Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №5 с ТНР Тема: «Мы и наши имена»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Красникова Ольга Васильевна

Цель. Развивать познавательную активность дошкольников при ознакомлении с социальным миром, через понятие имени и его значения в жизни людей.

Задачи:

1. Обучающая: углубить представления ребёнка о семье;  познакомить с миром имён, их своеобразием; с историей возникновения имён, фамилий; помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, уникальность каждого человека; учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей.

2. Развивающие: развивать мышление; познавательный интерес к своему имени,  упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

3. Воспитательные:  Воспитывать уважение друг к другу, способствовать воспитанию доброго отношения к себе,  окружающим, родному городу.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя»,  слушание песни «Россия».

Оборудование: мультимедийная  презентация,  2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, групповой альбом  «Моя семья»

Словарная работа: право, гражданство, Отечество, тёзка,  новорождённый, фамилия, имя, родственник, земляки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_my_i_nashi_imena.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            города  Иркутска детский сад  № 175

Конспект  ООД по познавательному развитию                                                                      в подготовительной  к школе группе №5 с  ТНР

Тема: «Мы и  наши имена»

                                                                                   

   

                                                                                   

                                        Разработала:   воспитатель подготовительной                                                                                        к школе группы  №5  с  ТНР   Красникова О.В.

                                               

                                            г. Иркутск,  2021 г.

Тема:  «Мы и  наши имена»

Цель. Развивать познавательную активность дошкольников при ознакомлении с социальным миром, через понятие имени и его значения в жизни людей.

Задачи:

1. Обучающая: углубить представления ребёнка о семье;  познакомить с миром имён, их своеобразием; с историей возникновения имён, фамилий; помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, уникальность каждого человека; учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей.

2. Развивающие: развивать мышление; познавательный интерес к своему имени,  упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

3. Воспитательные:  Воспитывать уважение друг к другу, способствовать воспитанию доброго отношения к себе,  окружающим, родному городу.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя»,  слушание песни «Россия».

Оборудование: мультимедийная  презентация,  2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, групповой альбом  «Моя семья»

Словарная работа: право, гражданство, Отечество, тёзка,  новорождённый, фамилия, имя, родственник, земляки.

Ход  ООД

1. Орг. момент

2. Вводно-мотивационный этап.  

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое,  чего нельзя увидеть, но это отличает его от других.

Загадка

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать  (Имя)

- Давайте все вместе громко назовём своё имя.

(Две девочки катят 2 коляски  с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, на бирках написаны имена)

Каждый человек при рождении получает имя. Рождение в семье ребёнка - это  праздник. День рождения, это праздник, который потом отмечается ежегодно.  Сами мы имён не выбираем, это делают  наши родители. Существует словарь имён. Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители  подбирают имя и хотят видеть его в будущем  здоровым, сильным, добрым, красивым.

- Ребята,  у меня есть очень важный документ. Кто знает, как он называется? (Свидетельство о рождении) Это самый первый в вашей жизни документ. Он отличает вас от всех других детей и подтверждает, что вы не похожи на других, но вы все,  граждане  России. Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. Слайд 2 

Свидетельство о рождении  говорит  нам,  об одном нашем праве,                           праве, на имя. 

-У вас,  есть такой документ?  (Да). А я расскажу, вам кто выдаёт такой документ?  Отдел ЗАГС  (запись актов гражданского состояния по месту рождения ребёнка)                                                                                                                 И что же, в нём  записано?  (Фамилия, имя, отчество  гражданина,  дата  и место рождения,  ф.и. о. родителей,  гражданство)

Гражданство - принадлежность человека к государству, в котором он родился и постоянно проживает. Вы все  граждане России с момента рождения.

Слайд  3-4  Обратить внимание на то, что воспитанники группы родились и живут в городе Иркутске.  Иркутск-  это наш родной город,  наша  малая родина.  Мы, должны любить  и гордиться своим  родным городом с самого детства. Беречь,  любить  и изучать его историю.

Звучит песня  «Иркутская история»  А. Маршал.

3 . Основной этап. Слайд 5 

Воспитатель:  Итак, у каждого человека есть имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю свою жизнь проносят имя. А как вы думаете, зачем люди придумали имена?  У вас, тоже есть свои имена. Есть имена мужские и женские.

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами, их называют «тёзками»                                                                                  У нас в группе два мальчика с одинаковыми именами. Их можно тоже назвать «тёзками».

Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

Есть имена, которыми можно называть и девочку и мальчика                                  (Н) Саша – девочка, мальчик. Женя-девочка, мальчик. Валя-  девочка, мальчик.                                              

Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами.  В каждой семье друг друга называют ласковыми именами.                                   Давайте послушаем,   как вас ласково называют дома.

А)  Дид. игра в кругу «Сердечко»  (в разных направлениях)                                                                                                           Воспитатель: У меня в руках сердечко. Сердечко ты передай, и скорее отвечай.  Как вас ласково называют дома. А сейчас, как тебя будут называть

когда, ты вырастешь? Дети передают сердечко друг другу и называют своё «ласковое»  и «взрослое»  полное имя.

Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»?  Кто они?

 Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать

про этих детей?

Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты,  девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться  просто по имени?

Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?  ( к взрослому)  

 Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Имя ребёнку выбирают родители, а отчество переходит от отца.                                   Воспитатель: Когда вы вырастите и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество.

Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?

Дети: Отечество – это Родина. Отечеством мы называем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.

 Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович.  Слайд 6  

 Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя и отчество,  но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает?

Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась (от дедушки)

- Можно прожить без фамилии? Очень трудно. У нас в группе два Даниила. Как мы их различаем?

Воспитатель:  Когда то, очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, а фамилии не было. Но людей становилось всё больше и стали придумывать фамилии. Фамилии придумывали по внешнему виду,  поведению, месту жительства, а чаще всего от имени, например, папа Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.

Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику — Плотников, рыбаку — Рыбаков.

Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.

 

Б)  Это наш альбом с семейными фотографиями 

Вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.

Чью фотографию открою, тот и называет своих родителей по имени, отчеству.

Молодцы  дети, знаете, как зовут ваших родителей.

Физкультминутка

Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг)

Вот как много стало рук (Руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена)

И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись, (Берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали  поуже круг (Все дети соединяют руки над головой)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (Взявшись за руки, делают круг шире)

В этом доме мы живем (руки вверху)

В)  Игра «Представьте себя по взрослому»                                                                             Пока вы ещё маленькие и вас называют по-детски, ласково, но когда вы вырастите и станете взрослыми,  к вам будут обращаться по имени, отчеству                                                               Ребята, давайте поиграем: Представьте, что вы стали взрослые и пришли на конференцию, но мы не знаем, как вас зовут. Вы должны представиться                         по - взрослому.

(Дети подбирают себе атрибуты – шляпу, галстук, шарфик, очки, сумочку, папку для бумаг и др.).

Воспитатель:  Хорошо играли, правильно представлялись.

Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и свою фамилию, как наши всем известные земляки.

Д)  Викторина  «Известные люди - наши земляки»                                                  Земляки – это люди, которые жили и живут с нами на одной земле.                                  Перед тем как мы начнём викторину, давайте вспомним,  кто был основателем города Иркутска.   Яков Похабов.    Слайд 7

Викторина :                                                                                                                                                                                                               1.  Известный музыкант, пианист наш земляк. ( Денис Мацуев)  Слайд 8                                                                 2.  Поэт сочинивший известные строчки детской песенки «На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…( Юрий Черных)    Слайд 9                                                                                                                                                       3.  Детский хирург, заслуженный врач  РФ, доктор мед. наук, делает операции новорождённым детям, живет и работает в Иркутске.                                                                                                                      ( Козлов Юрий Андреевич)     Слайд 10                                                                                                                                                                                                                                                                  4. Лётчик космонавт, дважды герой С.С. родился в Иркутске                                                         (Борис  Волынов)    Слайд 11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               5.  Известный писатель (Валентин Распутин) Слайд 12                                                          6.  Известный кинорежиссёр  (Леонид Гайдай) Слайд 13                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Воспитатель: У вас у всех есть имена и фамилии и они очень красивые.                            Ребята, я надеюсь, что вы   вырастите добрыми, честными, воспитанными  людьми и будете делать только добрые дела и прославите своё имя и фамилию не только в нашем родном городе Иркутске, но  и в вашей стране- России. И я дарю дам эти капельки добра.

Домашнее задание:  Найти информацию и написать о значении  своего имени, для создания группового альбома.

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...

Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».

 Изучаем зимние явления природы;  знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы....

КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию во II группе раннего возраста Тема: «Лесная школа».

КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию во II группе раннего возраста Тема: «Лесная школа»....

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Перспективный план по пожарной безопасности в подготовительнойк школе группе на 2020-2021 гг

Задачи:Продолжать закреплять с детьми правила по пожарной безопасности, научить ребенка правильно вести себя при возникновении пожара.Формировать у детей понятие "Пожар". помочь детям запомн...