Проект «Развитие культурного наследия родного края через игровую технологию геокешинг»
проект (подготовительная группа)

Гафурова Нурфия Василовна
В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. Татарстан - достойная и многогранная республика, которая располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить её. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение к народной культуре и культурному наследию своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 «Развитие культурного наследия родного края через игровую технологию геокешинг»

                     Актуальность проблемы:

      В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа.  Татарстан - достойная и многогранная республика, которая располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить её. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение к народной культуре и культурному наследию своего народа. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать родную страну, родной язык.

        Мы живем в век информационных технологий, где большинство воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами и играть в видеоигры, предпочитая их занятиям физкультурой и прогулкам на свежем воздухе. Поэтому нам необходимо создать такую форму работы с детьми, при которой, происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. И чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет.

Цель проекта Содействие этнокультурному и духовному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с культурным наследием Татарстана через игровую, образовательную технологию – геокешинг.

Познакомить детей с историей, легендами, мифами о родном крае, а также познакомить с событиями прошлого, достопримечательностями, историческими памятниками, музеями родного города, города Казани, республики Татарстан.  

Задачи проекта

1. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к истории родного края, прошлому и современному состоянию национальной культуры, к культуре татарского народа, его духовным, материальным ценностям, передача нравственных ценностей и духовных традиций своего народа;

2. Углублять представления об истории малой Родины; 

3. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

4. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Татарстана. Осуществлять в рамках образовательного процесса нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;

5. Обучение детей двум государственным языкам Республики Татарстан на основе современных образовательных технологий (УМК, образовательный геокешинг);

 6. Развивать у детей познавательный интерес, умение ориентироваться на местности по карте-схеме, использовать ранее полученные знания и расширять свои знания, свой кругозор, в процессе новой игры развивающей направленности – геокешинг;

 7. Создание языкового пространства обучения детей татарскому и русскому языкам в ДОУ в соответствии с ФГОС;

8. Расширять работу с родителями с использованием национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Возраст детей: 6-7лет

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, воспитатель (по обучению детей татарскому языку), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители и члены семьи.

Тип проекта: познавательно- игровой  

по методу: интегративный

по продолжительности: среднесрочный (2 месяца)

Срок реализации проекта: С января по март 2022 г.

Форма представления результатов: геокешинг-игра «Необычное путешествие в страну легенд»

 

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное

развитие, развитие речи, физическое развитие, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, ознакомление с окружающим миром.

Место реализации проекта: МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №99 «Кубэлэк»» НМР РТ, группа №12, кабинет татарского языка.  

Проектное решение:

Реализация проекта включает в себя работу в двух направлениях:

- работа с детьми: беседы, игры, мероприятия в группе, занятия, чтение литературы по теме, изготовление детьми карты;

- работа с родителями: беседы и консультации с родителями, совместные занятия в ДОУ, изготовление макета

 

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Национальный уголок

2.Методический комплект УМК

3.Наглядный материал:

а) дидактические игры

б) музыкальные сказки на татарском языке. Л.Батыр-Булгари, “Болтливая утка” (по мотивам сказок татарского писателя А.Алиша), мультфильмы по мотивам татарских народных сказок и по произведениям Г.Тукая («Өч кыз», «Алтын бөртекләр», «Эш беткәч, уйнарга ярый», «Ике кыз» и др. материалы из сайта: Татармультфильм)

в) аудиозаписи гимна Татарстана, песни на слова Г. Тукая - «Туган тел».

г) просмотр видеороликов о Татарстане, Казани, Нижнекамска.

д) презентации «Татарстан», «Казань», «Нижнекамск», «Поэт-герой - М.Джалиль», «Г.Тукай- великий татарский поэт» и др.

  1. Интерактивная доска, проектор, планшет, фотоаппарат моментальной печати

Предварительная работа:

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 10 января по 15 января)

Определение темы, задачи и цели проекта.

Подбор материала по данной тематике: литература, иллюстрации, видео и аудио материал.

2.Основной (с 16 января по 25 февраля)

3.Заключительный (с 26 февраля по 7 марта)

   

Планируемый результат.

  • У детей сформировано представление о культурном наследии Татарстана.
  • Дети умеют играть в геокешинг игру.
  • У детей расширено представление о традициях и культуре народов Татарстана.
  •  Дети знают татарские народные игры, умение в них играть.
  • Повышен активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и исторических культурных ценностях Татарстана.

 

4. Программа проектных мероприятий

              Комплекс мер

       Место      проведения

     Срок проведения

Ответствен-

        ный

Этап 1 Подготовительный

1.

Изучение и анализ нормативной документации:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г «Об утверждении ФГОС ДО»

- Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций

Кабинет воспитателя (по обучению татарскому языку, группа №12, методический кабинет

 январь

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.,

Гадельшина Л.М.,

Файзрахманова А.Р..

2.

 Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме, подбор музыки и музыкальных произведений, музыкальных и подвижных народных игр.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала для реализации проекта.

Интернет ресурсы.

Методический кабинет

 январь

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.,

Гадельшина Л.М., Файзрахманова А.Р..

3.

Групповая консультация для родителей с целью информирования о реализации проекта.

 группа №12

 январь

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г,И,

 

6.

Разработка памяток для родителей

Кабинет  по обучению татарскому языку, группа №12.

 январь

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

 

7.

Разработка конспектов, подготовка демонстрационного и раздаточного материала для проведения ОД, квест-игр, геокешинг-игр

Кабинет воспитателя (по обучению татарскому языку, группа №12.

 январь

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

8.

Разработка конспекта итогового мероприятия: геокешинг-игра «Необычное путешествие в страну легенд»

 Кабинет воспитателя (по обучению татарскому языку, группа №12, музыкальный зал, физкультур-ный зал

 январь

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.,

Гадельшина Л.М., Файзрахманова А.Р..

Этап 2

Основной

1.

Беседа с детьми «Я живу в Татарстане»

Цель:  

группа

 январь

Гафурова Н.В.

Гайнуллина Г.И.

2.

ОД   "Край богатый и красивый, мой Татарстан".

Цель: закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики

Татарские народные игры: «Йөзек салыш”, “Түбәтәй”, “Чума үрдәк, чума каз”

 

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Кабинет  по обучению татарскому языку

 январь

Гафурова Н.В.

3.

  «Татарский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тубэтэй, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Дидактические игры "Укрась фартук", "Собери узор", "Назови правильно".

Чтение сказки "Три дочери"

Кабинет  по обучению татарскому языку

 январь

 Гафурова Н.В.

4.

Государственные символы РТ

Цель: Познакомить детей с государственными символами - герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.

Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Геокешинг-игра «Освободим Ак барса». Цель: познакомть детей с новой игрой развивающей направленности; развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута; развивать интерес к самостоятельному решению познавательных задач

Группа, кабинет по обучению татарскому языку, музыкальный зал, детский сад.

февраль

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

5.

«Татарский народ: культура, традиции и обычаи».

Цель: формировать и развивать представление о татарском народе и его предках, его культуре, о народных праздниках

Легенда о чак-чаке.

Показ презентации "Народные праздники и народные традиции"

Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Изучение танца "Бормалы су"

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Группа, кабинет по обучению татарскому языку, музыкальный зал.

февраль

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

Гадельшина Л.М.

6.

Показ презентации “Культурное наследие Татарстана”

Просмотр иллюстраций, рисунков

Дидактическая игра «Путешествие по стране». Цель: углубить представление о республике; формировать представление о культурных ценностях нашей республики.

  Кабинет по обучению татарскому языку

февраль

Гафурова Н.В.

7.

Беседа и показ презентации «Культурное наследие: древний город Булгар и остров град Свияжск»

Цель: познакомить детей с культурным наследием нашей республики.

февраль

Гафурова Н.В.

8.

Беседа и показ презентации «Культурное наследие: древний город Билярск»

Легенды о Билярске.

Цель: продолжать знакомить детей с культурным наследием нашей республики.

Кабинет  по обучению татарскому языку

февраль

Гафурова Н.В.

9.

Беседа и показ презентации: «Культурное наследие Казани»

Разссказ легенд  об основании Казани, о Зиланте, о башне Сююмбике, об озере Кабан.

Цель: познакомить детей с культурным наследием Казани,  формировать представление о культурных объектах Казани, воспитывать бережное отношение к культурным ценностям.

Рисование и конструирование: «Башня Сююмбике»

 Цель: продолжать знакомить детей культурным наследием Казани – с башней Сююмбике

Дидактическая игра “Сложи достопримечательность

Цель: закрепит знания детей о достопримечательностях города Казани.

Группа, кабинет по обучению татарскому языку, детский сад

февраль

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

10.

Квест-игра «В поисках клада» Цель: закрепить представление о достопримечательностях города Казани; развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута; развивать интерес к самостоятельному решению познавательных задач; развивать речь, логическое и творческое мышление.

Детский сад

февраль

Гафурова Н.В., Миндубаева В.Т. зам.зав. по ВМР

11.

Геокешинг-игра «Освободим Сююмбике». Цель: закрепить предсталение о культурном наследии Казани – башни Сююмбике и великой казанской царице; продолжать знакомить детей с     новой игрой развивающей направленности; развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута; развивать интерес к самостоятельному решению познавательных задач; развивать речь, логическое и творческое мышление.

Группа, кабинет по обучению татарскому языку, детский сад

февраль

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

12.

Беседа и показ презентации: “Культурное наследие Нижнекамска”.

Просмотр иллюстрации и фотографии.

Дидактическая игра “Сложи достопримечательность

Цель: закрепит знания детей о достопримечательностях нашего города.

Кабинет по обучению татарскому языку

февраль

Гафурова Н.В.

13.

«Поэт-герой - М. Джалиль».

Цель: приобщение детей к творческому наследию Татарстана, повышение интереса к произведениям великих татарских поэтов и писателей; расширить представления детей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Инценировка стихотворения «Красная ромашка» с подтанцовкой.

Разучивание детских стихотворений М.Джалиля.

Группа, кабинет по обучению татарскому языку.

февраль

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

14.

Экскурсия в библиотеку: «Идем по следам М. Джалиля»

Дворовая библиотека

февраль

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

15.

«А. Алиш и его наследие»

Цель: продолжить приобщение детей к творческому наследию Татарстана, повышение интереса к произведениям великих татарских поэтов и писателей; расширить представления детей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений

Рассказ воспитателя: «Детство А.Алиша»

Чтение художественных произведений для детей, просмотр мультфильмов по мотивам произведений А.Алиша.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» («Рәсем буенча әкият сөйлә – А.Алиш иҗаты буенча”).

Рисование: “Герои сказок А.Алиша”.

Инценирование (драматиза-ция) одной из сказок А.Алиша. Цель: развивать творческие способности детей

Группа, кабинет по обучению татарскому языку

февраль

Гафурова Н.В.

16.

«Г.Тукай - великий татарский поэт»

Цель: продолжить приобщение детей к творческому наследию Татарстана, повышение интереса к произведениям великих татарских поэтов и писателей; расширить представления детей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений

Легенды о водяной и Шурале.

Чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов по мотивам произведений Г.Тукая.

Разучивание песни «Туган тел» на слова Г. Тукая.

 

Разучивание стихотворений Г. Тукая.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» («Рәсем буенча әкият сөйлә – Г.Тукай иҗаты буенча”)

Группа, кабинет по обучению татарскому языку

Гафурова Н.В.

17.

Развивающее ОД с элементами геокешинг-игры: "По следам героев сказок Г.Тукая». Цель: закрепить представление о художественных произведениях и героев сказок Г.Тукая; продолжать знакомить детей с     новой игрой развивающей направленности; развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута; развивать интерес к самостоятельному решению познавательных задач; развивать речь, логическое и творческое мышление.

Группа, кабинет по обучению татарскому языку, детский сад

 февраль

 Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

18.

Праздничное мероприятие «Мы наследники Тукая»

Цель: повышение интереса к произведениям великих татарских поэтов и писателей;   расширить представления детей о татарской детской литературе; сохранение семейных ценностей традиций, языка и культуры

Музыкальный зал

март

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

Гадельшина Л.М.

 19.

ОД совместное с родителями с элементами геокешинг-игры на тему: «Необычное путешествие по родному городу». Цель: сохранение семейных ценностей традиций, языка и культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию родного города. 

 март

 Гафурова Н.В.

 20.

Оформление совместно с родителями  фотоальбома: «Культурное наследие родного края»

группа

 март

Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

 21

Итоговое мероприятие: геокешинг-игра «Необычное путешествие в страну легенд».

 Группа, кабинет по обучению татарскому языку, музы-кальный зал, физкультур-ный зал, детский сад

 март

 Гафурова Н.В.

Этап 3

1

Презентация      проектной

работы на педагогическом

совете ОУ.

Музыкальный зал

 

 Гафурова Н.В.

2

Подготовка и размещение  

стендового материала для

родителей  в форме фото-

отчёта.

Групповые помещения

 

 Гафурова Н.В.,

Гайнуллина Г.И.

3

  Презентация проектной работы на

ГМО педагогов   "Ярмарка

педагогических идей"

ГМО педагогов.

По плану

УДО

 

Гафурова Н.В.

6. Выводы.

 Повышение у детей потребности в новых знаниях о  Татарстане, о его культурно- историчеких объектах, о творческом и культурном наследии, о народных играх и традициях

     

 Повышение интереса родителей в национальном и культурном воспитании детей, в сохранении  культурно-исторических  ценностей Татарстана

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Недостаточная активность  родителей

Индивидуальное консультирование и беседы с родителями.

Организационные

 

-Карантинные мероприятия.

Согласование времени проведения основных мероприятий проекта с администрацией детского сада.

Перенос сроков реализации проекта.

Заключение

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Дошкольники узнали, что такое культурное наследие, познакомились с легендами и историей возникновения культурно-истрорических объектов Татарстана, так же познакомились с   геокешинг игрой - новой игрой развивающей направленности.

Ребята, участвуя в проекте, вместе с родителями пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о культурном наследии Татарстана, научились применять свои ранее полученные знания   в геокешинг игре. Дети научились хорошо ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута. У детей повысился интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Во время реализации проекта дети так же познакомились с творческим наследием татарского народа.

У детей возникло чувство гордости за свою республику.

У них улучшились отношения между собой.

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

  1.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольныхучреждений. М.: Мозайка-Синтез, 2016;
  2. Методическое пособие «Использование проектной деятельности в детском саду», Казань, 2021;
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. И доп. – М.:Мозайка-Синтез, 2019;
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской  Федерации». Издательство: Проспект, 2019 г.;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г.;
  6. Шаехова Р.К. «Региональная программа дошкольного образования. - Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы”. - РИЦ, Казань, 2019;
  7. Шаехова Р.К. “Сөенеч – радость познания:  региональная образовательная программа дошкольного образования”./ (Р.К.Шаехова). – Казань: Мәгариф-Вакыт, 2016.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ «СКАЗКИ СТАРОЙ ВЯТКИ»

*Создать необходимые условия для знакомства детей с литературными произведениями и культурным наследием родного края*Способствовать формированию и развитию патриотических качеств у детей.*Воспитывать ...

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ «СКАЗКИ СТАРОЙ ВЯТКИ»

приобщить дошкольников к литературе и  культуре родного края через ознакомление с произведениями Н.В. Русиновой...

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»

laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...