Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Расскажем гостю о родном крае»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В настоящее время одной из главных задач в дошкольной образовательной организации является нравственно-патриотическое воспитание. Актуальность заключается в необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и обогащения представлений детей о родном крае.
Основная идея занятия-формирование у дошкольников системных знаний о родном крае, воспитание любви к своей малой Родине.
Основные теоретические положения- личностно- ориентированный подход, опирающийся на самобытность и самоценность личности ребёнка-дошкольника, учитывающий субъективный опыт воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_zanyatiya_rasskazhem_gostyu_o_rodnom_krae_nastoyashchiy.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
«Расскажем гостю о родном крае»
Автор: Рассказова Юлия Владимировна; Денисова Ольга Васильевна, Косырева Светлана Анатольевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 105», г.Рязань.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Расскажем гостю о родном крае».
В Федеральном законе об образовании от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ отмечено, что воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В настоящее время одной из главных задач в дошкольной образовательной организации является нравственно-патриотическое воспитание. Актуальность заключается в необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и обогащения представления детей о родном крае.
Самое первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОО является работа по нравственно-патриотическому воспитанию. В детском саду проводятся занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Рассмотрим особенности организации непрерывной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста на примере интегрированного занятия по теме: «Расскажем гостю о родном крае» для детей подготовительной к школе группы.
Основная идея занятия - формирование у дошкольников системных знаний о родном крае, воспитание любви к своей малой родине.
Основные теоретические положения - личностно-ориентированный подход, опирающийся на самобытность и самоценность личности ребёнка-дошкольника, учитывающий субъективный опыт воспитанников.
Возрастная группа | Подготовительная | |
Форма организации | Подгрупповое занятие | |
Образовательная область | Познавательное развитие | |
Направление | Нравственно-патриотическое | |
Вид-деятельности | Восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная | |
Образовательные технологии | Здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технология интегрированного обучения | |
Цель | Организовать деятельность детей, направленную на формирование интереса к родному краю; способствовать возникновению у детей желания узнать историю своего города; побуждать интерес детей к осознанию и понимаю необходимости уважать и ценить культурные традиции родного города. | |
Задачи | Создать условия для: 1.формирования интереса об улицах, площадях, памятниках города; 2.знакомства детей с историей знаменитых земляков; 3.формирования интереса к творчеству С.А.Есенина; 4.для уточнения понятий «символика», «герб», «монумент»; 5.обращения детей к личному опыту. | |
Словарная работа | Названия памятников, «символика», «герб», «монумент». | |
Методы и приемы | Методы: словесные, наглядные, игровые. Приёмы: художественное слово, пояснения, вопросы, игровые пособия; включение игрового персонажа, проблемные игровые ситуации. | |
Предварительная работа | Рассматривание фотоальбомов о Рязани, заучивание стихотворений С.А.Есенина «Берёза», «Черёмуха», составление индивидуальных кратких рассказов о достопримечательностях города. | |
Оборудование, материалы, инструменты | Ноутбук, интерактивная доска, проектор, электронная презентация, разрезные картинки с изображением герба Рязани. | |
ХОД ЗАНЯТИЯ | ||
| ||
Воспитатель | Дети | |
Слайд 1 (на экране изображение поляны) Ребята, посмотрите, какая красивая поляна. Как хорошо здесь, привольно, красиво, легко дышится. Давайте присядем и отдохнем. | Дети входят в зал, здороваются. | |
Слайд 2 (слышится звук посадки самолета, на поляну приземляется ковер-самолет, на котором стоит Вовка из Тридевятого царства ) Вовка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вовка! Я прилетел к Вам из Тридевятого царства, Тридесятого государства! Подскажите, а где я оказался? | В детском саду! | |
II.Ориентировочный этап | ||
Вовка: Вот здорово! Я так люблю путешествовать…Когда я пролетал над вашим городом, он мне так понравился, и я решил побольше узнать о нем. Ребята, а вы мне поможете познакомиться с вашим замечательным городом? | Да! | |
III.Исполнительский этап | ||
Слайд 3 Вовка: Кстати,как называется город, в котором вы живёте? Как интересно! А у вашего города есть флаг и герб? Воспитатель: Во всех городах нашей страны есть свои флаги гербы. | Рязань. Да, конечно! | |
Вовка: Вот и отлично! Я как раз собираю символику тех городов, где побывал, и мне бы очень хотелось, чтобы в моей коллекции был флаг и герб вашего города. Воспитатель: Ребята, подарим нашему гостю флаг и герб Рязани? | Да. | |
Игра «Найди флаг Рязани» | ||
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть несколько флагов, какой же из них флаг нашего города? Слайд 4 (флаги: 1 –Москвы; 2 - Санкт-Петербурга; 3 – Пензы; 4 – Самары; 5 - Рязани) | Флаг под номером 5. | |
Слайд 5 Воспитатель: Молодцы! Подарим его нашему гостю. (на экране у Вовки в руках появляется флаг Рязани) | ||
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, у меня произошла неприятность. Герб распался на несколько частей. Что же нам делать? Давайте, разделимся на две команды и соберем герб нашего города. | Дети делятся на две команды (по четыре человека), подходят к столам и собирают герб Рязани. | |
Игра «Собери герб Рязани» | ||
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. | ||
А какой формы рязанский герб? | В виде щита.
| |
Почему? | Потому что все готовы защищать свою землю, свой город. | |
Какого цвета? | Жёлтого, цвета солнца, цвета жизни. | |
Кто изображён на гербе? | Защитник Родины, воин, князь Олег Рязанский. | |
Воспитатель: Молодцы! Теперь в твоей коллекции, Вовка, будет герб нашего города. (на экране рядом с Вовкой появляется герб Рязани) Вовка: Большое спасибо, ребята! | ||
Слайд 6 Вовка: Друзья, я гулял по улицам вашего города и фотографировал то, что мне особенно понравилось. Только я не знаю, как называются эти места. Воспитатель: Ребята, поможем нашему гостю? На экране будут появляться фотографии, которые сделал Вовка, а вы постарайтесь назвать, что на них изображено. | Да! | |
Слайд 7 (Рязанский государственный областной театр драмы) Воспитатель: Правильно! Кто хочет о нем рассказать? Слайд 8 (на экране фотографии детей рядом с театрами и памятником К.Э. Циолковскому) Воспитатель: памятник основателю современной космонавтики Константину Эдуардовичу Циолковскому в Рязани был установлен в сентябре 1982 года. Установка памятника была приурочена к 125-летию со дня его рождения на улице, названной в его честь, около дома номер 1. В памятные даты около памятника проводятся торжественные мероприятия, к монументу возлагаются цветы. Площадка вокруг клумбы вымощена плиткой из гранита. | Рязанский театр драмы. Театр драмы находится на Театральной площади. Здесь можно посмотреть спектакль. А недалеко от него расположен театр кукол и памятник Циолковскому К.Э. | |
Слайд 9 (Монумент Победы) Воспитатель: Правильно, ребята! Это Монумент Победы, который находится в центре нашего города на пл. Победы. Кто хочет о нем рассказать? Слайд 10 (на экране фотографии детей рядом с Монументом Победы, на Площади Победы) Воспитатель: площадь Победы – одна из главных площадей в Рязани. Это место является знаковым для Рязани. Именно эту площадь одной из первых видят гости нашего города, ведь она находится практически между двух железнодорожных вокзалов. Площадь Победы получила своё громкое звучное имя сравнительно недавно – в 1967 году. А до этого то, что сегодня мы считаем центральной площадью, было просто частью Первомайского проспекта. Ещё раньше это была Ново-Александровская улица Троицкой слободы. И конечно, был в слободе свой храм. Он располагался на месте современного Муниципального культурного центра. | Монумент Победы. Этот монумент сооружен в честь победы над фашистами. Здесь горит Вечный Огонь, у которого всегда лежат живые цветы. На площади часто проводятся праздничные концерты и парады. | |
Слайд 11 (Рязанский кремль) Воспитатель: Молодцы! Кто о нем расскажет? Слайд 12 (на экране фотографии детей у Рязанского Кремля) Воспитатель: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник находится на холме между реками Лыбедь и Трубеж. Будучи самой древней частью Рязани и старейшим музеем России, Рязанский кремль входит в реестр особо ценных объектов культурного наследия РФ. | Рязанский Кремль. Рязанский Кремль – это самая древняя часть нашего города, музей-заповедник под открытым небом. Здесь есть соборы и церкви, мосты и ворота, кремлевский вал. | |
Слайд 13 (Грибы с глазами) Вовка: Ой, я знаю, что это. Это грибы! У нас в Тридевятом Царстве тоже есть грибы, но они без глаз. А эти какие- то особенные. Воспитатель: Правильно, особенные, рязанские…Ребята, как у нас в Рязани говорят про грибы? | У нас в Рязани грибы с глазами, их едят – они глядят. | |
Слайд 14 Гимнастика для глаз Воспитатель: сейчас мы сделаем с вами гимнастику для глаз, чтобы наши глазки отдохнули и никогда не болели. Для этого встаньте со стульев и следите глазами за предметами, которые будут передвигаться на экране. Во время гимнастики двигаются только глаза, туловище не подвижно! | ||
Слайд 15 (Памятник Федору Полетаеву) Воспитатель: Ребята, а вы знаете этот памятник? - Это памятник Федору Полетаеву. Он представляет из себя огромный монумент из красного гранита около трех метров в высоту и, приблизительно, пять метров в длину. Это огромная каменная плита, на которой выбиты теплые слова в адрес Героя Советского Союза. Здесь же, на плите установлен горельеф - портрет Полетаева. На его лице изображена вся та суровость, с которой он отправлялся в бой. Тут же на стеле сделана рука солдата, которая сжимает оружие. Слайд 16 Федор Полетаев примечателен для Рязани тем, что он родился в этом крае. Отсюда же отправился на фронт и храбро сражался против фашистов. Федор побывал в Италии в качестве добровольца, где помогал итальянцам сражаться с немцами. Там он совершил множество подвигов, которые сделали его героем Италии и Героем Советского Союза. | Нет. | |
Слайд 17 (Памятник Сергею Александровичу Есенину) Воспитатель: Правильно, молодцы! Кто нам о нем расскажет? Слайд 18 (на экране фотографии детей рядом с памятником С.А. Есенину) Воспитатель: памятник Сергею Александровичу Есенину в Рязани был открыт 2 октября 1975 года — в день 80-летия со дня рождения поэта. Он установлен вблизи церкви Спаса-на-Яру и расположен на высоком берегу реки Трубеж, рядом со старинным Рязанским кремлем. Отсюда видны привольные окские просторы, воспетые Есениным. | Памятник Сергею Есенину. Это памятник Сергею Александровичу Есенину. Он поэт. Это гордость нашего края. Он написал очень много красивых стихов. | |
Слайд 19 Воспитатель: Родина, любимая Россия Как поют в деревне петухи И шумят березки молодые И звучат Есенина стихи… | Дети читают стихи С.А. Есенина. | |
Вовка: Какие прекрасные стихи! Воспитатель: А ещё наши ребята знают много интересных игр. | ||
Игра «Почем горшок?» Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает «покупателя». Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: «Почем горшок?» «Хозяин» отвечает: «По денежке». «Покупатель»: «А он не с трещиной?» «Продавец»: «Попробуй!» «Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит: «Крепкий. Давай сговор!» «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!» Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот — «хозяин», а опоздавший становится водящим. | ||
Слайд 20 Вовка: Спасибо, ребята, большое, за вашу помощь. Что вы мне все показали, рассказали. У вас очень красивый город и замечательные люди. Но мне пора возвращаться в свое Тридевятое Царство. До свидания! Воспитатель: До свидания! Прилетай к нам ещё. А мы расскажем тебе ещё много интересного! | До свидания! | |
IV. Рефлексивный этап | ||
Воспитатель: Ребята, понравилось вам рассказывать Вовке о своем родном городе? Поднимите руки, кто любит Рязань? Что нового вы сегодня узнали о Рязани? Ребята, с какой новой достопримечательностью мы сегодня познакомились? С каким памятником? | У Рязани есть свой флаг и герб Памятник Фёдору Полетаеву | |
V. Перспективный этап | ||
Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомили нашего гостя с городом, флагом, гербом. Как, вы думаете, вы всё-всё знаете о Рязани? А где еще можно узнать что-то о нашем родном городе ? У кого спросить ?Кто из вас слышал об известной на всю Россию знаменитой скопинской керамике? Кому будет интересно о ней узнать? Я предлагаю вам на следующем занятии нарисовать рисунки об этом промысле и заодно познакомить с ним Вовку, отправив ему письмо с нашими работами. |
Используемая литература.
- Александрова О.И. Художественный мир поэзии С.А.Есенина: учебное пособие. М.: АСТ, 2007.-357 с.
- Батуркин П.А., Николаенко Л.П. Герои земли Рязанской.-Рязань: Русское слово, 1996.-466 с.
- Ельцова О.М., Антонова Г.А., Николаева Н.А. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций.-М.: ТЦ Сфера, 2019.-112 с.
- Зайкина С.В., Дементьева М.Н., Кириллова И.В. Рязань мастеровая: методич.пособ.; Муниципальное дошкольное образовательное учр-е «Детский сад № 117» г.Рязани; ГОУ ДПО «Рязанский областной институт развития образования».- Рязань, 2008.-80 с.
- Имя в истории земли Рязанской.- Рязань: издательство «Пресса», 2006.-272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия, как форма работы с детьми старшей группы по ознакомлению с родным краем
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ...
Проект для старшей группы детского сада "Деревья родного края".
Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно. Не секрет, что и у некоторых родителей низок уровень экологической культуры. Мы должны показать...
«Расскажем гостье о родном крае». Старшая группа
конспект по патриотическому воспитанию...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "История родного края".
Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с историей Краснодарского края, кубанскими традициями, обычаями и обрядами.2. Воспитывать интерес, любовь к своему прошлому, уважение к настоящему.3. П...
Конспект ООД для детей старшей группы «Путешествие по природе родного края»
Цель: формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:- формировать представление детей о Красной книге;- познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Чувашской Республики;- фо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Природа родного края»
Тема занятия: «Природа родного края»Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Алтайского края.Задачи:1.Образовательная:- формировать ...