Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Демехина Ольга Игоревна

Цель: Развитие у детей интерес к родному краю, к людям разных национальностей, живущих в родном городе.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами города Феодосии.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей. Формировать чувство гордости за родной город, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 14 "ЧАЙКА" Г.ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"

Конспект

организованной образовательной деятельности

по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»

                                                            Выполнила:

                                                                          воспитатель старшей

                                                                               группы №2 «Солнышко»

Демехина О.И.

Феодосия 2023 г.

Конспект НОД по приобщению к социокультурным ценностям в старшей группе на тему: « Мы разные, но мы - одна семья»

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю, к людям разных национальностей, живущих в родном городе.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами города Феодосии.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей. Формировать чувство гордости за родной город, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Словарная работа: национальный костюм,  народ, буйство красок, гостеприимство.

Предварительная работа: Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре. Чтение художественной литературы разных народов. Изобразительная деятельность - роспись орнаментов, характерных народам нашего города, русских костюмов, кукол в национальных костюмах, посуды.  Разучивание народных игр.

Ход занятия:

Воспитатель:   Здравствуйте ребята! Скажите вы любите играть?

Игра на развитие эмоционального настроя «Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой   красивое, яркое солнышко,

которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как

улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещѐ раз и

попробуйте  улыбнуться  еще  радостнее.  Растягиваются  ваши  губы,

напрягаются мышцы щек...  Дышите и улыбайтесь..., ваши руки и ладошки

наполняются улыбающейся силой солнышка.

Воспитатель: Сегодня беседу с вами я хочу начать со стихотворения.

«Лучше нет родного края»

Жура – жура -журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

–Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

–Лучше нет родного края!

(П. Воронько).

 - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

 - Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте. Как он называется? Чем знаменит? (Ответы детей.)

- Да, вы правы, в нашем городе есть интересные музеи, красивые памятники, старинная крепость.  Но наш город – это не только здания, памятники и парки. Город – это прежде всего люди, которые в нем живут. Мы с вами феодосийцы. Наш город силен дружбой разных народов, его населяющих.

- Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть русские, украинцы, татары, армяне.

- Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).  Еще каждый народ говорит на своем языке.

- На каком языке говорят русские? (на русском).

- А татары? (на татарском). - Предложить заранее подготовленному ребенку сказать пару фраз на татарском языке. 

- На каком языке говорят украинцы? (на украинском). Послушайте стихотворение на украинском языке, его расскажет ….

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

 - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

 - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Праздник плуга. Сабан –плуг, туй –праздник. Он проходил на большом поле. Гуляли всей деревней, селом, или аулом. Соревновались в скачках на лошадях, в бое мешками, в лазанье по столбу, в беге с ведрами и т.д.

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

 Рассматривание книг со сказками разных народов России.

 - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

 - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

 - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

 - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные

Народы  с давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод

Одни кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень

Другим – милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна.

Массаж пальцев рук

 

 

 

 Руки вперед, пальцы соединить.

 

 

Ладони имитируют плаванье рыбки

Пальцы расставлены в стороны, руки  

перекрещены над головой.

Круговое поглаживание живота рукой

Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Приседают, поглаживают «траву».

«Домик».

Берутся за руки.

-А сейчас, ребята, давайте пройдем по улицам нашего города и познакомимся с традиционной одеждой его жителей. Есть улица Русская.

 Рассматривание иллюстраций с изображением людей в русских национальных костюмах.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) Как украшена их одежда? Недалеко располагается Украинская улица.

Показ картинки с изображением людей в украинских костюмах.

-Рассмотрите и скажите – во что одеты украинцы? Похож ли их наряд на русский? В чем отличие? Схожи ли орнаменты? Молодцы. Что ж, идем дальше.

-В старой части города есть улицы Татарская, Армянская, Еврейская, Караимская, а улица Горького раньше называлась Итальянской. Давайте рассмотрим национальные костюмы этих народов.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в этих национальных костюмах.

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) Чем похожи татарский и караимский костюм? Нравятся ли вам эти наряды? Чем? (Ответы детей).

- Вы правы, все эти одежды красивы, ведь каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такие наряды в старину надевали только по праздникам.

Мы с вами прогулялись по улицам нашего города, а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. Встанем в хоровод.

 Физкультминутка:  Предлагаю вам немного подвигаться под национальные мелодии разных народов. Слушаем музыку и повторяем движения за мной.. (Попурри народной музыки с исполнением характерных движений (повторяют за воспитателем).  Украинская, татарская, русская мелодия. Цыганская мелодия. И т.п.

Проблемная ситуация.

Ребенок другой национальности придет в группу. Но языка русского он не знает – как вы будете с ним общаться? Ещё как можно, сблизится, с человеком, не знающим русского языка?

Самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос. Не обязательно знать язык другой национальности – главное иметь доброе сердце, а общаться можно при помощи жестов и мимики.

Воспитатель: Что сегодня вы узнали на занятии?

Дети: что в нашем городе – Феодосии живут люди разных национальностей.

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Есть ли среди ваших друзей или знакомых люди других национальностей? Наш город силен своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своим городом и сделаем всё, чтобы сберечь его, чтобы сделать его краше, богаче и сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»...

Конспект СИОС по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям. В старшей группе.

Тема: Профессия-животновод. Трудовые династии.Цель: Формирование позитивного отношения к труду взрослых....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе. Тема: «Пробуждение весны»....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Такая разная вода…» представляет из себя полностью готовое занятие с приложением...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (раздел «Приобщение к социокультурным ценностям») в средней группе по теме «Что такое доброта?»

Цель: формирование представлений детей о доброте, как о ценном качестве человека, посредством устного народного творчества (сказки). Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить &laqu...

Программа краеведческого кружка по направлению познавательное развитие «По тропинкам родного края» (приобщение к социокультурным ценностям) для старших групп дошкольного возраста.

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уве...