программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"
методическая разработка
Пояснительная записка:
Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человека с раннего возраста и остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.
Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к этическому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.
Начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций своего края. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно – патриотического воспитания. Поэтому одним из главных направлений в работе с детьми становится нравственно – патриотическое воспитание.
Предлагаемая программа:
- Предназначена для расширения знаний о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, нравственного и личностного отношения к малой родине;
- Направлена на развитие у дошкольников нравственно - патриотических чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю в непосредственной образовательной деятельности (кружок) в соответствии с ФГОС ДО;
- Предусматривает возможность пробудить у детей гордость за традиции, успехи земляков;
Цель программы:
Освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к родному краю, городу, формирование у каждого ребенка основы духовно – нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Изучать историю, культуру, природно – экологическое своеобразие родного края;
- Развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности;
- Воспитывать у детей чувство привязанности и любви к родному краю, городу; чувство уважения к труженику, достойному гражданину, чувство гордости за своих земляков;
- Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремление сделать свой край богаче и краше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnichok.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ ЦРР
- д/с№2 «Журавушка»
____________/А.С.Ковалева/
«___»_______20__г
Программа кружка
по краеведению «Родничок»
Автор составитель Янкова Л.Н.
Воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/с №2 «Журавушка»
г. Олекминска
Пояснительная записка:
Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человека с раннего возраста и остается в нем, как самое дорогое, на всю жизнь.
Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к этическому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.
Начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций своего края. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно – патриотического воспитания. Поэтому одним из главных направлений в работе с детьми становится нравственно – патриотическое воспитание.
Предлагаемая программа:
- Предназначена для расширения знаний о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, нравственного и личностного отношения к малой родине;
- Направлена на развитие у дошкольников нравственно - патриотических чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю в непосредственной образовательной деятельности (кружок) в соответствии с ФГОС ДО;
- Предусматривает возможность пробудить у детей гордость за традиции, успехи земляков;
Цель программы:
Освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к родному краю, городу, формирование у каждого ребенка основы духовно – нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Изучать историю, культуру, природно – экологическое своеобразие родного края;
- Развивать познавательные, творческие и интеллектуальные способности;
- Воспитывать у детей чувство привязанности и любви к родному краю, городу; чувство уважения к труженику, достойному гражданину, чувство гордости за своих земляков;
- Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, стремление сделать свой край богаче и краше.
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
Краеведческий (региональный) принцип,
Принцип наглядности,
Принцип энциклопедичности,
Принцип интеграции,
Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры,
Тематический принцип.
Принцип единства с семьей.
Основная форма работы кружка:
- Совместная деятельность, обеспечивающая интегрированный подход к организации образовательного процесса, с использованием различных методов и приемов (беседы, рассказы, конкурсы, викторины, чтение художественной литературы);
- Рассматривание наглядного материала и иллюстраций;
- Дидактические и творческие игры, продуктивная творческая деятельность;
- Целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми.
Условия реализации программы: создание в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
Предполагаемый результат:
- Представление детей о своем крае, как части России, об истории возникновения родного города и края, знаменитых людях, основных достопримечательностях, о труде людей.
- Интерес к истории своего города, забота о своем микрорайоне, городе, благодарность и уважение к знаменитым землякам.
- Применение знаний о родном городе, крае в разных видах деятельности.
- Участие в торжественных событиях города, традиционных праздниках, проявление бережного отношения к достопримечательностям.
- Общее представление об особенностях декоративно – прикладного искусства родного края;
- Представление о флоре и фауне родного края, их своеобразии.
- Возможность своего участия в сохранении и преумножении культурного наследия, природы родного края.
Режим работы: 1 раз в неделю, вторая половина дня
Определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс:
участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.
Мониторинг
№ | Направления | Уровень овладения |
1 | Имеет представления о своем крае, как части России, знает название города в котором живет, о его достопримечательностях, свой адрес. | Высокий Средний Низкий |
2 | Умеет рассказывать об особенностях родного города, о профессиях своих родителей и важности их труда для окружающих | Высокий Средний Низкий |
3 | Имеет представления о животном и растительном мире тайги и правила поведения в природе. | Высокий Средний Низкий |
Использованная литература:
- Жуковская Н.И «Родной край»;
- Республиканский литературно – художественный журнал для детей «Колокольчик»
- Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. «Край в котором я живу. Моя Якутия. –М,: АСТ –ПРЕСС ШКОЛА. 2016.
- Министерство образования РС (Я) «Ознакомление дошкольников с Якутией»., г. Якутск
- А.Н. Печерская. Хрестоматия для детского сада.
- Н.М. Павлова., Полезные сказки для самых маленьких. Якутск, ООО «Бренд – мастер», 2011.
- В.И Пестерев, М.К. Илларионова «По родному краю». Якутск Бичик -2014.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Перспективно – тематический план по краеведению «Родничок»
Младшая группа
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | 1.Чтение якутской сказки «Кто то и зайца боится». | 1.Беседа «Моя группа – мой маленький мир». 2.Путешествие по группе с игровым сопровождением. | Рисование красками «Желтые, красные листья» | Приход куклы Нюргуйааны – Рассматривание куклы в якутском национальном костюме. |
ноябрь | 1.Беседа (экскурсия) «Мой детский сад» 2.Развлекательный досуг «День рождение группы» | Знакомство с якутской национальной подвижной игрой «Большая птица» | Беседа «Животные Якутии»(Олень и олененок», показ иллюстраций. | Беседа «Я живу в городе Олекминске» Рассматривание фотографий (оформление фотовыставки «Мой город – моя Родина» |
декабрь | Беседа о зимующих птицах (воробей, снегирь, синица) Открытие « Птичьей столовой» (развешивание кормушек, подкармливание птиц) | Музыкальное развлечение «Здравствуй, гостья зима» | Художественное творчество: рисование красками «Елочка» | Ручной труд : изготовление елочной игрушки «Фонарик для елочки» |
январь | каникулы | Чтение якутской народной сказки «Олень и лошадь», Беседа по содержанию сказки | Художественное творчество: аппликация «Снеговик» | Чтение стихотворения С. Рябцева «Сережкины унты» |
Февраль | 1.Чтение якутской народной сказки «Собака и медведь». | 1.Рассматривание куклы Нюргуйаны в зимней национальной одежде. 2. лепка «Кукла в зимней шубке» | Прослушивание якутских музыкальных композиций в исполнении детей. | Аппликация «Украшение рукавички якутским орнаментом». |
март | Игра – путешествие по родному городу | 1.Беседа «Весна в Якутии» 2. .Рисование животных трафаретами | Экскурсия по экологической тропе. Наблюдение за ранней весной | Беседа «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко» |
апрель | Знакомство с эпосом Олонхо , чтение отрывка и рассматривание иллюстраций | Чтение якутской сказки (из книги «Волшебные сказки Якутии). | Загадывание загадок о природе | Утренник посвященный Дню Республики Саха (Якутия) |
май | Чтение стихотворения якутского поэта «Май пришел в Якутию мою» | Художественное творчество: аппликация «Узор на чороне» | Просмотр видеофильма «Орто - Дойду» | Рассматривание якутской посуды |
июнь | Беседа «Лена река – крутые берега», экскурсия на реку Лена | Подготовка к якутскому национальному празднику «Ысыах», заучивание стихов о Якутии, о лете | Якутский национальный праздник «Ысыах» | Экскурсия по экологической тропе , рассматривание цветов на клумбах. |
Перспективно – тематический план по краеведению «Родничок»
Средняя группа
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | Открытое занятие для родителей. Познание: Тема «Моя семья». Составление короткого рассказа о семье. Фотовыставка семейных фото | 1.Чтение якутской сказки «Лягушка и ворона» 2.Художественное творчество: лепка «Животные нашего края» | 1.Знакомство с якутским орнаментом и их значением. 2.Художественное творчество: Рисование красками «Осень в моем городе» | 1.«Мой детский сад». (экскурсия по территории детского сада. 2.Якутская подвижная игра «Лиса и соколята» |
ноябрь | 1.Беседа «Я живу в Олекминске» (достопримечательности, памятники) 2.Оформление фотовыставки «Мой город – моя Родина» | 1.Приход куклы Нюргуйааны – Рассматривание куклы в якутском национальном костюме. 2.Неделя якутских народных игр. | Заучивание стихотворения о маме Оформление фотовыставки «Я и Мама» | Беседа о зимующих птицах. Открытие « Птичьей столовой» (развешивание кормушек, подкормка птиц) |
декабрь | 1.Якутская посуда, якутские национальные блюда. 2.Семейный проект «Национальное блюдо семьи» | 1.Музыкальное развлечение «Здравствуй, гостья зима» 2. Аппликация «Украшение рукавички якутским орнаментом». | Рассматривание журнала «Колокольчик» и выборочное чтение. | Ручной труд : изготовление елочной игрушки «Игрушка для елочки» |
январь | каникулы | 1.Беседа: «Животные Якутии», рассматривание энциклопедии о животных Якутии. 2.Рисование животных трафаретами | Чтение якутской народной сказки «Олень и лошадь», | 1.Чтение стихотворения С. Рябцева «Сережкины унты». 2.Аппликация «Узор на якутских унтах» |
Февраль | 1.Чтение якутской народной сказки «Собака и медведь». 2.Рисование животных трафаретами | 1.Рассматривание куклы Нюргуйаны в зимней национальной одежде. 2. лепка «Кукла в зимней шубке» | 1.Чтение якутской сказки «Старуха Таал –Таал». 2.Игры с бумажными куклами. | Фотовыставка на тему: «Мой город- моя Родина» |
март | 1.Чтение сказки А. Неустроевой «Сказка о волшебном деревце и добром гномике» 2. Настольная игра – «Путешествие по родному городу. | 1.Беседа «Весна в Якутии». 2. Экскурсия по экологической тропе. Наблюдение за ранней весной | Драматизация сказки «Старуха Таал-Таал» | Знакомство с эпосом Олонхо , чтение отрывка и рассматривание иллюстраций |
апрель | Знакомство детей со столицей Якутии, рассматривание иллюстраций. | 1.Чтение якутской сказки (из книги «Волшебные сказки Якутии). 2.Неделя якутских народных игр. | Загадывание загадок о природе | Утренник посвященный Дню Республики Саха (Якутия) Выставка совместного творчества детей и родителей: «Мир якутских сказок». |
май | 1.Чтение якутской сказки «Умная девушка»; Сказка А. Карелиной «Игры для мальчиков» | Беседа: Растения Якутии», рассматривание энциклопедии о растениях Якутии., | Просмотр видеофильма «Орто - Дойду» | Художественное творчество: рисование красками «Подснежник» |
июнь | Беседа «Символика Олекмы», «Мы живем у Лены синеокой», | 1.Чтение стихотворения «Чорон». 2. Художественное творчество: аппликация «Узор на чороне» | Чтение рассказа В. Доллонова «Ысыах – якутский национальный праздник» (журнал «Колокольчик» №6 2017г.) | Якутский национальный праздник «Ысыах» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...