Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
материал (подготовительная группа)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, номер дома, квартиры;
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит : Я живу … », ребёнок продолжает, называя свой адрес, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, кухня, и т. д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры : воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
«Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации, фотографии г. Качканара.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и фотографии, задает вопросы. Дети отвечают.
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Москве.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Герб России (города, округа)»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны (города, области) закрепить знания о том , что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал : картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры : воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, округа) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал : полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
«Найти флаг России, города, округа»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, округа) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
«Расскажи о своей семье»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Как я дома помогаю?»
Цель: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал : картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры : детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.
Ход игры: воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Путешествие по городу Качканару»
Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры : воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников
Ход игры : воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Куйвашев)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры : воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Моих родителей зовут…»
Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Назови виды спорта».
Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры : все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.
Ход : воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
«Путешествие по планете Земля»
Цель: закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
«Узнай по описанию кто это»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал : картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры : воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
«У кого какой домик»
Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал : картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
«С какого дерева листок»
Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал : «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
«Страны и народы"
Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них
«Назови ласково»
Цель : совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова. знакомить с разными именами.
«Я люблю…»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Ход игры: воспитатель говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
«Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: воспитатель описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел.
«Продолжи пословицу»
Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
«Богатства недр земли».
Цель : расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли
Ход игры : воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры : дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки : поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры : воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
"Кому что нужно для работы?"
Цель: формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий.
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)»
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему.
Материал: загадки и картинки с отгадками
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
«Составь семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры :воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему
«Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры :воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним словом и подобрать определения к нему
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: картинки и иллюстрации людей разных национальностей
«Отгадай профессию»
Цель: закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : воспитатель перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
"Кто что делает?»
Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал : карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : повар - варит, жарит и т. д.
«Я имею право.»
Цель. расширить область правовых знаний детей.
Материал: набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).
Ход игры : дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Волшебные слова»
Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал : картины и изображения людей
«Особенности жизни в современном городе»
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми
Ход игры: дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет.
«Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал : картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
«Путешествие в страну часов»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на Кремле есть самые главные часы нашей Родины..
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам,, затем изобрели часы….
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке….»
Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры : воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры : воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
«Жилище человека»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.
Ход игры : воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное : яранга, хата, изба….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения и...
картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека содержит игры для всех возрастов...
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию...
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников
Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей...
Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи• Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто пос...
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...