План самообразования педагога ДОУ Тема: «Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование»
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Ежовский детский сад «Солнышко»
Утверждаю
заведующий МДОБУ
«Ежовский детский
сад «Солнышко»
________Е.Н. Лебедева
План
самообразования педагога ДОУ
Тема:
«Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование»
Разработала:
Яликова А. Н.
Актуальность выбранной темы
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу, селу.
Цель:
- Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- Создать развивающую среду способствующую для сохранения и развития марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование, воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к родному краю.
Задачи:
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме;
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- Знакомить детей с марийскими народными традициями, прививать любовь и уважение родному краю.
- Ознакомить детей с республиканской символикой.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком в кружке допобразования «Изи памаш», наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем марийский край. Надо показать ребенку, что родное село, город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Формы работы по ознакомлению с родным краем:
- Информационный этап: изучение научно-методической литературы об истории и культуре Республики Марий Эл; отобрать соответствующий материал, который позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край марийский.
- Внедрение в практику:
- Создать Центр краеведения по ознакомлению с родным краем. В соответствии с этим подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном облике Республики Марий Эл, содержание которого отражено фотографиями , альбомами, макетами.
- Оформить «Мыйын кудем», где размещались бы предметы и элементы быта марийского народа.
- Приобрести серию дидактических игр по ознакомлению с родным краем.
- Привлечь родителей по ознакомлению детей с родным краем (организация экскурсий, совместных праздников, маршрута выходного дня (музей, библиотека и др.))
- Представление опыта работы:
- Участие в педагогических чтениях;
- Разработка конспектов занятий с детьми;
- Оформление информационного уголка, мини-музея для детей и родителей.
Ожидаемый результат:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за своё село, свою малую Родину;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
План работы на 2021 –2022 учебный год
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь «Моя Родина – Россия. В ней родной марийский край» |
|
Октябрь «Животный мир Республики Марий Эл». |
Разучивание песни «Шочмо вер». Песня «Садикыште».
|
Ноябрь Республике Марий Эл – 100лет |
«Кто всех сильнее?»
«Мужик и чёрт», «Кокша – богатырь». |
Декабрь «Зима в марийском крае». |
|
Январь «Играя, мы растём». Дидактические игры. |
|
Февраль «Знакомство с марийской живописью» |
|
Март «Вместе с мамой» |
|
Апрель «Природа и мы» |
|
Май «Знакомство с рекой Кокшага». «До свидания, детский сад» |
|
Перспективное планирование на 2021 –2022 учебный год.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь «Моя родной марийский край» | 1.Беседа о поселке Медведево «Рожденный в 43 –м» (прошлое и настоящее) 2. Беседа о Йошкар – Ола – столица РМЭ (прошлое и настоящее). 3. Растение Красной книги Марий Эл. Чтение стихотворений В. Колумба «Ландыш». 4. Разучивание песни «Марий Эл» слова Изиляновой, муз. В. Захарова. |
Октябрь «Устное народное творчество» |
|
Ноябрь Республика «Марий Эл – многонациональная» |
|
Декабрь «Жизнь и быт наших предков». | 1.Рассказ «Как жили наши предки» (основные занятия и промысел мужчин) 2.Рассказ «Основные занятия женщин – мариек в прошлом (прядение, ткачество, ведение домашнего хозяйства). 3. Природные богатства Республики Марий Эл (лес, песок, торф, ягодные болота) |
Январь «Символика Республики Марий Эл» | 1.Знакомство с гербом и гимном Республики Марий Эл 2.Разучивание гимна РМЭ. |
Февраль «Ознакомление с марийской литературой» | 1. Знакомство с творчеством детского писателя В.В. Крылова. Слушание его произведений. 2. Заучивание отрывка из стихотворения Г. Матюковского «Таир». Рассматривание озера в фотоальбомах «Марий Эл» и «Родниковый край». 3. Знакомство с творчеством М. Шкетана. Чтение рассказа «Моя шапка». 4. Классик марийской литературы – С. Г. Чавайн. Рассказ о поэте и писателе. |
Март «Чтение любимых марийских сказок» | 1.Беседа о марийских сказках 2.Рассматривание сборников сказок (с иллюстрациями З. Лаврнетьева, А. Фомина, Р. Янгильдина). 3.Чтение сказки по желанию детей. 4.Игра соревнование «Узнай сказку по отрывкам» |
Апрель «Ознакомление с природой марийского края» | 1.Беседа «Природа родного края» -заучивание отрывка С. Вишневского «Моя Республика»; - рассматривание иллюстраций в книгах о природе. 2.Национальный природный парк «Марий чодра (для чего он создан, его ценность). 3.Кладовая здоровья (лекарственные растения РМЭ). 4.Реки и озёра-украшение родной природы (дать представление о многочисленности рек и озёр, назвать самые большие реки). |
Май «До свидания, детский сад» | 1.Разучивание стихотворения «Код чеверын, йоча сад!» О. Эльтемеровой. 2.Разучивание песни. 3.Итоговое занятие. |
Перспективы работы:
- Продолжать свою работу в данном направлении, а именно: интересно организовывать жизнь детей в детском саду через краеведческую деятельность.
- Осуществлять работу по теме самообразования и последующее обобщение опыта работы «Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование».
-Изучить новинки методической литературы.
- Транслировать опыт работы на разных уровнях, в том числе через публикации материалов.
Литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.; Изд – во ЦГЛ, 2005.
- Васенева Г. В. «Использование марийских игр в д/саду», Й – Ола, 1997г.
- Жуковская Р. И. «Родной край», М.: Просвещение, 1995г.
- Ильина Л. С. «Ознакомление дошкольников с природой марийского края», Й – Ола, 1997г.
- Логинов Л. В. «Что может герб нам рассказать…» (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М, 2009г.
- Марийские народные сказки в д/саду, Й – Ола, 2007г.
- Петрухина С. Р. «Ознакомление детей с марийской литературой», Й _ Ола,!997г.
- Программа «Изи памаш (Родничок), Й – Ола, 2000г.
- Политкультурная социализация детей: сотрудничество ДОУ с Семьей, Й – Ола, 2001г.
- Свербиева В. Н. «С любовью к малой родине» // Воспитатель ДОУ, № 10, 2010г.
- Усачева Р. В. «Программа патриотического воспитания дошкольников»// Воспитатель ДОУ, №4, 2010г.
- Федорова С. Н. «Занятия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения». Й – Ола, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры.
Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селек...
Организация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через дополнительное образование
Этапы кружковой работы по ознакомлению детей с математикой...
Статья на тему "Народный праздник- традиция, духовный облик, сохранение и развитие национальной культуры"
Вступительное слово о важности сохранения духовно- нравственных ценностей народа, его традиций и праздников. Сценарий праздника"Масленица" , Фотографии праздника....
ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования
ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования...
Выступление на методическом объединении по теме "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через досуговую и физкультурно-оздоровительную деятельность, развитие интереса к подвижным, спортивным играм. Совместная работа ДОО и семьи".
quot;Организация совместной работы воспитателя и родителей по формированию ЗОЖ через досуговую и физкультурно-оздоровительную деятельность (из опыта работы)...
Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».
Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....
Личностное развитие дошкольников через дополнительное образование в условиях дошкольной организации.
личностное развитие дошкольников через дополнительное образованиев условиях дошкольной организации...