Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Путешествие в Бурятию»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
занятие на тему поликультурного развития у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Бурятию.
Цель: воспитывать этнотолерантность, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве бурятского народа;
Задачи: Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о культуре, традициях народов родного края;
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна.
Познакомить с элементами бурятского национального костюма;
Воспитывать чуткость к художественному слову; Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством Развивать декоративное творчество детей.
Предварительная работа: разучивание Бурятских народных игр; знакомство с гербом, флагом Бурятии; знакомство с Бурятскими орнаментами.
Материалы: мультимедийная презентация о Бурятии, письмо, украшенное Бурятским орнаментом с флэшкой, разрезной герб и флаг Бурятии, головные уборы для декорирования – 12 штук, орнаменты , клей.
Ход занятия:
Воспитатель, показывает детям письмо с Бурятским орнаментом:
- ребята, к нам пришло сегодня какое-то загадочное письмо. Посмотрите на нем изображен орнамент какой-то. Ребята, а чей орнамент он вам напоминает? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что орнамент напоминает Бурятские узоры)
- А в конверте что-то лежит. (воспитатель распечатывает конверт, достает флэшкку) Ой, смотрите – флэшка, а давайте посмотрим что на ней записано. (воспитатель включает флэшку, а на ней изображение Бурятского шамана, который приглашает в путешествие по его Родине)
На экране появляются слайды с изображением природы Байкала и Бурятии под народную музыку. Воспитатель читает стихотворение:
Алмаз в оправе гор Хамар-Дабана,
О, чудо света, сказочный Байкал!
Здесь рай земной душе, в том нет обмана,
Лишь тут найдешь, что ты всю жизнь искал,
О чем мечтал, чем бредил втайне с детства,
Душой стремился к чудным берегам.
Здесь вод хрусталь из самой глуби сердца
Несет Байкал, как дар, к твоим ногам.
И, если ты душой и в мыслях светел,
Омойся, друг, святейшею водой.
Спроси о вечном старца, он ответит,
Тебя лаская по-отечески волной.
Как мне привычно окаймленье
Из синевы далеких гор,
Реки долинное ветвленье,
Зелено-палевый простор.
Нахохлившиеся деревья,
Скорее, можно их кустом
Назвать, спокойные деревни,
Где пес бежит за колесом.
Опять безлюдная, раскинет
Себя под чистым небом степь
И на лицо свое накинет
От солнца выбуревший плат.
Байкал, живи на радость, диво -
Оазис чистой красоты,
Вздымая волны горделиво,
Как ввысь хрустальные мосты!
Воспитатель:
- ребята, знаете для бурят озеро Байкал было всегда священным, ему они поклонялись, просили помощи, кормились. Байкал называли – батюшкой, морем, священным, наделяли недюжей силой, слагали о нем легенды.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что ещё нам расскажет Мунген. (на экране слайд «Хоче познакомить вас с легендой о Байкале и его дочери Ангере»)
- ребята, кажется мы с вами её знаем, давайте все сместе её расскажем.
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею. (показ фото на слайде).
Шаман Мунген просит о помощи, сложить герб и флаг Бурятии. Ребята у нас беда, какой - то дух злого шамана развалил все части герба, и флага, давайте вместе его сложим обратно. У меня ленточки двух цветов: жёлтые и синие – беритесь за концы, как в карусели я отпускаю, а вы держитесь, вот теперь желтые в одну сторону, синие в другую (дети берутся за концы лент, воспитатель отпускает – дети у которых желтые ленты – одна команда, синие – другая), (детям предлагается сложить на магнитной доске герб и флаг)
- ребята у республики Бурятия как у каждой республики есть свой герб и флаг, который мы с вами уже знаем. (на экране появляется герб и флаг Бурятии)
- что же означают цвета и знаки на гербе? (ответы детей: жёлтый круг – это солнце, дуга – это луна, костер – это очаг, волны – Байкал и горы, которые окружают всю Бурятию, лента – гостеприимство)
Воспитатель обобщает:
- В верхней части круга — золотое соёмбо — традиционный символ вечной жизни (солнце, луна, очаг). Желтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании. Бурятское соёмбо состоит из трех элементов: луны, солнца и огня снизу вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие; очаг – символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний современное, третий – будущие поколения. В центре круга — одинаковой ширины сине-белые полосы — волны Байкала, а также светло-зелёного и темно-зелёного фона горные вершины, характерные для местного ландшафта. Нижнюю часть круга обрамляет голубая лента «хадак» — символ гостеприимства народа Бурятии.
- ну вот как здорово у нас получилось, все встало на свои места. Вы прямо мастера. А я предлагаю вам вспомнить народную бурятскую игру «Иголка, нитка, узелок» (проводится народная игра)
- ребята, пора нам познакомиться с народным костюмом Бурят. (на экране появляется изображение народного костюма)
Воспитатель:
- Сейчас мы внимательно рассмотрим костюмы. Обратите внимание на головной убор бурят, он называется –малгай, как он украшен. (дети рассматривают головной убор). Верхняя одежда называется – дэгэл. (рассматривают одежду) Обувь у бурят называется гутул. Воспитатель повторяет новые названия для детей: малгай, дэгэл, гутул.
- давайте обратим внимание на орнаменты, которые украшают бурятскую одежду. (просмотр слайдов об орнаментах)
- ребята, я вам предлагаю превратиться в мастеров и украсить малгай самим и оставить себе на память от этой встречи с Бурятией и её народом.
(воспитатель предлагает пройти за столы, где приготовлены головные уборы без орнаментов, на столах лежат орнаменты (заготовки), дети сами выбирают и наклеивают под бурятскую народную музыку).
- Вот как здорово у нас получилось, давайте посмотрим дальше (на слайде шаман прощается с ребятами)
- наше путешествие закончилось. Ребята, а давайте возьмем с собой наши поделки на память о нашем чудесном путешествии и познакомим других с удивительным народом – Бурятами!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСОВ №135»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста:
«Путешествие в Бурятию»
Составила воспитатель: Светлолобова С. Л.
г. Братск – 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в лес"
Данный конспект занятия для детей среднего возраста.Приоритетные задачи: Формирование правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи. Формирование навыков словообразование имен суще...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов
Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"
План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-227972-1384413950.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ
занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения» образовательная область «Безопасность»
конспект занятия по правилам ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117591-1550292634.jpg)
Конспект непосредственной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП
Конспект непосредственной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП...