Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
материал по теме
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию, опеке и попечительству
Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14 «Искорка»
Тема: «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
Автор: Лазарева Татьяна Евгеньевна,
Котлас
2012г
Содержание:
1. Условия формирования опыта.
2. Теоретическая база.
3. Актуальность и перспективность.
4. Новизна опыта.
5. Адресность опыта.
6. Трудоемкость.
7. Технология опыта:
* Организация исследования.
* Приёмы и методы обучения.
8. Результативность опыта.
9. Библиография.
10. Приложение.
11. Библиография:
12. Приложение.
ИПМ 1 Условия формирования опыта
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Мир детства немыслим без игры. Произведения русских писателей и художников свидетельствуют нам о том, насколько многообразна она была ещё в 19 веке. Она помогала преодолевать монотонность будней, объединяла разные поколения, поддерживала теплоту родного очага. К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей поглотили повседневные проблемы. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Детский мир не может существовать отдельно от мира взрослых. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей, как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм), так и в детском саду (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз). А это значит что, теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребёнка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуре в целом – это не только духовное обогащение ребёнка, но и огромный потенциал для его физического развития.
ИМП 2. Теоретическая база.
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях, остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, генофонд страны.
Всё лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. В последнее время проблема улучшения здоровья обсуждается в России на различных уровнях. В июне 2009г. пропаганда и развитие ЗОЖ были в числе важных тем, обсуждавшихся генеральным директором Всемирной организации здравоохранения и премьер-министром РФ.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные, жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье состоит из 3 компонентов:
1) биологическое (физическое) здоровье: совершенствование саморегуляции в организме и максимальная адаптация к окружающей среде.
2) психическое здоровье: состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
3) социальное здоровье: система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, мера его социальной активности, трудоспособности, как форма деятельности его отношения к миру.
И.И. Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
В.П. Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
Здоровье - это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Ведь именно в детстве закладываются основы здоровья и здоровьесберегающего поведения, которые потом будут переданы следующим поколениям.
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.
Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры.
Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Статистические данные показывают, что потенциал здоровья снижается, т.к. рост заболеваний за период 1998-2007г. вырос на 43% (Российский статистический ежедневник 2007г., 825 стр.). По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 % до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (2-я группа - с 60,9 % до 67,6 %) и хронические заболевания (3-я группа - с 15,9 % до 17,3 %). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Одна из проблем это - низкий уровень знаний ценности своего здоровья и здоровья своих детей. По данным Ю.П. Лисицина ЗОЖ занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
По мнению ученых, чтобы решить эту проблему, необходимо сконцентрировать внимание на детском периоде жизни, т.к. именно этот период, определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Вопросы здоровья детей и организации их жизни были предметом исследования педагогов прошлого: Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, отечественных ученых М.В.Ломоносова, И.И.Бецкого, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта и других. В начале XX века большой вклад в разработку этой проблемы внесли работы М.Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе.
В современной педагогике эта проблема рассматривается многими отечественными исследователями: М. В.Антроповой, И. А. Аршавским, Е. Н. Вавиловой, Ю. Ф. Змановским, Е. И. Иорданской, Д. В. Колесовым и другими. В их работах поднимаются вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
- плодотворный труд
- рациональный режим труда и отдыха
- искоренение вредных привычек
- оптимальный двигательный режим
- личную гигиену
- закаливание
- рациональное питание
Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют: систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепление и сохранения здоровья, развития физических способностей, двигательных навыков. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Таким образом, ЗОЖ формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье, об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни, о влиянии различных факторов на здоровье.
ИМП 3. Актуальность и перспективность.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры - естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.
Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Русская народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
А.П.Усова, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Таким образом, русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
А русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Данные диагностики уровня развития физических качеств, оценки уровня здоровья детей позволили сделать вывод о том, что дети моей группы, нуждаются в целенаправленном приобщении к здоровому образу жизни посредством русской народной подвижной игры, как наиболее мягком, эмоциональном, непринужденном способе физического влияния на растущий организм.
ИМП 5. Новизна опыта.
Русская народная подвижная игра – средство обучения и воспитания, обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична, выразительна и доступна ребёнку. Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.
В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.
У наших детей появилась прекрасная возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно – оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок, тропа здоровья; музей – изба, музей кукол. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, уголок народно – прикладного искусства, картотека народных игр по возрастам.
Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование русской народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Социализация» и др.
Ежемесячно организуется непосредственно образовательная деятельность, которая включает в себя знакомство детей с русскими народными играми, устным народным творчеством, с историей русского народа, с изделиями разных народных промыслов, занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым», «Неболейка», «Целебное лукошко». В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик, оздоровительные прогулки разной направленности, физкультминутки здоровья, закаливание, различные виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, спортивные, народные игры; игры-драматизации)
Каждый месяц проводятся физкультурные развлечения. Они строятся на хорошо знакомом для детей игровом материале, с использованием музыки, различных видов гимнастик, атрибутов, игр-шуток.
Раз в квартал проводится «День здоровья». В его содержание входят физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые проходят в течение дня: мини-поход, занятие-поход, игротеки, развлечения, спортивный досуг, связанный с сезоном года, праздники в ритме народного календаря.
Продумывается организация самостоятельной двигательной активности.
Два раза в год проводятся физкультурно-оздоровительные праздники, развлечения народной направленности для детей старшего возраста. Они включают в себя: спортивные, подвижные, народные игры, эстафеты, аттракционы, музыкально-ритмические движения, музыкальные, танцевальные номера.
Один раз в год проводится «Неделя каникул». При проведении этой формы больше внимания уделяется активному отдыху. Отменяются все виды НОД, увеличивается время пребывания на воздухе, двигательной активности детей. Проводятся физкультурные, оздоровительные, календарно-народные праздники с учётом времени года, викторины, тематические вечера, концерты. Организуется театральная деятельность.
Родители являются постоянными и активными участниками воспитательно-образовательного процесса: помогают организовывать выставки народно-прикладного искусства, музей кукол, музей-избу, экскурсии, походы, дни самоуправления, совместные праздники и развлечения. Традиционными праздниками стали: «Осенины», «Приходила коляда», «День Защитника Отечества», «Проводы Зимушки-Зимы», спортивные развлечения, дни самоуправления и т.д. Родители совместно с детьми изготавливают костюмы, атрибуты, декорации, поделки, помогают готовиться к праздникам и развлечениям.
Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется мне, чтобы русские народные подвижные игры запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».
ИМП 7. Адресность опыта.
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни ДОУ.
Диапазон опыта охватывает организацию образовательного процесса в системе индивидуальной и групповой НОД с детьми дошкольного возраста.
ИМП 8. Трудоемкость.
Взятая мною тема многообразна и разнопланова. Из обилия материала необходимо выделить самое основное и интересное для детей.
Прежде чем приступить к работе в данном направлении мне было необходимо:
- изучить научно- методическую литературу, опыт коллег; сделать анализ программ, методик (теоретическое обоснование работы);
- разработать комплекс педагогических условий для знакомства детей с русскими народными подвижными играми (изучить организацию жизни ребёнка в ДОУ, семье);
- отследить динамику развития знаний родителей о ЗОЖ, уровень состояния здоровья детей и развития подвижной игры (диагностика);
- определить наиболее эффективные педагогические условия, методы и приёмы знакомства детей с русскими народными подвижными играми в целях оздоровления;
- отобрать материал, который будет интересен и полезен детям.
ИМП 9. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
1. Организация исследования.
Известно, что ни одну задачу ДОУ нельзя успешно решить без тесного сотрудничества с родителями. Понятно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым и счастливым, но не каждый задумывается о том, как сделать, чтобы его ребёнок жил в гармонии с собой, с окружающим миром, людьми. Секрет прост — это здоровый образ жизни. Поэтому, чтобы повысить эффективность работы, было решено приобщить родителей к данной проблеме.
Мы знаем, что здоровье ребёнка зависит не только от социально-экологической обстановкой, но и от образа жизни семьи, уровня образования, компетентности и заинтересованности по данной проблеме родителей. Для этого в течение всего времени, мною проводилось изучение уровня знаний родителей о ЗОЖ (анкетирование), оценка уровня состояния здоровья детей (изучение медицинских карт) и развития подвижной игры (диагностика).
Анкета для родителей «Здоровье ребёнка»
Уважаемые родители, искренне ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по укреплению здоровья Вашего ребенка.
1. Часто ли болеет Ваш ребенок? Да Нет.
2. Причина заболевания:
- недостаточное внимание семьи к физическому воспитанию ребенка;
- наследственность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно наблюдать за правильным развитием Вашего ребенка? Да, нет, частично.
Какие: _________________________________________________________________________________
4. Знаете ли Вы, что такое ЗОЖ? Да, нет, частично.
Назовите его элементы:
_________________________________________________________________________________5. На что, на Ваш взгляд, должен детский сад и семья обратить особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?
- на выполнение режима;
- питание;
- полноценный сон;
- оптимальный двигательный режим;
- личную гигиену;
- создание благоприятной психологической атмосферы;
- искоренение вредных привычек;
- физкультурные занятия;
- закаливание;
- спортивное оснащение.
6. Какие закаливающие мероприятия наиболее подходят Вашему ребенку?
- облегченная форма одежды на прогулке;
- облегченная форма одежды в группе;
- обливание ног водой контрастной температуры;
- ходьба босиком;
- систематическое проветривание группы;
- прогулки в любую погоду;
- полоскание горла водой комнатной температуры;
- умывание лица, шеи, рук до локтей водой комнатной температуры;
- другое:
7. Сколько времени, по Вашему, необходимо проводить ребенку на свежем воздухе при любой погоде?
- в соответствии с режимом детского сада (три-четыре часа);
- менее обозначенного времени;
- более обозначенного времени.
8. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?
- да
- нет
- иногда
- только летом
9. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Настольные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Музыкально - ритмическая деятельность
- Просмотр телепередач
- Компьютерные игры
- Конструирование
- Чтение книг
10. Назовите подвижные игры, в которые вы играете с детьми?
_________________________________________________________________________________
11. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
- Да нет иногда
12. Есть в доме спортивные принадлежности, снаряды? да нет
Какие?___________________________________________________________________________
13. Нужен ли для Вашего ребенка режим дня? да нет
14. Соблюдает ли ребенок режим дня дома? да нет
15. Знаете ли Вы, как укрепить здоровье Вашего ребенка дома? Да, нет, частично.
Как:_____________________________________________________________________________
16. Нужна ли Вам помощь детского сада по физическому воспитанию ребенка?
Да, нет, частично.
Вначале работы результаты диагностики были не утешительны. По анализу анкетирования было выявлено, что: 83% родителей частично знакомы с ЗОЖ, 17% стараются придерживаться ЗОЖ в семье. Все родители знают, что ребёнку нужен режим дня, но соблюдают его только 12% опрошенных. Для прогулки в режиме дня ребёнка отводится от 1 часа до 15 минут или могут совсем не гулять. Ведущей деятельностью ребёнка дома является: 35% - компьютерные игры, 43% - просмотр телепередач, 12% - чтение книг, 7% - конструирование, 3% - настольные игры. 5% родителей назвали 4 подвижные игры, в которые они играют с детьми, 27% - 3 игры , 58% - 2 игры, остальные играют в игры предложенными ребёнком.
Диагностика уровня здоровья детей.
Название | 2009 – 2010г. | 2010г. - 2011г. | 2011 – 2012г. |
Динамика здоровья детей. | 1 группа -2 - 10% 2 группа-20 - 90% 3 группа - 0% | 1 группа -2 - 10% 2 группа -20- 90% 3 группа - 0% | 1 группа - 3- 15% 2 группа–19 -85% 3 группа - 0% |
Динамика развития детей. | Физическое развитие: Выше среднего-0% Среднее- 21- 96% Ниже среднего- 1- 5% | Физическое развитие: Выше среднего- 5 – 23% Среднее - 16-72% Ниже среднего - 1- 5% | Физическое развитие: Выше среднего- 5 – 23% Среднее – 17 - 85% Ниже среднего- 0% |
Индекс здоровья | 40% | 45% | 59% |
Количество случаев заболеваемости за год. | 19 | 16 | 8 |
У детей отмечался достаточно низкий показатель здоровья. Дети часто болели, физическое развитие было среднее и ниже.
Диагностика уровня развития народной игры.
Средний возраст:
1.Знает несколько русских народных подвижных игр.
2.Знает и выполняет правила в игре.
3.Знает несколько считалок, дразнилок, потешек, пословиц.
4.Знает и понимает слова диалекта.
5.Умеет совместно играть.
Старший возраст:
6.Знает несколько способов распределения ролей (считалки, жеребьёвка, певалки и т.д.)
7.Умеет самостоятельно использовать спортивно-игровое оборудование.
8.Знает народные праздники, обычаи.
Каждый показатель оценивается отдельно. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Исключение составляет 1, 3, 6 пункт:
3 балла – ребенок называет 4 и более подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей.
2 балла - ребенок называет 2 - 3 подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей.
1 балл - ребенок называет 1 подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей.
Таким образом, оценка уровня развития игры ставится если:
От 11 до 14 баллов – высокий уровень.
От 6 до 10 баллов – средний уровень.
От 1 до 5 баллов – низкий уровень.
Ориентируясь на обобщённую оценку, можно выявить уровни развития игры.
Год | Возраст | Количество исследуемых детей | Начало года | Конец года |
2009-2010 г. | средний | 22 | В – 3 - 14% С – 9 - 41% Н – 10 - 45% | В - 5- 23% С - 10 - 45% Н – 7 - 32% |
2010-2011 г. | старший | 22 | В – 4 - 18% С – 11 - 50% Н - 7 - 32% | В – 6 - 27% С - 11 - 50% Н – 5 - 23% |
2011-2012 г. | подготовительный | 22 | В - 7 - 32% С - 12 - 54% Н – 3 - 14% | В- 8 - 36,4% С-14 -63,6% Н – 0% |
По результатам диагностики игры было видно: запас игр невелик, нет соблюдения правил игры, нет разницы между физическими упражнениями и подвижной игрой. Игры однообразны, бессюжетны, зачастую просто выполнение основных движений. У некоторых детей нет интереса к этому виду игровой деятельности.
Таким образом, я сделала вывод, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, занижен интерес к игровой деятельности и двигательной активности ребёнка. Ценностные ориентации родителей, относительно значимости здоровья, игры, не актуальны и, вследствие этого, не реализованы в повседневной жизни. Игровая деятельность детей однообразна, игровые навыки и умения не сформированы. Показатели здоровья достаточно низкие. Это указывало на необходимость целенаправленной работы по повышению уровня оздоровления детей дошкольного возраста.
Благодаря проведенной работе и внедрению новой технологии из года в год просматривалась положительная динамика в приобщении детей к ЗОЖ, посредством русской народной подвижной игры.
2. Приёмы и методы обучения.
У каждого, человека, страны есть своя история, традиции, культура.
В детском саду «Искорка» у каждой группы есть своё название. Наша группа имеет не только яркое название «Лучики», но и свой девиз:
Как у солнца яркий лучик,
Из-за тучки глянет вдруг,
Так и лучики - ребятки освещают всё вокруг.
Утром солнышко проснётся-
В группу лучики спешат.
Видно хорошо живётся
В нашей группе малышам!
Вот такой девиз придумали нам родители. С этого началась история группы. Родители оказались активные (только направляй), дети шустрые (только научи), поэтому и мне захотелось, чтобы жизнь в детском саду им запомнилась радостной, увлекательной, разнообразной. Тема «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни» показалась мне наиболее интересной.
Начиная работу, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: проверить и обосновать эффективность использования народных игр, как одно из средств, приобщения дошкольника к ЗОЖ.
Задачи:
1.Формирование основ здорового образа жизни, развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.
2.Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.
3.Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формированием умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
4.Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа, используя русскую народную подвижную игру.
5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявление сопереживания, взаимопомощи.
6. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Работая с детьми в течении 4 лет, уделяла большое внимание здоровью и физическому развитию детей. Считаю, что наиболее доступным средством для этого является русская народная подвижная игра. Играя, ребёнок становится сильным, ловким, быстрым, выносливым.
Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач.
Игры можно разделить на группы, сходные по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт, игры русского народа, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками, с метанием, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
7. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной, заключительной частей занятия физической культурой).
8. По сезону.
Методы и приёмы обучения русской народной подвижной игры:
1. Наглядные:
* Наблюдение
* Демонстрации (показ способа действий, картин, иллюстраций)
2. Словесные:
* Объяснение
* Рассказ
3. Игровые.
4. Соревновательные.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой я начала ещё с младшего дошкольного возраста. Ведь они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Мне важно было заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого использовала простые игры типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми этого использовала иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок..», «Как у нашего кота». Старалась организовать игру живо, весело. Радовалась успехам детей и огорчалась в случае неудачи. Основными методами знакомства с р.н.п. игрой были наглядные, словесные, игровые. К концу года многие дети с удовольствием играли со мной. Это был подготовительный этап в моей работе.
Более углублённо я начала работать в средней группе. Теперь передо мной стояла задача - познакомить детей с русской народной подвижной игрой. Научить понимать поставленную перед ним задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть, понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я привлекала внимание детей к ее содержанию. Задавала один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Объясняла последовательность игровых действий, слова диалекта, расположении игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказывала о сюжете игры, объясняя роль водящего. Следила за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делала краткие указания, поддерживала эмоционально-положительное настроение, обращала внимание на взаимоотношения детей. В конце игры обращала внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Использовала игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но в различных видах НОД. В своей работе придерживалась следующих принципов:
1.Игра должна быть понятна, доступна по выполнению, интересна детям.
2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий - важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время.
3.Водящего может назначать:
- воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.
- участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справиться с задачей игры.
- персонаж.
4. Действия водящего заключается в легком касании рукой убегающего, нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.
5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но также обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком), задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей, обратить внимание на выполнение правил.
8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре.
Для расширения кругозора детей по ознакомлению с р.н.п. играми:
- продолжала знакомить с малыми формами фольклора (познакомила с закличками, дразнилками, шутками, прибаутками и т.д. «Солнышко, пробудись..», «Наш Ваня, простота, купил лошадь без хвоста…»). В середине года ввела понятие считалка. Сначала выбирала с помощью считалки сама, потом стала привлекать детей;
- читала русские народные сказки;
- рассматривали предметы быта, посуды, одежды; иллюстрации.
- обращала внимание на образ жизни людей «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса» «Ай, тари, тари, тари..»
- наблюдали за играми старших детей.
- посещали «музей-избу»
- проводили занятия интегрированного вида «В гостях у Машеньки», «Как у нашего кота», «Русская матрёшка».
- приглашали в гости родителей на игровой практикум «Поиграй со мною мама». Проводила консультации, беседы «Давайте поиграем», «Игры нашего детства».
Во время проведения игры, чтобы вызвать больший интерес детей, использовала маски, элементы одежды, игрушки. К концу года дети активно отзывались на предложение поиграть. Движения стали более лёгкие, точные, разнообразные. Расширился репертуар игр, словарный запас детей. Стали понятны слова русского диалекта.
Основной задачей в старшей группе стало сформировать осознанное отношение к игре, ввести понятие русская народная игра, познакомить с несколькими способами выбора водящего, научить детей играть активно и самостоятельно. В процессе ознакомления с игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (познакомила с пословицами, поговорками, приметами) Начала работу по ознакомлению с традиционным народным календарём: характерными особенностями времён года по месяцам, убранством жилища, предметами быта, орудиями труда, традиционным костюмом, праздниками: «Осенины», «Приходила, Коляда», «Масленица», «Пасха». Народный календарь непосредственно связан с игрой. Дети с удовольствием играли в игры: «Капуста», «Пирог», «Арина», «Колосок» и т.д. С середины года продолжила знакомство со способами выбора водящего, с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады, сговоры, певалки, уговоры.
Зазывалки:
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предигровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речёвки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать?
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Или:
Собирайся народ,
Кто в прятки играть идёт?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.
Тай-тай, налетай
Никого не принимай!
Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения.
Зачины являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Определить водящего можно с помощью считалки.
Считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки) - это -короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с юмором. Участники - встают в круг. Один в середине — громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего, не исключая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот и - водит. «Ягодка малиновка; Медок, сахарок; Поди вон, королек!»
Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Ниточка или иголочка?»
В некоторых народных играх перед их началом я применяла забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется.
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Чтобы определить, кому начинать игру, можно также «коваться» (мериться на палке). Для этого берут палку или веревку, и один игрок захватывает конец, рядом берется другой, затем третий и т. д. Кто захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.
Если игра требует разделения на команды, используется сговор (уговор, подбор). Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Сговоры бывают разные:
Что возьмешь: «Белую березу – Или - красную розу?»
«Наливное яблочко – Или - золотое блюдечко?»
Сговариваться можно и так: один из играющих прячет в руке камешек, другой — травинку - что выберет капитан.
Существуют и другие жеребьевки — угады. Например, «пальчик-маральчик». Один из играющих пачкает палец (мелом, сажей, землей), остальные игроки разжимают его кулак. Кто разожмет замаранный палец — водит. Или так. Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!» К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Или так. По количеству играющих - берут палочки (соломки, бумажки). Одна из них должна быть короче или длиннее. Верхние концы палочек нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый, из играющих - тянет один жребий. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку — как уговорились, — тот и водит. Или с помощью кулачков. Берётся длинная палка. Играющие поочерёдно берутся за палку каждой рукой. Чей кулак окажется последним, тот и водит.
Сначала сама предлагала разные способы выбора водящего, потом обращалась за советом к детям. Старалась выделять голосом способ выбора водящего. К концу года ввела в игру роль – ведущего, уверенного в себе ребёнка, с хорошей речью, памятью, вниманием. От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра. Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила. В конце игры указывала на ошибки допущенные детьми, отмечала тех, кто играл без них. Обращала внимание на нравственные качества: честность, справедливость, доброта, взаимовыручка. Наблюдая за детьми, заметила, что игра становиться яркой, подвижной, выразительной, движения все более осознанными и носят преднамеренный характер. Они уже понимали задачу, поставленную мной во время игры, самостоятельно выполняли указания. Общение со сверстниками стало более доброжелательней. Они уже могли вместе проводить простые игры, с небольшой подгруппой, без помощи взрослого: «Бабка-ёжка», «Жмурки», «В углы»…
Начиная с этого возраста, мы стали выходить за пределы детского сада. Посетили выставки народно - прикладного искусства «Кукла – душа народа», «Русская рубашка», «Русские головные уборы», изделий из бересты. Знакомились со звучанием русских народных инструментов, театральным искусством. Приглашали родителей на праздники: «Осенины», «Новый год у ворот», собрание «Нет ближе дружка, чем родная матушка».
В подготовительной группе я продолжила работу по теме. Приоритетными задачами в этом возрасте стали:
- самостоятельное проведение р.н.п. игры;
- знать правила игры, уметь объяснить, выполнять;
- знать несколько способов выбора водящего;
- уметь дать оценку игре, водящему, объяснить её;
- уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием.
Познакомила с классификацией (условно) русских народных подвижных игр не только России, но и Архангельской области. Классификация игры:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.
Мы не только играли, но и знакомились с природными особенностями родного края. Изучали влияние лекарственных трав, лесных ягод, природных факторов (солнце, воздух и вода) на организм.
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. " Горшки", "Башмачник", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т.д. Благодаря этим играм дети познакомились с календарно- обрядовыми праздниками русского народа «Пятница-льница», «Кузьминки - об осени поминки», «Онисим-овчарник»…
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Опоясье", "Яша", "Ловишка", "Растяпа", "Краски" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной крепости", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Варёная репка", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Бои на бревне" и их различные варианты. Эти игры очень нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
В подготовительной группе дети стали активными участниками праздников и развлечений «Зимние забавы», «Приходила коляда», «Масленица», «На рубеже своей страны, стоят Отечества сыны» и т.д. Вместе с родителями помогли организовать выставку «Кукла своими руками», фото-выставку «Моя семья», «Зимние забавы», спортивно – игровой уголок «Мы весёлые ребята», сделать снежный городок на участке и т.д. Особенно детям запомнился день самоуправления, в котором участвовали только родители. Наши мамы провели вместе с детьми аэробику, беседу «Здоровые зубки», разучили игры из своего детства, организовали экскурсию на почту, рассказали об истории возникновения монеты.
ИМП 10. Результативность опыта.
Вся наша работа дала положительные результаты: дети стали меньше болеть, повысился индекс здоровья, показатель физического развития., на это указывают данные диагностики. Игра стала многообразна, движения быстрые и красивые, а дети сильные, ловкие, выносливые. Они могли не только сами организовать игру, но и дать ей оценку. Во время игры проявляли смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Благодаря целенаправленной работе дети не только активно принимали участие в городских соревнованиях но и стали победителями: «Весёлые старты» - 2 место, «Лыжня России» – 3 место», соревнования по плаванию - 2 место. Наш детский сад занял 1 место в муниципальном конкурсе «Развивающая среда по физическому развитию». Достигнутые результаты стали возможны только благодаря совместной работе воспитателей и родителей.
Анкетирование родителей подготовительной группы показало, что в семье больше стали уделять внимание здоровому образу жизни: увеличилось время прогулок на свежем воздухе, предпочтение отдается не просмотру телепередач и компьютерным играм, а подвижным играм, катанию на велосипеде, роликах, коньках.
Еще в древности игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.
Несмотря на то, что многие игры придуманы сотни и тысячи лет назад, они остаются такими же увлекательными, веселыми, интересными и сегодня.
11. Библиография:
1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Москва «Просвещение», «Владос», 1995.
2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 1986
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л.В. Москва «Просвещение» 1986.
4. Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.
5. Кудрявцев В.Т, Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.
6. Науменко Г.М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.
7. Классификация русских игр. Статья А.А. Тарана в журнале «Физическая Культура».
8. Науменко Г, Якунина Г. «Солнышко-Вёдрышко» Издательство «Белая горница» 1994.
9. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазить, метать. Москва Просвещение, 1983.
10. Князева О.Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С. Петербург Издательство «Акцидент» 1997.
11. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. Москва Просвещение, 1983.
12. Куприна Л.С, Бударина Т.А, Маркеева О.А, Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб «Детство-пресс» 1995.
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриочитеское воспитание в детском саду. Москва «Линка-пресс»2003.
14. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников. Под редакцией Орловой А.В. Владимир, 1995
15. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994
16. Программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Искорка» Котлас 2003.
17. А.Ф.Некрылова Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва, Издательство «Правда», 1991.
12. Приложение.
Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).
«Поясок»
Дети образуют круг. Выбирается водящий. Ему даётся в руки поясок. Дети начинают двигаться по кругу. Водящий идёт в кругу, в противоположную сторону. Дети поют:
Вот наш Вова( имя ребёнка) идёт
Поясочек несёт.
Кому дать, кому дать,
Кому поясочек передать?
Водящий останавливается, кланяется, передаёт поясок другому ребёнку.
«Кот Васька»
Дети сидят на лавке. «Кот» прогуливается перед детьми, на носочках, оглядывается то вправо, то влево.
Дети:
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
А бежит стрелой.
«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает»
Воспитатель:
Глазки закрывается-
Спит иль притворяется?
Зубы у кота-
Острая игла.
Дети идут к коту.
Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
«Кот» догоняет детей.
«Огуречик, огуречик»
Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят)
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт!
Огуречик догоняет детей. Дети убегают.
«Мышка»
Играющие стоят лицом в круг, соединив перед собой ладони. В центре двое водящих. Один из них берёт маленький предмет – мышку и зажимает её между ладонями, затем начинает вкладывать свои ладони в ладони других детей, незаметно передав кому-нибудь «мышку», встаёт рядом с другим водящим. Второй водящий должен угадать, у кого в ладошках «мышка спряталась».
«Заинька»
Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит Заинька. Один из ребят спрашивает его:
- Заинька, Заинька, где твой дом?
- Мой дом под кустом, под березовым листом.
Затем все хором говорят:
- Заинька, Заинька,
- Приходи к нам на лужок
На головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает действия, о которых говориться в песне:
- Заинька, сорви цветик,
Вот и этак, сорви цветик.
- Заинька свей веночек.
- Положи на головку.
- Топни ножкой.
- Заинька попляши.
Дети идут в круг со словами:
- Заинька, Заинька,
Коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Заинька подходит к одному из ребят и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька и игра продолжается.
«У медведя во бору»
1вариант.
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. «Медведь» рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется во бору, потом ложится, как будто спит. Дети идут, словно собирают ягоды и грибы.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Медведь ворочается, потягивается. Затем он встаёт и начинает гоняться за детьми. Кто успевает убежать в дом, того медведь не трогает. Если пойманных больше половины, игра заканчивается.
«Курочка-хохлатка»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», в другом доме - «цыплята» и «курица».
Взрослый изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это «кошка» дремлет около своего домика. «Курица» выходит вместе с «цыплятами» гулять. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко,
Не ходите далеко".
Приближаясь к «кошке» он говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка...
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые вместе с курицей убегают.
«Кошки-мышки»
Считалкой выбираются Кошка и Мышка. Остальные игроки становятся в кружок на расстоянии примерно шага друг от друга и берутся за руки, образуя между собой ворота. Если руки игроков опущены, то ворота закрыты, если подняты – открыты. Мышка залезает внутрь круга, а Кошка остается снаружи.
Кошка должна поймать Мышку, для этого ей надо проникнуть в круг. А задача игроков, образующих круг, состоит в том, чтобы оберегать Мышку от Кошки.
Кошка ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь. При этом ей разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них. Игрокам при этом запрещается соприкасаться плечами.
Если Кошке удалось попасть внутрь круга, то игроки могут отворить Мышке «ворота», выпустить ее и тут же опять опустить руки. Теперь Кошке надо ловить Мышку снаружи, т.е. опять преодолевать цепь игроков. А когда Кошка выскочит наружу, ближайшие к Мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.
«Воробушки»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», другой дом – «гнёздышки» - «воробушки».
В начале игры выбирается кошка. Кошка сидит в конце игрового поля. Остальные дети «воробушки». Ребята поют песенку про воробушек, передавая движения текста, до тех пор, пока не произнесут последние слова.
Стайка дружных воробьишек -
Чик-чирик! Слетела с крыши,
Посидела на скамейке,
Полетала по аллейке,
Поклевала быстро крошки
И на дерево от кошки –
Шмур-р-р! - скрылась.
Кошка выбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит к себе домой. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
«Капуста»
Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, платки, пояса, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, «хозяин», садится рядом с капустой. «Хозяин», показывая движениями воображаемую работу, говорит:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
После последних слов, дети пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого заденет хозяин, тот больше в игре не участвует. Игрок, который больше унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.
«Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй. Игра повторяется.
Правила игры. Ведущие бегут только за кругом. Играющие не поворачиваются, пока ведущий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Баба Яга»
1 вариант.
Играющие выбирают Бабу Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну линию черты становится Баба Яга и собаки, по другую – дети. Дети дразнят Бабу Ягу:
Баба Яга,
Костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала,
Пошла в огород,
Испугала народ,
Побежала в баньку ,
Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак их ловить.
2 вариант.
На земле рисуется круг. По считалке выбирается Баба Яга. Баба Яга берёт в руки помело, становится центр круга. Дети бегают по кругу и дразнят:
Баба Яга,
Костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала,
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Дети запрыгивают в круг, Баба Яга старается их «осалить». Кого «осалила», тот выходит из игры.
«Горелки»
1 вариант.
Число участников должно быть нечетным. Считалкой выбирается горельщик. Играющие становятся парами друг за другом. Горельщик становится впереди, в нескольких шагах от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему не разрешается оглядываться и смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют горельщику песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
При словах «глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят» горельщик, должен смотреть на небо. Как только кончилась песенка, последняя пара разъединяет руки и бросается бежать в перед, один справа, другой слева от игроков. Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди или сбоку от него. Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они становятся первой парой.
Горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих , для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сближаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику достаточно запятнать (дотронуться до бегущего рукой). Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар. А не пойманный остается без пары и должен «гореть».
Если горельщик никого не поймал, он снова занимает свое место и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
2 вариант.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит впереди, в руке платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
«Горячее место»
На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его . Когда все переловлены, игра начинается снова.
«Хромая лиса»
Количество играющих от пяти до десяти человек. Водящий (Хромая лиса) должен запятнать кого-либо из игроков, после чего тот становится Хромой Лисой. У водящего должна быть «нора». Для этого используется свободный угол комнаты. Нора отделяется от остальной комнаты полукруглой чертой, проведенной мелом на полу. Все игроки бегают на двух ногах, а Хромая Лиса должна догонять их, прыгая на одной ноге. В начале игры Лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять на двух ногах. Но выйдя из норы, она уже должна скакать на одной. Остальные игроки стараются ее выманить. Они, то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса! Хромая лиса!». Хромая лиса старается запятнать игроков и, если ей это удалось, она может встать на обе ноги.
А новая Хромая Лиса должна поспешить в нору, так как она может пятнать кого-либо только после того, как побывает в норе и выскочит от туда на одной ноге. Лисе разрешается пятнать игроков и не выходя из норы, т.е. даже стоя на обеих ногах.
Хромая Лиса должна все время скакать на той ноге, на которой она вышла из норы. Если Лиса переменит ногу, или встанет на обе ноги, или даже просто коснется пола другой ногой, она должна отправляться в свою нору и начинать водить снова.
Никто из играющих, кроме Лисы, не имеет права входить в нору или даже наступать на черту.
«Водяной»
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Дети останавливаются, водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
«Жмурки»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают водящего «жмурку», завязывают глаза, ставят на середину круга. Поворачивают «жмурку» несколько раз вокруг себя и спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманного нужно угадать на ощупь. Если «жмурка» угадает то, игрок меняется с ним местами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни."
Цель. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоров...
Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Народная подвижная игракак средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни....
Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни....
Проект "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"
Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в образовательную работу. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в совр...
Детско-родительский проект «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Данная разработка представляет собой методический материал для организации работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, которая позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ...
«Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является <формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жиз...
Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
laquo;Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни». Русские народные игрыПравила их просты и понятны. Русские народные игры имеют многовековую историю,...
Комментарии
спасибо
спасибо