Семинар-практикум «Мой родной край – Курская область»
методическая разработка
Материал предназначен для воспитателей и родителей дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Мой родной край – Курская область»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, повысить образовательные, профессиональные, теоретические знания педагогов об общности народов, населяющих Курскую область.
Задачи:
1. Познакомить с народами, живущих в нашем крае, их традициями.
2. Сформировать уважительное отношение к народам, живущим в нашей стране.
3. Развивать познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к своему родному краю.
Уважаемые педагоги! Сегодня мы являемся участниками семинара-практикума «Мой родной край – Курская область» и я хочу начать со слов:
У нас здесь и хлеб един, и вода, и радость и беда.
И гордимся мы все нашей Курской областью – чувство Родины храня!
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задачи:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:
- Моя семья
- Мой детский сад
- Мой город
- Мой родной край
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А.С.Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.
И наш семинар мы начнем с небольшой викторины:
1. Земля, где ты родился? (Родина)
2. Древнее название России? (Русь)
3. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (Патриотизм)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)
6. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин)
7. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)
8. То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традици.)
9. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие)
10. Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг)
11. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол)
12. Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
13. Как называется местность, охраняемая законом, в которой прекращена хозяйственная деятельность и посещение людей? (Заповедник)
14. Назовите заповедники и природные парки Курской области? («Центрально-Черноземный заповедник имени Василия Алехина » Природный парк «Дубовая роща», Природный парк «Первомайский», Природный парк «Боева дача»)
15. Откуда произошло название города Курска (города Щигры)?
16. Достопримечательности города Курска(Щигров)?
17. Что изображено на гербе Курской области (города Щигры) ?
18. Назовите порядок изображения цветов на флаге России? (Белый, синий, красный)
Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышим в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным. Изучать культуру разных народов нужно начинать со своей Малой Родины. Для нас Малая Родина – это наш богатый Ульяновский край. Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей. И первый вопрос, который я хочу вам задать: «Какой же народ является коренным в Курской области?»
Правильный ответ: «Коренного населения на нашей территории нет». на территории Курской области проживают представители 142 различных национальностей.
У всех народов свои обычаи, традиции, праздники, но и много общего.
Второй вопрос: «Что служило наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека?»
Правильный ответ: «Народный костюм». Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Вот несколько образцов одежды. Посмотрите, чем они похожи между собой и чем отличаются?
Русский наряд. Национальной одеждой русских была:
косоворотки – традиционная рубаха с разрезом и застёжкой на груди, смещённых влево, порты – штаны. Это всё мужская одежда. В женской одежде поверх рубахи снизу надета понева – юбка, состоящая из трех несшитых прямоугольных полотнищ и нагрудник – короткая верхняя одежда с широкими короткими рукавами, или же сарафан. А также волосник - матерчатый, мягкий головной убор под платком – это головной убор женщин.
Третий вопрос: «Какие народные праздники, которые отмечаются в Курской области, вам известны?»
Святки, которые были приурочены к Рождеству Христову и Крещению, а также календарные обряды конца зимы – Масленица, летний - Ивана Купала, День курского соловья. Южные районы Курской области — Суджанский, Беловский, Большесолдатский, Обоянский отмечали праздник «Маргоски».
И четвертый вопрос: «Какие традиционные блюда народов Курской области вы знаете?»
Картофельная друнька (Курчатовский район)
Картофельная друнька – это картофельно-яичная запеканка, которую по особенному рецепту готовили жители деревни Дроняево. В состав друньки, помимо картофельного пюре и яиц, входят молоко, сливочное масло и сметана. Каждая хозяйка делала друньку по-разному: кто-то выпекал в маленьких формах, а кто-то готовил как многослойный пирог. Украшали блюдо зеленью и сметаной или разносолами.
«Гарбузня» (Поныровский район)
Поныровская традиционная каша или «гарбузня» – это каша, запеченная в тыкве. Чтобы её приготовить, с тыквы срезали шляпку, вычищали мякоть. В тыкву наливали молоко, добавляли кубики тыквы, пшенную крупу, соль, сахар, сливочное блюдо и иногда изюм. Подавали «гарбузню» с лепешками из пшена, с медом и молоком.
Вареники с дырочкой (Суджанский район)
В Суджанском районе готовили особенный вид вареников – с дырочкой. Считается, что это блюдо придумали казаки во времена походов против татар: в период затишья они делали вареники, а в спешке их не долепливали, оставляя дырочку. Оказалось, что именно вареники с дырочкой получаются более сочными и вкусными, так как во время варки в них попадает вода. В качестве начинки в варениках используют творог, тушеную капусту, мак, малину, вишню или грушу.
Плёховские маковые пампушки (Суджанский район)
В селе Плехово есть свой рецепт приготовления пампушек. Их делают из сладкого дрожжевого теста, запекают в русской печи и поливают кремом из меда и мака.
«Богатая каша» (Железногорский район)
Родина этого блюда – купеческая слобода Михайловка. Для приготовления этой каши использовали перловую крупу, белые грибы, лесные орехи, семена тыквы, обжаренные лук и морковь. Праздничное блюдо готовили на Ореховый спас.
Гороховый кисель (Железногорский район)
«Богатую кашу» подавали с ещё одним традиционным лакомством – гороховым киселём. Чтобы его приготовить, горох мололи в муку, а затем получившуюся массу засыпали в воду и варили. Кисель заливали в форму, где он застывал. Затем его резали на кусочки, а ели с солью, зеленью и луком.
Молочный кисель (Медвенский район)
Это старинное блюдо упоминается в сказках и легендах. В его состав входят вода, сметана и сахар. Украшали десерт ягодами. В Курской области кисель делали густым, чтобы ложка стояла. Также, как и гороховый, молочный не пьют, а нарезают на кусочки и едят ложкой.
«Сливуха» (Горшеченский район)
Кашу по-горшеченски также называют «Сливухой». В народе считалось, что хозяйка каждый день должна готовить разные каши. Если женщина два раза в неделю готовила одно и то же блюдо, то она считалась недомовитой. Одним из блюд, которое разнообразило кухню, была «Сливуха». Это пшенная каша с картофелем и луком, приправленная маслом. Такую кашу можно приготовить в печи или на костре.
К сожалению, многое к настоящему времени из национальных особенностей культуры каждого народа оказалось утраченным, так как сказалось взаимное влияние совместного проживания и хозяйственной деятельности на одной территории. Но более устойчивым у всех национальностей остаются: традиционная кухня, элементы обрядности, религиозные верования, элементы народного творчества. Почти исчез из потребления национальный костюм.
Наш тренинг хочется закончить словами:
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П.Постникова. - М. : Детство-пресс, 2007.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н.В. Алешина -М.: УГЛ, 2005.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие/О.Л. Князева, М.Д. Маханева -М.:Детство -Пресс, 2016.
4. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья: учебное пособие. – М.: Московского Университета, 1964.
5. интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Содержание образования в области физической культуры в ДОУ"
семинар-практикум...
Презентация "Мой родной край - Астраханская область"
Презентация создана для НОД "Мой родной край - Астраханская область" В презентации доступно рассказывается чем славится астраханская земля. Для старшего дошкольного возраста. В презентации используютс...
Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область"
Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область" вторая сладшая группа...
Семинар-практикум для воспитателей «Компетентность педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»
Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина....
Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"
Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"...
Семинар-практикум для педагогов «Компетентность воспитателей в области патриотического воспитания дошкольников»
Развивать творческиЙ потенциал педагогов....
Проект "Мой родной край-Иркутская область"
Проект "Мой родной край-Иркутская область"...