Проект "Хантыйские узоры"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Проект "Хантыйские узоры" рекомендован для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет). Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры; формирование ценностного отношения к культуре родного края; формирование деятельностной компетентности в области культуры коренных народов Югры (ханты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hantyyskie_uzory.docx | 323.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №81 «Мальвина»
ПРОЕКТ
«Хантыйские узоры»
с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Воспитатель:
Тараканова Аксана Александровна |
г. Сургут, 2022 год
Введение
Я Родины себе не выбирал – Она, как жизнь, дается от рождения! Мне стала вьюжная, суровая земля Отчеством и точкой становленья! Откуда в жизнь шагнул, и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду. Юван Шесталой |
Эти стихи знаменитого поэта Югры Ювана Шесталого как нельзя лучше раскрывают отношение к Родине – тому месту на земле, где родился и живешь. Север – красивый край неизведанной природы, со своими удивительными традициями и обычаями. Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания. Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение малочисленного народа, его вклад в мировую культуру. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом. Реализация национально-регионального компонента в ДОО сегодня предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Актуальность проекта на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и поэтапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию, воспитанию любви к родному краю. Однако в ней освещаются лишь общие стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет системы работы, отражающей формирование представлений детей о национальном орнаменте, его значении и разных видах узоров, использовании в украшении одежды и предметов быта. Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае, не имеют ценностного отношения к культуре родного края. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Целью работы является: 1) формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры; 2) знакомство дошкольников с региональным художественным национальным орнаментом, его значении и разных видах узоров, использовании в украшении одежды и предметов быта; 3) удовлетворение потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности. |
Паспорт проекта
Цель проекта | Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры; формирование ценностного отношения к культуре родного края; формирование деятельностной компетентности в области культуры коренных народов Югры (ханты). |
Задачи проекта |
|
Тип проекта | Исследовательско-творческий |
Вид проекта | Групповой |
Сроки проведения | Краткосрочный – 1 месяц |
Участники проекта Руководитель | Воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) группы «Сказочная страна», родители Воспитатель Тараканова Аксана Александровна |
Принципы реализации проекта |
|
Ожидаемые результаты |
|
Этапы реализации проекта I этап - организационный (подготовительный). - Постановка проблемы, определение цели и задач проектной работы. - Составление комплексно-тематического планирования. - Определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями. - Подготовка информационного и наглядного материала для просвещения родителей. - Пополнение предметно-развивающей среды в группе. - Разработка конспектов бесед, НОД, игр и т.д. - Накопление наглядного, демонстрационного, дидактического, видео материала. II этап - основной (реализация проекта). - Реализация мероприятий согласно комплексному плану. III этап - заключительный. - Тематический альбом «Художественные промыслы Югры». - Книжка-малышка «Хантыйские узоры». - Составление альбома «Учимся рисовать орнаменты». - Творческие выставки детских работ: аппликация «Рукавицы детей ханты», рисование красками «Украшение туеска орнаментом», рисование + аппликация «Украшение верхней одежды узорами», лепка «Украшение оберега». - Создание презентаций «Чем мы отличаемся от народа ханты», «Путешествие в народную мастерскую», «Волшебство бисероплетения». - Создание альбомов «Быт ханты», «Национальный костюм коренных народов Югры», «Декоративно-прикладное искусство ханты». Итоговое мероприятие: - мастер-класс для педагогов «Изготовление посылки от хантыйских ребят» - методический кейс по теме «Я шагаю по Югре»; - НОД с детьми «Хантыйская малица» (пластилинография + алмазная мозаика) |
Планирование работы по проекту в рамках образовательной деятельности
Тема недели | Предметно-развивающая среда | Содержание работы с детьми | НОД | Работа с новыми понятиями | Взаимодействие с родителями |
Хантыйские орнаменты | Методическое пособие «Веер. Югорские орнаменты» Тематический альбом «Художественные промыслы Югры» Книжка-малышка «Хантыйские узоры» Таблица элементов орнамента коренных народов Севера. Альбом-раскраска «Учимся рисовать орнаменты». | Рассказ педагога: - о многообразии художественного языка народов ханты (узор, орнамент, символ); - о цвето-символьном изображении орнамента. Просмотр видео: Притча о рождении орнамента «Хантыйские орнаменты красивы – в них все приметы Родины моей» Рассматривание «Веер. Югорские орнаменты» Просмотр презентации «Искусство, рожденное в природе». Игра-драматизация «Волшебные рукавички» Рисование орнаментов через трафареты | Познавательное развитие «Знакомство с национальным орнаментом, его символикой» Художественно-эстетическое развитие аппликация «Рукавицы детей ханты» | Орнамент, узор, элемент узора, символ. | Помощь в составлении тематических альбомов. Совместное творчество с родителями – «Орнамент на одежде народов ханты». |
Предметы быта | Методическое пособие «Веер. Народные промыслы» Презентация «Чем мы отличаемся от народа ханты» Тематический альбом «Быт ханты» Иллюстрации предметов быта. | Рассказ педагога: - о быте коренных народов, о его строгом разделении; - о предметах быта. Рассматривание альбома «Быт ханты» Чтение сказки «Толстый Колькет» Просмотр фильма О. Корниеко «Привет, Аленка» Просмотр фильма «В мгновении застывший: часть 2 Хозяин леса» | Познавательное развитие «Хантыйские узоры в предметах быта»
Художественно-эстетическое развитие рисование красками «Украшение туеска орнаментом» Моделирование «Облас» (мастер-класс из пособия «Моя Югра. Знаю, умею, учусь») | Предметы быта, туесок, нарты, хорей, береста, кузовок. | Коллективное создание альбома рисунков «Предметы быта ханты и манси». |
Национальный костюм | Тематический альбом «Национальный костюм коренных народов Югры» Виртуальная экскурсия «Музей национального костюма» Иллюстрации предметов одежды, обуви. Презентация «Путешествие в народную мастерскую» | Рассказ педагога: - о предметах одежды мужчин и женщин в разные периоды года и в зависимости от назначения (праздничная, повседневная); - о значении цвета в одежде; - о разнообразии и значении орнаментов на одежде и украшениях; - о важности труда женщин, изготавливающих одежду Рассматривание предметов одежды ханты (иллюстрации, презентации, альбомы) | Познавательное развитие «Из чего шьют одежду ханты?» Художественно-эстетическое развитие рисование + аппликация «Украшение верхней одежды узорами» (мастер-класс из пособия «Моя Югра. Знаю, умею, учусь») | Сах (меховая шуба), малица (мужская одежда), совик (одежда мехом наружу), кисы (зимняя обувь). | Мастер-класс по изготовлению куклы «Акань» (презентация творческой мастерской), организация выставки «Хантыйские куклы» |
Национальный орнамент в одежде | Тематические альбомы «Национальный костюм коренных народов Югры», «Орнаменты» Презентация «Рукоделие народа ханты» Трафареты узоров для рисования. | Рассказ воспитателя о предметах одежды мужчин и женщин в разные периоды года в зависимости от назначения (праздничная, повседневная) Рассматривание иллюстраций альбомов: орнаменты в предметах одежды Просмотр видео «Вышивка: орнаменты и символика» Составление схем и трафаретов орнаментов. | Художественно-эстетическое развитие Пластилино графия + алмазная мозаика «Хантыйская малица» | Орнамент, узор, сукно, элемент узора, символ. | Организация работы по созданию тематического альбома «Национальный орнамент в одежде ханты» |
Бисер в культуре народов Севера | Тематический альбом «Декоративно-прикладное искусство ханты» Презентация «Волшебство бисероплетения» Образцы изделий из бисера. | Рассматривание альбомов, изделий, иллюстраций предметов декоративно-прикладного искусства (бисероплетение) | Художественно-эстетическое развитие лепка «Украшение оберега» (выкладывание узора из алмазной мозаики на пластилине). | Орнамент, узор, вышивание, плетение. | Мастер-класс «Югорский оберег» (презентация) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")
Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...
Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".
Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...
Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"
Автором представлен материал по декоротивному рисованию....
Пластилинография "Тарелки, украшенные городецким узором" (приложение к проекту "Городецкие узоры и пластилинография"
Работы детей, выполненные в технике "Пластилинография"...
Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"
Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....
Проект. Мини-музей "Узор в узоре" декоративно-прикладного творчества в ДОУ"
Детский сад практикует современные технологии, создавая комфортные условия для развития и воспитания детей. Главной задачей педагогов стало решение - расшевелить детскую активность в центре патриотиче...