Личностное развитие дошкольников через дополнительное образование в условиях дошкольной организации.
статья
личностное развитие дошкольников через дополнительное образованиев условиях дошкольной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnoe_razvitie.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ребенок талантлив!
Дело за малым - помочь ребенку: НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ;
ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ.
Детский сад – первая ступень общей системы образования. Главная цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребёнка.
Современное образование ребёнка в ДО определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности.
В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нём описаны такие интегративные качества (качества! а не: знания, умения, навыки), которые ребёнок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально - отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа ДО позволяет ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику необходимый уровень развития, который позволит ему в дальнейшем обучении и должна выполняться каждой дошкольной организацией.
Важное значение для развития дошкольника имеет организация ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в системе детского сада.
Современное дополнительное образование способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей и развитию творческой активности в каждом ребёнке. Ведь ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации .Оно не стандартизировано, является необходимым компонентом современного образования, и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет их интересы.
Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов и это закреплено
Федеральным Законом «Об Образовании в РФ». Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья 75. Дополнительное образование
п. 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей
должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей.
п.4. Содержание дополнительных образовательных программ и
сроки обучения по ним определяются образовательной програ-
ммой, разработанной и утверждённой организацией, осуществ-
ляющей образовательную деятельность. Содержание дополните-
льных программ определяется образовательной программой,
разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральны-
ми государственными стандартами.
В чём состоит ценность дополнительного образования?
Дополнительное образование:
- усиливает вариативную составляющую общего образования,
- способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении,
- стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
В условиях дополнительного образования
дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Плюсы дополнительного образования в ДОО.
- Дошкольная организация имеет возможность сочетать традиционное дошкольное образование с дополнительным образованием дошкольников.
- Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.
- Дополнительное образование повышает компетентность и профессионализм педагогов и специалистов, тем самым улучшает качество дошкольного образования.
- Организация дополнительного образования в ДОО служит одним из эффективных способов развития потребности у педагогов в непрерывном профессиональном росте.
Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства дошкольной организации и социально востребовано, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребёнка дошкольного возраста..
Из достоинств дополнительного образования можно выделить следующие:
- Постоянное обновление его содержания;
- Разнообразие форм и методов работы с детьми;
- Творческая, авторская позиция педагога (повышение его роли в деятельности ДОО).
- Разнообразие спектра предоставляемых услуг. (художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное, и т. д).
Каждая дошкольная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетное направление.
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребёнка.
Основанием организации работы кружка являются:
1. социальный заказ (опрос родительского сообщества);
2. заявление родителей или лиц их заменяющих воспитанников детского сада.
В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание, гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика); раннее развитие (сенсорное, развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.
В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора.
В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Идеи известного ученого остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей. Психологи убеждены: художественное воспитание следует начинать в достаточно раннем возрасте. Ребенок 5-7 лет умеет тонко чувствовать, сопереживать, фантазировать, у него великолепно развито образное мышление. На эти способности ребенка и стоит опираться на занятиях, цель которых – гармоничное развитие личности ребенка
В качестве примера развития творческих способностей у детей хочется привести работу нашего кружка « В ритме танца», он осуществляет образовательную деятельность в направлении: хореография. В основе хореографии лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей: во-первых, восприятие музыки у детей имеет ярко выраженный моторный характер. Чем младше ребёнок, тем непосредственнее двигательно он воспринимает музыку, т. к. движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению дошкольников (Л.С.Выготский). Многие игры детей являются продуктом двигательного воображения, которым часто присущи пантомимические и танцевальные движения. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях ребёнок создает художественный образ действующих персонажей, прежде всего посредством движений собственного тела. Танец - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Каждый ребенок - маленький цветок, который свои таланты, навыки, способности. Именно танцевальное искусство помогает раскрыться ребенку, проявить его характер, темперамент, творческое мышление. На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений, сказочных персонажей….
Занимаясь танцевальным искусством, ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, то есть это говорит о становлении творческого воображения ребенка.
Хореография оказывает коррекционное действие на физическое развитие, создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие. Основное назначение программы является универсальным - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.
Высокая выразительность и эмоциональность непосредственно образовательной деятельности оказывают положительное влияние на психическое самочувствие детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить детей танцевальным движениям.
- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
- Формировать умение ориентироваться в пространстве.
- Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
- Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
- Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
- Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
- Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей.
- Развить музыкальный слух и чувство ритма.
- Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей.
1.2 Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
В процессе освоения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
- соответствие возрасту;
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
Потребность в двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, то есть разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка..
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний, умений и имеет художественно-эстетическую направленность.
Именно танцевальное искусство открывает детям путь в волшебную страну, где каждый понимает друг друга. Танец объединяет людей различного возраста, сближает их в дружный коллектив, где можно полностью реализовать свои навыки. Можно смело говорить, что танцевальное искусство формирует не только творческие способности, но и художественный вкус подрастающего поколения.
Существует множество форм и видов использования музыкально-ритмической деятельности, тесно связанных между собой. Работа по развитию творческих способностей тогда будет эффективной, если будет систематическое, последовательное воздействие на детей, не одного педагога, а всего коллектива, и, конечно же, родителей
Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.
Таким образом, развитие разносторонних способностей дошкольников укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Социально-личностное развитие дошкольника через сюжетно-ролевую игру"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеразвивающая школа № 6» Социально – личностное развитие дошкольника через сюжетно – ролевую игру....
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «ГОРОД-ГЕРОЙ – ЛЕНИНГРАД»
Среди родителей наших воспитанников проводился опрос, в котором мы просили определить наиболее значимое направление развития ребёнка: познавательное, физическое, социально-личностное или художес...
Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения
Презентация, подготовленная для стажировочной площадки в МДОУ "Детский сад №63" ЭМР Саратовской области...
Стажировочная площадка «Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения»
Тема: "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"....
«Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения»
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всёвозможно, всё позволено. Слабый и беззащитныйможет стать сильным и всемогущим, скучное инеинтересное может оказаться весёлым изанимательным. Можно пр...
Социально- личностное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры»
Социально- личностное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры»...
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЧУДЕСНЫЙ ЗАВИТОК» ПАНОРАМА ОПЫТА
Развитие детского творчества является актуальным вопросом в современной педагогике. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к реализации основной общ...