Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Хакасия"
рабочая программа
Тематическое планирование по краеведению с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебные стандарты регионального компонента в дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом хакасского народа, имеющее значение в формировании социально-нравственных чувств. Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процесс воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Основной целью раздела «Краеведение» является обучение и воспитание личности, способной к саморазвитию, самоопределению, самореализации в специфической для региона природно-климатической, экономической, исторической и социокультурной среде. Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:
- Воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей.
- Обогатить знания детей о Хакасии.
- Формировать духовную личность, способную поступать нравственно в тех или иных ситуациях, на основе идей народной педагогики.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Курс содержит 9 занятий, по одному занятию в месяц. Региональный компонент присутствует и на других занятиях: природный мир, изодеятельность, математическое развитие и речевое развитие, физическое и музыкальное развитие, а также в совместной деятельности.
Содержание образовательной области
Раздел | Программное содержание |
Краеведение | Знакомство с государственной символикой: герб, флаг, республика Хакасия. Ознакомление с историей родного города, с топонимикой (название улиц). Знакомство с природой Хакасии, с людьми, живущими на этой земле, их традициями, обычаями, народным творчеством. Ознакомление с фольклором: сказки, сказания; с творчеством писателей и художников, с национальными играми и танцами, праздниками: Чыл Пазы –Новый год, Чир-ине – Почитание Матери –земли, Тун-пайрам – Праздник первого айрана, Хуртуйах кун – День почитания пожилых людей. |
Примерный тематический план на год.
Месяц неделя | Тема | Программное содержание | Сопутствующие формы обучения | Литература |
первая С Ь | Диагностика | Знание своего местожительства (республика Хакасия, город Абакан) Эмоциональное отношение к людям разных национальностей. Проявление интереса к фольклору, произведениям художественной литературы. Умение принимать в играх фольклорный материал и материал краеведческого содержания. | Игра «Назови, где ты живёшь». Беседа о тех, кто ходит с тобой в д \ сад. Разучивание национальных подвижных игр | «Приобщение детей к культуре хакасского народа». Методическое пособие – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004. |
четвёртая | «Осень в городе» | Выучить название города. Познакомить с легендой о названии города. Учить видеть изменения происходящие осенью. | Беседа «Что такое Родина?». Рассказывание легенды с использованием иллюстраций. Игра «Что нам осень принесла?» П \ хак. нар. игра «Рукавичка». | Алёшина И.В. Патриотическое воспитание дошкольников. |
четвёртая О | «Путешествие в осенний лес» | Закрепить название деревьев, животных. Учить различать хвойные и лиственные деревья. Воспитывать бережное отношение к природе. | Сюрпризный момент – Лесовик приглашает в гости. Игра « С какой ветки эти детки», «Кто где живёт». П\игра «Медведь и пень». | Катаева Л.П., Капсаргина М.В. Таёжный хоровод. Книжка – раскраска. |
первая Н | «Добро пожаловать в юрту» | Знакомство с жилищём хакасов (внутреннее убранство, особенности жилища). Закрепить навыки гостеприимства. Воспитывать интерес к истории своего края. | Рассматривание макета юрты. ТРИЗ «Хорошо – плохо». Логические круги Эйлера (классификация устройства юрты). П \ игра «Рукавичка». | Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.. |
вторая Д | «Зимний город». | Закрепить название столицы Хакасии. Учить узнавать знакомые места в городе, рассказывать о них. Воспитывать бережное отношение к городу, желание сделать его ещё краше. | Беседа «Что такое Родина?» Рассматривание фото, открыток. ТРИЗ «Хорошо – плохо» (понятие город – село). П \ игра «Мелей тастазах» -подкидывание рукавицы. | Торосов В. Абакан. |
четвёртая Я | «Надо дружбой дорожить». | Знакомство с хакасскими пословицами о дружбе. Учить сравнивать их с русскими. Воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности, уважение и доброжелательность. | Чтение пословиц и поговорок. Игры «Возьми за руки друга своего и попляши с ним», «Подари другу улыбку». | Балгазина А.Н. Моя Хакасия. |
Ф первая | «Городской транспорт» (экскурсия). | Закрепить знания о городском транспорте, его видах, навыки пользования транспортом. Воспитывать уважение к людям, к труду взрослых. Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах. | Беседа о транспорте. Рассматривание движения транспорта. Игра « Назови вид транспорта». Наблюдение за работой светофора и транспорта. | Алёшина И.В. Патриотическое воспитание дошкольников. |
третья М | «Игра – это здорово!» | Познакомить с национальными играми. Разучить игру «Аба токпес» (медвежий пень). Воспитывать интерес к национальным играм хакасского и русского народов. | Игра «Аба токпес». Игра «Ниточка с иголочкой». Беседа о национальных играх, их смысловой нагрузке. | Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. |
первая А | «Пресветлое солнце». | Знакомство с государственной символикой (герб, флаг). Дать представление о значении цвета, рисунка. Развивать интерес к национальным традициям. Воспитывать любовь к Родине. | Беседа о республике. Работа с картой. Игра «Составь флаг». П \ игра «Наездники». | Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». |
вторая М | «Мелодии родной Хакасии» | Познакомить с хакасским народным инструментом - чатхан. Дать представление о значении музыки для народа. Воспитывать интерес к музыкальным традициям. | Прослушивание национальных мелодий в записи. Рассматривание инструмента. П \ игра «Метпечек» | «Мифы и легенды хакасов». Сост. и перевод Трояков П.А. |
четвёртая | Диагностика | Знание своего местожительства (республика Хакасия, город Абакан) Эмоциональное отношение к людям разных национальностей. Проявление интереса к фольклору, произведениям художественной литературы. Умение принимать в играх фольклорный материал и материал краеведческого содержания. | Игра «Назови, где ты живёшь». Беседа о тех, кто ходит с тобой в д \ сад. Разучивание национальных подвижных игр | «Приобщение детей к культуре хакасского народа». Методическое пособие – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004. |
Критерии оценки уровней усвоения программного материала
№ п\п | 1 | 2 | 3 | ||
Ф.И. ребёнка | |||||
Название республики, города, улиц. О жилище – юрте. | С | ||||
М | |||||
Виды Животного и растительного мира Хакасии | С | ||||
М | |||||
Хакасские национальные инструменты – чатхан | С | ||||
М | |||||
Правила хакасских игр О национальных праздниках. | С | ||||
М | |||||
Отличать город от села. Выделять хакасский орнамент их других, составлять узоры, узнавать мелодии | С | ||||
М | |||||
О гербе и флаге республики, России. | С | ||||
М | |||||
Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) | С | ||||
М | |||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | |||||
Выводы (сентябрь): | |||||
Выводы (май): |
Средства обучения.
ТСО | аудиоаппаратура, звуковые и визуальные средства обучения |
Учебно-наглядные пособия | художественные произведения, иллюстрации, схемы, картинки, макеты, карта республики. |
Оборудование | куклы в национальных костюмах. |
Список литературы.
- Алёшина И.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.:2004.
- Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края» Пособие для учащихся 1-2-х классов – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001.
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Хакасское книжное издательство, Абакан, 1996.
- Катаева Л.П., Капсаргина М.В. Таёжный хоровод. Книжка – раскраска на русском и хакасском языках. Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1993.
- Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры.
- «Приобщение детей к культуре хакасского народа». Методическое пособие – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004.
- Торосов В. Абакан. Издание – М.: Цицеро, 1994.
- Трояков П.А. «Мифы и легенды хакасов». Сост. и перевод Трояков П.А. Хакасское книжное издательство г. Абакан, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....
Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы
Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...