Перспективное планирование формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Перспективное планирование формирования
у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора.
Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.
ЗАДАЧИ:
· создание предметно-развивающей среды в группе;
· формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
· прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование по краеведению в старшей группе | 36.54 КБ |
развивающая среда группы | 823.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование формирования
у детей старшего дошкольного возраста интереса к народным традициям по средствам фольклора.
Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.
ЗАДАЧИ:
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
- прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;
месяц | Тема | Занятие. | Народные приметы | Совместная деятельность. |
Сентябрь-(Рюень) | Фрукты И овощи. | Лепка: Тема: «У медведя во бору грибы ягоды беру. Задачи: учить лепить скульптуру медвежонка, передавая форму, пропорции, характерные детали. Рисование: «Дары с нашего огорода.» Задачи: учить составлять и изображать натюрморт, сочинять сказку по его содержанию. | Народные приметы. «Гром в сентябре — к теплой осени. | 1. Чтение сказки «Царевна-лягушка» «Крылатый , мохнатый да масленый.» 2. Пальчиковая гимнастика,«Осень»с-«Засолка капусты»с-5 3. Дидактические игры :«Волшебный мешочек.», Лото «фрукты и овощи» 4. Беседа о лете «Что летом родится - зимой пригодится» 5. Игра –драматизация «Петушок и бобовое зернышко.» 6. Проговаривание скороговорки» «Медвежонок неуклюжий…»с-9 «Осень в парке красит листья»с-4, «У Аграфены и Арины растут георгины.» 8.21 сентября - Осенины (изготовление кормушек ) 9. Логоритмичесие упражнения: «Квашня.», 10. Работа с народным календарем. Сентябрь — рябинник: рябина тут именница, становится сладкой. 11. Подвижная игра «День и ночь» «Репка.» «Пятнашки.» 12.Хороводные игры «Здравствуй осень.», «Шел медведь по лесу.»«Зайка огородник.» 13.Вечер шуток«Путешествие в лесное царство.» 14. Разучивание пословицы: Не та дружба сильна, что в словах заключена. |
Октябрь- листопадник | Ягоды грибы. | Лепка: «Сидит белка на телешке..» Задачи: учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности. Аппликация : Тема: «Украшение туеска русским узором.» Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры, закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении туеска геометрическимузором | : Народные приметы « Первый снег за сорок дней до зимы падает. | 1. Чтение сказки «Заяц-хвастун». «Лиса и кувшин.» 2.Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень» 3.Пальчиковая гимнастика «Птички гнезде»с-37 , «Лесные встречи»с-51, «Цветок»с-35 4. Дидактические игры «Угадай, что мы задумали» .Развивающая игра «Чудесное животное» 5. Беседа «Съедобные инее съедобные.» 6. Обыгрывание мини-сценки по потешке :«Идет лисичка по мосту.» 7.Проговаривание скороговорки:«Сорок сорок в короткий срок съели сырок.», «Грустит осень в лесу , и от грусти…» «В драке был взъерошен ёрш.»с-6 8.14октяпря Покров. «До обеда осень , после обеда зима.» 17.октября Ерофеев день . «С Ерофея холода сильнее.» 9. Логоритмичесие упражнения «-Ножки, ножки, где вы были?», «Лиса по лесу ходила». 10. Работа с народным календарем 11.Подвижная игра «Удочка» , «У медведя во бору.» «Шишки , желуди , орехи.» 12.Хороводные игры: «Шел медведь косматый мех.» «Шел король боровик.» 13 . Литературный час «Осень золотая.» 14.Разучивание пословицы: Кто в радости живет, того кручина неймет. |
Ноябрь-(Грудень.) | Дикие животные и птицы | Лепка: Тема: «Козел»(коргапольская игрушка) Задачи: учить лепить фигурку лошадки из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали; лепить фигурку человека на лошади (по желанию) Рисование: Тема :Дымковская фантазия. Задачи: учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа | -Приметы: | 1. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». «Фенист – ясный сокол.» 2. Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь рак и щука». 3. Пальчиковая гимнастика «Добро и зло.»с-63 «Здравствуй» с-21 4 Дидактические игры: «Третий лишний» «Кто так кричит?» 5. Беседа «Что нам осень принесла?» 6. Игры-пантомимы «Жители леса.» 7. Разучивание потешки «Тень-тень потетень , сели звери под пленень….» 8.Проговаривание скороговорок «На валежнике снежок.» с-11 «Тучки очень скучные.» с-16 «Белый снег и белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была». 12 ноября –Синичкин день. 9. Подвижные игры: «Стадо и пастушок» , «Охотники и зайцы.» «Лиса в курятнике.» 10. Логоритмичесие упражнения «Меж еловых мягких лап , дождик кап, кап, кап.» 11.Работа с народным календарем 12.Подвижная игра «Змейка» «Найди своё место» «Золотые ворота.» 13.Хороводные игры «Что нам осень принесла?» «Березка», “Гуси и волк”. 14 . Отгадывание загадок на тему «Осень.» 15.Разучивание пословицы: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
|
Декабрь –(Студень) | Дом и Домашние животные. | Лепка: Тема: «Петушок.» (Дымка) Задачи: учить лепить фигурку петушка из целого куска , вытягивая и прищипывая мелкие детали, развивать мелкую моторику рук при создании поделок из теста Аппликация: «Дом с резными ставнями.» Рисование» «Роспись козла» (Филимоновская игрушка) Задачи: Приобщать детей к народной культуре , закреплять знания детей о дереве как о традиционном материале для постройки жилища, закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. Учить украшать ееузором | Приметы: Холодный декабрь со снегопадами — к хорошему урожаю летом. Декабрь-глаз снегами тешит, зато ухо морозом рвет. В декабре мороз крепчает, зато день прибывает. . | 1. Чтение сказки «Зимовье».П.Бажов «Серебряное копытце». 2. Чтение стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». М. Пожарова «Заклинание зимы» 3. Пальчиковая гимнастика «Гусь.» с-41 «Пропажа.»с-39 «Тишина» с-38 «Быс у забора.»с-50 4. Дидактические игры: «Скажи какой», «Времена года» 5. Беседа «Здравствуй, зимушка-зима» 6 Драматизация сказки «Зимовье». 7. Разучивание докучной сказки «Жил был дед со старухою.,…» 8.Проговаривание скороговорок : «Ехал Грека через реку». «Сыплет, сыплет снег с небес.» с-21 «Вез я вазу на вазу.» с-25 9. 22декабря- солнцеворот. 10.Рассказ о традициях празднования Нового года 11 Работа с народным календарем - 12. Логоритмичесие упражнения : «Вот так зимушка зима.» «Курочка хохлатка. 13. .Подвижная игра : «Мороз – красный нос.», «Штурм снежной крепости.», «Снежинки и льдинки.» «Хромая курица.» 14. .Хороводные игры: «Зимний хоровод.», «Белая кость.» «Скок поскок молодой дроздок» 15 Поговорка :Хозяин добр -и дом хорош. |
Январь –(Просинец) | Зима. Одежда. | Аппликация: Тема: «Украшение прялки Городецким узором.» Задачи: Приобщать детей к истокам русской культуры, закреплять знания о дереве как о традиционном материале, развивать у детей творчество в оформлении прялки Городецким узором. Рисование: Тема: Передник (декоративная роспись.) Задачи: учить рисовать узор, используя элементы растительного орнамента (бутончики, листья), по мотивам Городецкой росписи | Приметы: Январь — году начало, зиме середка. Январь-батюшка год начинает, зиму величает .Январь - перелом зимы. Январь-бокогрей. Сух январь — крестьянин богат. Холодные январи подряд редко повторяются. Месяц январь — зиме государь. . | Чтение ненецкой сказки «Кукушка». «Айога.» 2. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». 3. Настольный театр «Волк и семеро козлят». 4. Пальчиковая гимнастика «Сжимание и разжимание» , «Погоня.»с-34. «Лесной лекарь.»с-32 , «Добрый хозяин.»с-31 5. Дидактические игры: «Кто гре живет?», «Кто что ест?» «Наряди куклу.» 6.Беседа: Особенности украшения народного жилища ,предметов домашнего быта, одежды. 7.Настольный театр «Кошкин дом.» 8. Разучивание скороговорки: Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. «Ездил в праздники Захар.» с-24 «На улице центральной отличные жильцы.» с-28 9. 7января - Рождество. 19 января – Крещение. 10..Рассказ о традициях празднования Рождества. 11. Работа с народным календарем - 12.Литературный час «Ах ты зимушка зима.» 13. .Подвижная игра : « Дед Мороз .», «Снежки ловишки.» «Неваляшки.» , «Зима и лето.» 14. .Хороводные игры: «Коляда отворяй ворота.» «Утром рано, вечерком, небылица кувырком.» 15 пословица: Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. |
Февраль | Посуда. | Аппликация: Тема: «Во поле берёзка стояла...» Задачи: повторить и закрепить все изученные приёмы вырезывания. Лепка: Тема: Чайный сервис. (Гжель» Задачи: освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и т. д.) Рисование: Тема: Жостовский орнамент. Задачи учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор. | -Приметы Февраль — широкие дороги. Февраль солнце на весну поворачивает. Если февраль холодный, то и март холодный. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем март теплее будет. Начало февраля погожее — весна будет ранняя. В феврале много инея на деревьях — будет много меда. Частые туманы в феврале — к дождливому лету. Февраль-бокогрей, на печи бока грей. | 1 Чтение сказки «Морозко» ,Небылицы в лицах 2. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза». 3. Пальчиковая гимнастика «Раковины улитки» «Добрый друг.»с-4 «Большая стирка.» с-6 «По воду.»с-9 5. Дидактические игры: «Кто у кого?» , «Что нужно кукле?» 6. Настольный театр: Этюд «Зимний лес.» 7. Разучивание считалки: В лес дремучий я пойду, зайца серого найду. Принесу его домой - будет этот зайка мой. «В небе полная луна.»с-29 Зима была белым –бела.»с-30 8.15 февраля -Сретение. У дня меньше света, у ночи меньше стужи. 9.Рассказ о воинах - защитниках Отечества 10. . Логоритмичесие упражнения: «Баба сеяла горох…» Как у бабушки Арины.» 11. Работа с народным календарем 12. . .Подвижная игра «Метелица.» «Краски.» «Кандалы» 13. .Хороводные игры: «Зимним утром..» «Малечина-калечина.» «Юрта» 14.Пословица: Чистую посуду легко и полоскать.
|
Март _(Сухый) | Родня. Игрушки. | Лепка: Тема: «Русская матрешка» (Пластелинография) Задачи: учить лепить форму матрёшки и украшать её русским узором. Рисование: Тема: «Салфетка для мамы» Задачи; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа её тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, размещать на салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и её концом | Приметы Если в марте облака плывут высоко да быстро — к хорошей погоде. Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду. Если в марте гроза случится — то год плодородным будет. Сухой март — год урожайный, дождливый, — неурожайный. Пришел марток — надевай трое порток. | 1. Чтение сказки «Хаврошечка» , «По щучьему велению.» 2. Чтение стихотворения Е. Серова «Гости».Благина «Мама» 3. Пальчиковая гимнастика «В гости» , «Помошники», «За столом». 4. Дидактические игры: «Кто что делает» «Кто же это был?» 5. Беседа о маме 6. Викторина «Мой маленький театр» 7. Работа со словарём «Кто больше слов на букву Рназовёт». 8. Проговаривание скороговорок: «Дали Лене апельсин.»с-31 «Блины белка непекла.»с-33,»Однажды братцы кролики» с-36 9.22 марта –Весеннее равноденствие. 10. . Логоритмичесие упражнения: «Петрушкины веселие.» «й ты масленица годовая.» 11. . Работа с народным календарем – 12. Развлечение «Маленица» 13. .Подвижная игра : «В цапки.» «Овечки.» «Дедушка Мазай.» «Мельница.» 14. .Хороводные игры: «Вербочка.» «А мы Масленицу дожидали.» 15 Поговорка :Дом не велик , да лежать не велит. . |
Апрель-(Березол | Весна Цветы. | Лепка: Тема: «Театр кукол манит нас, мы вновь в него войдём» Задачи: учить лепить сказочных героев, замечая и передавая в лепке их характерные особенности. Рисование: Тема . Хохломские чудеса Задачи: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; развивать умение составлять узор
| Приметы: Апрельские ручьи землю будят. Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел. С апреля земля преет. Ни в Апрелье воды, ни в апреле травы. Апрель всех напоит. Не ломай печи, еще апрель на дворе. | 1. . Чтение сказки «Кощей бессмертный.», «Василиса премудрая.» 2. Чтение стихотворения А. Шевченко «Весна-мастерица». 3.Пльчиковая гимнастика «Птички» ,»По воду.» с-9 «Музыканты.»с-11 5. Дидактические игры: «Кто внимательнее» «Где твоё имя, догадайся!» 6. Знакомство с потешным фольклором . 7. Разыгрывание мини-сценок по потешкам. 8. Знакомство с русскими народными небылицами. 9.18 апреля- Федул ветреник . Пришел Федул – теплый ветер подул. 10. . Проговаривание скороговорок: В цветнике цветут цветы. «В ателье лесном примерка.»с-40 . 11. . Работа с народным календарем –Подвижная игра «День и ночь» «Совушка» ,»Солнышко и дождик.» . 13. Хороводные игры: «Грачи летят.», «Плетень» 14. Поговорка. Нет такого дружка ,как родная матушка. |
Май –(Травень) | Природа Птицы. | Лепка: Тема: «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» Задачи: учить лепить уточку-крылатку пластическим способом, путём оттягивания от общего куска пластилина, стекой намечая перышки, крылья, глаза. Рисование: Тема: . Волшебный Конёк-Горбунок Задачи: учить передавать в рисунке содержание сказочного эпизода; закреплять умение пользоваться красками и карандашами |
Месяц май не холоден, так голоден. В мае жениться — век маяться. Рад бы жениться, да май не велит. Женишься в мае — сто раз покаешься, всю жизнь промаешься! В мае добрые люди не женятся. | .1.Чтение сказки «Конек горбунок.» , 2. Чтение стихотворения А. Барто «Верёвочка»., Ю. Макарова «Познакомимся» 3. Драматизация сказок «Теремок» 4. Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальцы» ,»Баян и барабан» с-12, «Веселая музыка.» 5. Дидактические игры: «Найди нужное слово» «Накорми животное» 7. Беседа о Дне Победы . 9. 5 Мая - Лука. День посева лука. Кто ест лук – избавлен будет от вечных мук. 6Мая-Георгий Победоносец. Покровитель России. 8 Мая – Марк ключник –прилет певчих птиц стаями. 10. Проговаривание скороговорки: Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке. «Был корабль у короля…»с-1 «Встретил друга я вчера…»с-2
. 13. Хороводные игры: «Растим мак.» «В поле березка стояла.» «Кузнецы.» 14. Поговорка. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. |
Литература:
- Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-464С.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528с.
- План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост.Н.В.,Гончарова и др..; под ред. З.А. Михайловой.-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-255с.
- Мы: Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.-СПб: М94 «Детство-пресс», 2005-240с.
- Народное искусство в воспитании дошкольников: книга для педагоговдошкольных учереждений /Под ред. Т.С,Комаровой.М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
- Программа «Наш дом- Южный урал»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музей «славянской избы» Готовимся к встрече гостей Рукоделие
Планирование Народный календарь Фольклор в орг / д-ти Фольклор в реж /м Фольклор в сам/ д Фольклор в обр /д. с семьей Народное название месяца Народные приметы Народные праздники Лепка Аппликац . Рисование Чтение Беседа Игра/драм. Подв /игра Пальч /игра Хоров/игра… Сюжет/игр Игры в «Музее славянской избы» Выставки … Совм / праздники,разв-лечения …
Гу-ту-ту , гу-ту-ту , вари кашу круту , подливай молочка, накорми казачка Прялка, веретено Кухонная утварь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование «Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи составлению загадок на основе приемов ТРИЗ»
Побор загадок по ТРИЗ....
«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»(перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста)
Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружаю...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"
ull;Цель: теоретическое обоснование и определение содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»
В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми 5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духов...