«Ознакомление дошкольников с культурой и традициями татар в рамках года родных языков»
материал
Воспитание интереса у детей к культурным и национальным традициям уже с младшего возраста является одним из важных направлений воспитательно - образовательного процесса.
Хочу рассказать вам какие мероприятия проводились в нашем детском саду в рамках Года родных языков по ознакомлению детей с татарскими народными праздниками и развитию татарской разговорной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №338» Ново – Савиновского района города Казани
«Ознакомление дошкольников с культурой и традициями татар в рамках года родных языков»
Воспитатель первой квалификационной
категории Мустафина Г.В.
Казань, 2022 год
Воспитание интереса у детей к культурным и национальным традициям уже с младшего возраста является одним из важных направлений воспитательно - образовательного процесса.
Хочу рассказать вам какие мероприятия проводились в нашем детском саду в рамках Года родных языков по ознакомлению детей с татарскими народными праздниками и развитию татарской разговорной речи.
В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
В нашей группе приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, реализации проектов и событий. Во время этих мероприятий дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.
Татарский народ очень славиться своим гостеприимством и своими национальными блюдами. Я с детьми играю в такие сюжетно-ролевые игры как: «Угости гостя», «Идем в кафе», «Накроем стол гостям». В этих играх развиваю у детей коммуникативные качества, знакомлю с национальными блюдами, приобщаю к нормам поведения в обществе.
Предлагая детям дидактические игры мы добиваемся приобщения дошкольников к культурным традициям народов и воспитания культуры. Как игровой метод обучения дидактические игры способствуют ознакомлению детей с этнокультурным наследием. Нашим детям очень нравится играть в домино «Татар халык орнаменты» («Татарские орнаменты»), домино «Сайла эле» с татарским народным орнаментом и другие.
Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.
Нами были просмотрены все мультфильмы по стихам и сказкам Г.Тукая. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Так как мы работаем по проектной деятельности, то мы реализуем следующие проекты: «Мой родной город», «Выдающие деятели искусства Татарстана (писатели-поэты)», «Мастера народного промысла Татарстана», «Традиции народов России», в которых мы углубленно знакомим детей с народными традициями и обычаями, с народным декаративно-прикладным искусством, с историей родного края.
Мною было проведено открытое занятие по ознакомлению детей со сказкой Абдуллы Алиша «Болтливая утка». При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки.
В рамках года родных языков татарские праздники проводили в виде квест – развлечения. Это было знаменательное событие всего нашего детского сада.
Цель нашего квест - развлечения: развитие татарского разговорного языка, воспитание у детей духовной культуры - как основы жизни наших предков.
Задачи которые мы ставили перед собой - это воспитывать у детей любовь к татарскому языку, к обычаям и традициям татарского народа.
Создавать условия для развития интереса к совместному общению, через коммуникативные взаимодействия, формирование умения проявлять активность в общении, используя знания татарского языка.
В квест – развлечении по татарским народным праздникам участвуют гости и хозяева. В качестве гостей выступают сотрудники детского сада или приглашенные гости. Мы приглашали некоторых воспитателей по обучению детей татарскому языку из других детских садов и дети смежных по возрасту групп. Квест – развлечение татарских народных праздников проводится в определенной последовательности. Гости собираются в определенном месте и идут в одну из групп, где их встречают хозяева.
На весеннем квест – развлечении мои воспитанники были хозяевами праздника «Боз карау». Мы татарскими народными закличками зазывали гостей, рассказывали гостям историю праздника, пели песню, делали из пенопласта льдинки, приклеили на них свечки и загадывая желание, пускали их в настоящую воду. Для угощения гостей, родители нам испекли татарское национальное блюдо «чак-чак».
По окончании празднования хозяева прибаутками, поговорками, песнями провожают гостей к другим хозяевам. Другие хозяева в свою очередь татарскими закличками тоже зазывают к себе. Хозяева предыдущего праздника становятся гостями и участвуют в другом празднике.
Таким образом, гости становясь участниками переходят от одного праздника к другому празднику, то есть из группы в группу, где их встречают хозяева.
Все участники имеют возможность общаться на татарском разговорном языке не только в рамках одного праздника, но двух или более праздниках.
Осенью мы проводили квест – развлечение осенних татарских народных праздников: «Сөмбелэ («Осень»), «Каз канаты» («Гусиные перья»), «Нардуган».
На осеннем квест - развлечении мы были хозяевами национального праздника «Каз омэсе».
Содержание каждого народного праздника строится в определенной последовательности.
Первая часть – татарская закличка. Хозяева зазывают гостей
Вторая часть – история праздника. Хозяева рассказывают историю в различных формах: в стихотворной или в видео презентации, рассказ детей или рассказ приглашенных бабушек, дедушек, как носителей татарского языка и народных традиции. Дети используют изученный ранее материал: стихи, песни, народные игры.
Третья часть – продуктивная деятельность. В этой части гости с хозяевами изготавливают основные атрибуты данного праздника. Например для праздника «Кызыл йомырка» расписывают яйца, для праздника «Нардуган» делают маски, для праздника «Каз омэсе» делают помазки из гусиных перышков.
Четвертая часть – хоровод или татарская народная игра, где дети используют всем знакомые татарские хороводы.
Пятая часть – подарки или угощения. В качестве подарков выступают те изделия, которые гости делали вместе с хозяевами.
Развлечение в ясельной группе проходило под пение татарских колыбельных песен. Гостям предлагали отдохнуть и покачать, убаюкать кукол.
Квест – развлечение по татарским народным праздникам – это необычная форма знакомства с праздниками и прекрасная возможность пообщаться детям и взрослым на разговорном татарском языке и вспомнить праздники, на которых они были ранее.
В день родного языка, в нашем детском саду ежегодно проходит конкурс чтецов. В рамках года родных языков конкурс прошел под названием «Родной язык – народа достоянье..», где мои дети приняли участие со стихами о родном крае, родном языке и заняли призовые места.
Совместно с воспитателем по обучению детей татарскому языку мы проводили развлечение с использованием татарского разговорного языка: «К Алсу на день рождения», «Гость пришел». В этих развлечениях мы формируем интерес к игре как к средству самовыражения, активизируем лексику татарского языка, закрепляем знания детей по темам «Игрушки», «Магазин игрушек», «Семья», «Продукты», прививаем любовь к народным играм, фольклору.
Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы.
Совместно с родителями в рамках года родных языков организовали выставку рисунков на тему «Писатели и поэты о Татарстане». Целью выставки является: Воспитание патриотических чувств: любовь к родному краю, Родине, уважение к культурному наследию своего народа.
Реализовывая национальные проекты, мы с детьми по различным темам: «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные, «Игрушки» создали авторские мини-книги. Дети на время стали настоящими авторами-писателями. Они сочиняли содержание книги и рисовали иллюстрации к своим книгам. Родители же записывали придуманный детьми текст.
Организовали выставку стенгазет о татарских писателей.
Каждая группа в своей стенгазете отражало биографию, произведения писателя. Мы с родителями сделали стенгазету о писателе Шайхи Маннуре, в которой освятили жизнь и творчество писателя.
Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к традициям, культуре, языку своего народа, для того, чтобы сохранять и приумножать эти традиции и обычаи. Именно в дошкольном возрасте закладывается и формируется толерантное уважительное отношение к своему народу и народам других национальностей, воспитываются патриотические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с культурой и традициями чувашского народа
Раздел 1: «Творческая деятельность художников Чувашии»1. А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один ...
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.
Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...
Культура и традиции татар
Проект для детей подготовительной группы...
Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...
Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...
Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»
Приобщение родителей к русской народной культуре, устному народному творчеству.Развитие желания пополнять музей экспонатами деревенского быта....
Консультация для родителей «Значение мини - музея «Навстречу прошлому»» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...