Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развитие у детей интерес к родному краю, к людям разных национальностей, живущих в родном городе.
Задачи: 1. Познакомить детей с народами города Феодосии.
2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края.
3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей. Формировать чувство гордости за родной город, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 14 "ЧАЙКА" Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Конспект
организованной образовательной деятельности
по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»
Выполнила:
воспитатель старшей
группы №2 «Солнышко»
Демехина О.И.
Феодосия 2023 г.
Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»
Цель: Развивать у детей интерес к родному краю, к людям разных национальностей, живущих в родном городе.
Задачи: 1. Познакомить детей с народами города Феодосии.
2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края.
3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей. Формировать чувство гордости за родной город, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Словарная работа: национальный костюм, народ, буйство красок, гостеприимство.
Предварительная работа: Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре. Чтение художественной литературы разных народов. Изобразительная деятельность - роспись орнаментов, характерных народам нашего города, русских костюмов, кукол в национальных костюмах, посуды. Разучивание народных игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите вы любите играть?
Игра на развитие эмоционального настроя «Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой красивое, яркое солнышко,
которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как
улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещѐ раз и
попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы,
напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь..., ваши руки и ладошки
наполняются улыбающейся силой солнышка.
Воспитатель: Сегодня беседу с вами я хочу начать со стихотворения.
«Лучше нет родного края»
Жура – жура -журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
–Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
–Лучше нет родного края!
(П. Воронько).
- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте. Как он называется? Чем знаменит? (Ответы детей.)
- Да, вы правы, в нашем городе есть интересные музеи, красивые памятники, старинная крепость. Но наш город – это не только здания, памятники и парки. Город – это прежде всего люди, которые в нем живут. Мы с вами феодосийцы. Наш город силен дружбой разных народов, его населяющих.
- Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть русские, украинцы, татары, армяне.
- Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей). Еще каждый народ говорит на своем языке.
- На каком языке говорят русские? (на русском).
- А татары? (на татарском). - Предложить заранее подготовленному ребенку сказать пару фраз на татарском языке.
- На каком языке говорят украинцы? (на украинском). Послушайте стихотворение на украинском языке, его расскажет ….
Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Праздник плуга. Сабан –плуг, туй –праздник. Он проходил на большом поле. Гуляли всей деревней, селом, или аулом. Соревновались в скачках на лошадях, в бое мешками, в лазанье по столбу, в беге с ведрами и т.д.
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
Рассматривание книг со сказками разных народов России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Пальчиковая гимнастика «Российская семья»
Живут в России разные Народы с давних пор, Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. У каждого народа Язык свой и наряд Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, Другой – оленевод Одни кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень Другим – милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна. | Массаж пальцев рук
Руки вперед, пальцы соединить.
Ладони имитируют плаванье рыбки Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой. Круговое поглаживание живота рукой Тыльной стороной ладони вытирают рот. Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями. Приседают, поглаживают «траву». «Домик». Берутся за руки. |
-А сейчас, ребята, давайте пройдем по улицам нашего города и познакомимся с традиционной одеждой его жителей. Есть улица Русская.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в русских национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) Как украшена их одежда? Недалеко располагается Украинская улица.
Показ картинки с изображением людей в украинских костюмах.
-Рассмотрите и скажите – во что одеты украинцы? Похож ли их наряд на русский? В чем отличие? Схожи ли орнаменты? Молодцы. Что ж, идем дальше.
-В старой части города есть улицы Татарская, Армянская, Еврейская, Караимская, а улица Горького раньше называлась Итальянской. Давайте рассмотрим национальные костюмы этих народов.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в этих национальных костюмах.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) Чем похожи татарский и караимский костюм? Нравятся ли вам эти наряды? Чем? (Ответы детей).
- Вы правы, все эти одежды красивы, ведь каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такие наряды в старину надевали только по праздникам.
Мы с вами прогулялись по улицам нашего города, а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. Встанем в хоровод.
Физкультминутка: Предлагаю вам немного подвигаться под национальные мелодии разных народов. Слушаем музыку и повторяем движения за мной.. (Попурри народной музыки с исполнением характерных движений (повторяют за воспитателем). Украинская, татарская, русская мелодия. Цыганская мелодия. И т.п.
Проблемная ситуация.
Ребенок другой национальности придет в группу. Но языка русского он не знает – как вы будете с ним общаться? Ещё как можно, сблизится, с человеком, не знающим русского языка?
Самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос. Не обязательно знать язык другой национальности – главное иметь доброе сердце, а общаться можно при помощи жестов и мимики.
Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети: что в нашем городе – Феодосии живут люди разных национальностей.
Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Есть ли среди ваших друзей или знакомых люди других национальностей? Наш город силен своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своим городом и сделаем всё, чтобы сберечь его, чтобы сделать его краше, богаче и сильнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»...
Конспект СИОС по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям. В старшей группе.
Тема: Профессия-животновод. Трудовые династии.Цель: Формирование позитивного отношения к труду взрослых....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…»
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…» представляет из себя полностью готовое занятие с приложением...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел «Приобщение к социокультурным ценностям») в средней группе по теме «Что такое доброта?»
Цель: формирование представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, посредством устного народного творчества (сказки). Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить &laqu...
Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.
Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...