Краеведение в ДОУ, как один из источников обогащения детей знаниями о родном крае
статья

Васильева Анна Олеговна

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение в ДОУ, как один из источников обогащения детей знаниями о родном крае

 Васильева Анна Олеговна

МБДОУ «Детский сад № 29 «Ший онгыр» г. Йошкар-Олы

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

   У каждого человека есть своя малая Родина, и для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое: край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

   Что же такое краеведение?

   Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, развивая и распространяя среди потомков [1, с. 15].

   Знакомя детей с родным краем, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

   Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста - сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны.

   Задачи краеведения:

  • Формирование представления о Родине, как месте, где человек родился и где он живет.
  • Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение её красотой.
  • Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
  • Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

   Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

  • Организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания (чтение художественной литературы, просмотр видеопрезентаций…).
  • Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы (например, беседа о писателях, композиторах, героях-фронтовиках республики Марий Эл).
  • Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города (например, экскурсия к вечному огню, к памятнику неизвестному солдату, в Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева…).
  • Праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край (например, День Республики Марий Эл, Марий тиште кече (День марийской письменности), Ӱарня (Масленица), Марий талешке кече (День национального героя), Кугече (Пасха) и другие).
  • Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир (например, ознакомительная прогулка в парк Победы).

   Особое место занимают краеведческие игры [2], которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, природе («Путешествие по городу Йошкар-Ола», «Достопримечательности Республики Марий Эл», «Животные нашего края», «Собери герб города» и другие).        Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса.  

   Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, стране.

   Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

   Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее [3].

Литература:

1.        Герасимова З., Н. Козачек. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края // Дошкольное воспитание. 2001. №12. С. 14-16.

2.        Гриднева Т.В. Дидактические игры по краеведению. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/11/03/didakticheskie-igry-po-kraevedeniyu (дата обращения 11.02.2022).

3.        Пильгинина М.А. Краеведение в детском саду. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/10/19/statya-kraevedenie-v-detskom-sadu (дата обращения 11.02.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном крае

Система работы по формированию представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), поможет привить детям любовь к родному краю и интерес к его прошлому....

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о родном крае"

В данной презентации отображена система работы фо формированию знаний о родном крае, его достопримечательностях....

Расширение знаний о родном крае через игровую деятельность.

Ø Тема самообразования, которая проходила через проектную деятельность: «Расширение знаний о родном крае через игровую деятельность»Начало и окончание работы над темой: 2014 - 2015 уч. годОбразов...

Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством И.Данилова как средство расширение знаний о родном крае.

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Якутии – это средство образования в их создании знаний об окружающем мире, об окружающих людях. Эти знания необходимы для формирования...

Консультация для воспитателей "Формирование знаний о родном крае через экологические игры"

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других ...

«Ознакомление детей с историей родного края, на основе краеведения и музейной педагогики»

Одна из проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к традициям и культуре своего народа, семьи, родного края....