Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к малой родине и первичному представлению о ней по средствам детского сада
проект (младшая группа)

Бахарева Алёна Александровна

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу, краю,  родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Наша задача помочь ребёнку открыть Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

Основным направлением программы является обеспечение объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  с учётом возможностей детей, уважения их интересов и любых индивидуально - творческих проявлений. Проект раскрывает эффективные формы работы и способы организации образовательного процесса по формированию общей культуры личности детей, в том числе развития нравственных качеств. В программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с семьей, родным селом Мамонтово,  с  бытом русского народа, природой родного края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка» с. Мамонтово

                                                                                                             Утверждаю:

                                                                                                      Заведующий МКДОУ

                                                                                                      детский сад «Берёзка»    

                                                                                                      ______________________

                                                                                                   «___»____________2021г.

 

Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к малой родине и первичному представлению о ней по средствам детского сада Берёзка с. Мамонтово.

                                                                   Выполнила:

                                                         воспитатель МБДОУ Бахарева А. А.

                                                                   .

                         

                                             

с. Мамонтово

2021 г.

1.Пояснительная записка

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал»

К.Симонов

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу, краю,  родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Наша задача помочь ребёнку открыть Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

Основным направлением программы является обеспечение объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей  с учётом возможностей детей, уважения их интересов и любых индивидуально - творческих проявлений. Проект раскрывает эффективные формы работы и способы организации образовательного процесса по формированию общей культуры личности детей, в том числе развития нравственных качеств. В программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с семьей, родным селом Мамонтово,  с  бытом русского народа, природой родного края.  

 Таким образом, согласно ФГОС ДО проект полностью отвечает современным тенденциям науки и практики в области дошкольной педагогики.

Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Проект разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (пункты 9,22 статьи 2, статья 12; пункты 1, 2, 4, 5, 6, 8 статьи 14; пункт 3 статьи 18);

- Федеральный закон от 31.07.2020 №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. № 1155;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014;

-        Федеральный закон от 31.07.2020 №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

-        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г.  № 373.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года г. № 28 г. Москва от «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2

- Уставом МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.

Цель:  Создавать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста интереса к малой родине и первичному представлению о ней по средствам детского сада Берёзка с. Мамонтово.        

Задачи:  

1.        Воспитывать уважение к своему дому, семье, родной земле.

2.        Дать знания детям о родном селе: символика, достопримечательности.

3.        Формировать бережное отношение к родной природе, окружающему миру.

Принципы и подходы к формированию Программы.  

1.        Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2.        Принцип наглядности  – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

3.        Принцип  достоверности и историчности - содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на исторических фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

4.        Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и психологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка в целом.

5.        Принцип комплексного и интегративного подхода – воспитание нравственно патриотических чувств дошкольников осуществляется через различные виды деятельности в системе воспитательно-образовательного процесса, предполагается использование различных форм работы с детьми и родителями.

6.        Принцип преемственности - создание условий каждому ребенку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.

7.        Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка, осмысление изучаемого материала, творческая переработка и его применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

  Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет:

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда  одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

2.Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Цель

Содержание деятельности. Мероприятия

с детьми и родителями

Дата проведения

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

  Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Заучивание потешек: «Котик-коток»,

«Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

С/р игра:  «Детский сад».

Октябрь

«Природа и я»

Воспитывать гуманное отношение к окружающей природе. Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни

Цикл бесед: «Изменения в природе»,

«Наши друзья животные»,

«Наши деревья»

Выставка: «Дары осени»

Фотовыставка на тему «Дети, природа и животные»

Кукольный театр: «Мешок с яблоками» по мотивам сказки В. Сутенеева.

Ноябрь

«Моя семья»

Знакомить детей  понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи. Расширять представления детей о своем доме, в котором живут, о своей семье. Продолжать знакомить с народным фольклором.

Выставка семейных фотографий.

 С/р игры:  «Семья»,

«В гости к бабушке»

 Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Декабрь

«Моя семья»

   Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

  Дать представление о семейных обязанностях.

  Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Привлекать родителей к совместному выполнению новогодних игрушек.

Беседа «Что значит любить родителей?»

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Вечер в семье».

Заучивание стихотворений «Дед Мороз»,

«Елочка», потешек о зиме.

Январь

«Мои друзья»

  Развивать представление о том, что такое дружба.

  Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

 Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

 Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Беседы «Друзья»,

«С кем я дружу»,

Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

Разыгрывание ситуаций «Ссора»,

«Как помириться?».

 Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши Защитники»

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

 Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

Изготовление подарков для пап.

 Рисование «Самолеты летят»

 Пение песен, заучивание стихов об армии.

С/р игра «Мы солдаты»

Март

«Моя мама»

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к мамам, бабушкам, учить оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Беседа с детьми о своих мамах.

 Изготовление подарков: «Цветы для мамы»

Аппликация «Красивое платье для мамы»

Пение песен, чтение стихов о маме.

 С/р игра «Дочки – матери».

Музыкальный утренник: «Этот праздник милых дам»

Апрель

«Моя улица»

 Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

 Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

 Беседы с детьми «Мой адрес»,

«Улица, на которой я живу».

 Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами села.

 Рисование «Моя улица».

Май

«Моё село»

Знакомить с понятием «Село, город», с названиями.

Знакомить с достопримечательностями.

Воспитывать любовь к родному селу (городу), в котором живешь.

Беседа: «Село, в котором я живу».

 Рассматривание фотографий «Достопримечательности нашего села».

Рисование «Деревья и кустарники» Конструирование «Дом для куклы»

 С/р игра «Автобус»

 3. Содержание программы

  • учётом ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:

Совместная деятельность с детьми:

  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • непосредственно образовательная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей.

Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей. 

Формы образовательной деятельности по формированию нравственно – патриотических чувств.

Непосредственно

Образовательная

Самостоятельная

Образовательная

деятельность в ходе

деятельность

Деятельность

режимных моментов

Беседы.

Чтение  художественной

Игры.

Обсуждение.

литературы.

Рассматривание

Просмотр

Развлечения.

иллюстраций,

иллюстраций, фото,

Викторины.

фотографий.

слайдов.

Разгадывание

Собирание

Чтение

кроссвордов.

коллекций.

художественной

Экскурсии.

Трудовая

литературы.

Целевые прогулки.

деятельность.

Работа с картой.

Наблюдения.

Проекты.

Конкурсы.

Изготовление

Встречи с интересными

коллажей, макетов,

людьми.

открыток.

Очень важно рационально организовать процесс обучения и воспитания, умело управлять методами и воздействовать ими на восприятие детей. С этой целью должен использоваться комплекс методов и методических приемов, направленных на формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

(методы речевого (вербального) воздействия)

Виды

Приёмы

Рассказ педагога

(создавать яркие, точные представления об исторических событиях)

  • Риторические вопросы
  • Обмен мнениями
  • Беседа до и после рассказа
  • Рассматривание наглядности

Рассказы детей

(совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщённости знаний)

  • Вопросы
  • Напоминания
  • Соучастие воспитателя
  • Анализ
  • Оценка

Беседа

(уточнение,коррекция знаний,их обобщение,систематизация;развитие уменияучаствовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы)

Чтение художественного произведения:расширять,обогащать знания детей,формировать способность к восприятию, пониманию.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

(методы наглядного воздействия)

Рассматривание картин, карт

Обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи

  • Вопросы
  • Образец рассказа
  • Задание творческого характера

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

(методы продуктивного воздействия)

Упражнения

  • Задачи:
  • Овладение разными способами умственной деятельности;
  • Формирование практических навыков умений;
  • Совершенствование и укрепление познавательных способностей детей.
  • многократное  повторение  умственных  и практических действий

Игровой метод

(использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами)

  • Вопросы
  • Указания
  • Объяснения
  • Показ
  • Воображаемая игровая ситуация
  • Сюрпризный момент

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

(методы творческого воздействия)

Технология активных методов обучения

(представлена системой активных методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения программного материала)

  • проблемный рассказ,
  • проблемно-поисковая беседа,
  • проблемные наглядные пособия,
  • метод познавательных игр,
  • метод создания ситуаций познавательного спора,
  • метод анализа на занятиях жизненных ситуаций

ИКТ технологии

(эмоционально – положительной установки дошкольников к формированию нравственно – патриотических чувств через просмотр слайд презентаций, фильмов)

  • Вопросы
  • Обсуждения
  • Повторный показ
  • Рассказ
  • Художественное слово
  • Рисование на темы

Оптимальное сочетание данных методов и приемов в соответствии с методическими принципами обеспечат успешную реализацию комплекса задач по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Дифференциация методических приемов осуществляется в зависимости от используемых средств.

4.Планируемые результаты

1. У детей расшириться представление о детском саде.

2. Установятся добрые отношения   между   детьми, наладится контакт  друг  с  другом,  основываясь  на  общих интересах. Сформируется доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям.

3. Сформируется  представления  детей  о  семье,  об  особенностях    внешнего  вида родителей, о родственных отношениях.

4. Разовьется   умение   передавать   эмоциональные   состояния   в   имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, совместных праздниках.

5. Сформируется  интерес  к  малой  родине  и  первичные  представления  о  ней: название  села,  в  котором  они  живут;  самые  любимые  места посещения в выходные дни.

6. Сформируются  представления  детей  о  растениях,  животных,  насекомых  и  птицах Мамонтовского района.

8. Обогатятся представления детей о растениях, животных родного края, узнавать объекты на картинках, различать их, называть.

5. Условия реализации проекта

Материально-техническое обеспечение Проекта

Для реализации проекта в ДОУ создано предметно – развивающая среда, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного села.

Для проведения слайдовых презентаций в ДОУ имеется мультимедиа проигрыватель.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды:

•        Государственные символы РФ (герб, флаг);

•        портрет президента РФ; губернатора Алтайского края;

•        аудиозаписи русской  народной музыки;

•        альбомы: «Люблю тебя мой край родной», «Мамонтово – моя малая родина»;

•        картотека предметных картинок: национальные костюмы, гербы, Государственные праздники;

•        театры: настольный, пальчиковый, би-ба-бо, теневой;

•        центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм - «Семья».

 В        группе имеется оборудование и материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек — как в труде, так и в игре.

Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, сумочки и прочее, у мальчиков — детали военной формы, предметы обмундирования, разнообразные технические игрушки.

6. Методическое обеспечение

1.        Кучин А.П. «Птицы Алтая: Воробьиные».Б., 1982

2.        Собанский Г.Г. «Пушные звери Алтая».- Б., 2006

3.        Ярославцева М.С. «Природа вокруг нас».- Б., 1990

4.        Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных.- Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1998

5.        Программа Николаевой С. Н. «Юный эколог», экологическое воспитанию детей дошкольного возраста.

6.        Программа Князевой О. Л.,  Маханевой М. Д.  «Приобщение детей к истокам народной культуры».

7.        Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. «Мы живём в России».

7. Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»

В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй....

Презентация "«Формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к своему здоровью в процессе использования компьютерных игр и презентаций» "

Здоровье – это бесценный дар, который получает человек при рождении.Слагаемые здоровья:  спорт, режим дня, закаливание, прогулки, правильное питание,  хорошее настроение...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр»

Роль дидактических игр в создании у дошкольников представлений о труде взрослых....