"Родное слово в краю Родном" проект
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное Учреждение «Сейкинская СОШ» Детский сад «Рябинка, Семирикова Анастасия Сергеевна, воспитатель»
«Родное слово в краю родном»
Педагогический проект
«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры!»
Александр Куприн
- Ведущая педагогическая идея:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом» С.Михалков
1.1.Паспорт проекта
Тема: «Родное слово в краю родном».
Автор: А.С. Семирикова, воспитатель.
Направление: Речевое развитие
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип проекта: Познавательный – информационный
Срок проекта: долгосрочный (1 год)
Возраст детей: подготовительная группа
Участники: Дети, родители, воспитатели.
1.2 Актуальность
Наш русский язык не только средство для общения, это еще и историческая память каждого народа. В каждом языке находит свое отображение духовная культура, многовековая история каждой нации. Приобщение человека к речевой культуре происходит не только при изучении родного языка, но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, а также под влиянием той речевой среды, в которую мы погружены, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно. И зачастую мы слышим не правильное произношение слов или название предметов. Все чаще стали заимствовать иностранные слова, забывая при этом свой родной язык. Забывая свои традиции, обычаи и культуру слова.
1.3 Проблемный вопрос
К сожалению, на сегодняшний день, дети мало знают историю своего родного края, т.к. родители перестали уделять достаточного времени для этого. Телефоны, телевизоры, планшеты вот что заменило общение ребенка и родителя, вместо чтения перед сном художественной литературы, лучше дать ребенку телефон. И дети не знают, как правильно говорить, общаться. Большинство слов сейчас заимствованы из иностранных языков, тем времен забывая про родной русский язык.
- Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни с родителями. И на организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания у детей, о своем родном крае и родном языке так и останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
- Цель
Расширение представления о Республике Алтай и родном языке, через совместную познавательную, творческую деятельность детей и взрослых.
1.6 Задачи
- Знакомить детей с русской культурой, традициями, русским языком.
- Формировать у родителей активной жизненной позицией по вопросам патриотического воспитания.
- Приобщать дошкольников к красоте и выразительности русского слова, родной речи.
1.7 Принципы обучения
Принцип активности и сознательности;
Принцип индивидуального подхода;
Принцип систематичности и последовательности;
Принцип эстетического ориентира;
1.8 Основные методы и приемы
- Метод обследование, наглядности;
- Словесный метод;
- Практический метод;
- Проблемно-мотивационный метод;
- Эвристический метод;
- Метод Синквейна;
- Метод Мнемотехника;
2. Описание проекта
2.1 Основные этапы, сроки проведения проекта.
- Подготовительный этап
1.Проведение анкетирования для родителей про Республику Алтай.
2.Выявить у детей с помощью беседы, опроса знания про Республику Алтай и родном языке.
3.Создание предметно-развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания в группе.
4.Подобрать детскую литературу, картинки: флаг, животных из Красной книги Республике Алтай, иллюстрации: народы России, к сказке «Малыш Рысту», музыкальные произведений про Россию, подготовить презентации: про Республику Алтай, ремесло и быт народов Алтая, национальности России.
5.Подготовить материалы, конспекты ООД, совместной деятельности.
6. Подготовить конспекты родительских собраний, оформить родительский стенд.
- Основной этап
Исходя из задач проекта, наметились следующие формы работы.
Перспективное планирование проектной деятельности:
Дни недели Тема | Задачи | Содержание и формы работы |
Сентябрь «Ты скажи мне друг» «Наша Родина-Республика Алтай» «Символы нашей республики» «Узнай наш флаг» | Узнать, что знают дети про Республику Алтай и свой родной язык. Показать широту и красоту нашего края. Познакомить с символами нашей республики. Собирать разрезанную картинку в целую. | -устное анкетирование детей; -Беседа; - вводная беседа; -просмотр презентации; -беседа «Наши символы»; -беседа «Символы России»; -слушание гимна России; -дидактическая игра; |
Октябрь С. Михалков «Россия» «Национальные блюда Республики Алтай»
«Жмурки» | Заучивание стихотворения наизусть. | -чтение художественной Литературы; -лепка из глины; -подвижная игра; |
Ноябрь «Сары-Каан» и «Ванюшка и царевна» Викторина совместно с родителями «Берегите природу Республике Алтай» | Познакомить со сказками и сравнить. Воспитывать любовь к родному краю и умению правильно вести себя в природе. | -чтение сказок алтайских и русских народов России; -рассматривание иллюстраций к сказкам; -открытое мероприятие совместно с родителями; |
Декабрь «Моя Родина» ООД «Быт и ремесло народов Алтая» «Народные промыслы» | Познакомить с книгами про Россию и Республику Алтай. Рассказать про ремесло и быт народов Алтая. Рисование народных промыслов Алтая. | -книжная выставка; -просмотр презентации; -рисование картин; -выставка нарисованных картин; |
Январь «Наша Родина Республика Алтай» «Москва – столица России» | Показать красоту нашего края. Учить запоминать стихотворения по схеме, картинкам. | -просмотр презентаций; -заучивание стихотворения по методике мнемотехника «Моя Россия»; |
Февраль «Красная книга Республики Алтай» «Животное из красной книги РА» «Дружба народов всех национальностей» | Показать какие животные в Республике занесены в красную книгу. Составить рассказ, про животного из красной книги. Показать какие национальности есть в России. | -просмотр картин с животными из красной книги РА; -составление устного рассказа про животного из красной книги РА; -рассказ воспитателя; -просмотр презентации; |
Март «У моей России длинные косички»
«Какие народы живут в нашей стране?» «Флаг России» | Познакомить с песней. Развивать речь. Учить четко проговаривать слова песни. Познакомить с народами России. Развивать мелкую моторику рук, внимательность, память. | -разучивание песни; -слушание песни про Родину; -беседа и рассматривание картин; -обрывная аппликация; |
Апрель «Природа нашего края» «Вместе весело шагать...» «Мы живем в России» | Развивать память. Развивать наблюдательность и внимательность, учить замечать красоту нашего леса. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. | - заучивание пословиц и поговорок о России и Республике Алтай; -экскурсия в лес с сопровождением родителей; -видеопрезентация; |
Май «Города России» «Села Республики Алтай» «Малыш Рысту» «Край, в котором ты живешь» | Развивать память, внимательность. Учить запоминать названия сел в республике. Познакомить с алтайской сказкой. Формировать чувство гордости за свой край. | -дидактическая игра; -рассматривание фото родного села; -чтение алтайской сказки и пересказ по картинкам; -слушание песни; -заучивание песни; |
- Заключительный этап
Открытое мероприятие «Рассказы про Республику Алтай!»
2.2 Ожидаемые результаты
- Одновременное развитие интеллектуальной, духовно – нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности;
- Воспитание у детей толерантности в процессе развития языковой личности, в процессе речевого развития ребёнка;
- Развитие уважение и любви к своей Родине;
- У детей возникает гражданская позиция, изменится мировоззрение об окружающем мире;
- Педагоги повысят качество работы и уровень профессиональной компетенции по патриотическому воспитанию, речевому развитию;
- Родители повысят психолого-педагогический уровень в вопросах патриотического воспитания, речевого развития.
2.3 Ресурсное обеспечение реализации проекта
Методическая база детского сада, кадрового обеспечения не требуется.
Родительский опыт по вопросам речевого развития и патриотического воспитания.
2.4 Перспективы реализации проекта
Проект предполагает срок работы один год, однако при положительном результате его можно продолжить и в начальной школе, при этом дополняя и изменяя формы работы и планируемые мероприятия.
2.5 Место осуществления проекта
Детский сад «Рябинка», подготовительная группа.
2.6 Исполнители проекта
Воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети, родители.
2.7 Механизм выполнения проекта
Реализация проекта «Родное слово в краю родном» в дошкольном учреждении, предусматривает работу с детьми и родителями. Основную часть организационной и методической работы решают воспитатели совместно с логопедом, музыкальным руководителем.
3. Образовательная направленность
В ходе подготовке были разработанные методические пособия, разработанные беседы, презентации, сценарии мероприятий, конспекты ООД, которые будут полезны для педагогов дошкольных учреждений и учителей младших классов, работающих в данном направлении.
4.Список литературы
1. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
3. С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.
4.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
5.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003
6. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя Родина Россия, край родной мой – Тульский край. Итоговое занятие в подготовительной группе.
Воспитывать у детей любовь к Отчизне, развивать чувство гордости за достижения туляков в истории Российского государства....
Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".
Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «РОДНОЕ СЛОВО» ЗАНЯТИЕ «Откуда приходит слово»
Задачи:Вызвать у детей интерес к слову.Обучать основам лингвистического анализа.Развивать фонематический слух, творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), активное внимание, словесн...
Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»
Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»
laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...
«В мире родных слов» викторина, приуроченная к международному дню родного языка
21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Познакомить детей с «Международным днем родного языка»....