Конспект НОД " Заповедная Бурятия"
методическая разработка (средняя группа)

Ильина Марина Анатольевна

 Открытое занятие  " Заповедная Бурятия" было разработано и  проведено автором в рамках городского семинара «Реализация регионального компонента как основа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zapovednaya_buryatiya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации

образовательной области «Познавательное  развитие»

для детей средней группы комбинированной направленности

на тему: «Заповедная Бурятия»

                                              Составила:

Марина Анатольевна Ильина,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Зима, 2019 г.

Цель: создание условий для формирования представлений детей о национальности – буряты, как коренном народе Иркутской области.

Задачи:

обучающие:

  • продолжать знакомить детей с культурой и традициями бурятского народа;
  • рассказать детям о традиционном роде занятия бурят, их промыслах и быте;

развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности детей в разных видах детской деятельности;
  • формировать у детей навыки коллективной игры, умение работать сообща и выполнять поставленную задачу;

воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям коренной национальности, их обычаям и традициям.

коррекционная задача: активизировать в речи детей слова: буряты, изба, юрта, орнамент, обереги

Предварительная работа: беседы «Моя родина – Иркутская область», «Байкал – жемчужина Сибири», «Коренные Народы Восточной Сибири», рассматривание экспонатов мини-музея «Народы Сибири», рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, иллюстраций национальных костюмов, энциклопедий, изготовление макетов жилищ разных народов,  чтение бурятских легенд и сказаний, разучивание бурятских народных подвижных игр, разучивание бурятского танца «Ёхор»

Материалы: 

Демонстрационный материал: карта Иркутской области, плоскостные фигуры  изображений: юрта, буряты (женский национальный костюм, мужской национальный костюм), животные - корова, овца, лошадь, коза, верблюд, озеро Байкал, мольберт, иллюстрации с изображением бурятской национальной одежды, макет юрты, сумка Шамана, бубен, колотушка для Шамана,  макеты избы и юрты, иллюстрации с изображение бурятских орнаментов, 2 иллюстрации А 3 с изображением внутреннего убранства юрты,

Раздаточный материал: браслеты-обереги (8)

Для продуктивной деятельности: столы, тарелки с набором  картинок по теме: «Бурятский народ» по количеству детей (8), клей –карандаш (8), салфетки(8), листы из картона А 4 (8) ,клеёнки для аппликации (8),тесьма для шнуровки книги.

Ход занятия

Организационный момент: звучит музыка, дети входят в группу, встают в круг, здороваются с гостями

Мотивационный этап

В: Ребята, кто знает, как называется страна, в которой мы живем? А как называется наша область? В России и на территории Иркутской области проживает очень много разных народов. А какие народы вы знаете?  (воспитатель предлагает рассмотреть детям выставку кукол в национальных костюмах и назвать народы). Ребята, а найдите здесь куклу  в костюме, похожем   на мой костюм. А кто может сказать, люди какой национальности носят такой наряд? А вы заметили, в каком я красивом нарядном костюме сегодня? Красив костюм, вам нравится? Это бурятский национальный костюм.

В: «Ребята у бурят очень красивая национальная одежда. И мой костюм украшен нарядными разноцветными орнаментами. Орнамент обозначает узор, украшение (активизация слова «орнамент» в хоровом  и индивидуальном ответах).  Орнаменты и на шапке, и на платье. Дети рассматривают мой костюм

В: А вы хотели бы узнать, как живёт бурятский народ? Дети отвечают

Сюрпризный момент: (звучит музыка, под музыку входит Шаман  с бубном и  танцует танец)

Ш: Здравствуйте, дети! Я бурятский шаман! О родном крае я услыхал, и к вам на встречу прибежал! А вы знаете,  как здороваются буряты? 

Ш: По обычаю бурятского народа нужно проявить уважение к старшим. Младший первым протягивает навстречу старшему руки вверх ладонями. Старший отвечал, касаясь их протянутыми вниз ладонями рук. И мы попробуем так поздороваться. (Здороваются)

Проблемно-ориентированный этап

В: Уважаемый шаман, наши дети хотят узнать о бурятском народе побольше, ты сможешь нам помочь?

Ш: Конечно! Я мудрый шаман, ко мне все за советом ходят, так как я очень много знаю. А для того чтобы вы смогли много узнать,  я приглашаю вас на бурятскую землю. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети под музыку идут за Шаманом вместе с воспитателем, проходят круг и останавливаются перед информационным  стендом, на котором расположена карта Иркутской области

Содержательный  этап

Ш: «Вот это Иркутская область,  и на ее территории вместе с другими народами  вблизи озера Байкал проживает бурятский народ, а людей, называют бурятами. Буряты - коренные жители Восточной Сибири, потому что живут они здесь много-много лет» (активизация словаря в инд. и хоровых ответах)

Воспитатель подводит детей к следующему стенду (стене), обращает внимание на иллюстративный материал, Шаман ведёт рассказ.

Рассказ: Издавна бурятский народ, чтобы прокормить себя, занимался охотой и рыбной ловлей. В водах Байкала и реках Прибайкалья было много рыбы, а в  лесах Прибайкалья диких животных. Назовите, каких животных и рыб вы видите. (дети рассматривают и называют).

В: Бурятские племена постоянно кочевали, то есть переезжали  в поисках пастбищ для скота, удобных мест охоты и рыбной ловли. Передвигались буряты на лошадях. Также буряты разводили и домашних животных.  Назовите их (лошадь, коза, корова, овца). Как вы думаете, почему? Какую пользу приносят эти животные? (дети отвечают). Конечно, ребята, эти животные и кормили, и одевали людей. От животных получали мясо, молоко, а из шерсти вязали, шили, ткали одежду.

Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть и жилище, которое он строит.  Где вы живёте вместе с родителями? Вы знаете,  как называется жилище у русского народа? (изба)

Ш: А вот у бурят, ребята, жилище называется юрта. Хотите рассмотреть юрту?

Дети вместе с воспитателем и Шаманом подходят к макетам юрты и избы, рассматривают их и сравнивают

Воспитатель: Ребята, рассмотрите и сравните жилище русского и бурятского народа. Чем они похожи? (у избы и юрты есть остроконечные крыши). А чем отличаются? (у избы есть окна, у юрты нет окон, юрта по форме круглая, а изба, четырёхугольная)

Далее Шаман ведёт рассказ о юрте

 Рассказ: Традиционным жилищем бурят являлась юрта. Буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Юрту покрывали войлоком (материал, из чего сшиты валенки).  Юрты не имеют окон. В крыше юрты находится большое отверстие для выхода дыма и освещения. Дверь в юрту располагалась с южной стороны. Пол в юрте был земляной. 

В: А как располагались вещи и предметы в самой юрте?

Ш: Рассказ по картине. Посередине у них было почётное место, где стояли божества, которым верили. Юрта делилась на мужскую и женскую половину.

В мужской стороне располагались ружья, упряжь для лошадей, в женской стороне – хозяйственная утварь, предметы для женского рукоделия.

В центре жилища располагался очаг, для обогрева юрты и приготовления пищи. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. Буряты очень дружный народ, гостеприимный всегда гостя усаживали на лучшее место у огня и самое лучшее угощение, а ещё очень любят танцевать, и бурят есть танец дружбы, который объединяет весь народ.

Ш: Наш бурятский хоровод взяться за руки зовёт. Если встанешь с нами в круг, Значит, ты – хороший друг! Исполняется танец “Ёхор”.

Ш: Ребята , буряты не только сооружали юрты, охотились, танцевали, но и любили рисовать и украшать предметы быта и одежду.

Шаман достаёт из сумки рисунки иллюстрации об орнаментах, предлагает детям рассмотреть их, беседует.

 Ш: Орнаментами буряты украшают не только,  но одежду, посуду, а также своё жилище.

Воспитатель: Какое интересное путешествие у нас получилось, ребята. Только как нам всё это запомнить, как вы, думаете (дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Изготовим книжку-энциклопедию бурятском народе

Деятельностный этап

Дети вместе с воспитателем и Шаманом, проходят к столам и изготавливают страницы для книжки. Во время продуктивной деятельности проводится инд. работа с детьми. После продуктивной деятельности дети рассказывают о своих работах, воспитатель собирает книжку-энциклопедию

Шаман: Ребята, мне сегодня очень понравилась  с вами беседовать, играть, Вы, молодцы, внимательно меня слушали, отвечали на мои вопросы. На память о нашей встрече я вам хочу подарить вот эти обереги-амулеты, которые принесут вам удачу.

Воспитатель: Спасибо за подарки, нам с ребятами пора возвращаться в группу.

Шаман: С удовольствием вас провожу…(Шаман провожает детей под музыку, делает круг, прощается и уходит) А теперь мне пора уходить. До свиданья, ребята!

Рефлексивный этап

В: Ну, вот ребята, наше путешествие по Бурятии и закончилось. Сегодня мы окунулись мир культуры, традиций, обычаев бурятского народа. А вы узнали что- то новое, интересное о Бурятии, и бурятском народе? Расскажите, а что вам  понравилось в путешествии? Что запомнилась?

Дети рассказывают о своих впечатлениях

В: Мы свами изготовили книжку о бурятском народе, а когда будем изучать другие народы, тоже изготовим книжки, А теперь пройдём в наш музей и пополним его этой книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народы России. Буряты" конспект по проекту к презентации.

Воспитатель: Васяк А.АЦель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи: ·        Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.·...

Конспект развлечения "Дружба народов Бурятии" (подготовительная группа)

В развлечение рассказывается о народах населяющих нашу Республику....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе " Смешарики": "Путешествие по Бурятии"

В ходе образовательного события дети ближе знакомятся с обычаями бурятского народа....

Конспект занятия по НРК "Край мой -Бурятия моя"

Тема: «КРАЙ МОЙ -БУРЯТИЯ МОЯ!»(для детей старшей группы )Подготовила :  Пантелеева Анна Николаевна...