Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Сказочный Петербург"
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Мельник Мария Николаевна

Воспитывать у детей любовь к родному городу, умение замечать и любоваться его красотой; формировать ощущение ребенка себя петербуржцем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazochnyi_peterburg_1.docx30.24 КБ
PDF icon ckazochnyy_peterburg.pdf2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

"Сказочный Петербург"

Цель: воспитывать у детей любовь к родному городу, умение замечать и любоваться его красотой; формировать ощущение ребенка себя петербуржцем.

Задачи:

  1. Образовательные:

- расширять знания детей о достопримечательностях города (исторические места, памятники); обобщить знания детей о городском транспорте, познакомить с некоторыми станциями метро;

- закреплять знания детей о сказках, о волшебных предметах и героях сказок; совершенствовать умение угадывать сказку по волшебным предметам и персонажам;

  1. Развивающие:

- развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города;

- развивать речевую и познавательную активность детей; логическое мышление; воображение; зрительную память; наблюдательность; умение сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения;

  1. Воспитывать:

- чувство патриотизма, вызывать чувство гордости за свой город;

- доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь;

- умение работать сообща; слушать и дополнять ответ товарища.

Обогащение словаря детей: метрополитен, эскалатор, жетон; станция метро Петроградская, Гостиный двор, Адмиралтейская, Московская; Аничков мост.

Используемые технологии: здоровье сберегающие, игровая, ИКТ.


Образовательные области:

- ведущая: познавательное развитие,

- в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материал к НОД:

- для педагога: запись «Василиса премудрая на связи», аудиозапись песни «Мы в автобусе сидим»

- для детей: карточки-подсказки, блокнот, цветные фломастеры (карандаши), разрезные картинки «Петербургский метрополитен», карта города и указатели, игра-задание «Возращение коней», игра «Летим на море». Материалы для рисования, лепки, аппликации, различный конструктор.

Результат:

В ходе деятельности выявить ресурсное значение волшебных предметов в реальной жизни.

Организация выставки творческих работ в фойе детского сада «С днем рождения, любимый город».

Ход:

Речь педагога

Ответы детей

1 часть

Дети заняты свободной деятельностью. На интерактивную доску поступает видео звонок от Василисы Премудрой.

- Здравствуйте всем, кто владеет волшебной тарелочкой с золотым яблочком и видит меня. Я Василиса Премудрая. Живу-поживаю за тридевять земель в тридесятом царстве прекрасном сказочном государстве; оно находится далеко-далеко; сюда не проложены пути-дороги; сюда не заходили корабли и не прилетали ковры-самолеты. Зато царит здесь гордая и властная царевна, и обитает много невиданных существ, сюда сквозь леса-буреломы то и дело приходят то за похищенной красавицей, то за заморскими диковинками, то за молодильными яблоками, то за живой водой. Скажите, пожалуйста, а куда я попала?

- Здравствуй, дорогая Василиса! Мы очень рады, что ты позвонила именно нам! Ребята, расскажите Василисе премудрой, куда она попала (использование карточек-подсказок).

- Твоя волшебная тарелочка позвонила детям из 18 группы, детского садика номер 23.

- Мы живем в одном из самых прекрасных городов на всем белом свете, имя этому городу Санкт-Петербург!

- Санкт-Петербург - второй по численности населения город России, который часто называют «Северной столицей».

- Санкт-Петербург имеет множество неофициальных названий. Наиболее часто можно услышать: Питер, культурная или северная столица, Город на Неве, Петроград, Ленинград, Северная Венеция

- Наш город имеет роскошное убранство дворцов и площадей, церквей и соборов, мостов и храмов, памятников, садов и парков. А визитной карточкой являются разводные мосты. Санкт-Петербург не просто город, это сказочный город!

Василиса:

 - Неужели прямо сказочный? Сможете это доказать? Например, есть ли в вашем городе сказочные предметы или существа? Если найдёте, так уж и быть, поверю вам! Вот мой волшебный сундучок, в котором я собрала все самое волшебное из сказок!

- Ребят, как вы думаете, сможем ли доказать Василисе, что наш город тоже сказочный?

- Мы попробуем!

-Сможем!

2 часть

Василиса достает сапоги-скороходы.

- Ребята, что же это такое?

- Из какой сказки они? Какую волшебную силы имеют?

-  Посмотрите, у меня есть блокнот для записи, давайте будем записывать в него все, что знаем. Итак, сапоги-скороходы, волшебная сила – большая скорость и проходимость, сказка «Заколдованная королева». Давайте запишем в блокнот.

- Подумайте, а есть ли сапоги-скороходы у нас в городе? Что же в нашем городе позволяет нам быть быстрыми?

- Ребята, а как быстрее всего попасть с одного концу города в другой?

- Верно! Метро — это особый вид транспорта – подземный, поезда в метро ходят с интервалом 2-3 минуты, им не страшны ни непогода, ни пробки! Петербургское метро состоит из 5 веток – красная, синяя, зеленая, оранжевая, фиолетовая; и насчитывает 72 станции!

В 1935 году в Москве была открыта первая линия метро, а в 1941 году очередь, наконец-то, дошла и до Санкт-Петербурга. Был организован Ленинградский метрострой и дело пошло — метро начало проектироваться, подземки стали изучаться и казалось, что скоро и в Петербурге появится свое метро. Но о планах пришлось на время забыть — началась война. Только в 1947 году началось официально строительство долгожданного метрополитена. На строительство первой ветки ушло 10 лет. В 1955 году была открыта первая ветка Санкт-Петербургского метро. В ее состав вошли Площадь Восстания, Владимирская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово.

Вы знакомы с какими-нибудь станциями метро?

- А давайте попробуем собрать карту нашего метрополитена.

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы собрали. (на интерактивной доске появляется карта метро).

- Видишь, Василиса, есть у нас сапоги-скороходы!

- Это сапоги-скороходы!

- Из сказки «Заколдованная королева». Эти волшебные сапоги помогли солдату быстро перемещаться по тридевятому царству.

Дети зарисовывают (записывают) в блокнот.

- Самокат, ролики, машина!

- На метро!

Дети отвечают.

Игра разрезные картинки «Петербургский метрополитен».

- да, все верно.

- И правда, очень похоже! Метрополитен – действительно волшебный предмет! Что же приводит этот транспорт в действие?

- Необходимо знать название станции, посмотреть карту, купить жетон и спуститься по эскалатору под землю.

- Наличие одного волшебного предмета не делает ваш город сказочным. А есть ли у вас подобное?? (Достает из сундука зайца).

- Дети, как вы думает, кто это такой? Из какой сказки этот гость?

- Какую волшебную силы или особенность у него есть?

- И где же в нашем городе найти такого зайца, есть ли он?

- И правда! Именно с Петропавловской крепости берет начало наш город, заяц неотъемлемая часть истории нашего города!

Петропавловка была построена для того, что охранять нашу страну от нападения неприятеля. Она построена так, что у вражеской армии не было места для высадки войск. Подойти незаметно было невозможно. Из крепости был прекрасный обзор. У русской армии было преимущество: можно стрелять по врагу и быть под защитой толстых стен. Кроме того, внутри крепости прорыли канал. То есть даже при длительной осаде у людей был доступ к воде, которую можно пить.

- Давайте, запишем в наш блокнот!

- Вы не хотите найти на карте метро нашего зайца? Нам поможет доска.

- Какие вы молодцы! Отыскали местоположение, это - станция метро Петроградская. А теперь нам нужно на бумажной карте поставить знак станции.

- Заяц-хваста. Из сказки «Про зайца длинные уши косые глаза короткий хвост».

- Умеет хвастать лучше всех в лесу и будучи трусишкой может напугать даже хищника!

- Заячий остров в Петропавловской крепости!

Дети записывают.

-Да!

Дети подходят к карте метро и нажимают на кружочки (станции метро), пока не найдут нужное изображение.

Дети выполняют.

- И правда! Очень похож ваш заяц на нашего сказочного, да и какую известность имеет в городе! Точно наш хваста! А что вы скажете по поводу следующего содержимого моего сундука.

На экране появляется златогривый конь.

- Узнаете вы этого героя? Есть подобный конь в вашем городе?

- Ребята, из какой же это сказки герой? Какая у него волшебная сила?

- Все верно, дети. Давайте запишем это в блокнот.

- Ребята, а можно ли в нашем городе повстречать подобного коня?

Медный всадник – неофициальное название одного из памятников Петру I в Санкт-Петербурге, закрепившееся за ним после выпуска одноименной поэмы Александра Пушкина в 1837 г. Монумент, выполненный из бронзы, находится на Сенатской площади, ближе к Неве.

Памятник Петру I – статуя, изображающая всадника на коне, под ногами у которого лежит раздавленная змея. Каждый элемент памятника имеет символическое значение.

Роль постамента играет волнообразная гранитная глыба, к вершине которой скачет всадник. Необузданный конь, вставший на дыбы, – это своенравный народ, которым ловко управляет Государь, змея под копытами — поверженные враги.

Очень долго шло согласование, какие именно фигуры украсят мост в центре города. В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними.

Триумфальная арка служит парадным входом на Дворцовую площадь. На вершине арки символом победы русской армии в войне с Наполеоном.  "Колесница Славы" поставлена в 1828 году перед самыми окнами царской резиденции - Зимнего дворца. Богиня победы крылатая Ника в колеснице, запряженной шестеркой горячих коней, схваченных под уздцы римскими воинами. В руках богини ее атрибуты – лавровый венок и воинское знамя, которые она простирает над площадью.   

— Это конь златогривый из сказки «Иван царевич и серый волк». Конь безумно красив собой, верен своему хозяину, обуздать его можно только золотой уздой!

Дети выполняют.

- Медный всадник.

 Лошади на Аничковом мосту.

Кони на Арке главного штаба.

— Вот это да! Да ни в одной сказке столько коней днём с огнем не сыщешь!

— Вот только кони – то, поглядите, сбежали, нет их на привычных местах! Что же делать нам ребята?

- Теперь, можно и Василисе показать!

- Ребята, мы ничего не забыли??

И так, подведем итог. Медный всадник- станция метро Адмиралтейская; Кони на арке главного штаба тоже на станции метро Адмиралтейская; кони на Аничковом мосту – станция метро Гостиный двор.

- А что мы все про сказки, да про сказки! А давайте покажем Василисе достопримечательности нашего города.

- Нужно вернуть их на место!

Дети выполняют задание «Возращение коней».

- Найти коней на карте метро. Дети подходят к интерактивной доске, находят нужную станцию метро, после чего ставят станции на бумажной карте.

- Конечно, нужно показать!

Физминутка «Люблю по городу гулять».

- И правда, красив ваш город, не наглядеться! У меня еще один предмет остался. Попробуйте-ка отгадать загадку.

Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед!

- Что же это такое?

 - Давайте, запишем в блокнот!

- Ковёр самолет!

Дети выполняют.

- Верно разгадали. Ну такой диковинки уже точно в вашем городе на найдешь!

- И правда, разе есть что-то похожее у нас, ребята?

Точно. Есть в Петербурге ковер-самолет, да не один!

 Давайте запишем в блокнот.

- Давайте покажем Василисе наш аэропорт, пусть полюбуется на нашу диковинку! Зачем бы нам с вами отправляться в аэропорт?

Игра «Летим на море».

- Чемодан собран! Что же дальше?

- До аэропорта Пулково на метро добраться не получится. Для начала нужно доехать до станции метро Московская, а там есть остановка автобуса, который доставит нас до конченой цели.

- Как же наша карта? Попробуем найти станцию метро Московская?

- Аэропорт Пулково! Там этих ковров побольше, чем коней во всем Петербурге будет!

Дети выполняют.

- Полететь отдыхать.

Дети собирают чемодан для поездки на море.

- Узнать дорогу до аэропорта. Станцию метро.

Выйдя из станции метро Московская, дети садятся в автобус под песню «Мы в автобусе сидим», доезжают до аэропорта, ищут станцию метро на карте, ставят обозначение на бумажной карте.

- Я никогда не видела таких красивых и быстрых ковров-самолетов…

- НУ что ж, вы доказали мне, что ваш город – сказочный. Ваша правда, много диковинок и волшебных предметов есть в вашем Санкт-Петербурге. Пойду-ка я расскажу подружкам – Марье Моревне и Василисе Прекрасной – то, что узнала про сказочный город Санкт-Петербург.

До свидания!

Экран переливается и гаснет.

Часть 3 рефлексия

- Ребята, мы рассказали Василисе Премудрой про то, что город наш, действительно, сказочный и ведь забыли сказать, что у Санкт-Петербурга скоро день рождения.

- Вы помните дату рождения нашего города?

- Как можно поздравить город?

- Ваши предложения принимаются. Скажите добрые пожелания городу.

- Предлагаю вам разные материалы для рисования, конструирования, лепки. Вы можете в течение дня сделать еще какой-либо подарок для Санкт-Петербурга.

- 27 мая.

- Нарисовать открытку.

- Сделать макет какой-либо достопримечательности.

- Нарисовать город.

- Сказать добрые слова; пожелать городу что-то.

- Спеть песню.

Дети «дарят» городу свои пожелания.

Дети выполняют творческие работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Санкт-Петербургу» старший дошкольный возраст

Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга. Основные места: Невский проспект, Петропавловская крепость, Л...

Конспект НОД по познавательному развитию «Знаменитые фонтаны Санкт-Петербурга»

познакомить детей с историческим и культурным наследием своей страны....