Кружковая деятельность "Казачий край"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко» п. Красноармейский
Казачий край
КРУЖОК ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составлен на основе региональной программы дошкольного образования «Родники Дона » Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
Воспитатели:
Ильинова Ольга Викторовна
П.Красноармейский
2021г.
Пояснительная записка
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется с учетом природных, климатических и национально-культурных традиций Донского края, включающий следующие компоненты:
- познавательный компонент – информационная база, все, что составляет содержание истории, культуры, традиций Донского края;
- эмоционально-нравственный компонент – это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с её ценностями, идеалами, мотивами, желаниями, стремлением к саморазвитию, самореализации;
- эстетический компонент- эмоциональное восприятие объектов культуры, мира живой и неживой природы Донского края;
- поведенческий компонент – это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных поступках, поведении, отношении.
- Содержание регионального компонента обеспечивается региональной программой «Родники Дона» -Р.М.Чумичева и др.
Содержание и технологии региональной программы «Родники Дона» для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края, создание условий открытия ребенком личностных смыслов как культурно-эмоциональных переживания.
Задачи, реализуемые программой, строятся в зависимости от целей и форм организации деятельности детей и решаются включением адекватного механизма социокультурной модели образовательного процесса (разработанного Р.М. Чумичевой) Задачи, реализуются соисполнительским механизмом, ориентированы на восприимчивости, произведений искусства родного края (изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры, скульптуры) ценностей заложенных в них, открытие личностных смыслов:
1 .Овладение специфическим языком искусства, знаками и символами, заложенными в нем, средствами выразительности, ценности смысловой основой произведения.
2.Развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно-эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально-эстетических проявлении (восторга, восхищения, радости и т.д.).
3.Развитие духовно-ценностного ядра личности ребёнка, его внутреннего "Я": познавательно-эстетических интересов и способное к» умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовывать в нём, создание условий для открытия ребенком личностных смыслов.
4.Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю
Драматургический механизм усвоения ценностей обуславливает возникновение изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, где ребёнок вступает в диалог с миром искусства и воспроизводит ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, аппликация, постройка), при этом решаются следующие задачи: 1.Развить потребность ребёнка в активном эмоционально-этетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно-творческой, конструктивной деятельности.
2.Научить ребёнка в различных видах деятельности отображать не только содержание, композицию, способы выразительности, но и ценности, изображённые в произведениях искусства донских авторов.
3.Создать условия выбора ребёнком средств выразительности, военных в процессе познания произведений Донского края, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств.
4.Способствовать развитию опыта эмоционально-личного отношения к произведениям искусств, собственной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности, открытию личностных смыслов. Режиссёрский механизм усвоения ценностей «сдавливает» возникновение самостоятельной изобразительно-творческой, конструктивной деятельности ребёнка, стимулируемой различными условиями и выступающей как способ самовыражения его собственной самоценности, при этом решаются следующие задачи:
1.Создать условия для реализации потребностей и способностей ребёнка в изобразительно-творческой, конструктивной деятельности пространственно-предметная среда, ситуации, проблемы, мотивы).
2.Развивать творческий потенциал ребёнка, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и создавать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
3.Развивать опыт творческой деятельности ребёнка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнёров для совместной деятельности.
Содержание программы строится на следующих принципах:
-гуманитаризации, который отражает общечеловеческие ности в искусстве и обеспечивает гармоничное развитие личности;
-культуросообразности, выстраивающий содержание программы, последовательное усвоение национально-культурных традиций и аботке на этой основе ценностных ориентации и смыслов;
-аксиологического (ценностного) подхода к произведениям искусства. Культура и искусство выступает мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю и нацеливает ребенка на сохранение произведений искусства;
-интегративности, определяющий взаимодействие различных произведений искусства: архитектуры, музыки, литературы, живописи и скульптуры, целостности произведений и его частей в про но изобразительно-творческой, конструктивной деятельности;
-диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог искусства, диалог стилей прошлого и настоящего языка искусства родного края, внутренний диалог ребёнка со своим "Я".
Отличительными признаками программы "Родники Дона является то, что содержание раскрывает культурно-познавателыые гуманистические, нравственные, эстетические ценности искусства родного края. Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические и социально- нравственные сферы и смыслы. Содержание программы предусматривает знакомство дошкольников с историей родного края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. Содержание выступает средством стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений. В программе широко представлены знаки и символы специфичные для "языка" различных видов искусств Донского края. В программе содержание и тематика различных организации деятельности представлены как целостный и взаимосвязи изобразительно-эстетический компонент образовательного процесса. Содержание программы включает четыре раздела: "Человек в истории Донского края", "Человек созидатель культуры", "Человек в пространстве Донского края", "Праздники события в жизни людей
Планируемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.
2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.
3. Знать профессии своих родителей.
4. Знать краткие сведения об истории посёлка.
5. Знать символику Орловского района и Ростовской области.
6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.
7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.
8. Знать стихи поэтов родного края.
9. Знать правила безопасного поведения на природе и в общественных местах.
10. Иметь элементарные представления об охране природы.
11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
№ | Тема раздела | Название занятия | Цели | Литература | |||||||
Сентябрь | |||||||||||
1 | 3.09 | Человек в истории Донского края | Как у нас было на Тихом Дону | Расширить знания детей об истории донского края, о традициях и обычаях казаков. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 244 | ||||||
2 | 10.09 | Человек в истории Донского края | Казачьи символы и знаки | Познакомить с казачьим этикетом, с заповедями казачат, с заповедями казачества, с Гербом, Гимном казаков. Воспитывать уважение к возрождению казачества. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр245 | ||||||
3 | 17.09 | Человек в истории Донского края | Казачий курень, донские казачьи станицы | Расширить представление детей о укладе жизни казаков, о типе жилища. Познакомить с первыми сениями на Дону | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр246 | ||||||
4 | 24.09 | Человек в истории Донского края | Труд людей родной земли | Познакомить детей сельским хозяйством казаков, и одним из древнейших занятий – рыболовством. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 248 | ||||||
Октябрь | |||||||||||
5 | 1.10 | Человек в истории Донского края | Старинная казачья кухня | Познакомить детей с разнообразием старинной казачьей кухни, внутренним убранством казачьей кухни. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 248 | ||||||
6 | 8.10 | Человек в истории Донского края | Казак рождается воином | Расширять представление детей об обычаях казаков. Рассказать как воспитывали будущих воинов. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр248 | ||||||
7 | 15.10 | Человек в истории Донского края | Атаманы Иван Матвеевич Краснощеков, Матвей Иванович Платов - легендарные личности | Познакомить с чудесами храбрости и мужества проявленными на войне донскими казаками - Иваном Матвеевичем Краснощековым, Матвеем Ивановичем Платовым. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр249 | ||||||
8 | 22.10 | Человек-созидатель культуры | Преданья старины глубокой | Познакомить детей с историек и спецификой казачьего фольклора, разнообразием донского фольклора, многообразием казачьей песни. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр252 | ||||||
9 | 29.10 | Человек-созидатель культуры | Здравствуй, сказка Тихого Дона! | Расширить знания детей о сказках. Познакомить с народными волшебными сказками записанными Т.И. Тумилевич на Дону, бытовыми сказками, народными сказками | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр252 | ||||||
Ноябрь | |||||||||||
10 | 12.11 | Человек-созидатель культуры | Сундучок тётушки Аксиньи | Познакомить детей с традиционной одеждой казака и казачки. Рассмотреть военную одежду, а также головные уборы казаков и казачек. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр | ||||||
11 | 19.11 | Человек-созидатель культуры | Белая Семикаракорская керамика | Познакомить с декоративно-прикладным искусством Дона, в частности, деревянной, металлической и глиняной посудой, которую изготовляли иногородние и отставные казаки. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр255 | ||||||
12 | 26.11 | Человек-созидатель культуры | Лепка Семикаракорской посуды. | Освоение приемов работы с глиной: ленточный способ изготовления посуды; способ кругового налепа; выбирание глины стекой. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 257 | ||||||
Декабрь | |||||||||||
13 | 3.12 | Человек-созидатель культуры | Роспись в стиле Семикаракорского промысла | Познакомить с мотивами Семикаракорского промысла: овощи, фрукты, цветущие травы, сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора. Краски южной природы, которые впитало в себя семикаракорское письмо: золотисто-охристые, зеленовать-изумрудные цвета. Учить детей рисовать элементы узора Семикаракорской росписи. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр257 | ||||||
14 | 10.12 | Человек-созидатель культуры | Декоративная аппликация по мотивам Семикаракорского промысла. | Расширять знания об особенностях Семикаракорского промысла, декоративными узорами на посуде. Развивать освоение техники криволинейного, симметричного вырезывания для получения овальных и других форм. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 258 | ||||||
15 | 17.12 | Человек-созидатель культуры | Певцы Донского края - Дубовской Н.Н., Крылов И.И., Греков М.Б., Сарьян М.С. | Познакомить с жизнью и творчеством певцов донского края. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр258 | ||||||
16 | 24.12 | Человек-созидатель культуры | Гордость Донской земли - А.П. Чехов, М.А. Шолохов. | Познакомить детей с творчеством А.П.Чехова и М.А. Шолохова. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр260 | ||||||
17 | 31.12 | Человек-созидатель культуры | Знаменитые люди земли Донской | Познакомить с творчеством донских композиторов | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр261 | ||||||
Январь | |||||||||||
18 | 14.01 | Человек-созидатель культуры | Народный и культурный театры на Дону | Развивать представления о театре, особенности донского театра | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр262 | ||||||
19 | 21.01 | Человек в пространстве Донского края | Архитектор – созидатель поэзии в камне | Познакомить с работой архитектора. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр266 | ||||||
20 | 28.01 | Человек в пространстве Донского края | Жемчужина оборонительного зодчества – город Танаис. | Познакомить с архитектурным памятником – Танаисом. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр267 | ||||||
Февраль | |||||||||||
21 | 4.02 | Человек в пространстве Донского края | Азовский оборонительный комплекс на защите донских рубежей. | Познакомить с самым древним гордом Донского края – крепость Азов, истоией этого города. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр267 | ||||||
22 | 11.02 | Человек в пространстве Донского края | Город – крепость Старочеркасск. | Знакомить с городом крепостью- Старочеркасском | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр268 | ||||||
23 | 18.02 | Человек в пространстве Донского края | Город Таганрог- родина А.П Чехова | Расширить представления о городе Таганрог - родине А.П.Чехова | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр268 | ||||||
24 | 25.02 | Человек в пространстве Донского края | Столица Области Войска Донского – город Новочеркасск | Рассказа о столице Области войска Донского | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 268 | ||||||
Март | |||||||||||
25 | 4.03 | Человек в пространстве Донского края | Архитектура г. Ростов –на -Дону. | Рассказать об архитектуре Ростова на Дону. Рассмотреть знаменитые памятники и архитектурные сооружения. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр269 | ||||||
26 | 11.03 | Человек в пространстве Донского края | Монументальные памятники донской казачьей старины | Познакомить со скульптурой донской казачьей старины. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр269 | ||||||
27 | 18.03 | Человек в пространстве Донского края | Памятники героям – защитникам земли Донской. | Познакомить с памятниками посвященным героям-защитникам земли Донской | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
28 | 25.03 | Человек в пространстве Донского края | Памятники выдающимся людям Донского края. | Познакомить с памятниками воздвигнутыми выдающимся людям Донского края | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
Апрель | |||||||||||
29 | 1.04 | Человек-созидатель культуры | Человек – созидатель и разрушитель архитектуры и памятников монументальной культуры. | Рассмотреть факторы которые способствуют разрушению памятников и архитектурных сооружений. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
30 | 8.04 | Человек-созидатель культуры | «Постройка дома, в котором я живу» (конструирование из строительного материала) | Научить уметь определять пространственные характеристики постройки, упражнять в подборе деталей по форме, размеру, устойчивости, в соответствии с назначением постройки. Учить с помощью дополнительных деталей отражать характерные черты своего дома. Развитие умений и навыков творчески подходить к решению конструктивных задач при сооружении своего дома | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр270 | ||||||
31 | 15.04 | Человек-созидатель культуры | Наша улица родная (конструирование из бумаги) | В процессе конструирования из бумаги различных видов жилых и общественных зданий, дети закрепляют навыки работы с бумагой: складывать бумагу в разных направления, делить её на диагонали, передавая основные свойства архитектуры: форму, объём, характер, настроение, ритм здания. Нацеливать детей на творческий подход в выборе объекта сооружения | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр | ||||||
32 | 22.04 | Человек-созидатель культуры | Архитектура родного поселка (рисование) | В процессе изображения различных зданий формировать умение планировать действия (подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем начинать рисовать). Развитие умения передавать с помощью цвета, формы архитектурные особенности зданий родного города. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр 271 | ||||||
33 | 29.04 | Человек в пространстве Донского края | Постройка зданий прошлых лет (конструирование из строительного материала)
| Побуждать детей передавать в постройке образы, используя разнообразные геометрические фигуры для её выразительности. Учить детей сооружать постройки по схеме, выполнят условия, заданные в схеме. Развитие опыта творческой деятельности и открытие новых граней реальных конструктивных и строительных деталей. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр272 | ||||||
Май | |||||||||||
34 | 6.05 | Человек-созидатель культуры | Казачий курень (аппликация) | Учить детей в аппликации передавать основные особенности жилища казаков, с помощью формы, цвета, линий, дополнительных деталей. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр272 | ||||||
35 | 13.05 | Праздники-события в жизни людей | Народные праздники на Дону, их связь с радостью, мечтой о лучших днях. | Познакомить детей с народными праздниками казаков, традициями их празднования. | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр273 | ||||||
36 | 20.05 | Праздники-события в жизни людей | Увеселения, забавы, игры казаков | Познакомить детей с увеселениями, забавами, играми казаков, которые представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта | Р.М.Чумичева «Родники Дона» стр275 |
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг
- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»
- В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»
- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
- Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»
- Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»
Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Л.А. Платохина региональная программа «Родники Дона»
О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "Наш край".
Программа разработана с целью ознакомление детей с родным краем, его природой, коренными народами Севера....
Кружковая работа "Люблю тебя мой край родной!"
программа для средней группы по казачеству....
Кружковая работа по теме "Край курая" для детей старшего дошкольного возраста.
Кружковая воспитательная работа для детей дошкольного возраста по изучению культуры , литературы родного края - Республики Башкортостан. Работа включает беседы по изучению родного края, традиций башки...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ
Содержание работы по направлению ознакомление с роднымкраем детей старшего дошкольного возрастаЦель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, пр...
кружковая деятельность "Юный эколог родного края"
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...
Рабочая программа кружковой работы "Мой край"
Программа разработана для детей подготовительной группы детского сада. В течение года мы изучали природу, растительный и животный мир тундры, традиции, обычаи и быт ненцев. просматривали докумен...
Кружковая работа "Родной край"
В статье автор Сидорова А.А. раскрывает работу кружка "Родной край" в формировании толерантного поведения детей с дошкольного возраста....