Парциальная программа «Я живу в Карелии» для подготовительной к школе группы.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Куприяненко (Артемьева) Анна Евгеньевна

Приобщение дошкольников к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине – одна из приоритетных задач дошкольного воспитания.

                О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Необходимо знать и изучать культуру своих предков. Обращения внимания на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

                Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В подготовительной к школе группе формирование любви к своему краю осуществляется через познавательное отношение  к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

              Чтобы быть уверенными, что детям будет хорошо в будущем, надо научить их уважать себя и окружающих людей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное и творческое наследие и т.д.

              Материалы программы позволяют показать своеобразие природы, истории  и национальных традиций Карелии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_po_karelii.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                 Приобщение дошкольников к культуре родного края, воспитание любви к своей малой Родине – одна из приоритетных задач дошкольного воспитания.

                О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Необходимо знать и изучать культуру своих предков. Обращения внимания на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

                Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В подготовительной к школе группе формирование любви к своему краю осуществляется через познавательное отношение  к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

              Чтобы быть уверенными, что детям будет хорошо в будущем, надо научить их уважать себя и окружающих людей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное и творческое наследие и т.д.

              Материалы программы позволяют показать своеобразие природы, истории  и национальных традиций Карелии.

Актуальность программы состоит в том, что она знакомит дошкольников со своей «малой» Родиной, близкой и понятной детям.

          Данная  программа составлена в соответствии с ФГОС ДО и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой. Программа отражает специфику  национальных и социокультурных условий; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Цель:   Приобщение детей к национальной культуре, истории Карелии – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка.

Задачи программы:

Образовательные:

- расширять  и углублять знания детей о родном крае, его достопримечательностях.

- формировать знания детей об историческом прошлом Карелии.

- расширять и углублять представления детей о природе родного края.

- расширять представления детей о традициях, обычаях, культуре Карелии.

Развивающие:

- развивать интеллект детей, творческие способности, наглядно-образное мышление, самостоятельность.

- развитие интереса к карельским и русским традициям и промыслам.

- развитие чувства ответственности за сохранение традиций.

Воспитательные:

- воспитание доброго, заботливого отношения к природе, к людям, к своему краю.

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к городу, к родному краю.

- воспитание уважения к труду.

- воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям.

Отбор содержания программы основывается на следующих главных педагогических принципах:

- целостности (единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны и системность, с другой стороны)

- гуманизации (учет возрастных и индивидуальных особенностей, личностно-ориентированный подход в воспитании).

- деятельного подхода (активная деятельность детей).

- интеграции (совмещение разных видов деятельности).

- культуросообразности ( использование ценностей региональной, национальной и мировой культуры).

- возрастного и индивидуального подхода (выбор тем, приемов работы в соответствии с опытом и возрастом детей).

Сроки реализации образовательной программы – один год.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:
• диалоги,  беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры,  дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческая деятельность;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.

- виртуальные  экскурсии.

- чтение художественной литературы.

- показ презентаций, использование ИКТ.

Ожидаемые результаты.

Знают:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего края.

• некоторые сведения из истории своего  края;

• о достопримечательностях своего  края.

• о традиционных праздниках русского народа;

Умеют:

• приводить примеры полезных ископаемых Карелии.

• называть некоторые растения и животные Карелии, занесенные в Красную книгу.

• уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края,

• изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи.

Понимают:

• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,

• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину.  Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой.

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.

Учебный план непосредственно образовательной деятельности по парциальной программе «Я живу в Карелии»

Парциальная программа по краеведению «Я живу в Карелии»

Неделя/месяц

Занятий в год

1 /4

36

Краткая характеристика программы:

Основные направления программы:

  1. Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка,  воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными..
  2. Использование всех видов фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
  3. Животный и растительный мир Карелии
  4. Труд людей в Карелии
  5. Использование народных праздников и традиций.
  6. Знакомство с    элементами карельского орнамента.
  7.  Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн);
  8.  Столица республики, ее достопримечательности;

богатства карельского края (полезные ископаемые, животный и растительный

мир, реки и озера), достопримечательности;

  1. Народы, живущие в Карелии.
  2.  Культура Карелии (народные промыслы, традиции и т.д.).

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности на год по парциальной программе «Я живу в Карелии»

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

«Путешествие в прошлое нашего д/сада»

Цель: Способствование общему развитию детей, прививая любовь к родному д/саду, развивая интерес к прошлому.

«Что летом родиться, зимой пригодиться» Цель: Закреплять знания детей об осенних месяцах, об овощах и фруктах, которые растут в нашем лесу.

«Хозяйкины помощницы»

 Цель: Познакомить детей с предметами обихода: деревянным корытом, тяпкой, коромыслом, ведрами, стиральной доской, углевым утюгом.

Чтение карельской национальной сказки.с «Красавица Насто»

Цель: Знакомство с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре карельского народа через сказки.

Октябрь

Флаг и герб Карелии

Цель: Знакомство детей с флагом и гербом Карелии, с расшифровкой цветов и символов флага и герба. Способствование общему развитию детей, прививая любовь и уважение к Родине.

«Край карельский – край лесной»

Цель: Знакомство с  природой родного края. Формирование представления о том, что лес является гордостью Карелии. Воспитание бережного отношения к лесу.

«Хлеб всему голова»

Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу. Формировать умение работать в коллективе.

«Что растет у нас в лесу»

Цель: Познакомить детей с растительностью, которая растет у нас в лесу (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды)

Ноябрь

«Зеленая аптека Карелии»

Цель: Расширять знания детей о лекарственных растениях, растущих в нашем лесу. Закрепить знания детей о том, для чего нужны лекарственные растения.

 

Животные Карелии

Цель: Продолжать знакомство детей с  природой родного края, с разнообразием животных живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Петрозаводск – столица Карелии.

Цель: Закрепить знания детей о том, что Петрозаводск – столица Карелии.  Познакомить с ее достопримечательностями.

Чтение  карельской сказки «Ольховая Чурка»

Цель: Продолжать развитие интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки.

Декабрь

« Заонежская изба» (виртуальная экскурсия)

Цель: Знакомство с традициями строительства заонежской избы, её внешним и внутренним убранством. Воспитание уважения и восхищения мастерством человеческих рук.

«Край родной, навек любимый»

Цель: Познакомить детей с животными и птицами нашего края. Дать представление о Красной книге, с животными, занесенными в эту книгу. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Заповедные места нашего края»

Цель: Познакомить детей с заповедными местами нашего края. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательности родного  края.

Чтение карельской сказки «Пряхи у проруби»

Цель: Продолжать знакомство детей с карельскими сказками. Способствовать знакомству с обычаями карельского народа через сказки.

Январь

Карельские узоры  

Цель: Продолжать знакомство детей с элементами карельской вышивки, их особенностями и названиями. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей.

Экскурсия на фабрику «Карельские узоры»

Цель: Познакомить детей с карельскими народными костюмами ( мужским и женским), обычаями и традициями карельского народа.

«Я живу в Карелии. Наш чудесный край»

Цель: Закрепить знания детей о Карелии. Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Чтение карельской сказки «Невеста-мышь»

Цель: Продолжать знакомство детей с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре, обычаям, жизненному укладу  карельского народа через сказки.

Февраль

«Зима не лето –в шубу одето»

Цель: Воспитывать у детей любовь к родному краю, к природе зимой. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме. Учить детей записывать пословицы в виде модели. Расширять знания детей о народных играх. Воспитывать уважение к русским обычаям и традициям.

Экскурсия в  музей  

Цель: Развитие у детей эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним, развитие эстетического вкуса и познавательной активности детей.

«Как птицы встречают весну»

Цель: Расширять знания о зимующих и перелетных птицах, живущих на территории Карелии. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Чтение карельской сказки  «Сын-медведь»

Цель: Продолжать развитие у детей интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки.

Март

Этическая беседа «сердце матери лучше солнца греет»

Цель: Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к маме. Познакомить детей с пословицами и поговорками о маме.

«Ай-да, Масленница»

Цель: Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками.

Карело-финский эпос «Калевала»

Цель: Познакомить детей с героями эпоса «Калевала» (красавица Айно, Вяйнямейнен, старуха Лоухи), познакомить с карельским национальным музыкальным инструментом-кантеле.

Чтение карельской сказки  «Черная уточка»

Цель: Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки. Знакомство со старинными предметами, упомянутыми в сказке, их названиями и назначением. Сравнение карельских сказок с русскими народными сказками.

Апрель

Насекомые Карелии

Цель: Дать преставление о взаимосвязи любого организма со средой обитания. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Кто живет в реках и озерах.

Цель: Познакомить детей с животными и рыбами, живущими в водоемах Карелии. Рассказать о их жизни и приспособленности к условиям обитания.

«Онежское озеро - наша гордость» (фотовыставка)

Цель: Продолжать знакомство детей с  природой родного края. Привлечь к организации фотовыставки родителей. Объединять усилия ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к родной природе, чувство национальной гордости.

Чтение карельской сказки  «Сестра и девять братьев»

Цель: Продолжать знакомство детей с устным карельским творчеством. Привитие интереса к культуре, обычаям, жизненному укладу  карельского народа через сказки.

Май

«Богатство Карелии»

Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми Карелии. Закрепить знания о том, что лес - самое главное богатство Карелии. Познакомить с процессом изготовления бумаги.

Мини-музей

Цель: Организовать в группе с помощью родителей мини-музей с произведениями народно-прикладного творчества членов семьи и детей, предметами быта для создания обстановки для предстоящего праздника «Заонежские посиделки». Воспитывать интерес к народным традициям.  

Итоговая викторина.

«Знатоки природы Карелии»

Цель: Выявить знания о природе Карелии, полученные на занятиях.

«Заонежские игрища»

Цель: Провести совместный с родителями праздник «Заонежские игрища».Формировать у детей интерес к познанию истории и культуры наших предков посредством воздействия  на их эмоциональную сферу детей.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».С – Пб 2005
  2. И.А.Бойчук, Т.Н.Попушина. «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…», М. 2004
  3. Сказки Заонежья», состН.Ф. Онегина. Петрозаводск 2004.
  4. Красная книга Карелии. Петрозаводск 2003
  5. Л.И. Шитикова «Край в котором ты живешь» Петрозаводск 2004.
  6. А.И. Зимина «Народные игры с пением», М.., 2006
  7. Г.В. Зимин «Животный мир Карелии», П., 2005
  8. А.П. Косменко «Карельское народное искусство», П.,2005.
  9. Л.И.Белосолова «Народное искусство Карелии», П., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.

Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес  детей к народным традициям и обычаям, к  д...

Парциальная программа по художественно-эстетическому направлению для второй младшей группы ДОУ

Программа направлена на то, чтобы помочь развить у ребенка оригинальные идеи,воображение, творчество,мелкую моторику пальцев рук,самостоятельность.Направлена на развитие детской фантазии.воображения,н...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Дом ,в котором я живу"

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Дом ,в котором я живу"...

Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин" (средняя группа)

     Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и  интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности ...

Парциальная программа "Мы живем на Ямале"

Парциальная программа "Мы живем на Ямале"...