Перспективный план работы по теме самообразования "Развитие мелкой моторики дошкольников".
рабочая программа
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по теме самообразования
воспитателя МДОУ «Детский сад № 20»
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»
на 2020-2021 уч.г.
Смирновой В.Е.
Перспективный план работы по теме самообразования
воспитателя МДОУ «Детский сад № 20» Смирновой В.Е.
на 2020-2021 уч.г.
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний (путѐм изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы).
- Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по развитию мелкой моторики у дошкольников.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
- Развивать игровой опыт каждого ребенка;
- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Содействовать нормализации речевой функции;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
- Сплотить детский коллектив.
Методы и приѐмы работы:
- объяснение, показ, беседа, игра
- массаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
- работа с конструктором ЛЕГО
- различные виды аппликаций
- рисование по трафаретам
- штриховка
- лабиринты
- дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами
- пазлы, мозаика.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Планируемый результат:
- Динамика развития мелкой моторики.
- Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;
- Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность
- Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.
Приобретение:
- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, шишки и т. д.;
- пищевые материалы: горох, бобовые зерна;
- оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, конструктор разной величины и структуры, пирамиды, шнуровки, бусы, прищепки, массажные мячи разного диаметра, настольный - пальчиковый театр, шаблоны для обводки по лексическим темам, мозайки, пазлы, кубики и т.д..
-литература и карточки
- схемы;
Этапы проведения дидактических игр для развития мелкой моторики
в младшем дошкольном возрасте.
Успешность работы с детьми младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены три этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап – Организационно-диагностический
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап – Теоретический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)
III этап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
| Приёмы |
Первая младшая |
|
Вторая младшая |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
раздел плана | содержание работы | сроки исполнения |
Самореализация | 1. Изучение литературы по данной теме. Создать картотеку пальчиковых игр и схемы теневого театра | Сентябрь |
2. Составить перспективный план | Октябрь | |
3. Разработать конспекты ООД с элементами развития мелкой моторики | В течение года | |
4. Повышение собственной профессиональной компетентности | Декабрь | |
5. Разработать диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по развитию мелкой моторики. | Сентябрь Май | |
6. Самоанализ и самооценка проделанной работы; | Май | |
Работа с детьми | 1.Проведение диагностического обследования | Сентябрь, Май |
2.Заучивание пальчиковых игр. | Октябрь | |
3.Заучивание игр с массажными мячиками: | Декабрь | |
4.Рисование на манной крупе, проталкивание мелких игрушек через отверстие, конструирование | Февраль | |
Работа с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом в уголке «сенсорного развития» | Сентябрь |
2. Консультация на тему: «Зачем нужно развивать мелкую моторику у дошкольников?» | Октябрь | |
3.Показ презентации «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка» на родительском собрании | Декабрь | |
4. Подготовка фотографий детей во время развития мелкой моторики у дошкольников. Фотоотчёт «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский) | Май | |
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у дошкольников» разместить на сайте ДОУ | Октябрь |
2. Презентация «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка» разместить на сайте ДОУ | Декабрь | |
3. Изготовление и распространение памяток | Май |
Результативность:
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, можно добиться определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики отслеживать положительную динамику в развитии мелкой моторики рук детей.
Консультация для родителей
«Зачем нужно развивать мелкую моторику
у дошкольников?»
Сухомлинский В.А. сказал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, языка, нижней челюсти) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы и с речью.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая моторику пальцев, мы воздействуем и на внутренние органы человека. Автор СУ–ДЖОК терапии (кисть – стопа) Паджеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Большой палец – это голова, указательный – желудок, средний – печень, безымянный – почки, мизинец – сердце.
Таким образом, тренируя пальцы, формируя их тонкие движения, оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Сейчас все чаще встречаются дети с отклонениями в нервно-психической сфере: повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям. Поэтому в повседневную работу с детьми (на занятиях, физкультурных минутках, индивидуально) целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Важно соблюдать при этом известные принципы: занятие должно приносить радость и усложняться постепенно.
Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры, приспособления, игры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), но и одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка. Используя тренажеры - пазлы, игры, дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами.
Если нет специальных тренажеров или их мало в группе детского сада, то можно с тем же успехом использовать руку, т.е. выполнять с ребенком пальчиковую гимнастику.
На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Такие дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны ежедневные упражнения для пальцев и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.
Проведение моторных действий с предметами, конечно, должно быть не только на специальных занятиях (физкультура, физминутки, сюжетные игры, вышивка и т.п.), но и на занятиях интеллектуального цикла (математика, ознакомление с окружающим) и продуктивного вида (рисование, аппликация, конструирование и т.п.). Упражнения подобного плана можно порекомендовать родителям для занятий дома с детьми.
Воспитателям и родителям очень важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.
В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.
Для занятий по формированию сложно координированных движений руки можно дать следующие рекомендации.
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься « через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, а в противном случае результат не будет достигнут.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, а затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
- Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой, точной.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Консультация для воспитателей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
«Ум ребенка – на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка, а прикосновение к чему- либо является основным методом накопления информации.
Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Мелкая моторика развивается с новорожденности. А формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики обусловлена психологическими и физиологическими особенностями детей раннего возраста, т. к. наибольшее воздействие импульсов от мышц рук на кору головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области.
Средствами развития
мелкой моторики являются:
Пластилин, бумага, крупа, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнурки, прищепки, ткани, куклы, песок, вода, карандаши, счетные палочки.
В процессе:
Бумаготворчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, сконцентрированность, память.
Игры с прищепками – развивают сенсомоторную координацию.
Конструктор «Лего» - способствует развитию восприятия, дети знакомятся с цветом, формой, величиной и осязаемыми свойствами предметов.
Игры шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание. Формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер.
Лепка – развивает силу кисти и пальцев рук, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.
Формы развития могут быть традиционными:
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка и т. д.
- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: мозайки, конструкторы, шнуровки, пазлы и т. д. ;
- Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек» и т. д.
И нетрадиционными:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами;
- Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Главное условие эффективного развития моторики - задействование всех пальцев обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Поэтому в играх равным образом необходимо развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные движения между правой и левой руками.
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется особое внимание. Ежедневно за 3-4 минуты до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры, разминая пальчики, используя гимнастические веревочки, платочки, мячики су-джок, карандаши и т. д.
Массаж - оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему организма, повышает стрессоустойчивость.
Начинать массаж кистей рук и пальцев следует с поглаживания и растирания ладошек вверх-вниз; затем разминать и растирать каждый палец вдоль, затем -поперёк; и далее растирать пальчики спиралевидными движениями.
Пальчиковые игры - готовят руки детей к письму, рисованию, лепке и различным манипуляциям с предметами. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память, воображение и фантазия ребёнка. Кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладение навыком письма.
- Вывод:
Развитие мелкой моторики позволяет детям:
- Научиться понимать многие явления окружающего мира
- Лучше адаптироваться в практической жизни
- Стать самостоятельным и уверенным в себе.
Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что его движения с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными, а сами дети умными, добрыми и отзывчивыми.
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
г. Ярославль.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ:
«ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ»
ГРУППА № 9
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Смирнова В. Е.
2020-2021г.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Месяц неделя | Тема | Задачи | Упражнения |
Сентябрь | «Игрушки» | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Продолжать учить координир. движения с речью. 3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги. 6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. | 1. П/г «Игрушки». 2. Упражнение «Лошадка». 3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать. 5. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик). 6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала. 7. «Пирамидка» -лепка из пластилина 8. Самомассаж косточками фруктов. |
Мониторинг | Мониторинг | ||
Октябрь | «Птицы» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Продолжать учить координировать движения с речью. 4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки. 5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. | 1. П/г. «Утята». 2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками. 3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки. 4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча). 5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро. 6. Оригами «Птички». 7. Самомассаж бусинками. |
Ноябрь | «Дикие животные» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Стимулировать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног. 4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев. 5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу. 6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной. | 1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой. 2. Пальчиковая гимнастика «На лужок». 3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу. 4. Подвижная игра «Зайка» 5. Упражнение «Веселые зверята» 6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками. 7. Самомассаж мячиками (ежиками). |
«Посуда» | Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. 6. Воспитывать бережное отношение к посуде. | 1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками). 2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек. 3. Пальчиковая гимнастика «Посуда». 4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам. 5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей. 6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку. 7. Самомассаж гранеными карандашами. | |
Декабрь | «Зима» | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии. 4. Стимулировать тактильные ощущения. 5. Знакомство с глиной как с художественным материалом. 6. Развивать умение сматывать клубочки. | 1. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками. 2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки. 3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток. 4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка» 5. Самомассаж мячиками (ежиками). 6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей. 7.»Глиняные рожицы» - рисуем глиной |
«Профессии» | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал. 5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность. | 1.П\г «Месим тесто», «Строим дом». 2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне. 3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь. 4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка. 5.»Мы строители» - строим из строительного материала гараж. 6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие. 7. Самомассаж гранеными карандашами. | |
Январь | «Транспорт» | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности. 5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. 6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук. | 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». 2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». 3. Игра «Грузовик построим сами». 4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам. 5. Самомассаж гранеными карандашами. 6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку. |
Февраль | «Дом» | 1.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Обучение рисованию кругов. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек. 5. Развивать чувство формы. 6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек». 2. П/и «Кроватка», «Стул». 3.»Домик для мишутки» - рисуем на манке. 4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. 5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители» 6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе. 7. Самомассаж гранеными карандашами. |
«Предметы помощники (бытовая техника) | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Развивать внимание. 5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь. | 1. П/г «Это звери». 2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки. 3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр). 4. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг» 5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы. 6. Самомассаж мячиками (ежиками). | |
«Наши защитники» | 1.Совершенствовать мелкую моторику рук 2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Учить детей завязывать узелки и бантики. 5. Стимулировать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы». 2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками 4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами. 5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем. 6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре | |
Март | «Мамин праздник» | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 4. Стимулирование тактильных ощущений. 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. | 1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки. 2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга. 3. Подвижная игра «Подарок маме». 4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками 5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту. 6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 7. Самомассаж косточками фруктов. |
«Весна в природе» | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов. | 1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». 2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию : солнышко, травку, первые цветы, деревья. 3.»Весенний букет» - аппликация с использованием оригами. 4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков. 5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). | |
Апрель | «Птички прилетели» | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. | 1. Игра»Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры). 2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики. 3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр) 4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками. 5. Пальчиковая гимнастика «Улитка». 6. Пальчиковая игра «Орешек». 7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем. |
«Насекомые» | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 5. Развивать умение завязывать узелки. 6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом. 7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ | 1. П/игра «Червячки», «Паучок» 2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена. 3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы. 4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке. 5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку. 6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. 7. Самомассаж косточками фруктов. 8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование | |
Май | Мониторинг | Мониторинг |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Несколько идей, чем занять ребенка…
1. Крупа на тарелочке Насыпьте в любую ёмкость два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает. Вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Узоры на пластилине Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин.
3. Самые вкусные игры Смешать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И дать разобрать ребёнку.
4. Баночки и крыжечки Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
6. Красивый цвет На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет .
7. Рисунки на крупе Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
8. «Волшебное тесто» Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков
9. Делаем бусы Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка : нанизать макаронины на шнурок .
10. Пуговки, мозайка Пуговки- Упражнение «Лыжник» Ребёнок двигает по поверхности пуговиц пальчиками не отрывая. Упражнение «Хождение по кочкам» или «Лесенка» Ребёнок шагает каждым пальчиком по пуговицам или лесенке. Мозайка – Упражнение «Пинцетик» Ребёнок пинцетиком собирает всю мозайку в любую ёмкость.
11. Прищепки Игры с прищепками развивают у детей творческое воображение, логическое мышление, закрепляют цвета, счёт.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
г. Ярославль.
Методы мониторинга - состояния мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста
Воспитатель: Смирнова В. Е.
2020 – 2021г.
Методы мониторинга состояния мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста
Проблемами изучения мелкой моторики дошкольников и младших школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.).
Развитие мелкой моторики тесно связано c развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Вместе с тем, качественные изменения контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).
А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).
Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966).
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В.Светлова и др.), автодидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности c овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, a также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, a не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Цель мониторинга: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 3-4 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
- Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
- Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
- Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
- Поочередно постукивать пальчиками по столу.
- Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
- Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
3 блок.
Работа с бумагой
- Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание
- Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
- Нанизывание пуговиц средней величины.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
- Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3 блок.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез.
4 блок
Упражнения на дорисовывание
- Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Задания для мониторинга развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
- Катание шарика.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
- Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
- Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
3 блок
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)
- Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Узоры по клеточкам». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
- Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
| |
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 блок | 2 блок | 3 блок | 4 блок | примечание | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта развития мелкой моторики рук
детей 3-4 лет
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 блок Упражнения на координацию движений | 2 блок Упражнения на повторение фигур из пальцев | 3 блок Работа с бумагой | 4 блок Дорисовы - вания | |||||||||||||||||||||||
Коснуться кончика носа (правой и левой рукой ) | Поочерёдно сгибать и разгибать пальцы рук | Изменение положение кистей рук | Поочерёдно выполнить удар ребром прямой ладони | Поочерёдно постукивание пальчиками по столу | Застегнуть и расстегнуть пуговицы | Переложить предмет | Сложить в кольцо большой и указательный палец | Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони. | Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе). | Нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, | Примечание | |||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||||||||||||
24. | ||||||||||||||||||||||||||||
25. | ||||||||||||||||||||||||||||
26. | ||||||||||||||||||||||||||||
27. | ||||||||||||||||||||||||||||
28. | ||||||||||||||||||||||||||||
29. | ||||||||||||||||||||||||||||
30. | ||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные планы по творческой теме "Развитие мелкой моторики у детей с Тяжёлыми нарушениями речи посредством ручного труда"
Перспективные планы (средний, старший, подготовительный возраст)...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»
В дошкольном возрасте работа по развитию именно мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подгото...
План по самообразованию. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников"
План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников" 2015-2017г.г....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
МАДОУ детский сад №26 «Радуга» План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...