Совместная деятельность в форме проблемной ситуации «Жилище народов Севера»
методическая разработка (средняя группа)
Совместная деятельность в форме проблемной ситуации
«Жилище народов Севера»
Воспитатель: Абдурахманова У.А.
Задачи:
Образовательные: уточнить представление о национальном жилище (чум, его внешний вид, из каких частей состоит) народов севера-ханты.
Развивающие: -развитие способности организации действия :
-формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;
-определять задачи, которые можно выполнять параллельно;
-выбирать материал; инструменты, способ для получения результата;
-вступать в коммуникации в процессе работы;
-осуществлять рефлексию в понятийной паре цель-результат.
Воспитательные: Воспитывать интерес и чувство уважения к коренным народам Севера.
Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – хантыйские орнаменты.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.
Интеграция образовательных областей:
Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.
Коммуникация: Развитие продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность в форме проблемной ситуации
«Жилище народов Севера»
Воспитатель: Абдурахманова У.А.
Задачи:
Образовательные: уточнить представление о национальном жилище (чум, его внешний вид, из каких частей состоит) народов севера-ханты.
Развивающие: -развитие способности организации действия :
-формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;
-определять задачи, которые можно выполнять параллельно;
-выбирать материал; инструменты, способ для получения результата;
-вступать в коммуникации в процессе работы;
-осуществлять рефлексию в понятийной паре цель-результат.
Воспитательные: Воспитывать интерес и чувство уважения к коренным народам Севера.
Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – хантыйские орнаменты.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.
Интеграция образовательных областей:
Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.
Коммуникация: Развитие продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание организованной деятельности.
В. Ребята, в гости к нам пришла девочка Маснэ. Она живет в хантыйской деревне. В их деревне случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнёс все жилье. Маснэ просит у нас помощи, ей нужно добраться до дома. Поможем ей?
Дети .Да.
В. Ребята но Маснэ живёт в тайге ,как же мы туда сможем с вами добраться?
Дети: ответы детей: (на машине,на лыжах ..)на вертолете.
В.да ребята мы с вами сможем туда добраться на вертолете.
Чтобы нам полететь на вертолёте, нам с вами нужны билеты. А билеты у нас с вами будут загадки, каждый кто отгадает загадку сможет полететь на вертолете.
- Как называется наш округ? (ХМАО)
- Кто коренные жители ХМАО?(ханты и манси)
- Чем занимались коренные жители?(оленеводством, рыбу ловили)
- Если они занимались оленеводством, то они кто? (оленеводы)
-Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник мох зелёный,любит снежные луга(олень)
-Кто с высоких тёмных сосен,в ребятишек шишку бросил .и в кусты через пенек, промелькнул как огонёк.(белка)
-Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придёт весна, просыпается от сна. (медведь)
-Какие деревья растут в нашем округе.(кедр,ель,сосна)
В.Все сели поудобней, взлетаем. Ребята пролетаем с вами на рекой. Как называется река , которая протекает в нашем округе.
Дети: Юганка
В.Ребята посмотрите теперь мы пролетаем тайгу. Какие деревья растут у нас в тайге
Дети :ель сосна кедр
В.Ребята посмотрите мы прилетели в деревню к маснэ .
Маснэ: Снег всё замёл,что то дома моего не видно, может пурга замела.
В.дети что же делать?Как помочь Маснэ.
Д.Нужно построить ей дом.
В.А как дом называется где живут ханты? .
Д.Чум
В.
- Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)
- Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)
- На какую фигуру похож чум?
Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.
Но прежде чем нам начать строить чум мы с вами должны проговорить алгоритм наших действий. (зарисоваваем алгоритм,чтобы дети могли им пользоваться)
Из чего мы с вами начнём строить чум?
Д. из жердей
В. Правильно ребята из жердей строится каркас
Далее ,что нам нужно сделать с нашими жердями, чтобы получился каркас?
Д. соединить
В. Что крепится на каркас
Д.на каркас крепится покрытие из шкур.
В. Каким должно быть покрытие из оленьих шкур ,чтобы в чуме было тепло?
Д.Целым
В.Чтобы сделать покрытие у нас с вами вместо оленьих шкур есть цельная ткань
В.Ребята давайте разделимся на 2 команды.
Рефлексия: Ребята давайте посмотрим , что у нас нас получилось.
1 команда: Получился ли у вас каркас для чума, такой какой вы задумали, почему вы так считаете?
Как вы сделали, что он получился крепким, прочным
2 команда: Получилось ли у вас такое покрытие, как вы задумали, почему вы так считаете?
Получился ли у вас такой какой задумали?
В.Ребят традиционные занятия северных это рыболовство и охота.
– Чем ещё занимаются северные народы?
Дети. Оленеводством
- Они заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы – малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.
- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.
- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.
Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.
- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.
Игрок подходил к линии броска и метает свой аркан (кольцо) на оленьи рога.
-Молодцы. Вы очень ловкие.
Чум можно украсить орнаментом.
- Как называется эти орнаменты? (щучьи зубы, заячьи уши)
Вы можете выбрать понравившийся вам орнамент и украсить каждый свой чум.
Ну что ребята помогли мы Мансэ.
Д.Да.
В.Пора нам возвращаться в детский сад.Ой посмотрите а вертолёт то наш улетел. Что будем делать?
Мансэ. Не расстраивайтесь я вам оленей своих запрягу, они то вас и доставят до детского сада.
В.Ну что ребята поедем на оленях
Д.Даа
Прощаемся с Мансэ, запрягаем оленей и уезжаем.
Всё в детском саду.
Ребята посмотрите ,что это у нас здесь стоит, загадка
На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем её дары.
Ответ: Клюква.
Посмотрите Мансэ нас с вами отблагодарила и отправила вот такой сюрприз
Рефлексия.
Ребята что нового вы узнали сегодня?
Что было трудно выполнять?
А чему вы научились?.
Ребята посмотрите ,что это у нас здесь стоит, загадка
На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем её дары.
Ответ: Клюква.
Посмотрите Мансэ нас с вами отблагодарила и отправила вот такой сюрприз
Физминутка: «Чум» В. Берестов
Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)
Гости явятся едва- (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)
В печку прыгают дрова. Печка жарко топится. (прыгают)
Угостить торопится. (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)
II. Самостоятельная работа детей.
Во время работы детей звучит хантыйская музыка, воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь.
Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас чумы.
Ребёнок рассказывает стих-е:
«Чум, чум, круглый дом,
побывайте в доме том,
в нём всего одна стена,
очень круглая она».
Девочка Маснэ благодарит детей за помощь и угощает ягодами.
Рефлексия: Что мы с вами делали? Для кого строили чум?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности КВН с детьми подготовительной группы "Животные Севера и жарких стран"
В конспекте представлены дидактические и развивающие игры для детей подготовительной к школе группы по теме "Животные Севера и жарких стран"...
Интегрированная образовательная деятельность с решением проблемных ситуаций «Как девочке найти козленка»
НООД с решением проблемных ситуаций для детей среднего возраста....
План конспект фрагмента образовательной деятельности с использованием проблемных ситуаций.
Фрагмент образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений...
Открытое занятие Жилище народов Севера
открытое занятие для подготовительной группы. Знакомство детей с жилищами разных народов Севера...
Пример плана образовательной деятельности (в форме игровых ситуаций), совместной деятельности воспитателя и детей группы № 9 в период с «05.02» 2024 по «09.02» 2024. Тема недели: «Быть здоровыми хотим»
план обраовательной деятельности по теме недели: "Быть здоровыми хотим"...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации в старшей группе «Поможем Буратино»
ЗАДАЧИ:1. Образовательные: развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логиче...
Конспект занятия исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации для детей в старшей группе « Поможем Буратино »
Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе....