Кружковая деятельность "Казачий край"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко» п. Красноармейский
Казачий край
КРУЖОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составлен на основе региональной программы дошкольного образования «Родники Дона » Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
Воспитатели:
Ильинова Ольга Викторовна
П.Красноармейский
2021г.
Пояснительная записка
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учетом природных, климатических и национально-культурных традиций Донского края, включающий следующие компоненты:
- познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций Донского края;
- эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
- эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы Донского края;
- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.
- Содержание регионального компонента обеспечивается региональной программой «Родники Дона» -Р.М.Чумичева и др.
Содержание и технологии региональной программы «Родники Дона» для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребенком личностных смыслов как культурно-эмоциональных переживания.
Задачи, реализуемые программой, строятся в зависимости от целей и форм организации деятельности детей и решаются включением адекватного механизма социокультурной модели образовательного процесса (разработанного Р.М. Чумичевой) Задачи, реализуются соисполнительским механизмом, ориентированы на восприимчивости, произведений искусства родного края (изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры, скульптуры) ценностей заложенных в них, открытие личностных смыслов:
1 .Овладение специфическим языком искусства, знаками и символами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения.
2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально-эстетических проявлении (восторга, восхищения, радости и т.д.).
3.Развитие духовно-ценностного ядра личности ребёнка, его внутреннего "Я": познавательно-эстетических интересов и способное к» умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовывать в нём, создание условий для открытия ребенком личностных смыслов.
4.Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю
Драматургический механизм усвоения ценностей обуславливает возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где ребёнок вступает в диалог с миром искусства и воспроизводит ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, аппликация, постройка), при этом решаются следующие задачи: 1.Развить потребность ребёнка в активном эмоционально-этетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно-творческой, конструктивной деятельности.
2.Научить ребёнка в различных видах деятельности отображать не только содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности, изображённые в произведениях искусства донских авторов.
3.Создать условия выбора ребёнком средств выразительности, военных в процессе познания произведений Донского края, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств.
4.Способствовать развитию опыта эмоционально-личного отношения к произведениям искусств, собственной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, открытию личностных смыслов. Режиссёрский механизм усвоения ценностей «сдавливает» возникновение самостоятельной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности ребёнка, стимулируемой различными условиями и выступающей как способ самовыражения его собственной самоценности, при этом решаются следующие задачи:
1.Создать условия для реализации потребностей и способностей ребёнка в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы).
2.Развивать творческий потенциал ребёнка, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
3.Развивать опыт творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности.
Содержание программы строится на следующих принципах:
-гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
-культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и аботке на этой основе ценностных ориентации и смыслов;
-аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
-интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры, целостности произведений и его частей в про но изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;
-диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".
Отличительными признаками программы "Родники Дона является то, что содержание раскрывает культурно-познавателыые гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические и социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений. В программе широко представлены знаки и символы специфичные для "языка" различных видов искусств Донского края. В программе содержание и тематика различных организации деятельности представлены как целостный и взаимосвязи изобразительно-эстетический компонент образовательного процесса. Содержание программы включает четыре раздела: "Человек в истории Донского края", "Человек созидатель культуры", "Человек в пространстве Донского края", "Праздники события в жизни людей
Планируемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.
2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.
3. Знать профессии своих родителей.
4. Знать краткие сведения об истории посёлка.
5. Знать символику Орловского района и Ростовской области.
6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.
7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.
8. Знать стихи поэтов родного края.
9. Знать правила безопасного поведения на природе и в общественных местах.
10. Иметь элементарные представления об охране природы.
11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
№ | Тема раздела | Название занятия | Цели | Литература | |||||||
Сентябрь | |||||||||||
1 | 3.09 | Человек в истории Донского края | Как у нас было на Тихом Дону | Расширить знания детей об истории донского края, о традициях и обычаях казаков. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 244 | ||||||
2 | 10.09 | Человек в истории Донского края | Казачьи символы и знаки | Познакомить с казачьим этикетом, с заповедями казачат, с заповедями казачества, с Гербом, Гимном казаков. Воспитывать уважение к возрождению казачества. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр245 | ||||||
3 | 17.09 | Человек в истории Донского края | Казачий курень, донские казачьи станицы | Расширить представление детей о укладе жизни казаков, о типе жилища. Познакомить с первыми сениями на Дону | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр246 | ||||||
4 | 24.09 | Человек в истории Донского края | Труд людей родной земли | Познакомить детей сельским хозяйством казаков, и одним из древнейших занятий – рыболовством. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 248 | ||||||
Октябрь | |||||||||||
5 | 1.10 | Человек в истории Донского края | Старинная казачья кухня | Познакомить детей с разнообразием старинной казачьей кухни, внутренним убранством казачьей кухни. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 248 | ||||||
6 | 8.10 | Человек в истории Донского края | Казак рождается воином | Расширять представление детей об обычаях казаков. Рассказать как воспитывали будущих воинов. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр248 | ||||||
7 | 15.10 | Человек в истории Донского края | Атаманы Иван Матвеевич Краснощеков, Матвей Иванович Платов - легендарные личности | Познакомить с чудесами храбрости и мужества проявленными на войне донскими казаками - Иваном Матвеевичем Краснощековым, Матвеем Ивановичем Платовым. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр249 | ||||||
8 | 22.10 | Человек-созидатель культуры | Преданья старины глубокой | Познакомить детей с историек и спецификой казачьего фольклора, разнообразием донского фольклора, многообразием казачьей песни. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр252 | ||||||
9 | 29.10 | Человек-созидатель культуры | Здравствуй, сказка Тихого Дона! | Расширить знания детей о сказках. Познакомить с народными волшебными сказками записанными Т.И. Тумилевич на Дону, бытовыми сказками, народными сказками | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр252 | ||||||
Ноябрь | |||||||||||
10 | 12.11 | Человек-созидатель культуры | Сундучок тётушки Аксиньи | Познакомить детей с традиционной одеждой казака и казачки. Рассмотреть военную одежду, а также головные уборы казаков и казачек. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр | ||||||
11 | 19.11 | Человек-созидатель культуры | Белая Семикаракорская керамика | Познакомить с декоративно-прикладным искусством Дона, в частности, деревянной, металлической и глиняной посудой, которую изготовляли иногородние и отставные казаки. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр255 | ||||||
12 | 26.11 | Человек-созидатель культуры | Лепка Семикаракорской посуды. | Освоение приемов работы с глиной: ленточный способ изготовления посуды; способ кругового налепа; выбирание глины стекой. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 257 | ||||||
Декабрь | |||||||||||
13 | 3.12 | Человек-созидатель культуры | Роспись в стиле Семикаракорского промысла | Познакомить с мотивами Семикаракорского промысла: овощи, фрукты, цветущие травы, сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора. Краски южной природы, которые впитало в себя семикаракорское письмо: золотисто-охристые, зеленовать-изумрудные цвета. Учить детей рисовать элементы узора Семикаракорской росписи. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр257 | ||||||
14 | 10.12 | Человек-созидатель культуры | Декоративная аппликация по мотивам Семикаракорского промысла. | Расширять знания об особенностях Семикаракорского промысла, декоративными узорами на посуде. Развивать освоение техники криволинейного, симметричного вырезывания для получения овальных и других форм. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 258 | ||||||
15 | 17.12 | Человек-созидатель культуры | Певцы Донского края - Дубовской Н.Н., Крылов И.И., Греков М.Б., Сарьян М.С. | Познакомить с жизнью и творчеством певцов донского края. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр258 | ||||||
16 | 24.12 | Человек-созидатель культуры | Гордость Донской земли - А.П. Чехов, М.А. Шолохов. | Познакомить детей с творчеством А.П.Чехова и М.А. Шолохова. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр260 | ||||||
17 | 31.12 | Человек-созидатель культуры | Знаменитые люди земли Донской | Познакомить с творчеством донских композиторов | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр261 | ||||||
Январь | |||||||||||
18 | 14.01 | Человек-созидатель культуры | Народный и культурный театры на Дону | Развивать представления о театре, особенности донского театра | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр262 | ||||||
19 | 21.01 | Человек в пространстве Донского края | Архитектор – созидатель поэзии в камне | Познакомить с работой архитектора. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр266 | ||||||
20 | 28.01 | Человек в пространстве Донского края | Жемчужина оборонительного зодчества – город Танаис. | Познакомить с архитектурным памятником – Танаисом. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр267 | ||||||
Февраль | |||||||||||
21 | 4.02 | Человек в пространстве Донского края | Азовский оборонительный комплекс на защите донских рубежей. | Познакомить с самым древним гордом Донского края – крепость Азов, истоией этого города. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр267 | ||||||
22 | 11.02 | Человек в пространстве Донского края | Город – крепость Старочеркасск. | Знакомить с городом крепостью- Старочеркасском | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр268 | ||||||
23 | 18.02 | Человек в пространстве Донского края | Город Таганрог- родина А.П Чехова | Расширить представления о городе Таганрог - родине А.П.Чехова | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр268 | ||||||
24 | 25.02 | Человек в пространстве Донского края | Столица Области Войска Донского – город Новочеркасск | Рассказа о столице Области войска Донского | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 268 | ||||||
Март | |||||||||||
25 | 4.03 | Человек в пространстве Донского края | Архитектура г. Ростов –на -Дону. | Рассказать об архитектуре Ростова на Дону. Рассмотреть знаменитые памятники и архитектурные сооружения. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр269 | ||||||
26 | 11.03 | Человек в пространстве Донского края | Монументальные памятники донской казачьей старины | Познакомить со скульптурой донской казачьей старины. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр269 | ||||||
27 | 18.03 | Человек в пространстве Донского края | Памятники героям – защитникам земли Донской. | Познакомить с памятниками посвященным героям-защитникам земли Донской | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
28 | 25.03 | Человек в пространстве Донского края | Памятники выдающимся людям Донского края. | Познакомить с памятниками воздвигнутыми выдающимся людям Донского края | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
Апрель | |||||||||||
29 | 1.04 | Человек-созидатель культуры | Человек – созидатель и разрушитель архитектуры и памятников монументальной культуры. | Рассмотреть факторы которые способствуют разрушению памятников и архитектурных сооружений. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
30 | 8.04 | Человек-созидатель культуры | «Постройка дома, в котором я живу» (конструирование из строительного материала) | Научить уметь определять пространственные характеристики постройки, упражнять в подборе деталей по форме, размеру, устойчивости, в соответствии с назначением постройки. Учить с помощью дополнительных деталей отражать характерные черты своего дома. Развитие умений и навыков творчески подходить к решению конструктивных задач при сооружении своего дома | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
31 | 15.04 | Человек-созидатель культуры | Наша улица родная (конструирование из бумаги) | В процессе конструирования из бумаги различных видов жилых и общественных зданий, дети закрепляют навыки работы с бумагой: складывать бумагу в разных направления, делить её на диагонали, передавая основные свойства архитектуры: форму, объём, характер, настроение, ритм здания. Нацеливать детей на творческий подход в выборе объекта сооружения | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр | ||||||
32 | 22.04 | Человек-созидатель культуры | Архитектура родного поселка (рисование) | В процессе изображения различных зданий формировать умение планировать действия (подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем начинать рисовать). Развитие умения передавать с помощью цвета, формы архитектурные особенности зданий родного города. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 271 | ||||||
33 | 29.04 | Человек в пространстве Донского края | Постройка зданий прошлых лет (конструирование из строительного материала)
| Побуждать детей передавать в постройке образы, используя разнообразные геометрические фигуры для её выразительности. Учить детей сооружать постройки по схеме, выполнят условия, заданные в схеме. Развитие опыта творческой деятельности и открытие новых граней реальных конструктивных и строительных деталей. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр272 | ||||||
Май | |||||||||||
34 | 6.05 | Человек-созидатель культуры | Казачий курень (аппликация) | Учить детей в аппликации передавать основные особенности жилища казаков, с помощью формы, цвета, линий, дополнительных деталей. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр272 | ||||||
35 | 13.05 | Праздники-события в жизни людей | Народные праздники на Дону, их связь с радостью, мечтой о лучших днях. | Познакомить детей с народными праздниками казаков, традициями их празднования. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр273 | ||||||
36 | 20.05 | Праздники-события в жизни людей | Увеселения, забавы, игры казаков | Познакомить детей с увеселениями, забавами, играми казаков, которые представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр275 |
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг
- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»
- В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»
- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
- Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»
- Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»
Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Л.А. Платохина региональная программа «Родники Дона»
О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Наш край".
Программа разработана с целью ознакомление детей с родным краем, его природой, коренными народами Севера....

Кружковая работа по теме "Край курая" для детей старшего дошкольного возраста.
Кружковая воспитательная работа для детей дошкольного возраста по изучению культуры , литературы родного края - Республики Башкортостан. Работа включает беседы по изучению родного края, традиций башки...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ
Содержание работы по направлению ознакомление с роднымкраем детей старшего дошкольного возрастаЦель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, пр...

кружковая деятельность "Юный эколог родного края"
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...

Рабочая программа кружковой работы "Мой край"
Программа разработана для детей подготовительной группы детского сада. В течение года мы изучали природу, растительный и животный мир тундры, традиции, обычаи и быт ненцев. просматривали докумен...
Кружковая работа "Родной край"
В статье автор Сидорова А.А. раскрывает работу кружка "Родной край" в формировании толерантного поведения детей с дошкольного возраста....