Выступление на РМО по теме: «Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования»
материал (старшая группа) на тему
Развитие речи и творческих способностей дошкольников с помощью тестопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_testoplastika.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Выступление на РМО
по теме: «Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования»
«Развитие речи и творческих способностей дошкольников с помощью тестопластики»
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной
категории
МБДОУ «Детский сад №7»
Софронова М.А.
Менделеевск, 2016
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
На Руси, когда вошло в обычай празднование Нового года, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. В Китае из соленого теста делали марионетки. Германские и скандинавские народы изготовляли сувениры (подковы, кольца, медальоны, венки)- символы успеха и процветания, которые дарили на праздники.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Детям особенно интересно заняться чем - нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, сувениры из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию, да и смыть его с рук непросто!
Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. В работе мы используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 1 стакан воды. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, стеки, детские ножницы, формочки для вырезания теста, зубочистки, трафаретки, а также мы используем колпачки от фломастеров для всевозможных украшений (бабочки, сердечки, елочные украшения, и т.д.) Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что мы лепим вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»
Тема, по которой я работаю, - развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ, и мне будет приятно поделиться с вами своим опытом....
Опыт работы по теме "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста"
Представлен опыт работы в организации и развитии детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, роль педагога, методические приемы. Подробно описаны психологические ситуации для реш...
Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования в ДОУ.
Дополнительное образование - это необходимая целенаправленно организованная досуговая деятельность ребенка, призванная создавать условия для его творческого развития, что позволяет наполнить мир детст...
Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"
Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим вместе»...
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»
На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое...
План по самообразованию инструктора по физической культуре на 2017-2020 учебный год на тему «Развитие двигательной активности детей в условиях ФГОС и вовлечение в спортивную жизнь родителей воспитанников»
Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем де...
Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».
Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....