картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников
картотека ( группа) на тему

Федотко Алёна Сергеевна

Картотека содержит игры для всех возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_patriot.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

  « Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Боготола, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. 

«Наш детский сад».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве  

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:.иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети  отвечают.


«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях

Материал: иллюстраций, фотографий города Тольятти и Самарской области

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

«Поиски добрых слов»

 Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова 


«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения

.Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. 

 Флаг России

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России 

« Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает

Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей

Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. 

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи 

«Найти флаг России, города Боготола»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры : среди 4-6 предложенных флагов найти нужный 

«Найти герб России, города Боготола»

 Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города) , что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных гербов

Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный 

«Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. 

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. 

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине. 

«Путешествие по городу Боготолу»

»Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .

 Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. 

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городеМатериал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. 

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Медведев,)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. 

«Наш микрорайон».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада 

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь. 

«Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…

 Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. 

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками. 

  «Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

 Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми. 

«Кто и в какой стране живет?

»Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффикс –ец

Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. 

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира

Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают, 

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных

 Ход игры: Медведю – берлога Белке – дупло 

«Путешествие по планете Земля»

 Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты, 

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев  

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. 

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах 

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности

 Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений ,дети называют .Воспитатель рассказывает о них 

«Страны и народы"

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира

 Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них 

«Из чего построен дом»

Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.

Материал: Изображение разных жилищ человека

Ход игры: стекло- стеклянный,Камень-каменный….. 

«Жилое – Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п

.Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений 

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещениеДом - жилой, магазин –нежилой….. 

«Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова .знакомить с разными именами

Материал:Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля…. 

« Я люблю… »

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. 

« Узнай о ком я говорю»

: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. 

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют 

«Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете. 

«Птицы нашего города(края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать .

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет. 

«Подбери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. 

«Подбери наряд кукле»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю

 Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»

Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду. 

«Богатства недр земли».

 Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли

Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его. 

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов. 

«Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…… 

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .

Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение 

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов

.Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение 

«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)

Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему

 Материал: загадки и картинки с отгадками

Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку 

Скажи какая»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову

 Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.

 Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д 

«Составь семейку

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов

Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм...Защита - защитник, защищать, 

"Кому что нужно для работы?"

Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь,логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей

.Материал карточки с изображением людей разных профессий

Ход игры Повару - поварешка. 

«Скажи какой»

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление

Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский….. 

«Отгадай профессию»   

 Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. 

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей

.Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игрыДети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. 

"Кто что делает?«

Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память

Материал : карточки с изображением людей разных профессий.

 Ход игры : Повар - варит, жарит и т. д. 

«Кто мы? Какие мы?»

Цель: Закрепить знания детей о человеке , знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру .

Материал : картины и изображения человека(мужчины и женщины

Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. 

Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому,, что достойно подражания, объективно оценивать поведение , воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал : картины и изображения людей

Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые…. 

«Особенности жизни в современном городе»

Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.,

 Материал : картины и изображения различных предметов созданных людьми

Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет. 

Природа и человек»

Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе

Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось. 

«И я..»

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. .

Ход  игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смысду.Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….. 

«Путешествие в страну часов.»

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.

 .Материал: часы , картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов

Ход игры Воспитатель рассказывает о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, , затем изобрели часы….. 

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,…

 Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.. 

«Какие праздники ты знаешь ?»

 Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. 

 «Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Картотека дидактических игр

по нравственно- патриотическому воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей...

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи• Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто пос...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников...