Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Бурятию»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
занятие на тему поликультурного развития у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_buryatiyu.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Бурятию.
Цель: воспитывать этнотолерантность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа;
Задачи: Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о культуре, традициях народов родного края;
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.
Познакомить с элементами бурятского национального костюма;
Воспитывать чуткость к художественному слову; Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством Развивать декоративное творчество детей.
Предварительная работа: разучивание Бурятских народных игр; знакомство с гербом, флагом Бурятии; знакомство с Бурятскими орнаментами.
Материалы: мультимедийная презентация о Бурятии, письмо, украшенное Бурятским орнаментом с флэшкой, разрезной герб и флаг Бурятии, головные уборы для декорирования – 12 штук, орнаменты , клей.
Ход занятия:
Воспитатель, показывает детям письмо с Бурятским орнаментом:
- ребята, к нам пришло сегодня какое-то загадочное письмо. Посмотрите на нем изображен орнамент какой-то. Ребята, а чей орнамент он вам напоминает? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что орнамент напоминает Бурятские узоры)
- А в конверте что-то лежит. (воспитатель распечатывает конверт, достает флэшкку) Ой, смотрите – флэшка, а давайте посмотрим что на ней записано. (воспитатель включает флэшку, а на ней изображение Бурятского шамана, который приглашает в путешествие по его Родине)
На экране появляются слайды с изображением природы Байкала и Бурятии под народную музыку. Воспитатель читает стихотворение:
Алмаз в оправе гор Хамар-Дабана,
О, чудо света, сказочный Байкал!
Здесь рай земной душе, в том нет обмана,
Лишь тут найдешь, что ты всю жизнь искал,
О чем мечтал, чем бредил втайне с детства,
Душой стремился к чудным берегам.
Здесь вод хрусталь из самой глуби сердца
Несет Байкал, как дар, к твоим ногам.
И, если ты душой и в мыслях светел,
Омойся, друг, святейшею водой.
Спроси о вечном старца, он ответит,
Тебя лаская по-отечески волной.
Как мне привычно окаймленье
Из синевы далеких гор,
Реки долинное ветвленье,
Зелено-палевый простор.
Нахохлившиеся деревья,
Скорее, можно их кустом
Назвать, спокойные деревни,
Где пес бежит за колесом.
Опять безлюдная, раскинет
Себя под чистым небом степь
И на лицо свое накинет
От солнца выбуревший плат.
Байкал, живи на радость, диво -
Оазис чистой красоты,
Вздымая волны горделиво,
Как ввысь хрустальные мосты!
Воспитатель:
- ребята, знаете для бурят озеро Байкал было всегда священным, ему они поклонялись, просили помощи, кормились. Байкал называли – батюшкой, морем, священным, наделяли недюжей силой, слагали о нем легенды.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет Мунген. (на экране слайд «Хоче познакомить вас с легендой о Байкале и его дочери Ангере»)
- ребята, кажется мы с вами её знаем, давайте все сместе её расскажем.
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею. (показ фото на слайде).
Шаман Мунген просит о помощи, сложить герб и флаг Бурятии. Ребята у нас беда, какой - то дух злого шамана развалил все части герба, и флага, давайте вместе его сложим обратно. У меня ленточки двух цветов: жёлтые и синие – беритесь за концы, как в карусели я отпускаю, а вы держитесь, вот теперь желтые в одну сторону, синие в другую (дети берутся за концы лент, воспитатель отпускает – дети у которых желтые ленты – одна команда, синие – другая), (детям предлагается сложить на магнитной доске герб и флаг)
- ребята у республики Бурятия как у каждой республики есть свой герб и флаг, который мы с вами уже знаем. (на экране появляется герб и флаг Бурятии)
- что же означают цвета и знаки на гербе? (ответы детей: жёлтый круг – это солнце, дуга – это луна, костер – это очаг, волны – Байкал и горы, которые окружают всю Бурятию, лента – гостеприимство)
Воспитатель обобщает:
- В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). Желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании. Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня снизу вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие; очаг – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний современное, третий – будущие поколения. В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии.
- ну вот как здорово у нас получилось, все встало на свои места. Вы прямо мастера. А я предлагаю вам вспомнить народную бурятскую игру «Иголка, нитка, узелок» (проводится народная игра)
- ребята, пора нам познакомиться с народным костюмом Бурят. (на экране появляется изображение народного костюма)
Воспитатель:
- Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется –малгай, как он украшен. (дети рассматривают головной убор). Верхняя одежда называется – дэгэл. (рассматривают одежду) Обувь у бурят называется гутул. Воспитатель повторяет новые названия для детей: малгай, дэгэл, гутул.
- давайте обратим внимание на орнаменты, которые украшают бурятскую одежду. (просмотр слайдов об орнаментах)
- ребята, я вам предлагаю превратиться в мастеров и украсить малгай самим и оставить себе на память от этой встречи с Бурятией и её народом.
(воспитатель предлагает пройти за столы, где приготовлены головные уборы без орнаментов, на столах лежат орнаменты (заготовки), дети сами выбирают и наклеивают под бурятскую народную музыку).
- Вот как здорово у нас получилось, давайте посмотрим дальше (на слайде шаман прощается с ребятами)
- наше путешествие закончилось. Ребята, а давайте возьмем с собой наши поделки на память о нашем чудесном путешествии и познакомим других с удивительным народом – Бурятами!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСОВ №135»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста:
«Путешествие в Бурятию»
Составила воспитатель: Светлолобова С. Л.
г. Братск – 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в лес"
Данный конспект занятия для детей среднего возраста.Приоритетные задачи: Формирование правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи. Формирование навыков словообразование имен суще...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов
Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"
План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ
занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения» образовательная область «Безопасность»
конспект занятия по правилам ПДД...
Конспект непосредственной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП
Конспект непосредственной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП...