Парциальная программа «Я живу в Карелии» для подготовительной к школе группы.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Приобщение дошкольников к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине – одна из приоритетных задач дошкольного воспитания.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Необходимо знать и изучать культуру своих предков. Обращения внимания на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В подготовительной к школе группе формирование любви к своему краю осуществляется через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Чтобы быть уверенными, что детям будет хорошо в будущем, надо научить их уважать себя и окружающих людей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное и творческое наследие и т.д.
Материалы программы позволяют показать своеобразие природы, истории и национальных традиций Карелии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_po_karelii.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Приобщение дошкольников к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине – одна из приоритетных задач дошкольного воспитания.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Необходимо знать и изучать культуру своих предков. Обращения внимания на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В подготовительной к школе группе формирование любви к своему краю осуществляется через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Чтобы быть уверенными, что детям будет хорошо в будущем, надо научить их уважать себя и окружающих людей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное и творческое наследие и т.д.
Материалы программы позволяют показать своеобразие природы, истории и национальных традиций Карелии.
Актуальность программы состоит в том, что она знакомит дошкольников со своей «малой» Родиной, близкой и понятной детям.
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой. Программа отражает специфику национальных и социокультурных условий; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, истории Карелии – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширять и углублять знания детей о родном крае, его достопримечательностях.
- формировать знания детей об историческом прошлом Карелии.
- расширять и углублять представления детей о природе родного края.
- расширять представления детей о традициях, обычаях, культуре Карелии.
Развивающие:
- развивать интеллект детей, творческие способности, наглядно-образное мышление, самостоятельность.
- развитие интереса к карельским и русским традициям и промыслам.
- развитие чувства ответственности за сохранение традиций.
Воспитательные:
- воспитание доброго, заботливого отношения к природе, к людям, к своему краю.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к городу, к родному краю.
- воспитание уважения к труду.
- воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям.
Отбор содержания программы основывается на следующих главных педагогических принципах:
- целостности (единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны и системность, с другой стороны)
- гуманизации (учет возрастных и индивидуальных особенностей, личностно-ориентированный подход в воспитании).
- деятельного подхода (активная деятельность детей).
- интеграции (совмещение разных видов деятельности).
- культуросообразности ( использование ценностей региональной, национальной и мировой культуры).
- возрастного и индивидуального подхода (выбор тем, приемов работы в соответствии с опытом и возрастом детей).
Сроки реализации образовательной программы – один год.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
Методы и приемы:
• диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческая деятельность;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
- виртуальные экскурсии.
- чтение художественной литературы.
- показ презентаций, использование ИКТ.
Ожидаемые результаты.
Знают:
• свою родословную, о профессиях своих родителей.
• правила поведения в природе;
• о культуре своего края.
• некоторые сведения из истории своего края;
• о достопримечательностях своего края.
• о традиционных праздниках русского народа;
Умеют:
• приводить примеры полезных ископаемых Карелии.
• называть некоторые растения и животные Карелии, занесенные в Красную книгу.
• уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края,
• изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи.
Понимают:
• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,
• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,
• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой.
• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа.
• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.
Учебный план непосредственно образовательной деятельности по парциальной программе «Я живу в Карелии»
Парциальная программа по краеведению «Я живу в Карелии» | Неделя/месяц | Занятий в год |
1 /4 | 36 |
Краткая характеристика программы:
Основные направления программы:
- Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными..
- Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
- Животный и растительный мир Карелии
- Труд людей в Карелии
- Использование народных праздников и традиций.
- Знакомство с элементами карельского орнамента.
- Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
- Столица республики, ее достопримечательности;
богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный
мир, реки и озера), достопримечательности;
- Народы, живущие в Карелии.
- Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности на год по парциальной программе «Я живу в Карелии»
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Сентябрь | «Путешествие в прошлое нашего д/сада» Цель: Способствование общему развитию детей, прививая любовь к родному д/саду, развивая интерес к прошлому. | «Что летом родиться, зимой пригодиться» Цель: Закреплять знания детей об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые растут в нашем лесу. | «Хозяйкины помощницы» Цель: Познакомить детей с предметами обихода: деревянным корытом, тяпкой, коромыслом, ведрами, стиральной доской, углевым утюгом. | Чтение карельской национальной сказки.с «Красавица Насто» Цель: Знакомство с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре карельского народа через сказки. |
Октябрь | Флаг и герб Карелии Цель: Знакомство детей с флагом и гербом Карелии, с расшифровкой цветов и символов флага и герба. Способствование общему развитию детей, прививая любовь и уважение к Родине. | «Край карельский – край лесной» Цель: Знакомство с природой родного края. Формирование представления о том, что лес является гордостью Карелии. Воспитание бережного отношения к лесу. | «Хлеб всему голова» Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу. Формировать умение работать в коллективе. | «Что растет у нас в лесу» Цель: Познакомить детей с растительностью, которая растет у нас в лесу (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды) |
Ноябрь | «Зеленая аптека Карелии» Цель: Расширять знания детей о лекарственных растениях, растущих в нашем лесу. Закрепить знания детей о том, для чего нужны лекарственные растения.
| Животные Карелии Цель: Продолжать знакомство детей с природой родного края, с разнообразием животных живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края. | Петрозаводск – столица Карелии. Цель: Закрепить знания детей о том, что Петрозаводск – столица Карелии. Познакомить с ее достопримечательностями. | Чтение карельской сказки «Ольховая Чурка» Цель: Продолжать развитие интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. |
Декабрь | « Заонежская изба» (виртуальная экскурсия) Цель: Знакомство с традициями строительства заонежской избы, её внешним и внутренним убранством. Воспитание уважения и восхищения мастерством человеческих рук. | «Край родной, навек любимый» Цель: Познакомить детей с животными и птицами нашего края. Дать представление о Красной книге, с животными, занесенными в эту книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. | «Заповедные места нашего края» Цель: Познакомить детей с заповедными местами нашего края. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательности родного края. | Чтение карельской сказки «Пряхи у проруби» Цель: Продолжать знакомство детей с карельскими сказками. Способствовать знакомству с обычаями карельского народа через сказки. |
Январь | Карельские узоры Цель: Продолжать знакомство детей с элементами карельской вышивки, их особенностями и названиями. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | Экскурсия на фабрику «Карельские узоры» Цель: Познакомить детей с карельскими народными костюмами ( мужским и женским), обычаями и традициями карельского народа. | «Я живу в Карелии. Наш чудесный край» Цель: Закрепить знания детей о Карелии. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. | Чтение карельской сказки «Невеста-мышь» Цель: Продолжать знакомство детей с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре, обычаям, жизненному укладу карельского народа через сказки. |
Февраль | «Зима не лето –в шубу одето» Цель: Воспитывать у детей любовь к родному краю, к природе зимой. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме. Учить детей записывать пословицы в виде модели. Расширять знания детей о народных играх. Воспитывать уважение к русским обычаям и традициям. | Экскурсия в музей Цель: Развитие у детей эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним, развитие эстетического вкуса и познавательной активности детей. | «Как птицы встречают весну» Цель: Расширять знания о зимующих и перелетных птицах, живущих на территории Карелии. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Чтение карельской сказки «Сын-медведь» Цель: Продолжать развитие у детей интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. |
Март | Этическая беседа «сердце матери лучше солнца греет» Цель: Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к маме. Познакомить детей с пословицами и поговорками о маме. | «Ай-да, Масленница» Цель: Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. | Карело-финский эпос «Калевала» Цель: Познакомить детей с героями эпоса «Калевала» (красавица Айно, Вяйнямейнен, старуха Лоухи), познакомить с карельским национальным музыкальным инструментом-кантеле. | Чтение карельской сказки «Черная уточка» Цель: Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки. Знакомство со старинными предметами, упомянутыми в сказке, их названиями и назначением. Сравнение карельских сказок с русскими народными сказками. |
Апрель | Насекомые Карелии Цель: Дать преставление о взаимосвязи любого организма со средой обитания. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Кто живет в реках и озерах. Цель: Познакомить детей с животными и рыбами, живущими в водоемах Карелии. Рассказать о их жизни и приспособленности к условиям обитания. | «Онежское озеро - наша гордость» (фотовыставка) Цель: Продолжать знакомство детей с природой родного края. Привлечь к организации фотовыставки родителей. Объединять усилия ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к родной природе, чувство национальной гордости. | Чтение карельской сказки «Сестра и девять братьев» Цель: Продолжать знакомство детей с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре, обычаям, жизненному укладу карельского народа через сказки. |
Май | «Богатство Карелии» Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми Карелии. Закрепить знания о том, что лес - самое главное богатство Карелии. Познакомить с процессом изготовления бумаги. | Мини-музей Цель: Организовать в группе с помощью родителей мини-музей с произведениями народно-прикладного творчества членов семьи и детей, предметами быта для создания обстановки для предстоящего праздника «Заонежские посиделки». Воспитывать интерес к народным традициям. | Итоговая викторина. «Знатоки природы Карелии» Цель: Выявить знания о природе Карелии, полученные на занятиях. | «Заонежские игрища» Цель: Провести совместный с родителями праздник «Заонежские игрища».Формировать у детей интерес к познанию истории и культуры наших предков посредством воздействия на их эмоциональную сферу детей. |
Программно-методическое обеспечение:
- Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
- И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
- Сказки Заонежья», состН.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
- Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
- Л.И. Шитикова «Край в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
- А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
- Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
- А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
- Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.
Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес детей к народным традициям и обычаям, к д...
Парциальная программа по организации театрализованной деятельности во 2 младшей группе.
Программа оформлена в связи с требованиями ФГОС ДО....
Парциальная программа по художественно-эстетическому направлению для второй младшей группы ДОУ
Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи,воображение, творчество,мелкую моторику пальцев рук,самостоятельность.Направлена на развитие детской фантазии.воображения,н...
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Дом ,в котором я живу"
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Дом ,в котором я живу"...
Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин" (средняя группа)
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности ...
Парциальная программа "Мы живем на Ямале"
Парциальная программа "Мы живем на Ямале"...