Конспект занятия "Край родной мой, Ставропольский!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Потоцкая Елена Петровна

Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае; Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе; Приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_rodnoy_moy_stavropolskiy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение комбинированного вида

«Детский сад № 48 «Незабудка»

города Невинномысска

Конспект занятий:

 «Край родной мой, Ставропольский»





Составила:

Потоцкая Елена Петровна

г. Невинномысск, 2022 г.

Тема: Край родной мой, Ставропольский.


Задачи образовательных областей:

Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и г. Невинномысска, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.

Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей; практическое овладение письменной речью (печатание слов). Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Социализация: формировать любовь к родному посёлку, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.

Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края, животноводство и сельское хозяйство СК, символы г. Ставрополь и КавМинВод, Символика СК и Невинномысска (флаг и герб), картины П.М.Гречишкина; детские книги А.Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень,овёс), пшеничные колосья (в вазе), минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская), бумага для печатания, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).

Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о СК, карты СК; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П.М. и детского поэта-А.Е. Екимцева; чтение легенд о СК; экскурсия в детскую библиотеку, Дворец культуры; разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые Ставрополья».

Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.

Встречаем гостей хлебом, солью. Приветствуем их (закрепляем обычаи русских людей на Ставрополье).

Ход:

Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки хорошо открыли,
Ушки навострили.
Будем думать, рассуждать
И немного удивлять.


Основная часть.

- Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае (рассаживаются на стулья).
Ребёнок:

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Отчий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной весёлый двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.


-Дети, а для вас, что такое Родина?
-Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина) 
-Для нас с вами наша малая родина-это город Невинномысск. Назовите адрес нашего проживания в России.
-Итак, в каком крае мы живём?

-Главный город края?
-Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов) - Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили.

-Каменный крест является символом города.

Вношу необычный цветок: сердцевина - очертания территории ставропольского края, вокруг- семь лепестков (богатства края).

- Что у меня в руках? 

— Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории Ставрополья. Если дети затрудняются можно поднести к карте и сравнить)

- Сердцевина цветка-это наш край, а лепестки – его богатства.

- Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1.Природа края (природные ландшафты, животные, растения)
2.Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)
3.Животноводство (на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)
4.Подземные богатства (полезные ископаемые)
5.Знаменитые люди края.
6.Символика СК (на лепестке изображены символы - герб и флаг)
7. Обычаи ставропольцев.
«Отрываем» по лепестку, надписи на лепестках читают дети.

1.Природа края.

- Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (потому что на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.

- Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Егорлык)

- Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)

- Назовите водохранилища края. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

- Названия каких гор Ставропольского края вы запомнили?

Логоритмика «Родные просторы»

Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)
Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны: (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят,( бегут «змейкой»,взявшись за руки)
А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)
Что не тает никогда.(показывают указательным пальцем отрицание)

Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)

Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)
И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут. (изображают разных животных)
И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставрополье, край лучистый,(разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню.(держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)

2. Сельское хозяйство.

- Дети, что изображено на следующем лепестке? (колос пшеничный)

- Как по-другому ещё называют наш край? (Житницей, край хлеборобов)
- Почему?

- Пшеничный колос можно по праву считать символом края.

(вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место).

- Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье - это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите. 

Д/игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)

-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)
-Что ещё выращивают в Ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)

3. Животноводство.

-Ставропольский край называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)
-Какие животные дают нам шерсть?
-Сейчас вы пройдёте к столам и напечатаете на бумаге каких других животных и птиц выращивают на Ставрополье.
- В Ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.

4. Полезные ископаемые.

-Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу).

Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края)


Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными)
Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,
И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)


- Минеральная вода одно из главных богатств Ставропольского края. Легенда о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца-нарта за его щедрость и доброту)

- И потянулись к водам коляски, брички, поезда..

И шла молва: от всех недугов целит кавказская вода.

Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.

- В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?

- Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием 

… (дети читают на бутылке: нарзан)

- Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)

- Почему?(люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)

- Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сейчас его укрепим.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.

5. Знаменитые люди края.

- Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М. - знаменитый Ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу).


Читаем стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться. Стихотворение «Дедушка Туман»

Дедушка Туман
Лес в карман, поля в карман
Спрятал Дедушка Туман,
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга,
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез,
Потерял поля и лес,
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.


- Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев)

- Какие ещё его стихи вы запомнили? (названия)

- Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.

6. Символика края.

- Отличительными символами Ставропольского края являются…? (показываю герб и флаг).

- Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п.ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)

- Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)

- Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)

- Почему полотнище флага Ставропольского края золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)

- Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь - краевой центр)

- Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов г. Невинномысска)

Пальчиковая гимнастика про солнышко

Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи, нас покружи, (покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) (идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идет. 
С песнями водим мы хоровод. 
Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)
Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)

7. Обычаи Ставропольцев

- Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы - чеченцы, даргинцы, карачаевцы).


- Но всех нас, людей проживающих в Ставропольском крае объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи-это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей ? ( хлебом, солью, низким поклоном). – Почему именно с солью встречали гостей? (п.ч.соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям).

- Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай) 

- Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим-хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки-открытки: самые красивые места Ставрополья. (дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)

Заключительная часть

- Мы рассмотрели все лучики - богатства Ставропольского края. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край.

- Мы собрали наш цветик-семицветик - все богатства нашего края.

- Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно порадовали нас и удивили своими знаниями о Ставропольском крае. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о Ставропольском крае - запомните и сохраните в своих сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии "Родной край"

Конспект экскурсии с целью закрепления сезонных представлений....

Конспект занятия «Родная Кубань. Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани»

Знакомлю детей с названием "Кубань, Краснодар, Екатеринодар", довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие "казаки", выделяем столицу Кубани - Краснодар - Екатеринодар". Продолжаю знак...

Конспект занятия "Родной город"

Конспект занятия "Родной город" предназначен для детей подготовительной группы с целью закрепления знаний о родном городе Аша, его достопримечательностей....

Конспект образовательной деятельности «Птицы Ставропольского края» по познавательному развитию с использование ИКТ для старшей группы

Конспект образовательной деятельности«Птицы Ставропольского края»по познавательному развитию с использование ИКТдля старшей группы...

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы «Край родной мой - Ставропольский».

Закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае. Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны - России. Развивать логическое мышление....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Край родной – мой Ставропольский».

Цель: расширить знания детей о родном селе, о его улицах, достопримечательностях;  прививать интерес к истории родного края; воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою стра...

Конспект открытого занятия «Край родной мой, Ставропольский» в подготовительной группе

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его богатствам....