Кружковая работа "Родной край"
статья (средняя группа)
В статье автор Сидорова А.А. раскрывает работу кружка "Родной край" в формировании толерантного поведения детей с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа кружка «Родной край» в формировании толерантного поведения детей дошкольного возраста
Сидорова Алена Антоновна,
воспитатель МБДОУ д/с №30 «Малышок»
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. С этой целью мною выбрана тема кружка «Родной край», где дети, в первую очередь, знакомятся с культурой и традицией коренного народа саха. Второй год провожу этот кружок в старшей группе «Солнышко», где ходят дети 7 национальностей: якуты, русские, таджики, украинка, армянка, узбечка, тувинец.
Сперва разработала перспективный план кружковой работы на 1 год, а потом на второй год по ознакомлению их с культурой и традицией народа саха, используя и обогащая материалы из научно-популярных литератур, краеведческих источников, также общеобразовательных программ, как «Эркээйи», «Тосхол». В плане кружка, краеведческого направления, включила следующие темы из истории и культуры якутского народа: «Якутск — многонациональный город», «Якуты, русские, армяне, киргизы, таджики, украинцы и др.», «Мои родители — якуты, армяне, киргизы и др», «Зима начинается с Якутии» или «Якутия — полюс холода», «Чысхаан (Эһээ Дьыл), Хаарчаана, Дьыл Оҕуһа». «Музыкальная культура коренных народов Якутии», «Музыкальный инструмент – хомус», «День родной письменности», «Якутский язык. Алфавит», «Национальные игры и игрушки народов Якутии», «Элементы якутского орнамента», «Детские писатели Якутии», «Якутский героический эпос «Олонхо», «Якутский священный столб - сэргэ», «Национальные танцы народов Якутии», «Национальный праздник ысыах» и др.
При отборе тем кружка учитываю возрастные особенности детей, также при ознакомлении с культурой и традицией народа саха основная наша цель заключается в передаче мудрости и самобытности якутского народа. Ребенок через беседу, разнообразные игры осмысливая, размышляя, сравнивая познает культуру другого народа и тем самым у него формируется первоначальное представление о якутском народе как коренном народе республики, где он живет и растет.
Исходя из вышеизложенного поставлены следующие задачи по формированию толерантного поведения у детей дошкольного возраста:
- зарождение интереса детей к познанию особенностей жизни коренного народа саха;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к коренным народам саха;
- развитие умений отражать полученные знания о якутской национальной культуре в повседневной жизни;
- развитие творческих способностей детей;
- первичная социализация к жизни в многонациональном коллективе.
В каждом занятии кружка подбираю подходящие иллюстрации, музыкальное сопровождение, готовлю презентационный материал, подбираю разные виды игр: дидактические, подвижные, словесные. Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. К.Д.Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры – значит познать природу детства.
После каждого занятия детям задаю следующие контрольные вопросы:
- Что узнали из этого занятия?
- Что интересного сегодня узнали?
- Что больше всего запомнился вам из истории или культуры народа саха? Почему?
- Где-нибудь, когда-нибудь об этом слышали или видели?
- Какие новые слова узнали? Эти слова что означают?
- Хотелось бы вам очутиться прямо сейчас в это время, пространство, мероприятии и т.д.?
- Где-нибудь похожие моменты, истории, детали, произведения и т.д. встретили?
Ниже приведу короткий пример, как ответили дети. Тема была такая: «Национальный праздник ысыах».
Вопрос воспитателя (руководителя): | Ответы детей: |
- Как называется якутский Новый год? | - Ысыах. |
- Что узнали о якутском празднике? | - Это якутский Новый год. Проводится летом. Люди одевают национальный костюм. Женщины, девушки платья халадаай с украшениями, а мужчины, мальчики якутскую рубашку с ремнем. |
- Какие состязания проводятся на ысыахе? | - Конные скачки, длинные косы, борьба сильнейших и т. |
- Какие обряды делают во время ысыаха? | - Люди встречают солнце и тем самым получают энергию на весь год. |
- Какие новые слова узнали сегодня? | - Ысыах, осуохай, кумысопитие, алгыс, алгысчыт. |
- Когда, оказывается, проводится якутский новый год? | - Летом, а не зимой. |
Перед тем как проводить занятие организую среду. Пространственно-предметная среда как часть образовательной деятельности выступает стимулятором для расширения кругозора, мышления, восприятия детей. Так, свою работу начала с подготовки патриотического уголка в группе. Полка сделана из дерева в виде красочного Аал Луук мас, где хранятся якутские сувениры, чороны, национальные настольные игры, книги, журналы с иллюстрациями и т.д. Детей познакомила с особенностями якутской национальной культуры – балаганом, бытом, укладом жизни народа саха, куклами в национальных костюмах. В процессе ознакомления с патриотическим уголком у детей сформировала любовь, уважение к коренному народу саха, желание узнавать о нем в дальнейшем все больше нового и интересного.
Для того, чтобы привлечь большее внимание ребенка пытаюсь провести экскурсии, беседы, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, показ презентаций. Место, где проводится занятие, зависит от темы кружка и каждый раз меняется. Вот недавно были в «Музее мамонта», где дети впервые с родителями увидели настоящие останки от мамонта, бизона и др., которые вызвали у всех только положительные эмоции и впечатления.
Кроме беседы на занятиях кружка рисуем, лепим, делаем аппликацию. Например, рисовали акварелью чороон, кытыйа, сэргэ, флаг РС (Я), лепили мамонта, лошадку, собаку, медведя, вырезали снежинки, изготовили открытку в Новом году и т.д. И, каждый раз нам помогают куклы Сардаана и Сандаара, которые рассказывают, объясняют суть темы кружка. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями и культурой якутов, укрепляют навыки рисования, лепки и аппликации.
В занятиях кружка большой интерес вызывают у детей якутские настольные игры «хаамыска», «хабылык», «оҕустар харсыһыылара», музыкальный инструмент хомус, чороон, дидактическая игра «Путешествие в страну Олоҥхо». Дети с большим интересом слушают и смотрят презентацию о сюжете и героях Олонхо, затем играют в мною разработанную дидактическую игру «Путешествие в страну Олоҥхо». По мнению многих исследователей народной педагогики, героический эпос олонхо должен стать для детей знакомым народным достоянием родного края, который дал бы возможность почувствовать сопричастность к народным традициям, увидеть своим «внутренним зрением» духовную картину мира народа саха.
Для развития кругозора у ребенка, закрепления пройденных тем также разработала игровое лото «Якутия - родной мой край». Отрадно, что эту настольную игру в республиканском смотре-конкурсе наглядно-дидактических пособий по развитию лексико-грамматического строя речи детей, который проходил в январе 2018 г., отметили Дипломом 3 степени. Такие дидактические игры, в первую очередь, развивают мышление, память и внимательность. Играя в эти настольные игры, у ребенка с дошкольного возраста обогащается кругозор, расширяется словарный запас, появляется навык играть по правилам.
Так при ознакомлении детей с историей и культурой коренного народа саха веду дневник наблюдения, где отмечаю реакции детей, эмоции после занятия, ответы на вопросы, беседы, что больше всего их заинтересовало и что запомнили. Наблюдение за детьми показывает, что каждый ребенок с большим любопытством интересуется с историей и культурой коренного народа саха, им не так чуждо другая культура, как нам кажется, наоборот, ребенок запоминает те вещи, которые больше заинтересовали и волновали его. Например, половина детей в кружке каждый раз хотят играть на хомусе после ознакомления с этим инструментом. Мальчики стали играть в Ньургун Боотура, что они добрые и сильные, дерутся со злым богатырем и приносят мир на земле. Отсюда следует сделать вывод, что у ребят с каждым занятием формируется толерантное поведение к коренному народу саха. В конце года проводится итоговое занятие в виде отчета «Мы знаем и любим свой родной край».
Таким образом, если занятия кружка систематически и грамотно проводятся, то ребенок постепенно приобщается к уникальной национальной культуре народа саха, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Литература:
- Базовая программа «Тосхол» под редакцией Л.П.Лепчикова, М.Н.Харитонова, 2009.
- Васильев П.К., Охлопков М.К. Сахалыы оонньуулар: Пособие для воспитателей детских садов и учителей. Якутск: Кн.изд-во, 1985. – 72 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М. 1996. - 216 с.
- Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. // Защити меня! – 2004. – С. 6-11.
- Ефремова Д.Г., Аржакова В.К. Ознакомление дошкольников с Якутией / Д.Г.Ефремова, Д.Г.Аржакова. – Якутск, 1998.
- От родного порога в мир общечеловеческих ценностей (программа “Эркээйи” в республике). – Якутск, 2002.
- Смирнова Е.О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Возрастные особенности формирования толерантности. М.: ЦСО, 2003. - С 64-130 с.
- Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст] / Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 – 91.
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1974. - Т. 1. - 164 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Наш край".
Программа разработана с целью ознакомление детей с родным краем, его природой, коренными народами Севера....

Кружковая работа по теме "Край курая" для детей старшего дошкольного возраста.
Кружковая воспитательная работа для детей дошкольного возраста по изучению культуры , литературы родного края - Республики Башкортостан. Работа включает беседы по изучению родного края, традиций башки...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ
Содержание работы по направлению ознакомление с роднымкраем детей старшего дошкольного возрастаЦель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, пр...

кружковая деятельность "Юный эколог родного края"
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...

Рабочая программа кружковой работы "Мой край"
Программа разработана для детей подготовительной группы детского сада. В течение года мы изучали природу, растительный и животный мир тундры, традиции, обычаи и быт ненцев. просматривали докумен...

План по кружковой работе в старшей группе «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »
План по кружковой работе в старшей группе «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »(возраст: 5-6 лет)Аннотация к плану «Ямал - мой край родной &raq...