конспект образовательной деятельности "Моя Бурятия"
план-конспект занятия (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Конспект
совместной образовательной деятельности по направлению
«Познавательное развитие»
В старшей группе.
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»
Выполнила: Дегтярёва. Е.В.
С. Кабанск
2018.
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.
Развивающие: Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.
Воспитательные: Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.
Целевые ориентиры: Использование специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.
Форма организации: работа со всей группой.
Материалы к занятию: войлочная юрта, бурятская шапка, куклы, занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.
Предварительная работа:
1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»
2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят.
3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Орнамент", "Одежда бурят", "Пища бурят".
4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Красный бык", "Легенда о девушке - лебеде".
5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, чистоговорки.
6. Подвижные бурятские игры: "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок" «Шапка Будамшу».
Словарная работа: юрта, орнамент, улус, кочевать.
Этапы НОД
этап | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Вводно- организационный | Создать психологическую атмосферу, формировать интерес к содержанию НОД. | Подвижная игра «Верблюд и верблюжонок ». Дорогие друзья! Приветствую, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции. Сегодня на мы с вами с помощью большого экрана попадем в культуру и быт бурятского народа. То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков. - Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил) - Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон, А живут в нем дружно люди (юрта) - Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются Воспит Что видели в юрте? (очаг, место, где размещались священные книги, бурятские предметы; кровати, орудия труда)
|
Актуализации | Активизируем процесс мышления, стимулируем, любознательность, интерес. Поощрять детей к высказываниям. Инициируем поиск в получении новых знаний. | - А как называлось поселение, где жили буряты? (улус) каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.
|
Восприятие и усвоение нового материала | Расширять представление детей о культуре и традициях народов Бурятии. Воспитывать уважение к людям разной, национальности. | - А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.
|
Практическая часть | Овладение определенным объемом знаний, слушать воспит. отвечать на вопросы. | - Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.
|
Динамическая пауза | Снятие напряжение, эмоциональная и физическая разрядка. | Игра "Юрта ". Дети становятся на дорожку, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос переходит на следующий прямоугольник. - Внимание на экран (на экране - юрта) 1. - Что это? (юрта) 2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.) 3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.) 4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)
|
Практическая часть (продолжение) | Овладение определенным объемом знаний, слушать воспит. отвечать на вопросы. | - Составим красивое предложение их ваших слов - ответов. В круглой красивой юрте живут буряты.- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё) - Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся) - Каких животных разводили буряты? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Проблемная ситуация. Почему они переезжали на др. места (кочевали)? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная) - Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей) - Назовите основные продукты питания бурят?
Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки: 1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой) 2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова) 3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)
|
Динамическая пауза | Снятие напряжение, эмоциональная и физическая разрядка. | Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда" Показ на экране молочных продуктов: сметана, молоко, сыр, масло и т. д. Мясные блюда - буза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д. Хочу поздравить вас с бурятским праздником по-бурятски. (Сагалганар). (Повторяют дети).
Сейчас я покажу праздничную одежду бурят. (Показ слайдов)
|
Рефлексия | Слушают, выражают собственные мысли. Обобщают, делятся собственными впечатлениями. | Наше сегодняшнее знакомство с традициями бурятского народа подошло к концу. Что вы сегодня узнали нового о традициях бурятского народа? Мы с вами будем продолжать, и обогащать наши знания. - Какие же вы молодцы! Вы очень внимательно слушали. Спасибо за внимание! |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buryatskaya_yurta-_prezintatsiya.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Молочные продукты
Мясные блюда
Позы -бузы
сладости
кровянная-колбаса
Шапка -малахай
Национальная одежда
Бурятский орнамент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Традиции Бурятии»
Конспект занятия «Традиции Бурятии»...
Конспект викторины " Знатоки Бурятии"
Образовательное мероприятие " Знатоки Бурятии" было разработано и проведено Ильиной Мариной Анатольевной в рамках реализации догосрочного педагогического проекта " Буряты - коренной нар...
Конспект НОД " Заповедная Бурятия"
Открытое занятие " Заповедная Бурятия" было разработано и проведено автором в рамках городского семинара «Реализация регионального компонента как основа гражданско-па...
Конспект "Дикие животные Бурятии"
Уточнять и расширять знания детей о животном мире Бурятии.Расширять представление о многообразии животных, их местах обитания, образе жизни, питании. Воспитывать интерес к животному миру Бурятии...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МОЯ БУРЯТИЯ»
Расширить знания детей о родном крае, коренных народах нашей республики (русские, буряты), растительном и животном мире:Формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Буря...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе Улан-Удэ - столица Бурятии
Конспектобразовательной ситуации в старшей группеУлан-Удэ - столица Бурятии...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе Улан-Удэ - столица Бурятии
Конспектобразовательной ситуации в старшей группеУлан-Удэ - столица Бурятии...