«Ознакомление дошкольников с культурой и традициями татар в рамках года родных языков»
материал

Мустафина Гульфия Вазыховна

Воспитание интереса у детей к культурным и национальным традициям уже с младшего возраста является одним из важных направлений воспитательно - образовательного процесса.

 Хочу рассказать вам  какие мероприятия проводились  в нашем детском саду в рамках Года родных языков  по ознакомлению детей с татарскими народными праздниками и развитию татарской разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №338»  Ново – Савиновского района города Казани

«Ознакомление дошкольников с культурой и традициями татар в рамках  года  родных  языков»

                                                     Воспитатель первой квалификационной

                                                     категории Мустафина Г.В.

Казань, 2022 год

Воспитание интереса у детей к культурным и национальным традициям уже с младшего возраста является одним из важных направлений воспитательно - образовательного процесса.

 Хочу рассказать вам  какие мероприятия проводились  в нашем детском саду в рамках Года родных языков  по ознакомлению детей с татарскими народными праздниками и развитию татарской разговорной речи.

В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.  

   В нашей группе приобщение детей к культуре татарского народа  строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, реализации проектов и событий. Во время этих мероприятий дети знакомятся с устным народным творчеством  (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.

Татарский народ очень славиться своим гостеприимством и своими национальными блюдами. Я  с детьми играю  в такие  сюжетно-ролевые игры как: «Угости гостя», «Идем в кафе», «Накроем стол гостям». В этих играх развиваю  у детей коммуникативные качества, знакомлю с национальными блюдами,  приобщаю  к нормам поведения в обществе.

Предлагая детям дидактические игры мы добиваемся  приобщения дошкольников к культурным традициям народов и воспитания культуры. Как игровой метод обучения дидактические игры  способствуют ознакомлению детей с этнокультурным наследием. Нашим детям очень нравится играть в домино «Татар халык орнаменты» («Татарские орнаменты»),  домино «Сайла эле» с татарским народным орнаментом и другие.

Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

Нами были просмотрены все мультфильмы по стихам и сказкам Г.Тукая. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.

Так как мы работаем по проектной деятельности, то мы реализуем следующие проекты: «Мой родной город», «Выдающие деятели искусства Татарстана (писатели-поэты)»,  «Мастера народного промысла Татарстана», «Традиции народов России»,  в которых мы углубленно знакомим детей  с народными традициями и обычаями, с народным декаративно-прикладным искусством, с историей родного края.  

Мною было проведено открытое занятие по ознакомлению детей со сказкой Абдуллы Алиша «Болтливая утка». При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки.

В рамках года родных языков татарские праздники  проводили в виде квест – развлечения. Это было знаменательное событие всего нашего детского сада.

Цель нашего квест - развлечения: развитие татарского разговорного языка, воспитание у детей духовной культуры - как основы жизни наших предков.

Задачи которые мы ставили перед собой - это воспитывать у детей любовь к татарскому языку, к обычаям и традициям татарского  народа.

Создавать условия для развития интереса к совместному общению, через  коммуникативные взаимодействия, формирование умения проявлять активность в общении, используя знания татарского языка.

В  квест – развлечении по татарским народным праздникам участвуют гости и хозяева. В качестве гостей выступают сотрудники детского сада или приглашенные гости. Мы приглашали некоторых воспитателей по обучению детей татарскому языку из других детских садов  и дети смежных по возрасту групп. Квест – развлечение татарских народных праздников проводится в определенной последовательности. Гости собираются в определенном месте и идут в одну из групп, где их встречают хозяева.

На весеннем квест – развлечении  мои воспитанники  были хозяевами праздника «Боз карау». Мы татарскими народными закличками зазывали гостей, рассказывали гостям историю праздника, пели песню, делали из пенопласта льдинки, приклеили на них свечки  и загадывая желание, пускали их в настоящую воду. Для угощения   гостей, родители нам испекли татарское национальное блюдо «чак-чак». 

По окончании празднования хозяева прибаутками, поговорками, песнями провожают гостей к другим хозяевам. Другие хозяева в свою очередь татарскими закличками тоже зазывают к себе. Хозяева предыдущего праздника становятся гостями и участвуют в другом празднике.

Таким образом, гости становясь участниками переходят от одного праздника  к другому празднику, то есть из группы в группу, где их встречают хозяева.

Все участники имеют возможность общаться на татарском разговорном языке не только в рамках одного праздника, но двух или более праздниках.

Осенью мы проводили квест – развлечение осенних татарских народных праздников: «Сөмбелэ («Осень»), «Каз канаты» («Гусиные перья»),  «Нардуган».

На осеннем квест - развлечении мы были хозяевами национального праздника «Каз омэсе».

Содержание каждого народного праздника строится в определенной последовательности.

Первая часть – татарская  закличка. Хозяева зазывают гостей

Вторая часть – история праздника. Хозяева рассказывают историю в различных формах: в стихотворной или в видео презентации, рассказ детей или рассказ приглашенных бабушек, дедушек, как носителей татарского языка и народных традиции. Дети используют изученный ранее материал: стихи, песни, народные игры.

Третья часть – продуктивная деятельность. В этой части гости с хозяевами изготавливают основные атрибуты данного праздника.  Например для праздника  «Кызыл йомырка»  расписывают яйца, для праздника «Нардуган» делают маски, для праздника «Каз омэсе» делают помазки из гусиных перышков.

Четвертая часть – хоровод  или  татарская народная игра,  где дети используют всем знакомые татарские хороводы.

Пятая часть – подарки или угощения. В качестве подарков выступают те изделия, которые гости делали вместе с хозяевами.

Развлечение в ясельной группе  проходило под пение татарских колыбельных песен.  Гостям предлагали отдохнуть и покачать, убаюкать  кукол.

Квест – развлечение по татарским народным праздникам – это необычная форма знакомства с праздниками и прекрасная возможность пообщаться детям и взрослым на разговорном татарском языке и вспомнить праздники, на которых они были ранее.

В день родного языка,    в нашем детском саду ежегодно  проходит конкурс чтецов.  В рамках года родных языков конкурс прошел  под названием «Родной язык – народа достоянье..», где мои дети приняли участие со стихами о родном крае, родном языке и заняли призовые места.

Совместно  с воспитателем по обучению детей татарскому языку мы проводили развлечение с  использованием татарского разговорного языка: «К  Алсу на день рождения», «Гость пришел». В этих  развлечениях мы формируем интерес к игре как к средству самовыражения, активизируем лексику татарского языка, закрепляем знания детей по темам «Игрушки», «Магазин игрушек», «Семья», «Продукты»,  прививаем любовь к народным играм, фольклору.

Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы.

Совместно с родителями в рамках года родных языков организовали выставку рисунков на тему «Писатели и поэты о Татарстане». Целью выставки является: Воспитание патриотических чувств: любовь к родному краю, Родине, уважение к культурному наследию своего народа.

Реализовывая национальные проекты, мы с детьми по различным темам: «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные, «Игрушки»  создали  авторские  мини-книги. Дети на время стали настоящими авторами-писателями. Они сочиняли содержание книги и рисовали иллюстрации к своим книгам. Родители же записывали придуманный детьми текст.

Организовали выставку стенгазет о татарских  писателей.

Каждая группа в своей стенгазете отражало биографию, произведения писателя. Мы с родителями сделали стенгазету о писателе Шайхи Маннуре, в которой освятили  жизнь и творчество  писателя.  

Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к традициям, культуре, языку своего народа, для того, чтобы сохранять и приумножать эти традиции и обычаи. Именно в дошкольном возрасте закладывается и формируется толерантное уважительное отношение к своему народу и народам других национальностей, воспитываются патриотические чувства.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с культурой и традициями чувашского народа

Раздел  1: «Творческая   деятельность художников  Чувашии»1.      А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один ...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...

Культура и традиции татар

Проект для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...

Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Приобщение родителей к русской народной культуре, устному народному творчеству.Развитие желания пополнять музей экспонатами деревенского быта....

Консультация для родителей «Значение мини - музея «Навстречу прошлому»» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...