Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №5 с ТНР Тема: «Мы и наши имена»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель. Развивать познавательную активность дошкольников при ознакомлении с социальным миром, через понятие имени и его значения в жизни людей.
Задачи:
1. Обучающая: углубить представления ребёнка о семье; познакомить с миром имён, их своеобразием; с историей возникновения имён, фамилий; помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, уникальность каждого человека; учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей.
2. Развивающие: развивать мышление; познавательный интерес к своему имени, упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
3. Воспитательные: Воспитывать уважение друг к другу, способствовать воспитанию доброго отношения к себе, окружающим, родному городу.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Россия».
Оборудование: мультимедийная презентация, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, групповой альбом «Моя семья»
Словарная работа: право, гражданство, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, земляки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_my_i_nashi_imena.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 175
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №5 с ТНР
Тема: «Мы и наши имена»
Разработала: воспитатель подготовительной к школе группы №5 с ТНР Красникова О.В.
г. Иркутск, 2021 г.
Тема: «Мы и наши имена»
Цель. Развивать познавательную активность дошкольников при ознакомлении с социальным миром, через понятие имени и его значения в жизни людей.
Задачи:
1. Обучающая: углубить представления ребёнка о семье; познакомить с миром имён, их своеобразием; с историей возникновения имён, фамилий; помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, уникальность каждого человека; учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей.
2. Развивающие: развивать мышление; познавательный интерес к своему имени, упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
3. Воспитательные: Воспитывать уважение друг к другу, способствовать воспитанию доброго отношения к себе, окружающим, родному городу.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Россия».
Оборудование: мультимедийная презентация, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, групповой альбом «Моя семья»
Словарная работа: право, гражданство, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, земляки.
Ход ООД
1. Орг. момент
2. Вводно-мотивационный этап.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает его от других.
Загадка
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать (Имя)
- Давайте все вместе громко назовём своё имя.
(Две девочки катят 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, на бирках написаны имена)
Каждый человек при рождении получает имя. Рождение в семье ребёнка - это праздник. День рождения, это праздник, который потом отмечается ежегодно. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Существует словарь имён. Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители подбирают имя и хотят видеть его в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым.
- Ребята, у меня есть очень важный документ. Кто знает, как он называется? (Свидетельство о рождении) Это самый первый в вашей жизни документ. Он отличает вас от всех других детей и подтверждает, что вы не похожи на других, но вы все, граждане России. Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. Слайд 2
Свидетельство о рождении говорит нам, об одном нашем праве, праве, на имя.
-У вас, есть такой документ? (Да). А я расскажу, вам кто выдаёт такой документ? Отдел ЗАГС (запись актов гражданского состояния по месту рождения ребёнка) И что же, в нём записано? (Фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место рождения, ф.и. о. родителей, гражданство)
Гражданство - принадлежность человека к государству, в котором он родился и постоянно проживает. Вы все граждане России с момента рождения.
Слайд 3-4 Обратить внимание на то, что воспитанники группы родились и живут в городе Иркутске. Иркутск- это наш родной город, наша малая родина. Мы, должны любить и гордиться своим родным городом с самого детства. Беречь, любить и изучать его историю.
Звучит песня «Иркутская история» А. Маршал.
3 . Основной этап. Слайд 5
Воспитатель: Итак, у каждого человека есть имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю свою жизнь проносят имя. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? У вас, тоже есть свои имена. Есть имена мужские и женские.
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами, их называют «тёзками» У нас в группе два мальчика с одинаковыми именами. Их можно тоже назвать «тёзками».
Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
Есть имена, которыми можно называть и девочку и мальчика (Н) Саша – девочка, мальчик. Женя-девочка, мальчик. Валя- девочка, мальчик.
Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. В каждой семье друг друга называют ласковыми именами. Давайте послушаем, как вас ласково называют дома.
А) Дид. игра в кругу «Сердечко» (в разных направлениях) Воспитатель: У меня в руках сердечко. Сердечко ты передай, и скорее отвечай. Как вас ласково называют дома. А сейчас, как тебя будут называть
когда, ты вырастешь? Дети передают сердечко друг другу и называют своё «ласковое» и «взрослое» полное имя.
Воспитатель: По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они?
Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать
про этих детей?
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты, девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? ( к взрослому)
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.
Имя ребёнку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Воспитатель: Когда вы вырастите и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество.
Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина. Отечеством мы называем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.
Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. Слайд 6
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя и отчество, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает?
Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась (от дедушки)
- Можно прожить без фамилии? Очень трудно. У нас в группе два Даниила. Как мы их различаем?
Воспитатель: Когда то, очень давно на Земле людей было не очень много, у каждого было имя, а фамилии не было. Но людей становилось всё больше и стали придумывать фамилии. Фамилии придумывали по внешнему виду, поведению, месту жительства, а чаще всего от имени, например, папа Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.
Многие фамилии пришли к нам из далёкой старины. Нередко фамилию человеку давали по его профессии: кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику — Плотников, рыбаку — Рыбаков.
Многие фамилии происходят от названий птиц, рыб, зверей.
Б) Это наш альбом с семейными фотографиями
Вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.
Чью фотографию открою, тот и называет своих родителей по имени, отчеству.
Молодцы дети, знаете, как зовут ваших родителей.
Физкультминутка
Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг)
Вот как много стало рук (Руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите (Дети называют свои имена)
И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (Берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг (Все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (Взявшись за руки, делают круг шире)
В этом доме мы живем (руки вверху)
В) Игра «Представьте себя по взрослому» Пока вы ещё маленькие и вас называют по-детски, ласково, но когда вы вырастите и станете взрослыми, к вам будут обращаться по имени, отчеству Ребята, давайте поиграем: Представьте, что вы стали взрослые и пришли на конференцию, но мы не знаем, как вас зовут. Вы должны представиться по - взрослому.
(Дети подбирают себе атрибуты – шляпу, галстук, шарфик, очки, сумочку, папку для бумаг и др.).
Воспитатель: Хорошо играли, правильно представлялись.
Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и свою фамилию, как наши всем известные земляки.
Д) Викторина «Известные люди - наши земляки» Земляки – это люди, которые жили и живут с нами на одной земле. Перед тем как мы начнём викторину, давайте вспомним, кто был основателем города Иркутска. Яков Похабов. Слайд 7
Викторина : 1. Известный музыкант, пианист наш земляк. ( Денис Мацуев) Слайд 8 2. Поэт сочинивший известные строчки детской песенки «На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…( Юрий Черных) Слайд 9 3. Детский хирург, заслуженный врач РФ, доктор мед. наук, делает операции новорождённым детям, живет и работает в Иркутске. ( Козлов Юрий Андреевич) Слайд 10 4. Лётчик космонавт, дважды герой С.С. родился в Иркутске (Борис Волынов) Слайд 11 5. Известный писатель (Валентин Распутин) Слайд 12 6. Известный кинорежиссёр (Леонид Гайдай) Слайд 13 Воспитатель: У вас у всех есть имена и фамилии и они очень красивые. Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, честными, воспитанными людьми и будете делать только добрые дела и прославите своё имя и фамилию не только в нашем родном городе Иркутске, но и в вашей стране- России. И я дарю дам эти капельки добра.
Домашнее задание: Найти информацию и написать о значении своего имени, для создания группового альбома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...
Открытый показ НОД для родителей по познавательному развитию подготовительной к школе группы №10 на тему: «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Цель. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Задачи. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить...
План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».
Изучаем зимние явления природы; знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы....
КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию во II группе раннего возраста Тема: «Лесная школа».
КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию во II группе раннего возраста Тема: «Лесная школа»....
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»
Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...
Перспективный план по пожарной безопасности в подготовительнойк школе группе на 2020-2021 гг
Задачи:Продолжать закреплять с детьми правила по пожарной безопасности, научить ребенка правильно вести себя при возникновении пожара.Формировать у детей понятие "Пожар". помочь детям запомн...