают всем здоровья и чтобы у всех поспел хороший урожай.
Слышите, над майданом зазвучала задорная плясовая. А теперь я всех вас приглашаю на весёлый татарский танец!
(Звучит татарская плясовая, дети танцуют)
Игры.
- «Скачки»
- «Бег в мешках»
- «Бег с «яйцами» в ложке »
- «Кто быстрее заполнит ведро?»
- «Перетягивание каната»
- «Бой с мешками»
- «Борьба - курэш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....