Методическое обоснование разработки рабочей тетради "КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ"
методическая разработка (старшая группа)
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Поэтому возникла необходимость в разработке рабочей тетради для детей 5- 7 лет, которая позволяет создавать условия для более полноценного овладения дошкольниками материалом, закрепить и углубить полученные знания. Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий, которые позволят осуществлять познавательную деятельность: применять на практике знания, характеризовать природные и социальные объекты и явления, анализировать и фиксировать результаты, делать выводы, выполнять практическую работу, осваивать умения работать с разными источниками информации. В условиях современного образования, ориентированного на развитие ребенка, реализацию личностно - ориентированного компетентностного подхода, рабочая тетрадь будет являться дидактическим средством, способствующим успешному полноценному овладению дошкольниками ООП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_obosnovanie_razrabotki_rabochey_tetradi.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое обоснование разработки рабочей тетради
«КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ»
Формирование чувства патриотизма начинается с приобщения к культуре своей родины. Но формирование чувства гордости за свою страну, государство начинается с любви к малой родине.
Ямало-Ненецкий автономный округ богат природными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины - одна из задач дошкольного образования.
Богатейший материал о крае позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Научит воспитанников чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле. Целевые ориентиры ребёнка (по направлению):
- сформирован интерес к культурному наследию региона;
- сформировано бережное отношение к родной стране, к родному краю, к посёлку, к дому;
- проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам нашего окружающего мира;
- проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона ненцам;
- сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем посёлке, городе, крае.
Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические, нравственные, гуманные чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.
Поэтому возникла необходимость в разработке рабочей тетради для детей 5- 7 лет, которая позволяет создавать условия для более полноценного овладения дошкольниками материалом, закрепить и углубить полученные знания. Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий, которые позволят осуществлять познавательную деятельность: применять на практике знания, характеризовать природные и социальные объекты и явления, анализировать и фиксировать результаты, делать выводы, выполнять практическую работу, осваивать умения работать с разными источниками информации.
В условиях современного образования, ориентированного на развитие ребенка, реализацию личностно - ориентированного компетентностного подхода, рабочая тетрадь будет являться дидактическим средством, способствующим успешному полноценному овладению дошкольниками ООП ДО.
Примерное тематическое планирование к рабочей тетради
«КРАЙ СЕВЕРНЫЙ, ЯМАЛЬСКИЙ»
для старшего дошкольного возраста (5 - 6лет)
месяц | тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Количество часов |
сентябрь | «Наша Родина – Россия» |
воспитывать гордость и уважение к Государственной символике России. |
-карта мира, карта России;
цветной бумаги трех цветов, клей. | 1 |
сентябрь | «Мой край – | - Познакомить детей с | - карта России; | 1 |
Ямал» | полуостровом Ямал, | - карта Ямала; | ||
географическим положением на | - фото буровых вышек, | |||
карте России, крупными | полезных ископаемых; | |||
городами; | - фото «Северное | |||
- дать представление о | сияние»; | |||
богатствах нашего края – нефть | - листы бумаги, цветные | |||
и газ; | карандаши. | |||
- рассказать об особенности | ||||
климата, о природном явлении | ||||
«Северное сияние»; | ||||
- развивать память, внимание, | ||||
творческие способности. | ||||
октябрь | Любимый город | Познакомить детей с историей | - карта ЯНАО; | 1 |
мой | города, географическим | - изображения герба и | ||
расположением на карте. | флага г. Новый Уренгой; | |||
достопримечательностями города | - стихотворение «Мой | |||
город»; | ||||
- индивидуальные задания | ||||
для закрепления темы | ||||
«Определи герб города», | ||||
«найди флаг города», | ||||
цветные карандаши. | ||||
октябрь | Природные | Формировать представление о | -Заучивание стихов об | 1 |
изменения, | красоте природы; любовь к | Уренгое. | ||
признаки | родному краю, городу. Осенняя | -Изготовление альбома | ||
времени года | окраска леса. Развивать | время года «Осень», | ||
Осень. | эмоционально-эстетические | -оформление гербария из | ||
чувства, создавать условия для | листьев деревьев и | |||
ценностного, социокультурного | цветов. -Чтение стихов | |||
развития личности. | «Осень». | |||
ноябрь | «Коренные | - Дать представление детям о | - иллюстрации с | 1 |
жители – | коренных жителях севера – | изображением оленьих | ||
ненцы» | ненцах, их трудом и основными | упряжек, видов нарт; | ||
орудиями труда; | - загадки о нартах; | |||
- Уточнить представления о | - индивидуальные | |||
средстве передвижения ненцев – | задание «Покажи, какое | |||
нартах, их частях, из чего | основное занятие | |||
изготавливаются; о типичных | ненцев». | |||
занятиях (оленеводство, | ||||
рыболовство, охота). Рассказать о | ||||
типичном для ненцев образе | ||||
жизни – сезонные перекочевки: | ||||
- Воспитывать чувство уважения | ||||
к жизни, традициям других | ||||
народов. | ||||
ноябрь | «Чум – дом | - Познакомить детей с жилищем | - иллюстрации чума | 1 |
ненцев» | ненцев – чумом; | (зимой, летом); | ||
- Рассказать и показать, как и из | - схема-алгоритм | |||
чего его строят, как он выглядит | установки чума; | |||
летом и зимой; | - индивидуальные | |||
- Совершенствовать умения | задания «Из шкуры | |||
сравнивать объекты. | какого животного | |||
делают чум?», «Помоги | ||||
ненцу добраться до его | ||||
чума». | ||||
декабрь | «Орнаменты | - Познакомить с основными | - иллюстрации с | 1 |
ненцев» | видами орнамента ненцев, их | изображением ненецких | ||
значением и назначением; | орнаментов; | |||
- Развивать внимание, мелкую | - изделия с ненецким | |||
моторику рук; | орнаментом; | |||
- Воспитывать бережное | - инд.задание «Определи | |||
отношение к вещам и уважение к | ненецкий узор», | |||
труду ненецких мастериц. | «Продолжи узор». | |||
декабрь | «О чем может рассказать одежда?» | - Познакомить детей со своеобразной древней письменностью ненцев: - Воспитывать бережное отношение к вещам, уважение к труду мастериц | Иллюстрации с одеждой ненцев. | 1 |
январь | «Деревья нашего края» |
, растущих на территории тундры(карликовая береза, лиственница, кедр, рябина), условиях их произрастания;
|
| 1 |
январь | «Растения тундры ягель и мох» |
окружающему миру . |
| 1 |
февраль | «Ягоды Севера» |
Воспитывать бережное отношение к природе. |
| 1 |
февраль | «Грибы» |
|
| 1 |
март | «Северный олень» |
|
| 1 |
март | «Животные тундры» |
|
| 1 |
апрель | «Птицы Севера» |
|
| 1 |
апрель | «Рыбы Севера» |
|
«Какая рыбка попадет в ведро». | 1 |
май | «Насекомые Ямала». | Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых , используя при этом план - схему; продолжать учить связной речи; Активизировать словарь по теме; Развивать память, словесно - логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательные отношения к братьям меньшим. | -Презентация «Насекомые». - Беседа с детьми о пользе в природе насекомых. -Чтение «Ича- муравей». - Работа с пластилином - лепка насекомых. -Изготовление альбома с насекомыми. | 1 |
май | «Детские сады и школы в тундре» | Уточнение, расширение и обобщение представлений детей о детском саде, школа, и какие функции выполняют эти учреждения. Совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами). Учить образовывать прилагательные с существительными. Развитие диалогической речи, мышления, внимания, памяти. Учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение. | -Беседа о детских садах и школах для детей тундровиков. - Презентация (материал прошлых лет и современный пример). -Изготовление книжек – малышек - Прослушивание «Колыбельной для тундровиков» | 1 |
Итого: | 18 |
Примерное тематическое планирование
для подготтельного возраста (6 -7 лет)
месяц | тема | Программное содержание | Материалы и оборудован | Количество часов |
сентябрь | «Новый Уренгой – город на Ямале» |
познакомить с историей города, его прошлым и настоящим, основными профессиями людей, проживающих в нашем городе; -воспитывать любовь к малой Родине. |
«Определи герб города», «найди флаг города», цветные карандаши. | 1 |
сентябрь | «Улицы родного города» |
наблюдательность, внимание; - воспитывать любовь к родному городу. |
-стихотворение Юлии Васильевой «Новый Уренгой»
«Покажи достопримечательности нашего города», «Зачеркни лишнее», цветные карандаши. | 1 |
октябрь | Природные изменения, признаки времени года Осень. | Формировать представление о красоте природы; любовь к родному краю, городу. Осенняя окраска леса. Развивать эмоционально- эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности. | -Заучивание стихов об Уренгое. -Изготовление альбома время года «Осень», -оформление гербария из листьев деревьев и цветов. -Чтение стихов «Осень» | 1 |
октябрь | Птицы. Какие они? | Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе. Расширять у детей знания и представления о птицах, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания. | -Беседа о птицах. - Рисование по шаблону. - Изготовление совы из бумаги и фетра. -Наблюдения на прогулке за птицами? | 1 |
ноябрь | «Предметы быта ненцев» |
|
предметы быта ненцев», цветные карандаши. | 1 |
ноябрь | «Одежда ненцев» |
|
карандаши. | 1 |
декабрь | «Устное народное творчество ненцев» |
память, внимание, речь детей. | - ненецкие пословицы, поговорки, потешки, песенки; -игра «Угадай пословицу». | 1 |
декабрь | «Знакомство с ненецкими легендами и сказками» |
|
| 1 |
январь | «Деревья нашего края» |
закрепить уже имеющиеся знания;- учить подбирать веточку к соответствующему дереву;
память. |
«Положи шишку в корзинку». | 1 |
январь | «Растения тундры – ягель и мох» |
окружающему миру. | - иллюстрации тундры, оленей; - стихи о растениях; | 1 |
февраль | «Ягодки в корзине» |
интерес к флоре родного края. |
| 1 |
февраль | «Грибы» |
(съедобные и несъедобные);
рук. |
| 1 |
март | «Обитатели тундры» |
| -иллюстрации с изображением животных тундры; - стихотворения и загадки о животных;
| 1 |
март | «День народов Севера» | -Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: - Познакомить детей с ежегодным праздником «День народов Севера»;
| фото, иллюстрации, видео праздника; | 1 |
апрель | «Красная книга ЯНАО» | - Дать представление о редких видах животных и растениях Ямала; - Познакомить с Красной книгой; - Воспитывать бережное отношение к природе. | - Красная книга Ямала; изображения животных и растений, занесённых в красную книгу; Плакат «Правила поведения в Тундре». | 1 |
апрель | «Это интересно» |
|
– ЯМАЛ». | 1 |
май | Ветераны ВОВ | Вызвать интерес к истории | -Чтение художественной | 1 |
Ямала и города | России, подвигу ямальцев на | литературы о войне. | ||
Новый Уренгой. | фронте и в тылу. | «Рассказы о юных | ||
Шествие на | сформировать | героях», «Сын полка», | ||
площади . | представления о Победе над | «Рассказ танкиста». --- | ||
фашизмом. Расширять у | Заучивание стихов о | |||
детей знания и | войне. | |||
представления о войне, о | - Прослушивание военных | |||
потерях на войне русского | песен: «Землянка», «День | |||
народа. Активизировать | Победы». П. Явтысый | |||
внимание и память детей, | «Ненецкая баллада» | |||
развивать логическое | ||||
лышление. Учить | ||||
сравнивать, анализировать, | ||||
устанавливать причинно- | ||||
следственные связи, делать | ||||
обобщение. Научить | ||||
сопереживать детей | ||||
трагические моменты и | ||||
повышать чувство | ||||
патриотизма к Отечеству. | ||||
май | «Виды рыб | -Закрепит представления | -иллюстрации с | 1 |
Ямала» | детей о речных рыбах, и их | изображением рыб;
| ||
(земноводные, | среде обитания, | -красная книга Ямала; - | ||
пресмыкающиеся): | активизировать словарь | изображения рыб, | ||
ряпушка, щука, | детей по теме: «Речные | занесенных в красную | ||
осетр, муксун, | рыбы рек и озер Ямала». | книгу; - чтение | ||
нельма, налим | -Сравнить морские виды и | художественной | ||
обыкновенный. | речные виды рыб. | литературы Н. Дуднева | ||
-Развивать умение | «Завистливый осетр» | |||
подбирать слова | - стихотворения и загадки | |||
родственники к заданному | о рыбах; | |||
слову и образовывать | ||||
существительные с | ||||
уменьшительно- | ||||
ласкательными суффиксами | ||||
в единственном числе. - | ||||
Развивать умение составлять | ||||
предложения по картинкам- | ||||
признакам. | ||||
Итого: | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
Методические рекомендации по разработке рабочих программ...
Методическая разработка рабочей программы для младшей группы ДОУ
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Содержит следующие разделы:1. 1. Целевой раздел...
Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)
Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...
Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)
Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...
Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский»
Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский» предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия по рабочей тетради помогут закрепить материал....