Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"
методическая разработка по теме

Болтенкова  Татьяна Валерьевна

Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел "  Чтение художественной литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prktikum.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум « Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Развитие речи». Раздел программы «Чтение художественной литературы»

Цель семинара:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области Речевое развитие. Раздел «Чтение художественной литературы».

Задачи семинара:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Вводная часть:

Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Я  предлагаю  вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.

Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения.

Да экране появляется слайд

- Посмотрите внимательно на слайд, скажите, какой теме будет сегодня посвящён наш семинар?

- Наш семинар-практикум будет посвящён теме «Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Развитие речи». Раздел программы «Чтение художественной литературы»

« Современные требования к содержанию работы по образовательной области «Речевое развитие» ФГОС .п.2.6.

Раздел « Чтение художественной литературы»

В основной образовательной программе художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал оказывает большое влияние на развитие и Главная миссия области – воспитание в ребёнке читателя, который «Начинается» в дошкольном возрасте.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации ОО «ЧХЛ» являются:

  1. Формирование круга детского чтения (КДЧ)
  2. Организация процесса чтения.

  1. Круг детского чтения

- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)

КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.

нтеллекта, речи, позитивному отношению к миру, любви и интереса к книге.

В образовательной практике многих ДОУ используются разные образовательные  технологии.

Вопрос для вас: « Программа-это что?» Ответ: «Содержание». Какие получить знания»

Вопрос : « Технология-это как?» Ответ: « Система! Научить действовать со знаниями.

В реализации раздела программы « Чтение худ.литературы» можно использовать различные технологии:

Задание 1 назовите их

Давайте проверим  (слайд  технологии)

-технология проектной деятельности;

-технология проблемной ситуации

-ИКТ технология.

Сегодня мы с вами разберём технологию работы с текстом

-Работа с текстом включает себя три этапа:

Какие?

Я предлагаю для плодотворной работы поделиться на две группы.

Первой группе задание: назовите что входит в первый этап работы с текстом до чтения?

 Определите цель этапа.

Второй группе задание: назовите что входит во второй этап работы с текстом во время чтения, цель этапа

Третий этап. Работа с текстом после чтения.  Давайте вместе  сформулируем цель.

  Обществу нужны люди интеллектуально-смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Дошкольное детство –это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, это возраст когда появляются способности к творчеству. Наша цель-не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно. С пониманием происходящих процессов.

Особый этап работы педагога- использование разнообразных методов в процессе знакомства дошкольников с художественной литературой.

 Первая группа : Назовите  какие вы знаете методы в процессе ознакомления детей с худ литературой?

Вторая группа: назовите формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

( проверим на слайде)

Сегодня я хочу познакомит вас   с несколькими  творческими  методами  работы  со сказкой.

« Знакомые герои в новых обстоятельствах»-этод метод развивает фантазию, ломает стереотипы у детей  , создаёт условия, при которых герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. Сказка « гуси-лебеди» Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Сказка, по новому.

Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка-« Крошечка-ховрочечка» Сказка по новому – «Хаврошечка злая и ленивая»

« Назови героя» Воспитатель называет какой либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои): Герда, Красная шапочка, Белоснежка и т.д.

Сказки от «живых капель и клякс»- глядя на кляксы ребёнок может увидеть образы, предметы.

Придумай конец сказки

СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:

Считалка

Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.

Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА

Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:

Потешка.

- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи? 
Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

Потешка.

КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.

 У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?

Ну а теперь  творческое задание

Послушайте отрывок из сказки Б. Сергуненкова « Чудесная репа»

Посадил дед репу курочку накормить. Уродилась репа маленькая-меньше просяного зерна. Накормил дед репой курочку.

Посадил дед репу корову накормить. Выросла репа большая-выше стога сена. Накормил дед репой корову.

Посадил дед репу себя и бабу накормить. Выросла репа величиной с обыкновенную репу. Почистила баба репу, водой облила, в чугунок положила, в печь поставила, на огне испекла.

Сели дед с бабой за стол, внуков усадили. Ели они репу, ели, не могли съесть.  

Вопрос? А что же  чудесного в репе?

Какие чудеса могли произойти с репой?

Как по другому можно озаглавить сказку?

- Я предлагаю  командам рассказать сказку: первый начинает. Второй продолжает, третий заканчивает. Конец должен быть у каждой команды свой.

Первой группе задание придумать  начало сказки от считалочки: 

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит — это он,

Выходи из круга вон.

Второй группе придумать начало сказки от потешки

Дед хотел уху сварить

Дед хотел уху сварить,

Дед пошёл ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь,

Надо старому помочь.

 

Подведение итога.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?»

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

И она в любые страны

Через все века пройдет,

Как великие романы

«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!

Переплывшей все моря!

И особенно советской -

Начиная с Букваря!

Анализ мероприятия с педагогами

«Современные подходы к организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?

Да Нет

2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?

Да Нет

3. Отметьте Ваше состояние после проведённого мероприятия:

Интерес Удовлетворение Равнодушие

4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5. Ваши предложения и пожелания

____________________________________________________________________

Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора (Памятка).

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказка от смешного стишка.
  • Сказка от считалки.
  • Сказка от загадки.
  • Спасательные ситуации в сказках.
  • Сказки от странных историй.
  • Сказки от просто стишков.
  • Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
  • Сказки о чудищах.
  • Сказка продолжается.
  • Изменение ситуации в знакомых сказках.
  • Перевирание сказки.
  • Сказка, но по-новому.
  • Сериал в сказке.
  • Решение противоречий в сказке.
  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Сказка с середины.
  • Частица «не» и новая сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы». (для детей 6-7 лет) Берегите воду!

Непосредственно – образовательная деятельностьпо образовательным областям:«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».(для детей 6-7 лет) Береги...

семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, рег...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (Области: познание, художественная литература, художественное творчество, коммуникация) «Как лиса в сказку попала?»

Конспект интегрированной непосредственнойобразовательной деятельности в подготовительной группе(Области: познание, художественная литература,художественное творчество, коммуникация)«Как лиса в с...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Приобщение к художественной литературе ОО «Речевое развитие» Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Приобщение к  художественной литературе ОО «Речевое развитие»Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детс...