ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по краеведению «Мы краеведы»
рабочая программа (старшая группа)

Шелест Наталия Анатольевна

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

по краеведению

«Мы краеведы»

 

программа рассчитана на детей в возрасте: 5 -7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_krpevedeniyu.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Центр развития ребёнка -детский сад №11

ПРИНЯТА:

На заседании педагогического совета

МКДОУ БГО ЦРР -детского сада №11

Протокол №        от

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МКДОУ БГО ЦРР -детского сада №11

                           / Т.Н. Никульшина /

Приказ №       от                                                                

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по краеведению

«Мы краеведы»

программа рассчитана на детей в возрасте: 5 -7 лет

                                                              Автор программы:            

                                                              Шелест Наталия Анатольевна

                                                              воспитатель ВКК

                                                              Каратаева Ирина Михайловна

                                                              воспитатель 1КК

Борисоглебск 2017-2018 учебный год

Любовь к родному краю,  родной культуре, родной речи  начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь  переходит в любовь к родной стране,  к ее истории, прошлому и настоящему,  ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Пояснительная записка.

                Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины –России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

                  Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать  имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

                 Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка  к культурным  традициям, развивает эмоционально –ценностные ориентиры через осмысление истории  города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно- скульптурный облик города, его символику, содействует развитию  художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности.

                Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

               Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Борисоглебска, Воронежа. Знакомство с Воронежским краем, Борисоглебском, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется  принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

                    Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.  

Актуальность данной программы определяется  с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия исторической характеристики родного края.

Направленность

            В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью. Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае. В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Педагогическая целесообразность

            С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятие по ознакомлению детей с достопримечательностями Воронежского края, Борисоглебска развивает наше подрастающее поколение. Программа разработана для того, чтобы через  различные приёмы учить детей эстетически осмысливать образы знакомых силуэтов ,  воспринимать архитектурную среду города. Передавать их в продуктивной деятельности, подчеркивая красоту  нашего города. Общая логика её строится от восприятия архитектурного сооружения в целом - к выделению нём самого красивого и необычного, того, что удивляет и вызывает дальнейшую работу мыслей.

Цель программы: развитие интереса детей к культурному Воронежского края, Борисоглебска.

Цель программы реализуется  в процессе решения следующих  задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
  • формирование  бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание  уважения к труду взрослых;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • расширение  представлений о городах   Воронежского края;
  • знакомство с символикой   (герб, флаг, гимн)  России, Воронежа, Борисоглебска;
  • - развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежской области, Борисоглебска;
  • - формирование толерантности,  чувства  уважения к другим народам, их традициям.

Возрастные особенности детей 5- 7 лет усвоения программного материала

5-6 лет

6-7 лет

В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; владеют навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков, называет достопримечательные места города, знают и называют  в честь кого  названа  улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с  произведениями местных поэтов, художников.

Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада имеют общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города, об уральских мастерах, овладели первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи, знают и называют национальности проживающие в городе, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях Ясного; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения

Материально-технические условия.  При реализации программы «Воронежский край – Родина моя»  организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с  Федеральными государственными требованиями к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предметно - развивающая среда: коллекция кукол в народных костюмах (русский, татарский, башкирский, украинский, казахский); коллекция изделий в состав которых входит асбест; коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Воронежской области , Красная книга Воронежского края, альбом «Промышленность города», «Достопримечательности города Борисоглебска», картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «От козочки до платка», «Воронежские мастера»; «Назови место на карте», «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», «Обитатели степей и водоемов Воронежского края», аудиозаписи Борисоглебских композиторов – песенников (CD носитель)

Социо-культурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социо - культурными институтами.

Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социо – культурными институтами:  детская библиотека, детская школа искусств, Борисоглебский краеведческий музей, центр детского и юношеского туризма и спорта, Борисоглебский драмтеатр, городской выставочный зал «Звёздный».

Принципы  работы

  • принцип историзма - сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего. Дети не могут представить историческую картину времени, удаленность тех или иных событий;
  • принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Все что ребенок получает на занятии должно быть пропущено через сердце, руки и голову. Ребенок это должен запомнить на всю жизнь;
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
  • принцип самореализации- учет индивидуального накопления опыта, учет возраста и пола, особенностей познавательной и эмоциональной сферы;
  • принцип интегрирования- организация различных видав деятельности, сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем.

Формы и методы проведения занятий

беседы;

экскурсии;

интерактивные программы;

фотосессии;

домашние семейные творческие работы.

Репродуктивная деятельность.

Чтение и рассказывание сказок, легенд, направленное на накопление у детей опыта. Рисование узоров и орнаментов по образцу.

Поисковая деятельность.

 Рассказывание детям дидактических сказок и историй по содержанию тематических блоков, их проблемное обсуждение.

Рассматривание репродукций (слайдов) художественных картин, которое готовит ребёнка к освоению образовательного содержания.

Словесные игры, направленные на уточнения представлений детей, активизацию словаря.

Плоскостное и объёмное конструирование.

Сотворчество воспитателя и детей.

Игры фантазирование- коллективное сочинительство.

Сочинение продолжение и завершение сказкам об образах- символах города.

Зарисовки придуманных историй и создании книжки- раскладушки (техника цветной карандаш, цветные ручки, смешанная: карандаши и фломастеры.)

Аппликация с использованием различных техник.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты

Познавательный интерес детей проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей;

Формирование ценностного отношения к наследию Борисоглебска у детей проявляется

в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);

в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания  (рисунка, стихотворения, сказки или др.);

в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, продолжительность обучающей программы 2 года.

Занятия проходят два раза в неделю,.

Продолжительность занятия: старшая группа 25 минут подготовительная группа 30 минут.

Форма проведения занятия : групповое.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы.

Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

"Моя семья"

  1. расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках.
  2. Продолжать учить делать простые умозаключения.
  3. Воспитывать лю-бовь и уважение к самым близким людям.

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

 Рисование на тему "Моя семья".

 Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

 Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

 Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

"Мой любимый детский сад"

  1. Расширять зна-ния детей о своём  детском  саде.
  2. Учить  расска-зывать о сотрудниках детского сада.
  3. Составлять  описательные рассказы о любимых игрушках.
  4. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связ-ную речь.
  5. Учить отгадывать загадки.
  6. Воспитывать уважение к людям разных профессий, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

 Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Рисование  на тему: «Моя любимая игрушка»

Ноябрь

"Я и мое имя"

  1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
  2. Познакомить со способом образования отчества.
  3. Развивать логическое мышление, память, связную речь.
  4. Воспитывать уважение к сверстникам и другим окружающим.

Для чего человеку имя? (беседа).

 "Полное" и "неполное" имя (игра).

 Этюд "Назови ласково".

 Изготовление именных карточек.

 Рисование на тему "Мой лучший друг".

Декабрь

Новый год у ворот"

  1. Продолжать обогащать знания детей об этом празднике, дать информацию о том, как справляют Новый год за рубежом.
  2. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связ-ную речь.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

 Составление письма Деду Морозу

 Рисование на тему "Новогоднее представление".

 Аппликация "Елка".

 Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

 Изготовление поделок из бумаги  малышам.

Январь

"Наша Родина – Россия»

  1. Формировать  знания и представления о России, основной символике (флаг, герб).
  2. Ввести в активный словарь существительные: Ро-дина, страна, прези-дент, Россия, столица, государство, язык; при-лагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, пре-красная.
  3. Развивать пра-вовое мировоззрение и нравственные пред-ставления.
  4. Учить рассуж-дать, делать выводы.
  5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассматривание репродукций   ,картин о родной природе

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, "калядок".

Рождественское развлечение.

Русские  народные игры.

Февраль

"Наши защитники"

  1. Формировать представления о защит-никах Отечества; рас-крывать значение слова «Отечество».
  2. Ввести в актив-ный словарь  существи-тельные: офицер, ко-мандир, солдат, армия, ракетчик, пулемётчик, артиллерист; прила-гательные: отважные, храбрый, смелый, му-жественный, доблест-ный, военный; глаголы: воевать, защищать, сражаться, сопро-тивляться, побеждать, служить.
  3. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану.
  4. Воспитывать чувство гордости за советскую армию.

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Рассказы пап о службе в армии.

Март

"Международный женский день"

  1. Уточнить знания детей о празднике, о тех, кого поздравляют в этот день.
  2. Ввести в словарь существительные:  по-дарок, сюрприз,  ком-плимент, забота, хозя-юшка, улыбки, добро-та,  рукоделие, уборка; прилагательные: лю-бимая, родная, милая, добрая, заботливая, красивая, ласковая, трудолюбивая.
  3. Учить переска-зывать небольшие тек-сты, заучивать стихо-творения о маме, о празднике.
  4. Упражнять детей в составлении рассказа по картине, учить составлять рассказ из личного опыта по плану.
  5. Воспитывать  лю-бовь и уважение к  маме, другим близким людям.

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму»,  «Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

"Наши космонавты"

  1. Обогащать сло-варный запас детей по теме.
  2. Ввести в актив-ный словарь существи-тельные: космос, пла-нета, скафандр, стан-ция, орбита, солнце.
  3. Активизировать в речи слова-антонимы и синонимы; уточнять значение слов.
  4. Упражнять в составлении рассказов по картине, по опорным схемам, по мнемотаблице.
  5. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

 Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Выставка рисунков на тему: « Космос глазами   детей»

Конструирование космического корабля.

Май

"Этот День Победы"

  1. Обогащать словарный запас по теме.
  2. Ввести в актив-ный  словарь существи-тельные: памятник, победа, салют, слава, герой, подвиг, память; прилагательные: памя-тный, великий, бес-смертный, героческий.
  3. Учить вырази-тельному чтению сти-хотворений по теме.
  4. Воспитывать чув-ства уважения к людям старшего поколения.

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Экскурсия к Вечному огню.

Посещение музея доблести и славы.

Изготовление праздничных открыток

Оформление выставки книг на военную тематику

Июнь - август

"Животный мир Воронежской области»

  1. Уточнять и расширять представ-ление детей о живой природе родного края: об обитателях вод – речных и озерных рыбах.
  2. Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Рассматривание   иллюстраций с изображением животных.

разучивание стихотворений о животных.

Рисование» Мой любимый зверь»

Работа по книге « Красная книга Татарстана»

Изготовление  книги « Животный мир Воронежского края»

 

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

"Мой любимый город".

  1. расширять представле-ния о родном городе и его достопримечатель-ностях;
  2. ввести в активный словарь существитель-ные: город, улица, река Хопёр, Ворона, парк, перекрёсток, улица прилагательные: цветущий, нарядный, зелёный, прекрасный, чистый;
  3. учить составлять рассказы из личного опыта по теме: «мой город»;
  4. воспитывать любовь к родному городу.

Экскурсии    по  городу.

Прослушивание песен о родном городе.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада).

Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад).

Октябрь

«Откуда хлеб пришёл»

  1. формировать представления о куль-турных растениях поля (злаках) и их выращи-вании, о труде хлебороба, мельника пекаря;
  2. Ввести в активный словарь  существительные: пекарь. хлеб, злак, пшеница, колос, комбайн, трактор, мука.
  3. Прилагательные: золотой, тяжёлый, белый, свежий, ржаной, вкусный.
  4. Глаголы: растить, убирать, ухаживать, молоть, месить, печь.
  5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
  6. воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
  7. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

-беседа на тему:  «Хлеб всему голова»

- наблюдение за тем, как  привозят и выгружают хлеб.

- разучивание пословиц  о хлебе

- наблюдение за трудом поваров на кухне (как готовят выпечку)

- проведение занятий «Приготовление бутербродов»

Ноябрь

«Мы живём в России»

  1. продолжить формировать представ-ления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
  2. Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич,, любить, ценить, уважать, симво-лика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положе-ние.
  3. учить детей ориен-тироваться по карте России, по глобусу.
  4. систематизировать знания детей о символике государства, о разновид-ностях войск;
  5. учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  6. воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

чтение произведений русских писателей о Росси, Родине, народе, природе, крае, городе;

рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;

прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

 экскурсии по городу.

Декабрь

"По Новогодней карте"

  1. Продолжать обогащать знания детей о празднике
  2. Информировать детей о  том, как справляют Новый год в других городах, за рубежом.
  3. Упражнять в умении  ориентироваться по карте Мира
  4. Продолжать обогащать словарный запас , развивать связную речь.
  5. Упражнять детей в составление рассказов из личного опыта про Новый год.

Беседа о праздниках.

 Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о Новогодних символах.

Рассказ о Новогодних обычаях.

Оформление группы к празднику.

 Зимние постройки из снега для малышей.

 Новогодний праздник.

Январь

"Мой Воронежский край»

  1. формировать знания и представления о Воронежском крае, городах Воронежской области, Знакомить с основной символикой (флаг, герб).
  2. ввести в активный словарь: существительные: Родина, страна, президент, столица, язык,; обогащать речь образными вырази-тельными средствами (эпитетами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине); развивать долговременную память и мышление; развивать диалогическую речь.
  3. учить стихи о Родине, отрабатывать интонационную выра-зительность при чтении.
  4. Воспитывать любовь к Родному краю.

Рисование на тему "Моя Родина".

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Рисование на  тему» Укрась национальный костюм»

Аппликация « Укрась полотенце»

Чтение русских народных сказок.

Заучивание наизусть стихотворений русских поэтов. (Воронежского края)

Февраль

"Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представ-ление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Попо-виче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине,.
  3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.

 Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяни-новиче, Никите Кожемяке.

 Беседа о харак-тере богатырей Руси и о защит-никах Родины.

 Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).

 Связь с другими видами деятельности

 Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".

 Изготовление подарков папам и дедушкам.

 Спортивные развлечения "Вместе с папой".

Март

«Женские профессии»

  1. Закреплять знания детей о празднике, о тех, кого поздравляют в этот день.
  2. Расширять знания детей о женских профессиях: воспитатель, учитель, логопед, повар, портниха;
  3. Ввести в активный словарь глаголы: забо-титься, любить, уважать, слушаться, помогать, рабо-тать, ухаживать, растить, радовать, защищать, да-рить;
  4. учить пересказывать небольшие тексты о маме,  учить составлять рассказ из личного опыта по плану; учить детей словам поздравления, которые они должны   будут сказать маме, бабушке, воспитательнице и др. - продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и правильным звукопроизношением
  5. Воспитывать уважение к женщинам разных профессий.
  6. Воспитывать любовь к самому близкому человеку - маме.

Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".

 Оформление семейных уголков.

 Изготовление подарков для мам.

Апрель

"Наши космонавты"

  1. обогащать словарный запас детей по теме: ввести в активный словарь существительные космос, космонавт, комета, созвездие, станция, скафандр, неведомость спутник, звезда, планета, Земля, Луна, Солнце; прилагательные: солнечный, лунный, земной, космический; глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать. - активизировать в речи слова-антонимы и слова-синонимы; уточнять значения слов.
  2. продолжать формировать грамматический строй речи, словообразование и словоизменение. - учить пользоваться развернутой фразовой речью.

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Спортивное развлечение "Мы -- космонавты".

Конструирование космического корабля

Рисование  тема «Этот загадочный космос»

Аппликация «космонавты»

Май

"Этот День Победы"

  1. обогащать словарный запас детей по теме.
  2. ввести в активный словарь: существительные: памятник, победа, салют, слава, герой, подвиг, память; прилагательные: вечный, доблестный, памятный, героический, великий, бессмертный; глаголы: защищать, воевать, побеждать, наступать, праздновать, прославлять, помнить, поздравлять, чтить; уточнять значения слов.
  3. учить выразительному чтению стихотворений по теме, следить за правильным звукопроизношением. - формировать грамматический строй речи.
  4. Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

Организация книжной выставки на военную тематику.

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

 Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

Просмотр видеофильма.

 Экскурсия к Вечному огню.

 Изготовление праздничных открыток.

Июнь

«Растительный мир  родного края.»

  1. Продолжать знакомить детей   с растительным   миром.
  2. Учить сравнивать деревья, кустарники, растения по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа); учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.) различать и называть луговые, лесные цветы.
  3. Знать лекарственные растения.
  4. Развивать наблюю-дательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
  5. Развивать связную речь у детей.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  7. Способствовать фор-мированию коммуника-тивных навыков.
  8. Вызывать эмоцио-нальный отклик в процессе любования родной природой.

Изготовление альбома-гербария  "Природа моего края".

Рисование "Здравствуй лето красное".

Сбор природного материала для поделок.

Задания  для выполнения с родителями

1.Поговорить о своей семье. Выполнить генеалогические древа каждой семьи. Оформить титульный лист для портфолио своего ребенка. Нарисовать портреты своих мам и пап. Оформить лист имени своего ребенка и своих близких родственников.

 Оформить герб своей семьи.

2. Рассказывать ребенку о своем городе, своей улице. Посещать музеи и выставки города. Посещать представления для детей в библиотеке города. Знакомить с историей города. Подготовить проект «Дворик моей мечты», «Друг моего ребенка».

3.Учавствовать во всех мероприятиях города – 9 мая, День города, День труда и др. Познакомить детей со своими родственниками, которые были на войне. Оформить фотовыставку своего ребенка по мемориальным памятникам города. Поздравлять героев войны с Днем победы. Помочь в организации встречи с нынешними героями (те, кто служил в армии, участвовал в военных действиях и проявил себя как герой)

4. Объяснять ребенку значение слов и словосочетаний: подвиг, герой, героический поступок, ветеран, победа.

5. Помогать в организации выставок с фотографиями о городе, о его истории, нынешними изменениями, памятниками, выставками, флоры и фауны.

6. Совершать экскурсии в ближайшие к саду места.(школа, д\сад, парикмахерская, кафе, администрация и др). Беседовать с детьми обо всем увиденном, делать с детьми зарисовки и писать рассказы.

7. Изучать символику города и других городов. Названия улиц и площадей города.

8. Изготовить кормушки и сделать запасы для птиц.

Творческие  задания  для детей

  1. В каких памятных местах города ты побывал?
  2. Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принес в детский сад?
  3. Кто из твоих родных был на войне? Какие есть награды? Кто служил в армии? Какие есть награды?
  4. Знаешь ли ты награды, которыми награждают героев войны, России, труда?
  5. Кому из знаменитых людей поставлены памятники в Борисоглебске? Что ты знаешь об этих людях?
  6. Знаешь ли ты народные песни, частушки, пляски? Покажи и расскажи
  7. Нарисуй красивое здание Борисоглебска. Вечерний город.
  8. Вырастить растение и подарить младшим дошкольникам или украсить детский сад.
  9. Разучить песни о родном городе.
  10. Разгадывать кроссворды о городе.
  11. Раскрась национальный костюм по шаблону.

Список использованной литературы

         1.Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью,-М.2003.

2.Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.

3.Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.

4.Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.

5.Журнал «Альманах» 2015 г.

6.Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.

7.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.

8.Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.

9.Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.

10.Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю.Дошкольникам о Москве и родной стране.-М.2010.

11.Фотоальбом «Борисоглебск 300лет»

12.Первый городской журнал «Что надо» (Борисоглебск) 2015г.

13.Лирический альманах «Между Вороной и Хопром» фотопоэтический сборник 2015г.

14. Туристический паспорт  «Борисоглебск -три века истории» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"

Пояснительная записка:Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человек...

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?»

Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?» Возраст воспитанников  от 4 до 7 лет. Срок реализации  3 года...

Приложение к программе дополнительного образования по краеведению

Приложение к программе дополнительного образования по краеведению  "Путешествие по Алтайскому краю"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»

Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура.  Способен к проявлению соответствующей их возможно...

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков....

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...