Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина - Россия»
план-конспект занятия (старшая группа)

Никитичева Светлана Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе о Родине, о государственной символике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 107»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Моя Родина  - Россия»

                                                   

                                                    Составила: воспитатель группы

 общеразвивающей напрвленности  №3

                              для детей 5-6 лет

                                                               Никитичева Светлана Александровна

Курск

2021

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну).
  • Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
  •  Закрепить знания о столице нашей Родины – Москве, о родном городе  Курске, гербе Курской области.

Развивающие:

  • Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.

Воспитывающие:

  •  Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину.

Предварительная работа: беседы с детьми о российской символике; российской армии; чтение и разучивание стихотворений и песен  о Родине, Москве, российском флаге и гербе; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, Курске;  рассматривание  фотографий  лесов, полей, рек, гор, морей  нашей Родины; слушание и разучивание текста гимна России;  рассматривание карты России, глобуса.

Методы и приёмы:  игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям,  словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, использование музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование:  доска, магнитофон.

Раздаточный материал: конверты с цветными лентами для дидактической игры «Собери флаг» (на каждого ребёнка), клей-карандаш, прямоугольный лист белого картона  (на каждого ребёнка); разрезные картинки «Герб Курской области и герб России» (4 штуки), карточки с цифрами 1 и 2  для игры «Собери герб».

Демонстрационный материал: глобус, карта России, набор изображений «Символы России», изображение президента РФ, герба Курской области.

Музыкальное сопровождение: гимн РФ; фоновая музыка для дидактических игр.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Дети становятся полукругом.

- Ребята, проходите! Давайте поприветствуем наших гостей! Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья и добра.  А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Дети берутся за руки и произносят слова:

«Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнёмся,

Справа – друг, и слева – друг,

Улыбнёмся всем вокруг!»

Ребята, а какой  номер у  нашей группы? (3)

Какой номер у  нашего детского сада? (107)

А на какой улице находится наш детский сад? (Хуторской переулок)

В каком городе мы живем? (в Курске)

Правильно, молодцы!

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

- Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей). 

- Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая)

- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).

- Дети, Россия – это наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.)

- Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Какие вы знаете пословицы о Родине?

-  Жить - Родине служить;

- Кто за Родину горой, тот истинный герой;

- Родина любимая, что мать родная;

- Человек без Родины, что соловей без песни;

- Родина - мать, умей за неё постоять.

- Молодцы, ребята. Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей Родине - России на самолёте. Вы узнаете много нового и интересного! Вам необходимо занять свои места в самолёте.

(Дети проходят на свои места.)

- К полёту готовы? Тогда, повторяйте за мной.

Я построю самолёт, (руки в сторону)

Шлем надену, и в полёт (импровизируем надевание шлема)

Сквозь волнистые туманы (волны левой руки)

Полечу в другие страны (волны правой руки)

Над морями и лесами, (сверху вниз рукой)

Над горами и полями (снизу вверх рукой)

Облечу весь шар земной, (руками держим невидимый шар)

А потом вернусь домой (руками сделать крышу над головой)

- Вам понравилось летать? Вы запомнили, где пролетали? (Ответы детей). Да, верно, ребята! Мы пролетали над лесами, горами, полями и даже облетали земной шар. Теперь давайте рассмотрим земной шар поподробнее!

2. Основная часть

Беседа о России.

Воспитатель показывает на карте территорию России на карте.

- Ребята, посмотрите, это наш земной шар, наша планета Земля. Вот наша страна Россия, посмотрите, какая она большая, как много места занимает ее территория. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце России люди ложатся спать, то на другом конце страны просыпаются. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – ярко светить солнце. Чтобы добраться из одного конца страны в другой на поезде, то нужно ехать целую неделю, а на самолёте почти сутки. Послушайте стихотворение про нашу великую страну!

Дети  выходят к доске, читают стихотворение  И. Забила о России.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы! (Дима)

Раскинулась моя страна,

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга. (Эдик)

И поезд по стране моей

К границе от границы,

Не меньше, чем за десять дней,

И то едва домчится. (Милана)

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен,

Везде вы встретите людей,

Родных, российских, наших. (Лера Н.)

Живем мы в радостном краю

И знать его должны мы-

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый. (Лиза Д.)

- Ребята, вам понравилось стихотворение? Где мы пролетали? (Ответы детей) Правильно, наш маршрут был от Севера до Юга нашей страны. А что вы интересного запомнили про нашу страну? (Ответы детей) Верно, когда в одном краю страны просыпаются, то в другом ребята укладываются спать.

 - А сейчас наш самолёт летит в столицу нашего государства. Ребята, а что такое столица? Как называется столица нашего государства? (Москва).  (Дети имитируют крылья самолёта).  

- Предлагаю вспомнить стихотворение о Москве (дети читают его все вместе):

Москва - это Красная площадь,

Москва - это башни Кремля,

Москва - это сердце России,

Которое любит тебя.

- А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? (Путин В. В. Показать фотографию президента). Чем занимается президент? (Управляет страной). 

- Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн). 

Беседа о флаге России.

Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, с привязанным к его верхушке пучком травы или конских волос,  окрашенным яркой краской. Называлось это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей). (Собирать вместе много людей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос (бело-сине-красного цвета) ввёл царь Пётр 1.

Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. 

- Российский флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (Показать изображение с российским флагом). 

Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте.

Как вы считаете, что напоминает нам белый цвет?

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).

А что вам напоминает синий цвет?

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря). 

А что символизирует красный цвет?

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло). 

- Ребята, мы с вами учили стихотворение о флаге. Предлагаю его вспомнить перед тем, как вы выполните моё задание.

Дети читают стихотворение все вместе.

Белый цвет – берёзка,

Синий -  неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Аппликация из лент  "Собери флаг".
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат цветные ленты. Соберите из них Российский флаг и приклейте на картонную основу. Но перед тем как приступить к заданию,  немного разомнёмся.

Физкультминутка  «Наша Родина – Россия»

 
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Приступайте к работе. (Дети выполняют задание).   

- Молодцы!

- А где мы можем увидеть флаг? (ответы детей)

- А теперь мы познакомимся ещё с одним символом России!

Беседа о гербе России.

- Обратите внимание на эту иллюстрацию, что на ней изображено?

Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.

- Давайте с вами рассмотрим герб. 

- Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

- Золотой цвет – это символ чего? (символ солнца). 

- Ребята, посмотрите на орла.

- Что за птица орёл? (Это птица-царь).

- Ребята, а помните, я вам рассказывала древнюю легенду, в которой рассказывалось почему именно такой орёл нарисован на гербе нашей страны. Кто сможет нам её рассказать?

(Андрей К.) - По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице, запряженной двумя птицами с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой  страны.

- Обратите внимание на грудь орла. Чем она украшена? (ответы детей).

- Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея.

- Что символизирует эта картина? (ответы детей)

- Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

- Наш герб это эмблема, символ России. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.  

- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей).

- Давайте послушаем стихотворение о гербе. (Маша Кр.)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный!

Беседа о гимне России. Слушание гимна.

- Ребята, а о каком третьем символе государства мы не поговорили? (гимн)

- А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны).

- Когда играет гимн? (Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д.)

- Как слушают гимн? (Гимн слушают стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.)

- Кто написал наш гимн? ( Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.)

- Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и слушают гимн).

Нам пора возвращаться домой из нашего путешествия. Садимся в самолёт и отправляемся в родной город Курск.

Беседа о гербе Курской области.

-Ребята, а если наша Родина – город Курск, значит мы – кто? (Куряне)

- Правильно. А каждый курянин должен знать герб Курской области. А вы знаете?

- Так что же изображено на гербе Курской области? (На серебряном фоне - голубая полоса, на этой полосе три летящие куропатки, и серебряный щит в обрамлении венка из дубовых листьев)

- А что символизируют эти изображения, как вы думаете? (Голубая лента – реку, куропатки – это птицы, которые водятся в нашей области в большом количестве, дубовые листья обозначают многочисленные дубовые рощи)

 - А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды. Команду мальчиков и команду девочек. Девочки подходят к столу с цифрой 1, а мальчики к столу - с цифрой 2.  На столах у вас разрезанные картинки с изображением гербов России  и Курска. Картинки перепутаны. Вам надо будет собрать 2 картинки: герб Курской области и герб России. А у какой команды, что получилось, мы узнаем в конце игры.

Игра «Собери гербы» (разрезные картинки)

3. Заключительная часть

Воспитатель задаёт вопросы по окончании занятия.

- Наше с вами путешествие подошло к концу.

- Что мы сегодня делали? (путешествовали)

- О чем говорили?

- Что нового вы узнали во время путешествия?

- В какой стране мы живем?

- Какие государственные символы вы знаете?

Давайте попрощаемся с нашими гостями! Ждём их снова у нас в гостях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе: «Моя Родина – великая Россия».

Расширять представления детей о символике Российсского государства, их историческом происхождении....

Конспект ИОС по познавательному развитию для старшей группы "Моя Родина- Россия"

Конспект ИОС по познавательному развитию для старшей группы "Моя Родина- Россия"...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Россия - Родина моя!"»

ООД закрепляет знания детей о своей большой родине - России, а также знания о народно - прикладном искусстве, которые дети получили ранее на занятиях по ознакомлению с окружающим, по продуктивной деят...

Конспект по художественно- эстетическому развитию в старшей группе «Моя Родина — Россия»

Тема: «Моя родина – Россия»Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе страны, продолжать учить отражать в рисунке красоту своего края, всей России: пейзажи, сюжеты.Развивающ...

Конспект развлекательно – познавательной игры в старшей группе «Моя Родина - РОССИЯ»

Формировать патриотические чувства любви к своей Родине – России...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы России»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Государственные символы России»Цель: способствовать формированию системных представлений о государственной символике родной с...