Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина - Россия»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе о Родине, о государственной символике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_v_starshey_gruppe.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 107»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Моя Родина - Россия»
Составила: воспитатель группы
общеразвивающей напрвленности №3
для детей 5-6 лет
Никитичева Светлана Александровна
Курск
2021
Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну).
- Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
- Закрепить знания о столице нашей Родины – Москве, о родном городе Курске, гербе Курской области.
Развивающие:
- Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину.
Предварительная работа: беседы с детьми о российской символике; российской армии; чтение и разучивание стихотворений и песен о Родине, Москве, российском флаге и гербе; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, Курске; рассматривание фотографий лесов, полей, рек, гор, морей нашей Родины; слушание и разучивание текста гимна России; рассматривание карты России, глобуса.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, использование музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование: доска, магнитофон.
Раздаточный материал: конверты с цветными лентами для дидактической игры «Собери флаг» (на каждого ребёнка), клей-карандаш, прямоугольный лист белого картона (на каждого ребёнка); разрезные картинки «Герб Курской области и герб России» (4 штуки), карточки с цифрами 1 и 2 для игры «Собери герб».
Демонстрационный материал: глобус, карта России, набор изображений «Символы России», изображение президента РФ, герба Курской области.
Музыкальное сопровождение: гимн РФ; фоновая музыка для дидактических игр.
Ход занятия.
1. Вводная часть
Дети становятся полукругом.
- Ребята, проходите! Давайте поприветствуем наших гостей! Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья и добра. А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга.
Дети берутся за руки и произносят слова:
«Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся,
Справа – друг, и слева – друг,
Улыбнёмся всем вокруг!»
Ребята, а какой номер у нашей группы? (3)
Какой номер у нашего детского сада? (107)
А на какой улице находится наш детский сад? (Хуторской переулок)
В каком городе мы живем? (в Курске)
Правильно, молодцы!
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
- Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей).
- Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая)
- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).
- Дети, Россия – это наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.)
- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Какие вы знаете пословицы о Родине?
- Жить - Родине служить;
- Кто за Родину горой, тот истинный герой;
- Родина любимая, что мать родная;
- Человек без Родины, что соловей без песни;
- Родина - мать, умей за неё постоять.
- Молодцы, ребята. Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей Родине - России на самолёте. Вы узнаете много нового и интересного! Вам необходимо занять свои места в самолёте.
(Дети проходят на свои места.)
- К полёту готовы? Тогда, повторяйте за мной.
Я построю самолёт, (руки в сторону)
Шлем надену, и в полёт (импровизируем надевание шлема)
Сквозь волнистые туманы (волны левой руки)
Полечу в другие страны (волны правой руки)
Над морями и лесами, (сверху вниз рукой)
Над горами и полями (снизу вверх рукой)
Облечу весь шар земной, (руками держим невидимый шар)
А потом вернусь домой (руками сделать крышу над головой)
- Вам понравилось летать? Вы запомнили, где пролетали? (Ответы детей). Да, верно, ребята! Мы пролетали над лесами, горами, полями и даже облетали земной шар. Теперь давайте рассмотрим земной шар поподробнее!
2. Основная часть
Беседа о России.
Воспитатель показывает на карте территорию России на карте.
- Ребята, посмотрите, это наш земной шар, наша планета Земля. Вот наша страна Россия, посмотрите, какая она большая, как много места занимает ее территория. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце России люди ложатся спать, то на другом конце страны просыпаются. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – ярко светить солнце. Чтобы добраться из одного конца страны в другой на поезде, то нужно ехать целую неделю, а на самолёте почти сутки. Послушайте стихотворение про нашу великую страну!
Дети выходят к доске, читают стихотворение И. Забила о России.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы! (Дима)
Раскинулась моя страна,
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга. (Эдик)
И поезд по стране моей
К границе от границы,
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится. (Милана)
И в городах, и средь морей,
И средь колхозных пашен,
Везде вы встретите людей,
Родных, российских, наших. (Лера Н.)
Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы-
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый. (Лиза Д.)
- Ребята, вам понравилось стихотворение? Где мы пролетали? (Ответы детей) Правильно, наш маршрут был от Севера до Юга нашей страны. А что вы интересного запомнили про нашу страну? (Ответы детей) Верно, когда в одном краю страны просыпаются, то в другом ребята укладываются спать.
- А сейчас наш самолёт летит в столицу нашего государства. Ребята, а что такое столица? Как называется столица нашего государства? (Москва). (Дети имитируют крылья самолёта).
- Предлагаю вспомнить стихотворение о Москве (дети читают его все вместе):
Москва - это Красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
- А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? (Путин В. В. Показать фотографию президента). Чем занимается президент? (Управляет страной).
- Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн).
Беседа о флаге России.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, с привязанным к его верхушке пучком травы или конских волос, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей). (Собирать вместе много людей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос (бело-сине-красного цвета) ввёл царь Пётр 1.
Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга.
- Российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать изображение с российским флагом).
Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте.
Как вы считаете, что напоминает нам белый цвет?
Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).
А что вам напоминает синий цвет?
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).
А что символизирует красный цвет?
Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло).
- Ребята, мы с вами учили стихотворение о флаге. Предлагаю его вспомнить перед тем, как вы выполните моё задание.
Дети читают стихотворение все вместе.
Белый цвет – берёзка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Аппликация из лент "Собери флаг".
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат цветные ленты. Соберите из них Российский флаг и приклейте на картонную основу. Но перед тем как приступить к заданию, немного разомнёмся.
Физкультминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Приступайте к работе. (Дети выполняют задание).
- Молодцы!
- А где мы можем увидеть флаг? (ответы детей)
- А теперь мы познакомимся ещё с одним символом России!
Беседа о гербе России.
- Обратите внимание на эту иллюстрацию, что на ней изображено?
Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.
- Давайте с вами рассмотрим герб.
- Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
- Золотой цвет – это символ чего? (символ солнца).
- Ребята, посмотрите на орла.
- Что за птица орёл? (Это птица-царь).
- Ребята, а помните, я вам рассказывала древнюю легенду, в которой рассказывалось почему именно такой орёл нарисован на гербе нашей страны. Кто сможет нам её рассказать?
(Андрей К.) - По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице, запряженной двумя птицами с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.
- Обратите внимание на грудь орла. Чем она украшена? (ответы детей).
- Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея.
- Что символизирует эта картина? (ответы детей)
- Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
- Наш герб это эмблема, символ России. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей).
- Давайте послушаем стихотворение о гербе. (Маша Кр.)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный!
Беседа о гимне России. Слушание гимна.
- Ребята, а о каком третьем символе государства мы не поговорили? (гимн)
- А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны).
- Когда играет гимн? (Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д.)
- Как слушают гимн? (Гимн слушают стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.)
- Кто написал наш гимн? ( Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.)
- Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и слушают гимн).
Нам пора возвращаться домой из нашего путешествия. Садимся в самолёт и отправляемся в родной город Курск.
Беседа о гербе Курской области.
-Ребята, а если наша Родина – город Курск, значит мы – кто? (Куряне)
- Правильно. А каждый курянин должен знать герб Курской области. А вы знаете?
- Так что же изображено на гербе Курской области? (На серебряном фоне - голубая полоса, на этой полосе три летящие куропатки, и серебряный щит в обрамлении венка из дубовых листьев)
- А что символизируют эти изображения, как вы думаете? (Голубая лента – реку, куропатки – это птицы, которые водятся в нашей области в большом количестве, дубовые листья обозначают многочисленные дубовые рощи)
- А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды. Команду мальчиков и команду девочек. Девочки подходят к столу с цифрой 1, а мальчики к столу - с цифрой 2. На столах у вас разрезанные картинки с изображением гербов России и Курска. Картинки перепутаны. Вам надо будет собрать 2 картинки: герб Курской области и герб России. А у какой команды, что получилось, мы узнаем в конце игры.
Игра «Собери гербы» (разрезные картинки)
3. Заключительная часть
Воспитатель задаёт вопросы по окончании занятия.
- Наше с вами путешествие подошло к концу.
- Что мы сегодня делали? (путешествовали)
- О чем говорили?
- Что нового вы узнали во время путешествия?
- В какой стране мы живем?
- Какие государственные символы вы знаете?
Давайте попрощаемся с нашими гостями! Ждём их снова у нас в гостях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе: «Моя Родина – великая Россия».
Расширять представления детей о символике Российсского государства, их историческом происхождении....
Конспект ИОС по познавательному развитию для старшей группы "Моя Родина- Россия"
Конспект ИОС по познавательному развитию для старшей группы "Моя Родина- Россия"...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Россия - Родина моя!"»
ООД закрепляет знания детей о своей большой родине - России, а также знания о народно - прикладном искусстве, которые дети получили ранее на занятиях по ознакомлению с окружающим, по продуктивной деят...
Конспект по художественно- эстетическому развитию в старшей группе «Моя Родина — Россия»
Тема: «Моя родина – Россия»Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе страны, продолжать учить отражать в рисунке красоту своего края, всей России: пейзажи, сюжеты.Развивающ...
Конспект развлекательно – познавательной игры в старшей группе «Моя Родина - РОССИЯ»
Формировать патриотические чувства любви к своей Родине – России...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы России»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы России»Цель: способствовать формированию системных представлений о государственной символике родной с...