Конспект совместной образовательной деятельности с детьми "Испечём мы шанежки"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Испечём мы шанежки". Материал предназначен для педагогов дошкольного образования. Целью являтся приобщение детей к национальным традициям коми кухни, сохранение связи с традициями и преемственностью малой родины через задачи:
1. Расширить представление детей о выпечке коми народа.
2. Обобщить знания о способе приготовления шанег.
3. Обогащать словарь детей.
4. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Текст.
Презентация "Культура коми выпечки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект СОД "Испечём мы шанежки" | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» с. Летка
Прилузский район, Республика Коми.
Конспект совместной образовательной деятельности
в старшей группе
«Испечём мы шанежки»
Воспитатель первой квалификационной категории
Андреева Роза Александровна
Цель занятия: Приобщать детей к национальным традициям коми кухни, Сохранять связь детей с традициями и преемственностью малой родины.
Задачи:
1. Расширить представление детей о выпечке коми народа.
2. Обобщить знания о способе приготовления шанег.
3. Обогащать словарь детей.
4. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да маслянный»), рассматривание иллюстраций с изображением выпечки, заучивание поговорок о хлебе, отгадывание загадок, аппликация «Укрась посуду коми орнаментом».
Материал: предметы посуды, тесто из ржаной муки, картофельная начинка (пюре), макет русской печки, предметы утвари и мебели для коми избы. Карточки с изображением ингредиентов для выпечки, противни, прихватки, тарелки из папье-маше (творческие работы детей), влажные салфетки. Презентация «Культура коми выпечки».
Ход занятия.
Под коми народную мелодию дети с воспитателем заходят в зал.
-Видза оланыд дона челядь, гостьяс. Дети хочу спросить у вас в какой республике мы живем?
Ответы детей.
-Правильно, в республике Коми. Коми народ очень гостеприимный. У каждого народа свои традиции. А что такое традиции? (Предположения детей)
-Слово «Традиция» означает «передача», это то, что передаётся от одного поколения к другому.
Влетает Сорока под мелодию птиц.
Слова Сороки: - Видза оланыд. Баба Ёма ждёт гостей, она привыкла встречать гостей выпечкой, но ей сейчас не здоровится. Она просит испечь её любимое блюдо – коми шанешки с картошкой .
Воспитатель: Как же можно помочь Бабе Ёме ? (предложения детей)
- А мы с вами сможем испечь сами? Я вам помогу.
- Лети сорока и передай Бабе Ёме, что мы мы выполним её просьбу.
-Традиционным блюдом за столом во время чаепития является необычная выпечка.
-У Коми народа своя выпечка, о которой я вам сейчас расскажу.
-А что такое выпечка? (Ответы детей)
Посмотрите на экран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Культура коми выпечки».
Воспитатель: - Картофельные шаньги. На коми языке это звучит так «Картупеля нянь».
- Я утром замесила тесто и оно уже готово для изготовления коми шанег. Разбирайте готовые колобочки теста и занимайте рабочие места.
Очень хочется с вами поделиться одним маленьким секретом:
перед работой с тестом необходимо смазать руки растительным маслом, чтобы оно не прилипало к пальцам. Посмотрите, как я это делаю. (Дети смазывают руки маслом).
Итак, берём один колобок, катаем его в руках. Чувствуете, какое тесто мягкое, нежное, оно впитывает всю нашу любовь и ласку. Ведь не зря говорят, что у добрых людей выпечка получается очень вкусной и ароматной.
Из колобка мы делаем лепёшку. Приминаем колобок и делаем тесто более тонким. Теперь нам надо приподнять края лепёшки, чтобы положить начинку. (дети делают всё вместе с воспитателем).
-А как вы думаете, ребята, какая начинка у коми-шанег? (Предположение детей) Я вам предлагаю отгадать.
- Ну что, догадались? Особенностью коми-шанег является картофельная начинка. Отсюда и созвучное название «Картупеля нянь».
В середину лепёшки мы кладем начинку и равномерно распределяем её по лепёшке. Чтобы шаньги получились румяными, надо их смазать взбитым яйцом со сметаной.
Воспитатель приготавливает нужную смесь и показывает, как надо смазывать шаньги. Дети смазывают ложечкой выпечку самостоятельно.
-А можно ли эти шаньги уже есть? (ответы)
-Что нам надо с ними сделать? (Испечь)
-Где можно испечь? (В духовке) или в русской печке.
- Раньше у коми народа не было электрических духовок, микроволновок, а была русская печка. В ней выпечка получалась очень ароматной.
-Ребята, аккуратно положите свои шаньги на противень и протрите руки салфетками, а я в это время поставлю шаньги выпекаться русскую печку или ыджыд пач! ( макет печки ).
2 часть занятия
Воспитатель: - А пока шанешки пекутся я предлагаю вам поиграть в игру «Выбери продукты для картофельных шанег».
Дети выбирают карточки с изображением продуктов для приготовления теста и начинки для шанег.
Итог игры: дети складывают нужные карточки на мольберт.
3 часть занятия
Под музыку
Входит Баба Ёма : - Видза оланыд, гостьяс да челядь. Ко мне прилетела Сорока и протрещала , что вы выполнили мою просьбу.( Ответы детей)
-Проходи БабаЁма,. «Видза олан», что на Коми языке означает «Здравствуйте». Ты наверно замерзла в своей лесной избушке, да мы исполнили твою просьбу и печём коми шанежки для гостей.
Посмотрим готовы ли они уже ( подходим к русской печке) . Пока ещё шанешки не готовы , порадуем Бабу Ёму и гостей.
Стихотворение «Шанешки», читает ребёнок.
Песня «Шаньги».
- Ну теперь, я думаю, наше угощение готово.
-Ах какая замечательная выпечка получилась, ароматная. (заранее в печке на противне лежали готовые шаньги, недавно испечённые).
- А как это блюдо звучит на Коми языке? (Ответы детей)
- А теперь можно переложить шанежки в наши нарядные тарелочки и угостить наших гостей.
Воспитатель ставит поднос с шаньгами на стол: - Баба Ёма, угощай гостей и угощайся сама горячими шанежками и чаем.
Воспитатель: -Дети, садитесь тоже за стол и угощайтесь шаньгами. А какие получились шанежки, расскажите. ((предложения детей).
- Баба Ёма, мы очень старались помочь тебе.
Баба Ёма благодарит детей: - Какие вы молодцы , выручили меня. Хорошо я встречу моих гостей. А за это я вам подарю украшения и дарит девочкам бусы из шиповника (сушёного) и прощается на коми языке.
Воспитатель:- Девочки сегодня вы узнали рецепт приготовления вкусных, сытных шанежек.
Воспитатель обращается к гостям:- Спасибо всем гостям, а на память о сегодняшней встрече я даю вам буклеты с рецептом картофельных шанег на тонкой корке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»
Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»
Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по образовательной области "Художественное творчество" тема "Блины к Масленице"
Знакомить детей с русским народным праздником Масленица.Воспитывать уважительное отношение к русским праздникам....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ "Мы волшебники"
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности педагога, родителей и детей (непрерывной образовательной деятельности) по теме: Осенняя пора, очей очарование.
Разработчики:Вдовенко В.В, воспитатель ДС № 107 Форма работы педагога с детьми: концерт.Возрастная группа: старшаяТема календарно-тематического плана: Осенняя пора, очей очарование.Ди...