Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"
методическая разработка по теме
Семинар-практикум " Совместная образовательная деятельность по образовательной области "Речевое развитие". Раздел " Чтение художественной литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-prktikum.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум « Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Развитие речи». Раздел программы «Чтение художественной литературы»
Цель семинара:
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области Речевое развитие. Раздел «Чтение художественной литературы».
Задачи семинара:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Вводная часть:
Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда – то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Я предлагаю вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вы читали или слушали в детстве.
Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения.
Да экране появляется слайд
- Посмотрите внимательно на слайд, скажите, какой теме будет сегодня посвящён наш семинар?
- Наш семинар-практикум будет посвящён теме «Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Развитие речи». Раздел программы «Чтение художественной литературы»
« Современные требования к содержанию работы по образовательной области «Речевое развитие» ФГОС .п.2.6.
Раздел « Чтение художественной литературы»
В основной образовательной программе художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал оказывает большое влияние на развитие и Главная миссия области – воспитание в ребёнке читателя, который «Начинается» в дошкольном возрасте.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важным моментами деятельности взрослого при реализации ОО «ЧХЛ» являются:
- Формирование круга детского чтения (КДЧ)
- Организация процесса чтения.
- Круг детского чтения
- Что такое круг детского чтения? (ответы педагогов)
КДЧ – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
нтеллекта, речи, позитивному отношению к миру, любви и интереса к книге.
В образовательной практике многих ДОУ используются разные образовательные технологии.
Вопрос для вас: « Программа-это что?» Ответ: «Содержание». Какие получить знания»
Вопрос : « Технология-это как?» Ответ: « Система! Научить действовать со знаниями.
В реализации раздела программы « Чтение худ.литературы» можно использовать различные технологии:
Задание 1 назовите их
Давайте проверим (слайд технологии)
-технология проектной деятельности;
-технология проблемной ситуации
-ИКТ технология.
Сегодня мы с вами разберём технологию работы с текстом
-Работа с текстом включает себя три этапа:
Какие?
Я предлагаю для плодотворной работы поделиться на две группы.
Первой группе задание: назовите что входит в первый этап работы с текстом до чтения?
Определите цель этапа.
Второй группе задание: назовите что входит во второй этап работы с текстом во время чтения, цель этапа
Третий этап. Работа с текстом после чтения. Давайте вместе сформулируем цель.
Обществу нужны люди интеллектуально-смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Дошкольное детство –это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, это возраст когда появляются способности к творчеству. Наша цель-не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно. С пониманием происходящих процессов.
Особый этап работы педагога- использование разнообразных методов в процессе знакомства дошкольников с художественной литературой.
Первая группа : Назовите какие вы знаете методы в процессе ознакомления детей с худ литературой?
Вторая группа: назовите формы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
( проверим на слайде)
Сегодня я хочу познакомит вас с несколькими творческими методами работы со сказкой.
« Знакомые герои в новых обстоятельствах»-этод метод развивает фантазию, ломает стереотипы у детей , создаёт условия, при которых герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. Сказка « гуси-лебеди» Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказка, по новому.
Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка-« Крошечка-ховрочечка» Сказка по новому – «Хаврошечка злая и ленивая»
« Назови героя» Воспитатель называет какой либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои): Герда, Красная шапочка, Белоснежка и т.д.
Сказки от «живых капель и клякс»- глядя на кляксы ребёнок может увидеть образы, предметы.
Придумай конец сказки
СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ
Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:
Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…
СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА
Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:
Потешка.
- Что ж ты, Еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…
Потешка.
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
Ну а теперь творческое задание
Послушайте отрывок из сказки Б. Сергуненкова « Чудесная репа»
Посадил дед репу курочку накормить. Уродилась репа маленькая-меньше просяного зерна. Накормил дед репой курочку.
Посадил дед репу корову накормить. Выросла репа большая-выше стога сена. Накормил дед репой корову.
Посадил дед репу себя и бабу накормить. Выросла репа величиной с обыкновенную репу. Почистила баба репу, водой облила, в чугунок положила, в печь поставила, на огне испекла.
Сели дед с бабой за стол, внуков усадили. Ели они репу, ели, не могли съесть.
Вопрос? А что же чудесного в репе?
Какие чудеса могли произойти с репой?
Как по другому можно озаглавить сказку?
- Я предлагаю командам рассказать сказку: первый начинает. Второй продолжает, третий заканчивает. Конец должен быть у каждой команды свой.
Первой группе задание придумать начало сказки от считалочки:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит — это он,
Выходи из круга вон.
Второй группе придумать начало сказки от потешки
Дед хотел уху сварить
Дед хотел уху сварить,
Дед пошёл ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь,
Надо старому помочь.
Подведение итога.
Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?»
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
И она в любые страны
Через все века пройдет,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно советской -
Начиная с Букваря!
Анализ мероприятия с педагогами
«Современные подходы к организации работы с детьми
по ознакомлению с художественной литературой»
1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?
Да Нет
2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?
Да Нет
3. Отметьте Ваше состояние после проведённого мероприятия:
Интерес Удовлетворение Равнодушие
4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Ваши предложения и пожелания
____________________________________________________________________
Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора (Памятка).
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказка от смешного стишка.
- Сказка от считалки.
- Сказка от загадки.
- Спасательные ситуации в сказках.
- Сказки от странных историй.
- Сказки от просто стишков.
- Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
- Сказки о чудищах.
- Сказка продолжается.
- Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Перевирание сказки.
- Сказка, но по-новому.
- Сериал в сказке.
- Решение противоречий в сказке.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Сказка с середины.
- Частица «не» и новая сказка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность по образовательным областям: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы». (для детей 6-7 лет) Берегите воду!
Непосредственно – образовательная деятельностьпо образовательным областям:«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».(для детей 6-7 лет) Береги...
семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"
" Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...
Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОУ"
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной деятельности ДОУ, обусловлена модернизацией системы образования и введением новых нормативно – правовых актов, рег...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (Области: познание, художественная литература, художественное творчество, коммуникация) «Как лиса в сказку попала?»
Конспект интегрированной непосредственнойобразовательной деятельности в подготовительной группе(Области: познание, художественная литература,художественное творчество, коммуникация)«Как лиса в с...
Семинар-практикум для воспитателей «Организация работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»....
Семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
Материалы для подготовки и проведения семинара с педагогами...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Приобщение к художественной литературе ОО «Речевое развитие» Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детства»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Приобщение к художественной литературе ОО «Речевое развитие»Тема: Рассказ В. Драгунского «Друг детс...