Проект «Мы живем в Карелии»
проект (старшая группа)

Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный.

Участники проекта: музыкальный руководитель Долгачева Татьяна Евгеньевна, дети старшей группы «Радуга» Воспитатели : Бондаренко Е.Л., Никитина Г.В.

Срок реализации:  2020-2021 учебный год.

Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром-
В прошлом, будущем и настоящем»
В.Высоцкий

Актуальность создания проекта заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Формирование у дошкольников певческих навыков, музыкально-ритмических движений, эстетического вкуса средствами народного искусства является актуальным и по той причине, что тема менее изучена.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов Республики Карелии.

Сохранение и развитие музыкальной народной карельской культуры через подготовку и проведение праздника «Мы в Карелии живем» , создание радостного настроения, положительных эмоций.

Задачи:

- Развитие коммуникативности детей через народные традиции, так как фольклор – источник познавательного и нравственно – патриотического развития детей

-Знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале (игры, сказки, песни, пляски, костюмы и т.д.)

-Воспитание эмоциональной отзывчивости к народной карельской музыке

- Развитие понимания и умения ценить народное карельское творчество

-Установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности

-Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством сказок, игр, произведений народного искусства

-Развитие художественно – творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций

-Формирование у детей самостоятельности, инициативности, раскрепощенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_v_karelii_zhivem_2020-2021.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Детский сад №25 ОАО «РЖД»

Проект

           «Мы живем в Карелии»

Долгачева Т.Е.

Музыкальный руководитель  

2021г.

Вид проекта:  практико-ориентированный, долгосрочный.

Участники проекта: музыкальный руководитель Долгачева Татьяна Евгеньевна, дети старшей группы «Радуга» Воспитатели : Бондаренко Е.Л., Никитина Г.В.

Срок реализации:  2020-2021 учебный год.

Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром-
В прошлом, будущем и настоящем»
В.Высоцкий

Актуальность создания проекта заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Формирование у дошкольников певческих навыков, музыкально-ритмических движений, эстетического вкуса средствами народного искусства является актуальным и по той причине, что тема менее изучена.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов Республики Карелии.

Сохранение и развитие музыкальной народной карельской культуры через подготовку и проведение праздника «Мы в Карелии живем» , создание радостного настроения, положительных эмоций.

Задачи:

- Развитие коммуникативности детей через народные традиции, так как фольклор – источник познавательного и нравственно – патриотического развития детей

-Знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале (игры, сказки, песни, пляски, костюмы и т.д.)

-Воспитание эмоциональной отзывчивости к народной карельской музыке

- Развитие понимания и умения ценить народное карельское творчество

-Установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности

-Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством сказок, игр, произведений народного искусства

-Развитие художественно – творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций

-Формирование у детей самостоятельности, инициативности, раскрепощенности.

Формы реализации проекта:

-чтение Карельских сказок в группе.

-проведение тематических занятий по краеведению в группах.
- знакомство с песенным репертуаром на музыкальных занятиях.

- Карельские игры и танцы.

-проведение комплексных занятий музыкальным руководителем.

Ожидаемый результат реализации проекта:

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

   Музыкальный центр

Музыкальный  материал (нотные сборники)

Фонограммы

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный (сентябрь- октябрь) – сбор информации, материала.

2-й этап: практический (ноябрь-декабрь) – проведение занятий с детьми.

3-й этап: заключительный(январь-апрель) – Подготовка комплексного развлечения «Карельские гостевания»

Формы реализации проекта:

-знакомство с творчеством народных коллективов республики Карелии (видео)

- Знакомство с народными карельскими играми , разучивание Карельских игр с музыкальным сопровождением, используя сборники Х.Мальми «Маленький хоровод» и В.Мальми «Народные игры Карелии».

Отдельно хочется остановиться на творчестве музыкального руководителя Клары Макаровой. Она живет в Карелии, и поэтому является современным детским карельским композитором. Коллектив детского сада любит её песни из сборников «Ромашка», «Солнышко», «Песни для мальчиков», всегда ждем её новых песен. Свою любовь к песням К.Макаровой мы передаем детям в своем детском саду. Они с удовольствием поют эти песни и с музыкальным сопровождением (фортепьяно) и караоке.

Развивающая среда:

- групповые уголки по теме «Мы в Карелии живем»

- книги с карельскими сказками в книжных уголках

- методическая литература по карельским народным праздникам

- аудиозаписи «Коски», «Мюллярит», К.Макаровой

- фотоальбомы

Методы и приемы:

В своей работе мы применяем традиции свойственные только карельскому народу:

- коммуникативность (вовлечение в процесс большего количества детей),это когда начинает танцевать или играть один человек, по ходу действия к нему присоединяется второй и т.д.

- парный сольный танец. Когда юноша подряд танцует со всеми присутствующими девушками. Девушки сидят и ждут своей очереди, либо стоят в кругу и выполняют определенные движения.

- использование отдельных карельских и финских слов

- импровизация

Выводы и результаты:

Праздники, досуги, концерты, выступления, занятия, проведенные дни «Карельской

Недели» показали, что дети усвоили знания, полученные в процессе подготовки к празднику. Они знают сказки, игры, костюмы, пляски, песни, инструменты карельского народа. Знакомы с народными карельскими музыкальными коллективами: «Коски», «Мюллярит», «Круги», «Родничок», «Кантеле», «Кижи».

У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их быту, укладу жизни. Дети с интересом научились составлять и рассматривали свои генеалогические древа.

Систематизация и накопление материалов : конспекты занятий, сценарии праздников, дидактические игры, анкеты, презентации, фотоматериалы, положения конкурсов, выставки детских работ, костюмов, пополнение среды музейного центра «Онеженка»

В будущем продолжим работу по поддержанию у детей интереса к изучению родного края, по выбору новых интересных тем для проведения карельских праздников.

Литература:

1.«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Мозаика-синтез»,Москва, 2005 г.

2.«Детский музыкальный фольклор» Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина ООО «Гном-пресс», Москва, 2000 г.

3.«Русский детский фольклор Карелии» С.М. Лойтер. Петрозаводск «Карелия», 1991 г.

4.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» А.В.Орлова. Владимир, 1995 г.

5.«Маленький хоровод» Х. Мальми. Петрозаводск «Карелия», 1990 г.

6.«Народные игры Карелии» В. Мальми. Петрозаводск «Карелия», 1991 г.

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

(Развлечение)

Зал оформлен под избу: прялка, полки с деревенской утварью, на столе, накрытым скатертью с карельской вышивкой стоит самовар, лавки застелены плетеными половиками. На центральной стене расположено окно деревенской избы, в котором видится карельский пейзаж.

Звучит карельская музыка. Хозяйка хлопочет по-хозяйству.

Хозяйка:   На завалинке в светелке иль на бревнышках, каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод-

                   Говорили, песни пели и водили хоровод.

                   Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир,

                   Нынче, все мы по - сусекам личных дач или квартир.

                   Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

                   Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум.

Входят дети с воспитателем.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы, добры молодцы!

Дети:      Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка:   Проходите, будьте, как дома! Веселья вам, да радости! 

Танец в кругу «ТАЛОН ПОЯН ТАНСИ» финск. нар. мел.

Воспитатель:    Хлебу да соли долог век. Хозяйке нашей более того! (кланяется)

Хозяйка:    И вам того же! (кланяется)

                   У нас для каждого найдется  и местечко и словечко.

Воспитатель:  Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка предлагает гостям присесть на лавки,  сама садиться с ними

Хозяйка:   Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети:  Я из Пудожа…Я из Чалны…Я из Косолмы... Я из Сортавалы…Я из Чупы…Я из  

            Лоух…Я из Кондопоги…Я из  Вяртселя……

Хозяйка удивляется.

Воспитатель:  Одним словом, это все…

Дети хором:  Наша Карелия.

Дети встают и с места говорят стихи

Дети:  1.  Сторона сторонушка синяя вода.

                   С солнцем иль без солнышка ты моя всегда.

             2.   Над лесом над озерами взлечу как птица я,

                    Волнуешь ты озерами Карелия моя.                  

              3.  На юге, где солнце теплее цветы зажигает весна.

                   Но знаю я сердцу милее родная моя сторона.

              4. Любим  край  любимый, он  краше с каждым днем.

                   О родной Карелии (о родной сторонке) песню мы споем.

Песня  « МЫ В КАРЕЛИИ ЖИВЕМ» музыка и слова Пац С.В.

Хозяйка:  Что ж,  время пришло, пора и познакомиться!

Танец  « ЧЕРНЫЙ КОТЕНОК» финская народная мелодия

Игра « ГУЛИ-ГУЛИ РАЗ» карельская народная игра

Двое детей стоят спинами друг к другу. Все хором повторяют слова « Гули-гули, раз».

На слово «раз» дети поворачивают голову, если в одну сторону, то обнимаются, если в разные стороны, то расходятся.

Хозяйка: А теперь отдохнем, разговоры поведем.

Дети располагаются на лавках.

Воспитатель:  А что хозяюшка ты интересного нам припасла?

Хозяйка:  (Достает копилку с загадками)

                   Я зимою в горнице, а весною на завалинке посиживаю.

                   Сижу на народ гляжу, все запоминаю и в копилку собираю.

                    Вот моя корзинка-копилка! ( показывает детям)

                    Сяду рядышком на лавку, вместе с вами посижу.

                   Загадаю вам загадки, кто смышленый погляжу.

КАРЕЛЬСКИЕ ЗАГАДКИ


Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
Летом звенит-поет, зимой в амбаре живет. (Коса)
Олень по полю скачет, ноги до земли не достают. (Люлька)
Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)
Жеребец в конюшне, хвост на крыше. (Печь)
Черный-пречерный, толстый-претолстый, в каждом доме нужен. (Чугунок)
Кривой, горбатый, все поля обходит, все нивы обмеряет. (Серп)
Кипит-бурлит — никогда через край не переливается. (Озеро)
Лебедь летит, крыльями помахивает, воду с крыльев отряхивает. (Лодка с веслами)
Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

Воспитатель:  А мы знаем много карельских пословиц и поговорокПодарим их

                        хозяюшке? Пусть положит их в свою корзинку-копилку.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Изба без детей, что гнездо без птицы.
  2. Кукушка на радость лесу, ребенок  - семье.
  3. Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
  4. Гостю обрадуешься, а чем угощать - задумаешься.
  5. В гостях пирожок съешь, дома для гостей два испеки.
  6. В гостях вдоволь едят, а дома добавляют.

7. Гость радует дважды: приходя и уходя.

Воспитатель: А давайте, мы копилку еще пополним, потешим хозяюшку частушками.

Хозяйка:  Ох, частушки я люблю!  С вами тоже подпою!

                  Да и в копилочке моей найдется, чем порадовать гостей!

                  С погремушками частушки веселей!

Хозяйка предлагает детям музыкальные инструменты.

Карельские ЧАСТУШКИ

Дети поют частушки, подыгрывая на детских музыкальных инструментах.

  1. Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

  1. У мовомиленочка худая кобыленочка,

Не доехал до горы, ее съели комары.

  1. Не садись милаша рядом, рядом будет тесно,

Ты другого завлекаешь, мне не интересно.

  1. Милый мой, милый мой, ты с деревни, я с другой,

Ты с деревни, я с другой, свиданья редко нам с тобой.

  1. Перед зеркалом стояла: чем же я не хороша?

Красотой своей довольна, только ростом не больша.

  1. Скоро, скоро снег сойдет, на нашей речке лед сойдет,

Сяду я на льдиночку, проведаю Мариночку.

  1. Хорошо частушки пели, хорошо старалися,

Очень рады, что хозяйка с нами улыбалася.

     

Хозяйка: Вот и пополнилась моя копилка! Спасибо вам! (откладывает корзинку-копилку)

              поет на мелодию русской народной песни « Из под дуба»   

                             По тропиночке я шла,

                             Два колечиканашла  (берет двух девочек под руки)

                             Два колечика нашла (подводит девочек к мальчикам)

                             Бери девица молодца!  (они образуют пары).

Дальше, следующие девочки. И так, до тех пор, пока все не

встанут в пары.

Хозяйка: Ай да, пары, красивы!

Воспитатель:  Что ж, порадуем хозяюшку финским танцем?

Дети:  Порадуем!

Финская игра – танец « ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ»

Хозяйка: Здорово веселиться умеете! А по – хозяйству хлопотать сможете ли?

Дети:  Сможем, еще как!

Хозяйка: Тогда будем картошку варить!

Игра  « КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются  «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их ( проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается»  - пляшет.

Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Ребенок:  Я б калиточек картофельных поел,

                  Что б лежали на тарелочке горочкой,

                  Что б румяны, что б хрустели корочкой!

Хозяйка выносит калитки

 ( национальное карельское блюдо: тонкие открытые пироги из ржаной муки, начинка картофель или пшено)

Хозяйка:  Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!

                   Они на блюде расписном с карельским рушником.

                  Калитки подносим, поклонясь отведать просим!

Хозяйка передает калитки воспитателю, гости благодарят хозяйку.

Хозяйка идет за самоваром.

Воспитатель: Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!

Хозяйка несет самовар и

  поет на мелодию русской народной песни « Ах вы, сени»

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

                 Самовар в руках несу, прибауточку пою.

                 Чай пить, чай пить – приятно жить!

                  Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

Воспитатель:  Хозяйку уважим?

Дети:  Уважим!

Воспитатель: Калиточек поедим!

Дети: Поедим!

Воспитатель:  Ароматным чайком запьем?

Дети: Запьем!

Под музыкальный фон дети идут за Хозяйкой  в группу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы живем у моря"

Задачи проекта:- обогатить знания детей о природном сообществе Балтийского моря,- способствовать развитию познавательного интереса к изучению моря,- формировать навыки правильного поведения в пр...

методическая разработка по внедрению проекта "Елочка живи"

Цели проекта: 1. формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста; развивать творческие способности детей.2. Привлечь внимание воспитанников и родителе...

Сценарий итогового мероприятия проекта "Я живу в России!"

Сценарий праздника на тему :"Люблю тебя, моя Россия!",в котором используется презентация и знания ,полученные детьми в ходе работы над проектом....

Презентация проекта "Лаборатория живой и не живой природы"

Описание опытов которе я проводила с детьми старшей группы...

Парциальная программа «Я живу в Карелии» для подготовительной к школе группы.

Приобщение дошкольников к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине – одна из приоритетных задач дошкольного воспитания....

Проект: "Не живая природа в помощь живой"

Данный материал участвовал в краевом конкурсе наминации : Естествознание. Из 150 претендентов , заняти 45....

Проект "А вы в Карелии бывали?"

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка. Обращение к отеческому наследию...