КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Содержание работы по направлению ознакомление с родным
краем детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.
Направление: познавательно-речевое.
Новизна: особенностью программы является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, культурой, произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников Республики Башкортостан и Янаульского района.
Актуальность: нет родительского счастья светлее хорошей
воспитанности своих детей. И нет благополучнее общества, чье молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину - землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_po_napravleniyu_oznakomlenie_s_rodnym.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы по направлению ознакомление с родным
краем детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру, и культуру народов ближайшего национального окружения.
Направление: познавательно-речевое.
Новизна: особенностью программы является активное использование в работе с детьми краеведческого материала при ознакомлении с природой, культурой, произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников Республики Башкортостан и Янаульского района.
Актуальность: нет родительского счастья светлее хорошей
воспитанности своих детей. И нет благополучнее общества, чье молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину - землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных определены задачи патриотического воспитания, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности; любви к Родине, краю, городу; бережного отношения к их историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям народа. Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретет самостоятельно. Наиболее успешно этого можно достичь с помощью программ.
В основе программы лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации программы необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации программы, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Содержание образования дошкольника должно строиться «вокруг человека». Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества.
Обобщая опыт работы по проблемам нравственно-патриотического воспитания, и ориентируясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг», (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от5 октября 2010 г. № 795 (с изменениями на 7 октября 2013 г.)), на республиканскую программу «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002-2010гг разработана образовательная программа по ознакомлению детей с родным краем.
Программа направлена на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание было расширено за счет включения задач по краеведению, которые конкретизированы в региональной программе- руководстве по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Я - Башкортостанец» автора Р.Л.Агишевой, кандидата педагогических наук, профессора.
Нет сомнения, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у старшего дошкольника могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. И в первую очередь - позитивное отношение к своей малой родине.
Беседуя с детьми во время занятий и в повседневной жизни, а также с родителями, можно сделать вывод, что в семьях недостаточно уделяется внимания патриотическому воспитанию. Прежде всего, дети, а в большинстве случаев и родители, недостаточно знакомы с историей своих «корней», интересным прошлым своих родных. Нельзя сказать, что это им безразлично, но в суете жизненных забот прошлое уходит на второй план, забывается. Дети, посещающие ДОУ, большую часть времени находятся с воспитателями. Ребенок активно общается, познает окружающий мир. Поэтому ведущая роль в формировании патриотических чувств, принадлежит детскому саду, как первой ступени образования.
Задачи программы:
- Формировать общее представление об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане.
- Формировать в растущем человеке начало духовности, необходимое для развития внутреннего мира личности.
- Формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, к друзьям, к обществу в целом.
- Формировать основы гражданственности, к уважению к правам человека.
Отличительные особенности: содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству башкирского народа и народов ближайшего окружения.
Возраст: старшая и подготовительная группы.
Сроки реализации: два года.
Формы: занятия, беседы, развлечения, праздники, экскурсии,
наблюдения, встречи с известными людьми, игры, оформление выставок.
- В какой республике мы живем?
- Почему оно так называется? Знаешь ли ты легенду о башкирах?
- Какие народы живут в Башкортостане?
- Какие государственные символы РБ ты знаешь?
- Какие цвета на флаге Башкортостана?
- Какой город является столицей Башкортостана?
- Назови достопримечательности г.Уфы. Чем они тебе нравятся?
- Как называется наш район?
- Символика района.
- Что нарисовано на флаге, гербе района? Где их можно увидеть?
- Какие реки протекают через наш район?
- Назови достопримечательности нашего города.
- В Уфе живут уфимцы, а в Янауле?
- Назови летнее жилище древних башкир. Чем они были удобны?
- Как раньше люди украшали свои дома? Сейчас?
- Чем раньше занимались башкиры-мужчины, женщины? Какие у них были орудия труда? Сейчас? Что помогает им в работе? Строителю, земледельцу?
- Сейчас чем занимаются народы Янаульского района?
- Каких известных людей района знаешь?
- Самая крупная река в районе?
- Какие лечебные травы растут в районе?
- Какие деревья растут в лесах района? Кустарники?
- Какие улицы названы в честь известных людей района, героев?
- На какой улице находится памятник героям войны?
- Какие слова-приветствия ты знаешь?
- Какие народные праздники ты знаешь?
- Какие башкирские сказки ты знаешь? Русские?
- Какие национальные блюда ты знаешь?
- Назови элементы мужской (женской) башкирской, русской, удмуртской, марийской, татарской национальной одежды.
- Назови башкирские (русские, удмуртские, татарские) имена, фамилии.
- Какие башкирские (русские, удмуртские, татарские) узоры ты знаешь? Назови и нарисуй их.
- Каких художников, скульпторов, иллюстраторов детских книг ты знаешь?
- Назови известных писателей, поэтов Янаульского района, их произведения.
- Нарисуй свое родословное древо.
- Нарисуй схему своей группы.
- Чем богат наш район?
- Какие животные обитают в лесах района?
- Как называется наш детский сад?
- На какой улице находится детский сад?
- В честь кого названа улица?
- Ты на какой улице живешь?
- Какие игры ты знаешь (башкирские, татарские, удмуртские)?
- Расскажи стихотворение.
- Какие пословицы, загадки, скороговорки ты знаешь? Кто их придумал?
Предполагаемый результат
Старший дошкольник к концу года:
- имеет представление о том, что родившийся человек является членом семьи, янаульцем, гражданином своей республики, страны и имеет право на фамилию, имя, отчество, а также документ, удостоверяющий личность;
- как полноправный гражданин знает свои права и обязанности, соблюдает общественные нормы и правила поведения, этикет при общении с взрослыми сверстниками;
- знает свою фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, телефон; имя, отчество родителей и других членов семьи; может рассказать о месте работы (учебы), о пользе их труда для семьи и общества, ориентируется в городе, где живет;
- информирован о родственниках, с помощью взрослых умеет составлять свою родословную - шежере;
- имеет представление о своей национальности;
- испытывает добрые чувства к своему детскому саду, знает его номер, историю о том, почему детский сад носит данное название;
- запомнил название улицы, на которой находится детский сад «Гвоздичка»; ориентируется в здании детского сада и на ближайшей к нему местности, ориентируется по картам, схемам, проходит простые маршруты в помещениях детского сада, по его территории, микрорайону, где расположен детский сад;
- имеет сформированное представление о малой родине - месте, где родился и живет с родителями (город Янаул), как о части родного края (Республики Башкортостан), большой Родины - России, планеты Земля;
- имеет развитый интерес к месту, где родился, знает историю своего города, его символы;
- имеет развитый познавательный интерес к родному городу, его росту и благоустройству (строятся дома, появляются новые улицы, высаживаются цветы, деревья, поддерживается чистота и порядок);
- знает, что в Янаульском районе много деревень, может показать на карте района г. Янаул, на карте республики свой район и столицу Уфу;
- различает понятия село – город - район - республика - страна - планета;
- имеет представление о достопримечательностях города, района;
- имеет развитый интерес к событиям, значимым для семьи, детского сада, города, республики, страны;
- знает как одним словом называют жителей города (горожане, янаульцы);
- имеет представление о языках, культуре народов, живущих в Янаульскомском районе, о народных играх;
- способен понимать нравственный смысл устного народного творчества, правильно оценивать поступки героев, их действия и личностные качества;
- умеет отличать характерные особенности культуры, искусства, традиций разных народов;
- имеет представление о людях, прославивших Янаульский район;
- имеет представление о том, что воздух, лес, река, озеро, земля, родники - это всеобщее богатство и охранять его - обязанность всех людей;
- знаком с природными богатствами (лес, нефть), природными достопримечательностями района ;
- знаком с культурой поведения в природе и соблюдает ее в жизненных ситуациях;
- имеет интерес к родному языку и языкам народов района (удмуртский, русский, марийский, башкирский, татарский), желание их изучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
ОС по познавательному развитию вторая младшая группа сада "Кто живёт в лесу" (ознакомление детей с животным миром родного края)
Конспект ОС, практическая часть, приложения....
Оздоровление детей дошкольного возраста через кружковую работу в детском саду.
Опыт кружковой работы по оздоровлению детей...