СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СТАРШАЯ ГРУППА «СОЛНЫШКО»
материал (старшая группа)

Толстая Наталья Валерьевна

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kazachestvo.docx220.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 2 «КОЛОСОК»

C:\Users\Пользователь\Desktop\Книга-казачество\фото\IMG_6194.jpg

СИСТЕМА РАБОТЫ  

ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

СТАРШАЯ ГРУППА «СОЛНЫШКО»

Воспитатель: Толстая Н. В.

Инновационный проект 
«Знай и люби свой край»

        

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно-творческий.

По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края.

По характеру координации: открытый.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста,
  • воспитатели,
  • родители,
  • музыкальный руководитель,

По продолжительности: долгосрочный (2 года).

   

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Актуальность:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Чувство патриотизма, любовь к родному городу не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Новочеркасском в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Гипотеза:

если в воспитательно-образовательную работу  ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Аннотация:

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он знакомит детей старшего дошкольного возраста с  историческими данными города Новочеркасска.

Способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту донского края.  

Цель:

Создание условий для нравственно - патриотического воспитание детей старшего дошкольного возраста  через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.

Задачи:

Расширять представления детей с достопримечательностями, символикой, историей родного посёлка.

Развивать познавательный интерес к традициям и промыслам казаков.

Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш посёлок.

Развивать эмоционально – целостное отношение к донскому краю

Воспитывать любовь к родному посёлку, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Ожидаемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.

Формирование чувства национального достоинства, ответственности.

Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего посёлка, общение с интересными людьми.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

I этап проекта – подготовительный

  • Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме: педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
  • Разработка положения о творческой группе;
  •  Провести консультации для педагогов для повышения их компетентности. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  • Анкетирование родителей.
  • Диагностика детей старшего дошкольного возраста с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного посёлка;
  • Составление перспективного плана работы с детьми;
  • Оформление альбомов (педагоги, родители, дети) с видовым разнообразием животного, растительного мира, птиц и рыб.
  • Разработка серии конспектов о городе, донском крае, традициях донских казаков;
  • Составление картотеки игр донских казачат;
  • Составление картотеки «Блюда донской кухни»;
  • Создание медиатеки: «Улицы посёлка и его герои», «Дон и его обитатели», «Донские казаки», «Давайте беречь дом, в котором вместе мы живем»;
  • Создание журналов: «Великая Отечественная война в памятниках Дона», «Традиции донских казаков»;
  • Выпуск газеты «Знай и люби свой посёлок»;
  • Создать альбом «Быт и промыслы донских казаков», «Наш донской край»
  • Создание макетов «Казачье подворье».

II этап – практический

- Проведение развлечений совместно с детьми «Святки», «По Дону казаки гуляли», «С чего начинается Родина», «Масленица», «Светлое Христово Воскресенье»;

- Проведение подвижных игр донских казачат;

- Разучивание стихов и казачьих песен о донской земле;

- Встреча с интересными людьми, ветеранами ВОВ;

- Привлечь родителей к пополнению уголков краеведения материалами;

- Оформить альбомы (педагоги, родители, дети) с видовым разнообразием животного, растительного мира, птиц и рыб.

III этап – заключительный

- Проведение повторной итоговой диагностики детей старшего дошкольного возраста родителей;

- Повторное анкетирование родителей;

- Пополнить методическую копилку:

  • Медиатекой (составить серию презентаций: «Улицы посёлка и его герои», «Дон и его обитатели», «Донские казаки», «Давайте беречь дом, в котором вместе мы живем»);
  •  Играми донских казачат;
  •  Составить перспективный план работы с детьми старшего возраста;
  •  Серией конспектов о донском крае, традициях донских казаков;
  •  Журналами «Великая Отечественная война в памятниках Дона», «Традиции донских казаков»;
  •  Составить картотеку «Блюда донской кухни»;
  •  Выпустить газету «Знай и люби свой посёлок»;

- Оформить альбомы (педагоги, родители, дети) с видовым разнообразием животного, растительного мира, птиц и рыб; «Быт и промыслы донских казаков», «Наш донской край»;

- Разработать методические рекомендации для воспитателей по данной теме;

- Создать макеты «Казачьего подворья».

Результативность

Дети:

  • У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
  • Сформировался необходимый минимум исторических знаний, чувство национального достоинства.
  • Пополнились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в истории России.
  • Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках и лучших людях  посёлка.
  • Возросло желание детей изучать историю, природу, культуру и быт русского народа, принимать участие в праздниках поселка.

Родители:

  • Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
  • Родители начали проявлять больше интереса к образовательно-воспитательному процессу.
  • Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуры своего народа.
  • Разработаны методические рекомендации.

Педагоги:

  • Разработаны методические рекомендации для воспитателей.
  • Создан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и серия конспектов.
  • Презентация проекта на педсовете ДОУ.
  • Появилось желание продолжить проектную деятельность.

Перспектива:

Диссеминация системы работы в процессе сетевого взаимодействия с дошкольными учреждениями города и региона.

Информационные ресурсы:

1. Л.В. Компанцева «Дошкольникам о М.А. Шолохове и Донском крае»

Методическое пособие Ростов-на-Дону, издательство «Терра» 2005г.

2. М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская «Природа и история родного края», Учебное пособие Ростов-на-Донуиздательство, «Баро-Пресс» 2003г.

3. Н.А. Мининков «Обряды и праздники  на Дону» Ростов-на-Дону, Книжное издательство 1979г.

4. А.И. Ригельман «История о донских казаках» Ростов-на-Дону, Книжное издательство 1992г.

5. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, Издательство «Акцидент» 1997г.

6. Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края). Ростов-на-Дону 2005г.

7. Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина «Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона»», Ростов-на-Дону 2005г.

8. Ю.И. Богаевский, О.В. Богаевский «Сокровищница Казачьей доблести», издательство «Лик» 2010г.

9. Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Н.Е. Черноиванова «Доноведение для дошкольников». Ростов-на-Дону, «Ростиздат» 2011г.

10. Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина, Н.Е. Черноиванова  «Цветы: познаем, наслаждаемся, составляем букеты». Ростов-на-Дону «Баро-Пресс» 2011г.

11. Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, И.А. Лыкова, А.Х. Сундукова, Г.Ю. Цветкова «На казаке и рогожа пригожа» - знакомство с казачьим костюмом. ООО Издательский дом «Цветной мир» 2011г.

12. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Авторская программа «Цветные ладошки», ООО «Карапуз-дидактика» 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....

Консультация – практикум «Использование метода проектов в работе по реализации регионального компонента»

Я хочу поделиться своими наработками с педагогами дошкольного образования.В консультации раскрывается актуальность реализации в дошкольной образовательной организации регионального компонента, кратко ...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

из опыта работы по реализации регионального компонента

Наша задача развивать интерес маленьких детей средствами, которые его окружают. Прививать интерес к родному краю. Воспитывать гордость за свое село и людей, которые его прославляют....

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»

Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...