конспект образовательной деятельности "Моя Бурятия"
план-конспект занятия (старшая группа)

Муниципальное автономное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

 

 

 

 

                                                                                                         

 

Конспект

совместной образовательной деятельности по направлению

«Познавательное развитие»

В старшей группе.

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»

 

 

 

 

 

 Выполнила: Дегтярёва. Е.В.

 

С. Кабанск

2018.

 

 

Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.

Задачи:

Образовательные: Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.

Развивающие:  Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

Воспитательные: Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.

Целевые ориентиры: Использование специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.

 

Форма организации: работа со всей группой.

Материалы к занятию: войлочная юрта, бурятская шапка, куклы, занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.

Предварительная работа:

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят.

3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Орнамент", "Одежда бурят", "Пища бурят".

4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Красный бык", "Легенда о девушке - лебеде".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, чистоговорки.

6. Подвижные бурятские игры:  "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок" «Шапка Будамшу».

Словарная работа: юрта, орнамент, улус, кочевать.

Этапы НОД

этап

Задачи этапа

Содержание деятельности

Вводно- организационный

Создать психологическую атмосферу, формировать интерес к содержанию НОД.

Подвижная игра «Верблюд и верблюжонок ».

Дорогие  друзья! Приветствую, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции.

Сегодня на  мы с вами с помощью большого экрана  попадем в культуру и быт бурятского народа. То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков.

- Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)

- Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,

А живут в нем дружно люди (юрта)

- Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются

Воспит Что видели в юрте? (очаг,  место, где размещались священные книги, бурятские предметы; кровати, орудия труда)

 

 

Актуализации

Активизируем процесс мышления, стимулируем, любознательность, интерес.  Поощрять детей к высказываниям. Инициируем поиск в получении новых знаний.

- А как называлось поселение, где жили буряты(улус) каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

 

Восприятие и усвоение нового материала

Расширять представление детей о культуре и традициях народов Бурятии. Воспитывать уважение к людям разной, национальности.

- А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.

 

Практическая часть

Овладение определенным  объемом знаний, слушать воспит. отвечать на вопросы.

- Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.

 

Динамическая пауза

Снятие напряжение, эмоциональная и физическая разрядка.

Игра "Юрта ". Дети становятся на дорожку, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос переходит на следующий прямоугольник.

- Внимание на экран (на экране - юрта)

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)

 

Практическая часть (продолжение)

Овладение определенным  объемом знаний, слушать воспит. отвечать на вопросы.

- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.                                                            В круглой красивой юрте живут буряты.- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)                                                                 - Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)                                                                        - Каких животных разводили буряты(коз, овец, коров, лошадей и  верблюдов)

 Проблемная ситуация.                                Почему они переезжали на др. места (кочевали)? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)                                                     - Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)                                                                    - Назовите основные продукты питания бурят?

  

Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки:

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

Снятие напряжение, эмоциональная и физическая разрядка.

Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"                                               Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, масло и т. д.                           Мясные блюда - буза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.            Хочу поздравить вас с бурятским праздником по-бурятски. (Сагалганар). (Повторяют дети).

 

Сейчас я  покажу праздничную одежду бурят(Показ слайдов)

 

Рефлексия

Слушают, выражают собственные мысли. Обобщают, делятся собственными впечатлениями.

Наше  сегодняшнее знакомство с традициями бурятского народа подошло к концу. Что вы сегодня узнали нового о традициях бурятского народа? Мы с вами будем продолжать, и обогащать  наши знания.

- Какие же вы молодцы! Вы очень внимательно слушали. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskaya_yurta-_prezintatsiya.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бурятская юрта

Слайд 3

Молочные продукты

Слайд 4

Мясные блюда

Слайд 6

Позы -бузы

Слайд 8

сладости

Слайд 14

кровянная-колбаса

Слайд 15

Шапка -малахай

Слайд 16

Национальная одежда

Слайд 23

Бурятский орнамент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Традиции Бурятии»

Конспект занятия «Традиции Бурятии»...

Конспект викторины " Знатоки Бурятии"

Образовательное мероприятие " Знатоки Бурятии" было разработано и проведено Ильиной Мариной Анатольевной в рамках реализации догосрочного педагогического проекта " Буряты - коренной нар...

Конспект НОД " Заповедная Бурятия"

Открытое занятие  " Заповедная Бурятия" было разработано и  проведено автором в рамках городского семинара «Реализация регионального компонента как основа гражданско-па...

Конспект "Дикие животные Бурятии"

Уточнять  и расширять знания детей о животном мире Бурятии.Расширять представление о многообразии животных, их местах обитания, образе жизни, питании. Воспитывать интерес к животному миру Бурятии...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ БУРЯТИЯ»

Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Буря...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе Улан-Удэ - столица Бурятии

Конспектобразовательной ситуации в старшей группеУлан-Удэ - столица Бурятии...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе Улан-Удэ - столица Бурятии

Конспектобразовательной ситуации в старшей группеУлан-Удэ - столица Бурятии...