Совместная деятельность в форме проблемной ситуации «Жилище народов Севера»
методическая разработка (средняя группа)

Абдурахманова Умгайбат Абдулзагировна

Совместная деятельность в форме проблемной ситуации

«Жилище народов Севера»

 

 

Воспитатель: Абдурахманова У.А.

 

Задачи:

Образовательные: уточнить представление о национальном жилище (чум, его внешний вид, из каких частей состоит) народов севера-ханты.

Развивающие: -развитие способности организации действия :

-формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

-определять задачи, которые можно выполнять параллельно;

-выбирать материал; инструменты, способ для получения результата;

-вступать в коммуникации в процессе работы;

-осуществлять рефлексию в понятийной паре цель-результат.

Воспитательные: Воспитывать интерес и чувство уважения к коренным народам Севера.

Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – хантыйские орнаменты.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Интеграция образовательных областей:

Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.

Коммуникация: Развитие  продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность в форме проблемной ситуации

«Жилище народов Севера»

Воспитатель: Абдурахманова У.А.

Задачи:

Образовательные: уточнить представление о национальном жилище (чум, его внешний вид, из каких частей состоит) народов севера-ханты.

Развивающие: -развитие способности организации действия :

-формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

-определять задачи, которые можно выполнять параллельно;

-выбирать материал; инструменты, способ для получения результата;

-вступать в коммуникации в процессе работы;

-осуществлять рефлексию в понятийной паре цель-результат.

Воспитательные: Воспитывать интерес и чувство уважения к коренным народам Севера.

Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши – хантыйские орнаменты.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Интеграция образовательных областей: 

Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.

Коммуникация: Развитие  продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание организованной деятельности.

В.  Ребята, в гости к нам пришла девочка Маснэ. Она живет в хантыйской деревне. В их деревне случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнёс все жилье. Маснэ просит у нас помощи, ей нужно добраться до дома. Поможем ей?

Дети .Да.

В. Ребята но Маснэ живёт в тайге ,как же мы туда сможем с вами добраться?

Дети: ответы детей: (на машине,на лыжах ..)на вертолете.

В.да ребята мы с вами сможем туда добраться на вертолете.

Чтобы нам полететь на вертолёте, нам с вами нужны билеты. А билеты у нас с вами будут загадки, каждый кто отгадает загадку сможет полететь на вертолете.

- Как называется наш округ? (ХМАО)

- Кто коренные жители ХМАО?(ханты и манси)

- Чем занимались коренные жители?(оленеводством, рыбу ловили)

- Если они занимались оленеводством, то они кто?  (оленеводы) 

-Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник мох зелёный,любит снежные луга(олень)

-Кто с высоких тёмных сосен,в ребятишек шишку бросил .и в кусты через пенек, промелькнул как огонёк.(белка)

-Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придёт весна, просыпается от сна. (медведь)

-Какие деревья растут в нашем округе.(кедр,ель,сосна)

В.Все сели поудобней, взлетаем. Ребята пролетаем с вами на рекой. Как называется река , которая протекает в нашем округе.

Дети: Юганка

В.Ребята посмотрите теперь мы пролетаем тайгу. Какие деревья растут у нас в тайге

Дети :ель сосна кедр

В.Ребята посмотрите мы прилетели в деревню к маснэ .

Маснэ: Снег всё замёл,что то дома моего не видно, может пурга замела.

В.дети что же делать?Как помочь Маснэ.

Д.Нужно построить ей дом.

В.А как  дом называется где живут ханты? .

Д.Чум

В.

- Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)

- Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)

- На какую фигуру похож чум?

Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.

Но прежде чем нам начать строить чум мы с вами должны проговорить алгоритм наших действий. (зарисоваваем алгоритм,чтобы дети могли им пользоваться)

Из чего мы с вами начнём строить чум?

Д. из жердей

В. Правильно ребята из жердей строится каркас

Далее ,что нам  нужно сделать с нашими жердями, чтобы получился каркас?

Д. соединить

В. Что крепится на каркас

Д.на каркас крепится покрытие из шкур.

В. Каким должно быть покрытие из оленьих шкур ,чтобы  в чуме было тепло?

Д.Целым

В.Чтобы сделать покрытие у нас  с вами вместо оленьих шкур есть цельная ткань

В.Ребята давайте разделимся на 2 команды.

Рефлексия: Ребята давайте посмотрим , что у нас нас получилось.

1 команда: Получился ли у вас каркас для чума, такой какой вы задумали, почему вы так считаете?

Как вы сделали, что он получился крепким, прочным

2 команда: Получилось ли у вас такое покрытие, как вы задумали, почему вы так считаете?

Получился ли у вас такой  какой задумали?

В.Ребят традиционные занятия северных это рыболовство и охота.

– Чем ещё занимаются северные народы?

Дети. Оленеводством

- Они заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы – малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.

- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.

- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.

Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.

- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.

Игрок подходил к линии броска и метает свой аркан (кольцо) на оленьи рога.

-Молодцы. Вы очень ловкие.

Чум можно украсить орнаментом.

- Как называется эти орнаменты? (щучьи зубы, заячьи уши)

 Вы можете выбрать понравившийся вам орнамент и украсить каждый свой чум.

Ну что ребята помогли мы Мансэ.

Д.Да.

В.Пора нам возвращаться в детский сад.Ой посмотрите а вертолёт то наш улетел. Что будем делать?

Мансэ. Не расстраивайтесь я вам оленей своих запрягу, они то вас и доставят до детского  сада.

В.Ну что ребята поедем на оленях

Д.Даа

Прощаемся с Мансэ, запрягаем оленей и уезжаем.

Всё  в детском саду.

Ребята посмотрите ,что это у нас здесь стоит, загадка

На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем её дары.
Ответ: Клюква.

Посмотрите Мансэ нас  с вами отблагодарила и отправила вот такой сюрприз

Рефлексия.

Ребята что нового вы узнали сегодня?

Что было трудно выполнять?

А чему вы научились?.

Ребята посмотрите ,что это у нас здесь стоит, загадка

На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем её дары.
Ответ: Клюква.

Посмотрите Мансэ нас  с вами отблагодарила и отправила вот такой сюрприз

Физминутка: «Чум» В. Берестов

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)

Гости явятся едва- (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится.  (прыгают)

Угостить торопится.  (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)

II. Самостоятельная работа детей.

Во время работы детей звучит хантыйская музыка, воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает  индивидуальную помощь.

Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас чумы.

Ребёнок рассказывает стих-е:

«Чум, чум, круглый дом,

побывайте в доме том,

в нём всего одна стена,

очень круглая она».

Девочка Маснэ благодарит детей за помощь и угощает ягодами.

Рефлексия: Что мы с вами делали? Для кого строили чум?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности КВН с детьми подготовительной группы "Животные Севера и жарких стран"

В конспекте представлены дидактические и развивающие игры для детей подготовительной к школе группы по теме "Животные Севера и жарких стран"...

План конспект фрагмента образовательной деятельности с использованием проблемных ситуаций.

Фрагмент образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений...

Открытое занятие Жилище народов Севера

открытое занятие для подготовительной группы. Знакомство детей с жилищами разных народов Севера...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации в старшей группе «Поможем Буратино»

ЗАДАЧИ:1. Образовательные:  развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логиче...

Конспект занятия исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации для детей в старшей группе « Поможем Буратино »

Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе....