Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры.
статья
Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативные функции.
Сегодня, как никогда прежде, важно возрождать национальное достоинство и авторитет в современном мире, укреплять духовно-нравственное здоровье россиян, что невозможно без осознания собственной культурной самобытности, богатейшего наследия народной культуры.
В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_khudozhestvennogo_obrazovaniya_v_sokhranenii_i_razvitii_natsionalnoy_kultury.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры.
Захарова А.С.
Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативные функции.
Сегодня, как никогда прежде, важно возрождать национальное достоинство и авторитет в современном мире, укреплять духовно-нравственное здоровье россиян, что невозможно без осознания собственной культурной самобытности, богатейшего наследия народной культуры.
В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию традиционной художественной культуры. Идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
В концепции воспитания говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Таким образом ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль нравственно-патриотического воспитания в развитии и формировании личности, утверждая, что «…детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Они показали педагогам неограниченные возможности детской художественной литературы для расширения кругозора и уточнения представлений дошкольников о родной стране, воспитания у них начал патриотических чувств и формирования активной жизненной позиции.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Активное приобщение детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы),
- привлечение детей к участию праздников с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха),
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Успех приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся.
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме, чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
В связи с этим вся система работы включает в себя поэтапное, воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.
Вот поэтому художественное воспитание - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Народный праздник- традиция, духовный облик, сохранение и развитие национальной культуры"
Вступительное слово о важности сохранения духовно- нравственных ценностей народа, его традиций и праздников. Сценарий праздника"Масленица" , Фотографии праздника....
Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре.
Семье пренадлежит немаловажная роль в приобщении детей к национальной культуре....
Консультация для родителей «Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре»
Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной пози...
Консультация для родителей «Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре»
Семья играет большую роль в приобщении ребенка к лучшим образцам национальной культуры, составной частью которой является народное декоративно-прикладное искусство. Немаловажная роль в этом принадлежи...
Консультация для родителей " роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре.
Т. Куликова считает, что идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Семья, будучи первой воспита...
Консультация для родителей «Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре»
Консультация для родителей «Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре»...