Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
Дети, страдающие различными речевыми патологиями, без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В педагогике существует такое понятие - мнемотехника.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
-Развивается мелкая моторика рук.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
- мнемоквадрат;
- мнемодорожка;
- мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
- Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- Проговаривании чистоговорок;
- Заучивании стихотворений;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.
Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом.
Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:
Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.
Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец
И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:
домик — , волк — , медведь — .
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этапы работы со схемой-моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
- самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Коллаж (Большева Т. В.)
- Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
- Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
- Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.)
- Блок – квадрат (Глухов В. П.)
Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа- объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даётся сжатая информация по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. На втором этапе идет обсуждение: задаютя дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.
Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх:
1. Восстанови последовательность картинок по памяти.
2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найди лишнюю картинку.
5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов
- Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
- Расширить круг знаний об окружающем мире.
- Активизировать словарный запас.
- Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Литература:
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Т.Б. Полянская. [Текст] СПб., - 2009 г.
- Стукалина, В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. В.П. Стукалина. [Текст] М., «Первое сентября», - 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_mnemotehnika.docx | 70.4 КБ |
mnemotehnika_1.pptx | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Мнемотехника для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно. Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
Дети, страдающие различными речевыми патологиями, без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. В педагогике существует такое понятие - мнемотехника.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
-Развивается мелкая моторика рук.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
- мнемоквадрат;
- мнемодорожка;
- мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
- Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании и загадывании загадок;
- Проговаривании чистоговорок;
- Заучивании стихотворений;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.
Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом.
Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:
Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.
Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец
И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:
домик — , волк — , медведь — .
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этапы работы со схемой-моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
- самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Коллаж (Большева Т. В.)
- Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
- Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
- Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.)
- Блок – квадрат (Глухов В. П.)
Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа- объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом, развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даётся сжатая информация по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. На втором этапе идет обсуждение: задаютя дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.
Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх:
1. Восстанови последовательность картинок по памяти.
2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найди лишнюю картинку.
5. Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов
- Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
- Расширить круг знаний об окружающем мире.
- Активизировать словарный запас.
- Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Литература:
- Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Т.Б. Полянская. [Текст] СПб., - 2009 г.
- Стукалина, В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. В.П. Стукалина. [Текст] М., «Первое сентября», - 2009г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету » Ушинский К.Д .
Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: - Развивать связную речь - Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи - Обучать детей правильному звукопроизношению - Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки - Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение .
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью : Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов
Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий
Проговаривание скороговорок, заучивание потешек
Отгадывание загадок
Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин .
Пересказ художественных текстов Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Когда начинать заниматься мнемотехникой? Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста , но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет , когда у детей накоплен основной словарный запас.
Кодирование слова «Девочка»
Кодирование словосочетания «Большая машина»
Кодирование предложения «Маленькая девочка стоит»
Кодирование загадки «Без окон, без дверей, полна горница людей»
Символы-образцы
Этапы работы со схемой-моделью : • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы; • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа; • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (
Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.
Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки
Схемы составления рассказов
Схемы составления рассказов
Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Мастер-класс «Применение синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....
Мастер - класс для педагогов на тему: "Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Практический материал для целевой аудитории: педагоги групп старшего дошкольного возраста....
Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...