Конспект НОД " Заповедная Бурятия"
методическая разработка (средняя группа)
Открытое занятие " Заповедная Бурятия" было разработано и проведено автором в рамках городского семинара «Реализация регионального компонента как основа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zapovednaya_buryatiya.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 171»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации
образовательной области «Познавательное развитие»
для детей средней группы комбинированной направленности
на тему: «Заповедная Бурятия»
Составила:
Марина Анатольевна Ильина,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Зима, 2019 г.
Цель: создание условий для формирования представлений детей о национальности – буряты, как коренном народе Иркутской области.
Задачи:
обучающие:
- продолжать знакомить детей с культурой и традициями бурятского народа;
- рассказать детям о традиционном роде занятия бурят, их промыслах и быте;
развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности детей в разных видах детской деятельности;
- формировать у детей навыки коллективной игры, умение работать сообща и выполнять поставленную задачу;
воспитательные:
- воспитывать уважение к людям коренной национальности, их обычаям и традициям.
коррекционная задача: активизировать в речи детей слова: буряты, изба, юрта, орнамент, обереги
Предварительная работа: беседы «Моя родина – Иркутская область», «Байкал – жемчужина Сибири», «Коренные Народы Восточной Сибири», рассматривание экспонатов мини-музея «Народы Сибири», рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, иллюстраций национальных костюмов, энциклопедий, изготовление макетов жилищ разных народов, чтение бурятских легенд и сказаний, разучивание бурятских народных подвижных игр, разучивание бурятского танца «Ёхор»
Материалы:
Демонстрационный материал: карта Иркутской области, плоскостные фигуры изображений: юрта, буряты (женский национальный костюм, мужской национальный костюм), животные - корова, овца, лошадь, коза, верблюд, озеро Байкал, мольберт, иллюстрации с изображением бурятской национальной одежды, макет юрты, сумка Шамана, бубен, колотушка для Шамана, макеты избы и юрты, иллюстрации с изображение бурятских орнаментов, 2 иллюстрации А 3 с изображением внутреннего убранства юрты,
Раздаточный материал: браслеты-обереги (8)
Для продуктивной деятельности: столы, тарелки с набором картинок по теме: «Бурятский народ» по количеству детей (8), клей –карандаш (8), салфетки(8), листы из картона А 4 (8) ,клеёнки для аппликации (8),тесьма для шнуровки книги.
Ход занятия
Организационный момент: звучит музыка, дети входят в группу, встают в круг, здороваются с гостями
Мотивационный этап
В: Ребята, кто знает, как называется страна, в которой мы живем? А как называется наша область? В России и на территории Иркутской области проживает очень много разных народов. А какие народы вы знаете? (воспитатель предлагает рассмотреть детям выставку кукол в национальных костюмах и назвать народы). Ребята, а найдите здесь куклу в костюме, похожем на мой костюм. А кто может сказать, люди какой национальности носят такой наряд? А вы заметили, в каком я красивом нарядном костюме сегодня? Красив костюм, вам нравится? Это бурятский национальный костюм.
В: «Ребята у бурят очень красивая национальная одежда. И мой костюм украшен нарядными разноцветными орнаментами. Орнамент обозначает узор, украшение (активизация слова «орнамент» в хоровом и индивидуальном ответах). Орнаменты и на шапке, и на платье. Дети рассматривают мой костюм
В: А вы хотели бы узнать, как живёт бурятский народ? Дети отвечают
Сюрпризный момент: (звучит музыка, под музыку входит Шаман с бубном и танцует танец)
Ш: Здравствуйте, дети! Я бурятский шаман! О родном крае я услыхал, и к вам на встречу прибежал! А вы знаете, как здороваются буряты?
Ш: По обычаю бурятского народа нужно проявить уважение к старшим. Младший первым протягивает навстречу старшему руки вверх ладонями. Старший отвечал, касаясь их протянутыми вниз ладонями рук. И мы попробуем так поздороваться. (Здороваются)
Проблемно-ориентированный этап
В: Уважаемый шаман, наши дети хотят узнать о бурятском народе побольше, ты сможешь нам помочь?
Ш: Конечно! Я мудрый шаман, ко мне все за советом ходят, так как я очень много знаю. А для того чтобы вы смогли много узнать, я приглашаю вас на бурятскую землю. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети под музыку идут за Шаманом вместе с воспитателем, проходят круг и останавливаются перед информационным стендом, на котором расположена карта Иркутской области
Содержательный этап
Ш: «Вот это Иркутская область, и на ее территории вместе с другими народами вблизи озера Байкал проживает бурятский народ, а людей, называют бурятами. Буряты - коренные жители Восточной Сибири, потому что живут они здесь много-много лет» (активизация словаря в инд. и хоровых ответах)
Воспитатель подводит детей к следующему стенду (стене), обращает внимание на иллюстративный материал, Шаман ведёт рассказ.
Рассказ: Издавна бурятский народ, чтобы прокормить себя, занимался охотой и рыбной ловлей. В водах Байкала и реках Прибайкалья было много рыбы, а в лесах Прибайкалья диких животных. Назовите, каких животных и рыб вы видите. (дети рассматривают и называют).
В: Бурятские племена постоянно кочевали, то есть переезжали в поисках пастбищ для скота, удобных мест охоты и рыбной ловли. Передвигались буряты на лошадях. Также буряты разводили и домашних животных. Назовите их (лошадь, коза, корова, овца). Как вы думаете, почему? Какую пользу приносят эти животные? (дети отвечают). Конечно, ребята, эти животные и кормили, и одевали людей. От животных получали мясо, молоко, а из шерсти вязали, шили, ткали одежду.
Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть и жилище, которое он строит. Где вы живёте вместе с родителями? Вы знаете, как называется жилище у русского народа? (изба)
Ш: А вот у бурят, ребята, жилище называется юрта. Хотите рассмотреть юрту?
Дети вместе с воспитателем и Шаманом подходят к макетам юрты и избы, рассматривают их и сравнивают
Воспитатель: Ребята, рассмотрите и сравните жилище русского и бурятского народа. Чем они похожи? (у избы и юрты есть остроконечные крыши). А чем отличаются? (у избы есть окна, у юрты нет окон, юрта по форме круглая, а изба, четырёхугольная)
Далее Шаман ведёт рассказ о юрте
Рассказ: Традиционным жилищем бурят являлась юрта. Буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Юрту покрывали войлоком (материал, из чего сшиты валенки). Юрты не имеют окон. В крыше юрты находится большое отверстие для выхода дыма и освещения. Дверь в юрту располагалась с южной стороны. Пол в юрте был земляной.
В: А как располагались вещи и предметы в самой юрте?
Ш: Рассказ по картине. Посередине у них было почётное место, где стояли божества, которым верили. Юрта делилась на мужскую и женскую половину.
В мужской стороне располагались ружья, упряжь для лошадей, в женской стороне – хозяйственная утварь, предметы для женского рукоделия.
В центре жилища располагался очаг, для обогрева юрты и приготовления пищи. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. Буряты очень дружный народ, гостеприимный всегда гостя усаживали на лучшее место у огня и самое лучшее угощение, а ещё очень любят танцевать, и бурят есть танец дружбы, который объединяет весь народ.
Ш: Наш бурятский хоровод взяться за руки зовёт. Если встанешь с нами в круг, Значит, ты – хороший друг! Исполняется танец “Ёхор”.
Ш: Ребята , буряты не только сооружали юрты, охотились, танцевали, но и любили рисовать и украшать предметы быта и одежду.
Шаман достаёт из сумки рисунки иллюстрации об орнаментах, предлагает детям рассмотреть их, беседует.
Ш: Орнаментами буряты украшают не только, но одежду, посуду, а также своё жилище.
Воспитатель: Какое интересное путешествие у нас получилось, ребята. Только как нам всё это запомнить, как вы, думаете (дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Изготовим книжку-энциклопедию бурятском народе
Деятельностный этап
Дети вместе с воспитателем и Шаманом, проходят к столам и изготавливают страницы для книжки. Во время продуктивной деятельности проводится инд. работа с детьми. После продуктивной деятельности дети рассказывают о своих работах, воспитатель собирает книжку-энциклопедию
Шаман: Ребята, мне сегодня очень понравилась с вами беседовать, играть, Вы, молодцы, внимательно меня слушали, отвечали на мои вопросы. На память о нашей встрече я вам хочу подарить вот эти обереги-амулеты, которые принесут вам удачу.
Воспитатель: Спасибо за подарки, нам с ребятами пора возвращаться в группу.
Шаман: С удовольствием вас провожу…(Шаман провожает детей под музыку, делает круг, прощается и уходит) А теперь мне пора уходить. До свиданья, ребята!
Рефлексивный этап
В: Ну, вот ребята, наше путешествие по Бурятии и закончилось. Сегодня мы окунулись мир культуры, традиций, обычаев бурятского народа. А вы узнали что- то новое, интересное о Бурятии, и бурятском народе? Расскажите, а что вам понравилось в путешествии? Что запомнилась?
Дети рассказывают о своих впечатлениях
В: Мы свами изготовили книжку о бурятском народе, а когда будем изучать другие народы, тоже изготовим книжки, А теперь пройдём в наш музей и пополним его этой книгой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Бурятию»
занятие на тему поликультурного развития у дошкольников...
"Народы России. Буряты" конспект по проекту к презентации.
Воспитатель: Васяк А.АЦель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи: · Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.·...
Конспект занятия "Мы живём в Бурятии"
Конспект занятия...
Конспект развлечения "Дружба народов Бурятии" (подготовительная группа)
В развлечение рассказывается о народах населяющих нашу Республику....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе " Смешарики": "Путешествие по Бурятии"
В ходе образовательного события дети ближе знакомятся с обычаями бурятского народа....
конспект образовательной деятельности "Моя Бурятия"
Муниципальное автономное...
Конспект занятия по НРК "Край мой -Бурятия моя"
Тема: «КРАЙ МОЙ -БУРЯТИЯ МОЯ!»(для детей старшей группы )Подготовила : Пантелеева Анна Николаевна...