Проект "Мой родной край-Иркутская область"
проект
Проект "Мой родной край-Иркутская область"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_rodnoy_kray_-_irkutskaya_oblast.docx | 202.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководители проекта:
Бочарова М.В., заведующий
МБДОУ «Детский сад № 212»
Колесова Е.О.,
заместитель заведующего по ВМР
Разработчик:
Злобина В.Н., учитель-логопед
Составители:
Злобина В.Н., учитель-логопед,
Филиппова Г.А., инструктор по
физической культуре,
Бондаренко В.В., воспитатель,
Солуянова А.С., воспитатель
г. Зима, 2017 г.
Пояснительная записка
Знают взрослые и дети, он известен всей планете,
Он могучий и большой, его любят всей душой!
Помогите, сберегите, для потомков сохраните
Твердо верит стар и мал – сохраним мы наш Байкал!
Т.П. Шелкунова
Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием нашей образовательной организации. Именно детский сад должен стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни ребенка.
ФГОС дошкольного образования ставит приоритетным региональный принцип учета отбора содержания и направлен на объединения воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм.
Каждый человек имеет свою малую Родину. Это то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально-нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе, традициях народов Иркутской области.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине, традициям народов. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, традициях народов, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Цель проекта:
Создание условий для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о традициях народов проживающих в Иркутской области.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о родном крае, традициях народов Иркутской области.
2. Развивать эмоционально отзывчивость, проявляют интерес, любознательность, патриотические чувства, любовь к родному краю
3. Воспитывать толерантное отношение, чувство гордости к своему родному краю.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Выявление проблемы;
Формирование целей и задач проекта;
Изучение литературы по теме проекта;
Анализ предметной среды групп;
Разработка дидактических и подвижных игр.
2 этап – основной.
Организация работы над проектом.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием;
Сбор и систематизация информации о родном крае.
3 этап – заключительный.
1. Изготовление макетов достопримечательности города, Байкала.
Тактика реализации проекта
Дата | Мероприятие | Предполагаемые результат | Ответственный |
1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь) | |||
Сентябрь | «Мой город» (путешествие по фотографиям) | Дети имеют представления о городе | Злобина В.Н., учитель-логопед |
Ноябрь | Знакомство с достопримечательностями города» | Дети расширяют знания о достопримечательностях города | Злобина В.Н., учитель-логопед |
2 этап – основной (декабрь – апрель) | |||
Декабрь | Проведение викторины «Любимый город – Зима» | Дети получают знания опытным путем | Злобина В.Н., учитель-логопед |
Январь | Репортаж для Сибирячка | Дети расширяют знания о природе, фауне | Филиппова Г.А., инструктор по физической культуре |
Февраль | Разработчик развивающей предметно пространственной среды: Дидактические игры «Народы Сибирского края», «Путешествие по Байкалу», «Леса Сибири» | Обогащение предметно-пространственной среды для знакомства детей с народами, природными ресурсами Сибири и озера Байкала | Бондаренко В. В., воспитатель |
Март | Путешествие по озеру Байкалу | Дети расширяют знания о природе Байкала, разновидностях рыб | Филиппова Г.А., инструктор по физической культуре |
Апрель | «День вареников» | Расширение знаний о блюдах | Солуянова А.С., воспитатель |
3 этап – заключительный (май) | |||
Май | Изготовление макетов достопримечательности города, Байкала | Расширение кругозора | Злобина В.Н., учитель-логопед |
Планируемые результаты:
1. Дети имеют представления о своем городе, родном крае; символики города; традициях народов живущих в Иркутской области, достопримечательностях, климатических условиях, флору и фауну Иркутской области.
2. Дети эмоционально отзывчивы, проявляют интерес, любознательность, патриотические чувства, любовь к родному краю.
3. Воспитывать бережное отношение, гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства края.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (2017-2018 уч. г.).
Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212», старший дошкольный возраст.
Участники проекта: воспитанники, педагоги.
Модель реализации проекта Мой родной край – Иркутская область»
по основным образовательным областям
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | |
Сюжетно-ролевые игры | «Экскурсия по станицам родного города, края» |
Труд | Изготовление макетов «Достопримечательности города». Оформление стенда по патриотическому воспитанию «Мой любимый край – Иркутская область» |
1.Организяция экскурсии в краеведческий музей 2.Экскурсии к памятникам города 3. Экскурсия по ближайшим к детскому саду улицам | |
Познавательное развитие | |
Дидактические игры Подвижные игры | Работа в тетради «Сибирский Родничок»; «Нерпенок»; «Волшебные ленты дорог»; «Герб города»; «Район, в котором мы живем»; «Заколдованный город»; «Найди животных нашего края»; «Птицы нашего города»; «Продолжи пословицу»; «Путешествие по городу»; «Сложи герб из фрагментов»; «Где находится памятник?»; «Очисти берег Байкала»; «Шишки - камушки»; «Щука и караси»; «Грибы, ягоды, цветы»; «Отбивка оленей»; «Белый шаман»; «Ручейки и озера» |
Беседы с использованием иллюстраций | - «Мой город», «Моя улица», «Мой детский сад»; - о климатических условиях города Зимы и родного края; - о традициях народов Иркутской области; - «Быт и традиции народов Иркутской области»; - «Об озере Байкале, его растениях и животных» |
Речевое развитие | |
Чтение художественной литературы | Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок о родном крае. Рассматривание иллюстраций, фотографий о нашем городе и родном крае. Заучивание стихов о любимом городе. Отгадывание загадок о родном крае. Составление творческих рассказов из личного опыта детей о родном крае |
Художественно-эстетическое развитие | |
Музыка | Прослушивание песен о родном крае |
Изобразительная деятельность | Рисование на тему «Мой родной край» |
Используемая методическая литература:
1. Алешина Н.В. патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации – М.: ЦГЛ, 2005. – 205с.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112с.
3. ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» «Байкал-жемчужина Сибири» учебно-методическое пособие, Иркутск, 2011 г..
- Инновационная образовательная программа в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «Сибирский Родничок», МБДОУ «Детский сад № 212», авторы: М.В. Бочарова, Е.О. Колесова, 2018 г..
- Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2008.
6. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду для педагогов дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1984. – 272с.
- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми // Мир детства. – 2001. – № 4. – с. 39.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Составила и провела:
Злобина В.Н., учитель-логопед
г.Зима, 2019 г.
Викторина «Любимый город – Зима»
Цель: создание условий для формирования элементарные представлений воспитанников о малой Родине - городе Зиме через игровую мотивацию.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Способствовать развитию речи и обогащению словаря детей по теме «Моя малая Родина» определениями, глаголами.
2. Упражнять в преобразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных во множественном числе.
II. Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки речевого общения, формировать умение выразительно читать стихи.
2. Корригировать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение воспитанников через игры «Четвертый лишний», договаривание стихотворений, выполнение коллективной работы.
3. Совершенствовать координацию речи с движениями, плавность и силу голоса при выполнении логоритмического упражнения.
III. Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
2. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного города.
Описание материала: викторина для детей с ТНР подготовительной к школе группы (6-7 лет) комбинированной направленности по теме: «Мой любимый город». Данная разработка будет полезна воспитателям, учителям-логопедам по патриотическому воспитанию. Эта познавательная игра направлена на уточнение знаний о родном городе, воспитанию любви к малой Родине.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественно-эстетическое развитие, литературы, физическое развитие.
Активизация словаря: Россия, малая Родина, герб, Зима, Иркутская область, музеи, стадион, парк.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация «Узнай и назови?», ватман с изображением контура городского пейзажа, кисточки дляклея, салфетки, заготовки для индивидуальной работы (силуэты архитектурных строений), аудиозапись песни «Зима», значки-эмблемы для команд: «Звездочки» и «Родничок», фишки, два конверта с пазлами - изображения герба Зимы и Иркутской области.
Предварительная работа:
Беседы: «Я и моя семья», «Мой город».
Рассматривание иллюстраций о городе Зиме, карты города Зимы, рассматривание
государственных символов (гербов) городов Иркутской области.
Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи.
Рисунки детей на тему: «Мой город», изготовление атрибутов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в выборе заготовок (силуэтов архитектурных строений) и в процессе самостоятельной творческой работы.
Ход игры - викторины:
I. Орг. момент.
- Сегодня вы приглашены на викторину, которая пройдет в необычной для вас форме. С вами будут соревноваться дети из детского сада № 14. Посмотрите на экран. Вы видите их, а они – вас.
Давайте поздороваемся и познакомимся с каждым.
-Назовите свое имя.
- Кто же дал вам имя и фамилию?
- А когда родители дали вам имя и фамилию?
- Каждая семья, каждый человек отмечает свои семейные праздники.
- Какой самый главный семейный праздник?
- День рождения может быть не только у человека. У кого еще может быть день рождения? Свой день есть и у книги, игрушки, дома, и даже у целого города. Городам, как и людям, дают имена, горожане отмечают их дни рождения.
Вот и у нашего города летом было день рождение. Ему исполнилось 274 года
II. Приветствие команд
Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину «Мой любимый город».Для этого мы с вами разделились на две команды.
Команда «Звездочки»
Команда «Родничок»
Наша викторина пройдет под девизом: «Живи, увлекайся, но помни одно, что дружба на свете дороже всего»!
Прошу команды занять свои места. За каждый правильный ответ команда получит фишку.
Но прежде чем начать нашу викторину, разрешите представить наше жюри.
III. Проведение конкурсов
Первый конкурс «Разминка»
- Как называется наша страна?
- Назовите столицу России?
- Что означает слова малая Родина?
- Как называется наш город?
- Какие улицы нашего города вы знаете?
- Назвать улицы, на которых расположены ваши детские сады.
- Как называются жители нашего города?
- Сколько лет нашему городу?
- Какие реки протекают в нашем городе?
Второй конкурс «Разминка»
- Сейчас одному игроку от каждой команды нужно прочитать стихотворение о родном городе выразительно и не торопясь.
Команда «Звездочки»
Команда «Родничок»
Третий конкурс: «Кто внимательный»
Вопросы о городе по типу игры «Четвертый лишний»
1. Какого здания нет в городе Зиме? (Цирк, парк Победы, фонтан и вокзал.)
2. Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? (Автобус, маршрутное такси, трамвай, такси.)
3. Какое дерево весной, засыпает наш город «снегом»? (Береза, тополь, клен, рябина.)
4. На какой улице находится наш детский сад? (Ленина, Садовая, Лазо, Куйбышева).
Четвертый конкурс «Узнай и назови»
Слайдовая презентация – дидактическая игра «Узнай и назови по фотографии?»
(на компьютере фото города Зимы).
IV. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение)
V. Продолжение.
- Представьте себе, что мы летим на самолете над нашим городом. Каким мы увидели свой город с высоты, узнаем, поиграв в игры.
Дидактическая игра «Один - много»
Дом - дома, дорога - дороги, улица - улицы, дерево - деревья, окно- окна, клумба- клумбы, забор- заборы, магазин- магазины, школа- школы, театр –театры
Пятый конкурс «Собери картинку»
У одной команды конверт с пазлами - герб города Зимы. У другой команды конверт с пазлами - герб Иркутской области. Задание: собрать из пазл картинку, назвать и рассказать, что на ней изображено.
Шестой конкурс «Загадочная викторина»
Отгадайте-ка, ребятки, Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придется продолжать.
1. Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждет прибытии поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется … /вокзал/
2. В нем есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а…. /музей/
3. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить,
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт,
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет,
Ведь это здание… /почта/
4. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс лечения назначают,
Эти люди в белом.
Если кто-то заболел все идут лечиться,
В городскую, областную,
Детскую… /больницу/
5. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том, дом детишкам очень рад, что же это? ... /детский сад/
6. Если холодильник пуст,
Кушать, если нечего, Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей,
И бери корзину,
Покупай, что по вкуснее,
В нашем… /магазине/
Седьмой конкурс «Художественное творчество детей»
Создание общей композиции «Мой город».
- А еще у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер. И вы сейчас создадите коллективную композицию, украсите наш город зданиями, деревьями и цветами, салютом. (Звучит музыка, дети выполняют задание).
- Но прежде, чем вы начнете создавать композицию, нужно выполнить пальчиковую гимнастику.
VI. Пальчиковая гимнастика: «Мой город»
Люблю по городу шагать, сжимают пальцы в кулак
Люблю смотреть, изобразить «бинокль»
Люблю считать. шевелят пальчиками
Площадь – раз, загибают пальчики по - одному, начиная с большого
А «Центральный дом торговли» - это два,
Три – фонтан-удалец,
Кинотеатр – это уж четыре.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – это школа, дети!
Узнаешь про все на свете!
Продолжение седьмого конкурса.
Индивидуальные словесные подсказки, указания.
- Вот наша работа готова. Каждый из вас вложил частичку своей любви к родному городу. Как вы назовете вашу работу?
Команды придумывают название своим композициям.
VII. Подведение итогов викторины: «Мой любимый город».
Команды ведут подсчет набранных фишек.
- Ребята, вы МОЛОДЦЫ!
- Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: «Мне было приятно с тобой играть».
- Вы сегодня очень точно, активно отвечали на вопросы, вы знаете и любите свой город, в котором живём. Я поздравляю обе команды и вручаю всем игрокам призы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Составила и провела:
Филиппова Г.А.,
инструктор по физической культуре
г.Зима, 2019 г.
«Репортаж для Сибирячка»
Образовательная область: Физическое развитие
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Создание условий для формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о традициях национальной культуры народов Иркутской области.
Задачи:
- совершенствовать двигательные умения и навыки в прыжках с заданием, метании, беге в разном темпе, закреплять знания детей о традициях народов Иркутской области, через подвижную игру;
- развивать физические качества: быстроту, ловкость, способствовать выразительному и ритмичному выполнению движений под музыку;
- воспитывать морально-волевые качества: справедливость, честность и дружелюбие.
Предварительная работа:
- Беседы о традициях народов Иркутской области.
- Просмотр презентаций «Коренные народы Иркутской области», «Быт и традиции народов Иркутской области», «Игры народов Сибири»
- Прослушивание этнической музыки народов Сибири, песен о Сибири, Иркутской области.
- Разучивание подвижных игр народов Иркутской области: «Тройной прыжок», «Ручейки и озёра», «Отбивка оленей», «Белый шаман», «Борьба на палке», «Бег на снегоступах», флешмоба под русскую народную мелодию в современной обработке.
- Словарная работа: коренные народы-ханты, манси, эвенки, тофалары, якуты, буряты; укоренившиеся народы – русские, белорусы, украинцы, чуваши, литовцы, поляки, шаман, снегоступы, оберег.
Оборудование:
карта Иркутской области, компьютер, проектор, костюм и бубен для шамана, обереги 12 шт., гимнастические палки – 6 шт., снегоступы -2 пары, конусы – 2шт., мяч, маски оленей – 9 шт., ленты синие -12 шт.
План:
1.Создание мотивационного поля
Детипод музыку заходя в зал, останавливаются полукругом у сцены,по очереди здороваются (на разных языках народов Сибири).
Ведущий: Здравствуйте, вам!
Приветствует детей поклоном по русскому народному обычаю,
По какому обычаю я с вами поздоровалась? А ваше приветствие относится, к какому народу? На каком языке вы поздоровались?
Ответы детей.
Ведущий:
Мы с вами живём в замечательном краю под названием Сибирь. Как называется наш город? Как называется область, в которой мы живём? В Иркутской области проживает очень много народов, разных национальностей.
2. Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации
Ведущий: К нам в детский сад пришло видео письмо.
Ведущий обращает внимание детей на экран.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Я, корреспондент детского журнала «Сибирячок», что вы в детском саду любите играть в народные игры и много знаете о традициях народов Иркутской области. И хотела бы сделать об этом репортаж. Но, к сожалению, простыла, и прийти к вам не смогу. Помогите мне сделать этот репортаж»
Ведущий: Мы сможем помочь корреспонденту? Как мы сможем ему помочь?
Ответы детей.
3. Самостоятельное применение знаний на практике
Вы, знаете, какие народы живут в Иркутской области?
Приглашает детей к экрану. Показ слайдов народов Иркутской.
Коренные народы Иркутской ханты, манси, эвенки, тофалары, буряты, якуты.
Укоренившиеся народы Иркутской области: русские, украинцы, белорусы, чуваши, татары, литовцы, поляки.
Ведущий: Какие молодцы! Так много знаете народов Иркутской области.
Сибирь никогда не была землёй одного народа. У каждого народа своя культура и обычаи. Народы, живущие на этой земле, умели находить общий язык, дружить между собой. Народы Иркутской области умели не только хорошо трудиться, но и вместе играть и веселиться на праздниках. А вы бы хотели сейчас повеселиться и потанцевать?
Ответы детей.
Флешмоб
Русская народная в современной обработке
Построение в шеренги (в 2-4 шеренги)
Вступление:Шаги на месте, размахивая руками.
- Приставной шаг вправо (влево) - по 4 разав каждую сторону;
- Приставной шаг вправо (влево) с хлопком над головой -по 4 раза в каждую сторону;
- Полуприсед руки вправо-вверх-2 раза,полуприсед влево-вверх –2 раза;
- Прыжком ноги врозь, руки в стороны, ноги вместе руки к груди - 2 раза; 3-4упр. Повторить 2 раза.
- Ногу на пятку вправо - вперёд наклон к ноге со скользящими хлопками, то же в другую сторону - по 2 разав каждую сторону;
- Руки в замок, согнуть к правому (левому) плечу, наклон к правой (левой) ноге -2 раза;
- Приставных два шага вправо (влево), руки опущены вниз - по 4 раза в каждую сторону;
- Приставных два шага вправо (влево), рука правая (левая) вверх сгибаем, разгибаем -по 4 раза в каждую сторону;
- Проигрыш: Перестроение в круг (два круга), ходьба по кругу с опущенными руками – 2 раза, ходьба по кругу с поднятыми руками – 2 раза.
- Руки полочкой правую(левую) ногу на пятку -2 раза, три притопа -по 2 раза в каждую сторону;
- Ноги на ширине плеч, руки опущены, 2 поворота на 180 Сс хлопком вправо (влево) - по 2 раза в каждую сторону;
- Ноги на ширине плеч, рука правая вверх, 2 поворота на 180 С вправо (влево)с хлопком - по 2 раза в каждую сторону;
- И п. стоя ноги на ширине плеч руки прямые вверх, хлопки над головой – 8 раз.
Упражнение на дыхание.
Ведущий: В праздники люди не только танцевали, пели и играли, но проводили разные состязания. Какие состязания проводились на праздниках народов Сибири?
Ответы детей.
«Бег в снегоступах»
Сговорка
Выбирай:
Белую берёзу, или красную розу.
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, огибают флажок и бежит обратно, передает снегоступы следующему игроку. Победителем становится та команда, которая раньше закончит бег.
Правила: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой.
Ведущий: Следующее состязание борьба на палках, это состязание только для мальчиков, они покажут какие они сильные.
«Борьба на палке».
Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь о ступни другого игрока, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот кто перетянет соперника за черту.
Правила: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания нельзя менять положение ног.
Ведущий:
Уж, тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(Отрывок из стихотворения «Уж, тает снег, бегут ручьи» Плещеев А.Н.)
О каком времени года говориться в этом отрывки стихотворения? Какую народную игру про ручейки вы знаете?
Ответы детей.
Игра «Ручейки и озера»
Игроки стоят в 5-7 колоннах, с одинаковым числом играющих в разных частях зала- это ручейки. По сигналу «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях, каждый в своей колонне. По сигналу «Озера», игроки останавливаются и берутся за руки и строят круги – озера.
Правила: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны, выигрывает команда, которая быстрее построит круг.
Ведущий: Следующее состязание покажет ваше умение, кто дальше всех прыгнет.
«Тройной прыжок».
Проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают вперед:
В – первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила: Начинать прыгать надо от черты и только указанным способом.
Ведущий: Каким промыслом занимались народы Сибири?Каких животных в Сибпри запрягали в сани? Прежде чем оленя запрячь в оленью упряжку, его надо было поймать, отбить от стада. Чем ловят оленей? А мы с вами будем отбивать оленей мячом.
Считалка
Игра «Отбивка оленей».
Группа играющих находится внутри отчерченного круга. Выбираются три пастуха – за кругом это олени! По сигналу: «Раз, два, три – отбивку начни» Пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5-6 раз. После чего подсчитывают количество пойманных оленей.
Правила: Бросать можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять нужно с места в движущуюся цель.
Под музыку входит шаман.
Исполняется танец шамана
Шаман: Сайнбайна! (здоровается по-бурятски)
Дети: Сайнбайна! (здоровается по-бурятски)
Ведущий: Здравствуйте! Вы знаете, кто это?
Ответы детей.
Шаман: Я, белый шаман, призываю духов добра и света, чтобы они помогали людям.
Ответы детей
Шаман: Я знаю, что вы здесь играете в народные игры, у меня тоже есть любимая игра «Белый шаман», а вы знаете эту игру, хотите поиграем?
Игра «Белый шаман»
Играющие ходят по кругу, выполняя разные движения. В центре круга – шаман. Он становится на колени и бьет в бубен какой – то ритм, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный шаманом, игра повторяется несколько раз.
Правила игры. Если получивший бубен не правильно повторит ритм, он выходит из игры.
Шаман хвалит детей за игру, дарит им обереги
Шаман: Оберег обладает способностью оберегать владельца, от злых духов, от болезней и несчастий.
Шаман прощается и уходит.
4. Рефлексия
Ведущий:
Мы с вами вспомнили о разных народах Иркутской области, о их традициях, поиграли в народные игры. На занятии вы показали себя ловкими, быстрыми, сильными. Мне понравилось, как вы сегодня помогали и поддерживали друг друга в играх и состязаниях, соблюдали правила игр.
Как вы, думаете, мы выполнили просьбу корреспондента из детского журнала Сибирячок?
Ответы детей
Ведущий: Как вы думаете, как можно быстро отправить фотографии корреспонденту?
Ответы детей
А теперь пришла пора прощаться, спасибо вам ребята за помощь. До свидания!
Дети под музыку «Песня о Сибири» выходят из физкультурного зала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Составила и провела:
Филиппова Г.А.,
инструктор по физической культуре
г.Зима, 2019 г.
«Путешествие по Байкалу»
Образовательная область: Физическое развитие
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Создание условий для формирования элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи
Оздоровительные:
- содействие укреплению мышц стопы при выполнении ходьбы и бега разными видами;
- закрепление прыжков на двух ногах и полученные двигательные умения, и навыки в играх.
Развивающие:
- развитие двигательного воображения
-совершенствование у детей двигательных умений и навыков.
-развитие ловкости, внимания, быстроты реакции.
-развитие творческих способностей;
Воспитательные:
- приобщать к регулярным занятиям физкультурой
- продолжать формировать эмоционально положительное отношение и интерес к движениям.
Предварительная работа:
- Беседы об озере Байкале, его растениях, животных.
- Чтение стихотворений, рассказов, легенд, сказок о Байкале.
- Рассматривание иллюстраций «Байкал»
- Разучивание комплекса оздоровительной гимнастики хатха-йоги, подвижных игр.
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, растений, фотовыставка «Байкал-жемчужина Сибири», видеописьмо с просьбой о помощи нерпы к детям, аудиозапись «Шум прибоя Байкала», «Звуки леса», видеозапись песни «Над Байкалом небо хмуриться»
Инстр. по физ.культуре: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете тогда когда отгадаете загадку.
В мире озеро есть такое,
Где вода в нём чиста и прозрачна.
Называем мы озеро – морем,
Называем его мы (Байкалом)
Обращает внимание детей на фотовыставку
«Байкал-жемчужина Сибири»
Что изображено на фотографиях? (Озеро Байкал.) Байкал древнее всех озер на Земле. Поэтому его называют «стариком».Байкал олицетворяет покой, величие, чистоту, красоту.Красоту эту надо использовать для отдыха, путешествий, для духовного обогащения.
Стук в дверь. Появляется почтальон и вручает видеописьмо.
Инстр. по физ.культуре:Давайте посмотрим это видеописьмо.
Просмотр видеописьма
Ребята, поможем нерпе? Я предлагаю вам отправиться на озеро Байкал, чтобы помочь нерпе. Вы согласны? (ответы детей).
- Ходьба гимнастическим шагом.
- Ходьба на носках, руки за голову.
- Ходьба широким шагом.
- Ходьба высоко поднимая колени, руки на поясе.
- Обычный бег.
- Ходьба в сочетании с выполнением упражнения на дыхание
Звучит фонограмма «Звуки леса»
Ребята, вы слышите? Что вы слышите? (ответы детей).Да, мы с вами оказались на лесной поляне. Что вы здесь видите? (на картинках изображены бурундук, белка , кедровка, медведь и кедровая шишка, иллюстрации сказок Байкала). Героев из какой сказки Байкала вы увидели? Правильно из сказки «Бедовый орешек», скажите с кем повстречался бедовый орешек на своём пути? Что выросло из бедового орешка? Какие вы ещё знаете сказки Байкала? (ответы детей).
Игра «Шишки – камешки»
Цель: учить поворачиваться кругом в колонне, воспитывать внимание.
Дети шагают в колонне по одному. Направляющий держит в руках шишку, а замыкающий колонну — камешек. По команде «Камешек» игроки поворачиваются кругом и шагают в обратном направлении, по команде «Шишка»снова шагают за направляющим. Если колонна шагает за направляющим и даётся команда «Шишка»,то нужно продолжить движение без поворота.В процессе игры можно менять направляющего и замыкающего колонну на другого игрока.
Инстр. по физ.культуре: Чтобы продолжить путешествие, нам надо набраться больше силы получить заряд энергии от этой природы, давайте с вами выполним упражнения на этой сказочной поляне.
Комплекс хатха-йоги
(под фонограмму оркестра Поля Мориа)
Инстр. по физ.культуре: Продолжаем своё путешествие. Сейчас нам надо преодолеть препятствия:
- «Тоннель» Пролезть через тоннель на четвереньках.
- «Гора» Лазанье на гимнастическую стенку любым способом с передвижением на другой пролёт и спуск вниз, не пропуская реек.
- «Проползи по мокрому дереву» Ползание по гимнастической скамейке, на животе, подтягиваясь двумя руками.
- «Камни» Прыжки на двух ногах между набивными мячами (расстояние между мячами 40 см) дистанция 4 м.
Воспитатель: А сейчас проверим, узнаете ли вы рыб о которых я загадаю загадки.
загадки о рыбах
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Начинается на О (омуль)
Бледно-розова, нежна
Студёна вода нужна
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает (голомянка)
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Даёт ухе особый вкус
Байкальский (хариус)
Опасней всех она
Хитра, прожорлива, сильна
Притом такая злюка
Конечно это. (щука)
Молодцы ребята, всех рыб отгадали!
Инстр. по физ.культуре:
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять,
Рыбка нас зовёт играть!
Раз, два, три, четыре, пять –
Невозможно устоять!
Раз, два, три - ты иди води!
Игра «Щука и караси»
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Участвуют две группы. Одна группа строится в круг— это «камешки», другая — «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий — «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!»водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.
Игра «Грибы, ягоды, цветы»
Цель: Закрепление представлений о растениях сибирского леса, умений быстро ориентироваться в вопросе и правильно находить ответ на вопрос. Развивает внимание, память.
Ход игры:
Все встают в круг. Начинает игру воспитатель, далее выбирают ведущего. Ведущий стоит в центре круга. Дети могут играть и самостоятельно. Ведущий по кругу указывая пальчиком на детей, произносит несколько раз слова: «Рыба, грибы, ягоды, цветы» останавливается на любом из указанных слов, ребенок, к кому обращен ведущий с последним словом, должен быстро сказать название предложенного растения. Например: Ведущий остановился на слове «грибы», ребенок отвечает: «опята», на слове «ягоды», ребенок отвечает: «клюква» и так далее. Ведущий каждый раз ускоряет темп. Условие: дети не должны повторять названия растений, каждый раз называют другие растения.
Инстр. по физ.культуре: Продолжаем наше путешествие. Ходьба «змейкой».
Звучит аудиозапись «Шум прибоя Байкала»
Дети подходят к берегу Байкала
Дидактическая игра «Очистим берег»
На полу лежат: песок (в коробочке), камни, бумага, бутылки, мешки и т.д.
Посмотрите, ребята, сколько мусора на берегу Байкала. Как вы думаете, что нам надо сделать , чтобы этот мусор не попал в озеро? (ответы детей).
Дети собирают мусор в мешки для мусора.
Молодцы, ребята, вы так быстро и дружно убрали весь мусор на берегу. Как вы думаете, помогли мы сейчас нерпе? (Ответы детей). Если каждый из нас,дети и взрослые будут охранять природу, любить её, соблюдать правила поведения на природе, то тогда нам природа будет благодарна.
Дети читают стихотворение:
1.Байкал один на всей планете,
Другого - просто не дано...
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
2.Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям преданно служить!
3.Беречь Байкал - святое дело:
Его судьба - у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
М.Митюков
4. Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле -
Байкал - священный дар природы,
Да будет вечен на земле.
А. Твардовский
Воспитатель: Ребята, какие продукты питания нам даёт природа Сибири и Озеро Байкал? (ответы детей). В конце нашего путешествия мне бы хотелось всех вас угостить волшебной водой из озера Байкал, ведь эта вода самая чистая, целебная. Звучит песня о Байкале.
Инстр. по физ.культуре:
Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Давайте будем беречь голубую жемчужину с названием Байкал.
Вот и закончилось наше путешествие, я думаю, что вы в дальнейшем будете помогать беречь, охранять природу, а сейчас пришло время прощаться с озером и возвращаться из путешествия в детский сад.
Дети уходят под спокойную музыку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Составила и провела:
Солуянова А.С., воспитатель
г.Зима, 2018 г.
Добрый день дорогие ребята!
Добрый день уважаемые гости!
- Сегодня у нас с вами необычное мероприятие, необычный радостный праздник! И называется он «День вареника». Все вы знаете это вкусное и интересное блюдо, наверно все вы дома делаете и кушаете вареники.
У кого-то это семейная традиция, а кто-то делает вареники по желанию.
- Ребята, вы любите вареники, делаете их дома?
(ЕГОР БЕЛОХРЕБТОВ – СТИХОТВОРЕНИЕ)
- И сейчас мама ДАНИЛА РЫКМАНА расскажет всем нам историю происхождения вареников.
- Откуда они появились у нас.
- И какие бывают вареники.
(ДОКЛАД И ПРИЗЕНТАЦИЯ РЫКМАН)
- И сегодня у нас необычный праздник, а праздник – конкурс. И в нашем конкурсе вареников участвуют 4 семьи. Давайте их поприветствуем….
- Семья БЕЛОХРЕБТОВЫХ…
Поприветствуем
- Семья № 2
- Семья №3
- Семья №4
Поприветствуем…
- И как на любом конкурсе у нас тоже присутствуют члены жюри.
- Сейчас я вам их представлю:
- Председатель: Заведующий нашего детского сада Бочарова Марина Владимировна.
Поприветствуем
- Секретарь жюри: Заместитель заведующего Колесова Екатерина Олеговна
Поприветствуем
- Повар……
Поприветствуем
- Жюри предстоит нелегкая работа, т.к. наши конкурсанты будут участвовать в 4 номинациях:
1 номинация « Необычная начинка»
2 номинация «Необычный размер»
3 номинация «Оригинальное оформление»
4 номинация «»
- Сейчас участники №1 СЕМЬЯ ВАНДЮ представят нам свое конкурсное блюдо…
Похлопаем
- Участники №2 СЕМЬЯ ФЕДИНЫХ
Похлопаем
- Участники №3 СЕМЬЯ ИСТОМИНЫХ
Поприветствуем
- Участники №4 СЕМЬЯ ……………………..
Поприветствуем
- Участники конкурса закончили представление своих блюд, и сейчас попросим наше уважаемое жюри подойти и оценить каждое конкурсное блюдо…
- Ну а пока наше жюри совещается, предлагаем вам послушать РАЗВЕСЕЛЫЕ ЧАСТУШКИ……
- Ну что уважаемое жюри вы закончили свое обсуждение…
(если нет – Дети давайте потанцуем!!!!)
- И так, наступает самый торжественный момент нашего праздника. Сейчас уважаемое жюри объявит нам РЕЗУЛЬТАТЫ нашего конкурса…
- Пожалуйста, МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА ВАМ СЛОВО….
- Награждение…….
- В номинации №1 победила СЕМЬЯ ….
- В номинации №2 победила СЕМЬЯ …
- В номинации №3 победила СЕМЬЯ …
- В номинации №4 победила СЕМЬЯ…..
- А сейчас самое приятное – дегустация вареников. Дорогие дети и взрослые давайте пройдем в группу на дегустацию вареников!!!!!!!!!!!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Составила и провела:
Солуянова А.С., воспитатель
г.Зима, 2019 г.
Цель: Создание условий для сетевого общения и взаимодействия детей в процессе изучения населения области
Задачи:
- Показать разнообразие национальных костюмов, атрибутов, языка и некоторых особенностей быта населения области;
- Показать возможности мобильной связи интернет общения;
- Повышать социализацию детей и развивать их патриотические качества;
Предварительная работа: знакомство с территорией области, рассматривание национальных костюмов, разучивание подвижных игр и особенностей языка некоторых народов, проживающих на территории Иркутской области.
Оборудование: национальные костюмы, импровизированные диваны для гостей студии, муз. заставка передачи «Прямой эфир», муз. сопровождение во время игр и выполнения заданий, ноутбук со скайпом, столы 3-4 шт., пазлы с изображением национальных костюмов, картинки жилищ разных народов на проекторе, мобильная связь, национальные кушанья приготовленные родителями на блюдах, сувениры для награждения детей – гостей студии, посуда для дегустации блюд, салфетки.
Ход игры
Музыка «Прямой эфир»
Воспитатель: Добрый день, уважаемые зрители, добрый день уважаемые гости! Вас приветствует весь наш коллектив и я ………………., ведущая программы «Прямой эфир».
В преддверии празднования 80-летия Иркутской области, сегодня мы обсуждаем один не маловажный вопрос о достояние, из которого складываются богатства этого уникального края! Итак! – тема нашего эфира – многонациональное население Иркутской области. Я хочу пригласить в студию наших первых гостей! Поприветствуем их! (входят представители русского, украинского и чувашского народов, здороваются с гостями и садятся на диван).
Русские – Здравствуйте!
Украинцы – Здравствуйтэ!
Чуваши – Салам (привет), ыры (добрый день).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, к каким народам вы принадлежите?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как называется территория, где вы проживаете?
Дети: Мы живём в Иркутской области.
Воспитатель: А только наши народы составляют население области или есть еще другие, как вы думаете?
Дети: Нет, еще есть другие.
Воспитатель: Все верно, к нам приехали представители и других народов области! Встречаем их, они здесь в нашей студи! (входят татары и буряты, здороваются с гостями и садятся на диван).
Буряты – Сайнбайна
Татары – Исэнмесез
Воспитатель: Представителями каких народов вы являетесь?
Ответы детей
Воспитатель: Вы все одеты в свои национальные костюмы. И мне, и всем здесь присутствующим, хотелось бы узнать, что означают некоторые элементы вашей одежды, точнее их цвета? Например, белый цвет – символ чистоты, непорочности. Хотелось бы точнее узнать о цветовой гамме! Вы хотели бы это узнать? Поэтому я предлагаю обратиться к более компетентным людям. Сейчас мы выйдем на связь с сотрудниками местной библиотеки семейного чтения имени Нины Войновской и попросим сотрудников помочь нам в этом вопросе! Включите нам, пожалуйста, связь!
Здравствуйте! На связи студия «Прямого эфира», которая находится в детском саду 212! Помогите нам – объясните значение цветовой гаммы национальных костюмов некоторых представителей народов Иркутской области! (рассказывают).
Спасибо! Теперь мы знаем, что элементы костюмов выбраны не случайно, а имеют своё значение! И дают задание – а как бы вы танцевали, если бы собрались на общем празднике? (дети произвольно выполняют движения под белорусскую музыку. Они тоже проживают в нашей области)
До свидания! Конец связи! А сейчас я даю вам следующее задание - подойдите к столам и из отдельных частей сложите целую картинку с изображением вашего национального костюма (звучит легкая музыка). Молодцы, с заданием справились! Проходите на свои места!
Чтобы как – то поближе познакомиться с обычаями и жизнью ваших народов, я предлагаю вам назвать и поиграть в одну из ваших подвижных игр. Назовите каждый свою игру (называют по одной. Получается 10 шт.).
Русские – «В сову», «В капусту»
Украинцы – «Чаклун (колдун)», «Прела – горела»
Буряты – «Шагай наадан (бараньи кости)», «Шонобахурьгад (волк и ягнята)»
Чуваши – «Сапсасен (осы)», «Шантмалла (морозище)»
Татары – «Кучтем куч (скок – перескок)», «Теечекуены (мая по кругу)»
Все игры очень интересные и во все их хочется поиграть, но у нас мало времени! Можно я выберу сама одну из них?
Давайте поиграем в украинскую игру «чаклун (колдун)»! Мне очень понравилось – колдун – чаклун!
«Колдун» (Чаклун)
(Перед началом игры выбирают колдуна. Для начало этого один из играков вытягивают перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «РАЗ-ДВА-ТРИ!» все отдергивают пальцы, а колдун пытается захватить чей-нибудь палец. Кто попадает становиться колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догоняет игроков и касается их рукой. Пойманный останавливаются, и разводить руки в стороны. Расколдовать его могут только другие игроков, дотронувшись до него рукой.
Правила игры: Заколдованный игрок должен оставаться на месте. Игра повторяется если колдун всех заколдовал игра продолжается слишком долго (играем))
Воспитатель: Спасибо! Проходите на свои места! Вы достойные представители своего народа!
Напоминаю, что сегодня наш разговор о многонациональном народе Иркутской области! Поскольку у нас в гостях представители не всех национальностей, то возникает вопрос – какие же еще народы проживают в нашей области? Сейчас мы побываем в школе и посмотрим фрагмент видео урока разных народов.
А сейчас предлагаю всем отдохнуть и всем поиграть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи…»
У Бабушки Маланьи, маленькой избушке, жили семь сыновей…
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
Вот с такой головой.
Вот с такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Уважаемые участники, как вы думаете, если у каждого народа свои нациольные костюмы, свои игры, традиции, то названия их жилищ разные или одинаковые? (ответ – разные). Я предлагаю опять обратиться к знающим людям и выйти с ними на связь! Мы сейчас позвоним в наш историко- краеведческий музей! (звоню на громкой связи). Здравствуйте! Это студия прямого эфира из детского сада 212! Расскажите нам, пожалуйста, как называются жилища у народов, проживающих на территории Иркутской области? (рассказывают). Спасибо! Отбой связи! Запомнили? Сейчас проверим! Подходите ко мне! (на экране слайды и дети угадывают чьё жилье)
Русские – изба
Украинцы – хата или мазанка
Буряты – юрта
Чуваши – изба – пурт; деревня и село – ял.
Татары – чаще живут в аулах, в избах.
Как видите, у каждого народа свой язык, свои костюмы, свои игры. Но имея свою культуру и свои обычаи, мы все вместе дружно живем на территории нашей области, а как еще называют наш край? Правильно – мы живем в Сибири и нас называют (дети – сибиряки!).
Сегодня очень много интересного узнали мы о обычаях разных народов. Но кроме этого у них еще и разные национальные кушания. Их помогли нам приготовить ваши родители! Пожалуйста, просим их в студию! (родители вносят и представляют свое блюдо – или загадка, или рассказ, или стихотворение).
На этом мы заканчиваем наш «Прямой эфир!» На память о нем я хочу подарить нашим участникам не большие сувениры! (вручаем)
Напоминаю, что сегодня мы говорили о народах Иркутской области, о их традициях и культуре! Я прощаюсь с нашими участниками. Спасибо, что были у нас на передаче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мой родной край - Астраханская область"
Презентация создана для НОД "Мой родной край - Астраханская область" В презентации доступно рассказывается чем славится астраханская земля. Для старшего дошкольного возраста. В презентации используютс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Земля - наш дом родной » Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие»Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.Формы непосредственной о...
Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область"
Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область" вторая сладшая группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Родничок» по образовательной области «Безопасность» «Безопасность на дороге»
Задачи:Образовательные-Обобщить представления детей об особенностях улицы, сигналах светофора.-Развивать умения определять по сигналам светофора, в каком направлении разрешено движение транспорт...
ОД "Наш родной край- Ульяновская область"
Занятие-беседа для детей среднего дошкольного возраста...
Проект для средней группы "Родной край Волгоградская область"
Проект для средней группы "Родной край Волгоградская область".Воспитание любви к городу, стране к родным и длизким.Природные богатства Волгоградской области....
Конспект открытого занятия Родная природа. Калининградская область.
Полноценное развитие речевых компонентов при изучении лексической темы «Родная природа. Калининградская область». Развитие коммуникативных умений и навыков....