"Зимние посиделки"
план-конспект занятия (старшая группа)
Мероприятие с детьми старшей группы в рамках работы студии народного творчества "Купавушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_v_starshey_gruppe_v_ramkah_raboty_studii_narodnogo_tvorchestva.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие в старшей группе в рамках работы студии народного творчества «Купавушка»
Тема: «Зимние посиделки»
Цель: приобщение детей к национальной культуре и традициям русского народа
Задачи:
- познакомить детей с историей празднования Рождества Христова в России;
- развивать интерес к народному творчеству Древней Руси;
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своей страны;
- вызвать у детей эмоционально – положительный отклик на участие в народных праздниках
Русская изба, печка. На столе стоит самовар с бубликами. За прялкой сидит бабушка Матрёна, приглашает детей в гости.
Бабушка Матрёна: «Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаю вас на зимние посиделки! Как когда –то наши прадедушки, ну а сними и прабабушки приходили на весёлые Святки, на песни всем миром и загадки! Что же такое Святки?»
Ответы детей:
Бабушка Матрёна: «По древнему обычаю христиане Святками называли праздничные дни между Рождеством и Крещением. По традиции, в начале Святок принято дарить подарки, ходить в гости к друзьям и близким. В эти дни вспоминали о больных, помогали бедным, посещали детские дома. Последние дни Святок посвящали подготовке к Крещению. Лучшие мастера прорубали прорубь в водоёмах, украшали её лентами и узорами из дерева.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Входит дед Авдей с мешком за плечами.
Бабушка Матрёна: Где ты ходишь, Авдеюшка? У нас гости собрались!
Дед Авдей: Я колядовать ходил! Решил молодость вспомнить. Видишь, сколько наколядовал! Я даже колядку для этого выучил.
Коляд – коляд – колядушек,
Хорош с медком оладушек.
А без мёда не таков
Дайте, тётя, пирогов!
Колядин – колядин
Я у мамки один.
По колено кожушок
Подай, дядя, пирожок!
Бабушка Матрёна: Ох и колядка, смех один. Ты где её откопал, старый?
Дед Авдей: В интернете! Во! Смех то, смехом, а я вон сколько наколядовал! У вас и этого нет. А вы умеете колядовать – то?
Бабушка Матрёна: Конечно! Ребятки столько колядок знают!
Дети читают колядки
Коляда, Коляда
Накануне Рождества!
Тётенька, добренька,
Пирожка – то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее давай,
Двоим, троим,
Давно стоим!
Да не выстоим!
Печка – то топится,
Пирожка – то хочется!
Колядя, Коляда
Ты подай пирога
Или хлеба ломтину
Или денег полтину
Или курочку с хохолком
Петушка с гребешком.
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пяточки.
По копеечке давайте
Колядовщикам!
Сею, вею – повеваю
Я пшеницей посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею – повеваю
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю,
Чтобы в поле уродило,
Чтоб в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтоб девчонок замуж взяли!
Дед Авдей: Да, здорово! Колядуете на славу! Ну, тогда это вам, к чаю.
(отдаёт содержимое мешка – сушки, пряники, конфеты)
Бабушка Матрёна: Проходи, Дед Авдей, садись ближе к печке. Устал поди?
Дед Авдей: Ох, и то правда. Руки что – то озябли. Погреть бы.
Пальчиковая игра
Приходила коляда
Указательным и средним пальцами идём по ноге
Приносила пирога,
Загибаем пальцы
А ещё ватрушки,
Пряники и плюшки.
Всё мы съели и колядки спели.
Кистями рук сделать «птичку»
Дед Авдей: Хорошо сидим! Может загадки поотгадываем?
Бабушка Матрёна: Это можно!
В избе - изба, на избе труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/ПЕЧЬ/
Верчусь, верчусь,
Но не потею,
А только больше
Я толстею.
/ВЕРЕТЕНО/
В избе стук – стук,
В избе ляп – ляп,
В руках дзынь – дзынь,
По полу топ – топ.
/БАЛАЛАЙКА/
Стоит бычок
Серебряный бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
/САМОВАР/
В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Одна рука и та на спине.
/ЧАЙНИК/
Из русской печи
Кашу тащи,
Чугунок очень рад
Что его схватил…
/УХВАТ/
Из липы свито
Дырявое корыто,
По дороге идёт –
Клетки кладёт.
/ЛАПОТЬ/
Если люди за столом не зевают,
Этой штукой пищу люди хватают,
Этой штукой борщ умело хлебают,
Тех на работу всегда приглашают.
/ЛОЖКА/
Бабушка Матрёна: Молодцы! Какие у нас ребята, умнички – разумнички!
Дед Авдей: Ой, ая, ребятки, сказки люблю, жуть как! А вы сказки знаете? Сейчас проверим?
Ок – ок – ок, покатился………../КОЛОБОК/
Су – су – су, петушок прогнал ……………/ЛИСУ/
Цо – цо – цо, снесла курочка………………../ЯЙЦО/
Ят – ят – ят, серый волк не съел ……………/КОЗЛЯТ/
Йок – йок – йок, не садись…………………./НА ПЕНЁК/
Ке – ке – ке, жили звери в………………../ТЕРЕМКЕ/
Олк – олк – олк, зря лисе поверил……..../ВОЛК/
Бабушка Матрёна: Какие наши ребятки смекалистые! И загадки отгадывать мастера, и сказки все знают!
Дед Авдей: Молодцы! Слушай бабка, я пока колядовать ходил, глянь – ка, что за воротами нашёл. (Показывает валенок) Это кто у нас тут валенки раскладывает.
Бабушка Матрёна: Дед, да ты что забыл, как я в молодости гадала. Так валенок бросила, что чуть тебя не зашибла.
Предки были уверены, что Святки – лучшее время для того, чтобы узнать будущее. В любой из этих дней гадание считается самым верным, пророческим. Обычно девушки гадали на замужество, но можно погадать на удачу, благополучие, урожай. Девушки гадали с помощью валенка. Кидали валенки за ворота. Если носок валенка смотрел в сторону дома, то девушка в этом году замуж не выйдет, если носок валенка смотрел от дома. То девушку в новом году ожидала свадьба. Ребята, а вы знакомы с гаданиями?
Дети рассказывают известные им способы гаданий по желанию
Дед Авдей: А что бабка, давай тряхнём стариной, да и погадаем с ребятами!
Гадание с детьми:
В пять одинаковых мисок раскладываются предметы (монетка, конфета, колечко, смайлик, бумажный кораблик). Миски накрываются платком. Под платком миски с предметами меняют местами. Ребёнок выбирает любую миску и получает предсказание:
Монетка – богатая жизнь;
Конфетка – сладкая жизнь;
Смайлик – к веселью;
Колечко – к подаркам;
Бумажный кораблик – приключения.
Бабушка Матрёна: Что – то мы засиделись. Дед давай, как наши предки игру затеем.
Русская народная хороводная игра «Заинька серенький»
Правила:
Дети образуют хоровод, выбирается ведущий – «Заинька».
Хоровод идёт по кругу в одну сторону, в центре круга стоит заинька. Его задача - выбраться из круга, который его не пускает наружу (поднимает или опускает руки -"ворота"). Если ему не удалось это сделать до окончания слов "...замочки немецкие", то он танцует под слова "ну-ка, зайка, скоком-боком..."
На словах "кого любишь, поклонись" зайка должен поклониться участнику хоровода противоположного пола, затем они обнимают друг друга. Первый зайка становится в круг, игра начинается сначала.
Заинька серенький, заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, скоком-боком,
Перед нашим хороводом.
Ну-ка зайка, повернись,
Кого любишь, поклонись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.
Непосредственно образовательная деятельностиь проводится для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...
зимние посиделки.
Знакомство детей с народными праздниками....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»
Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...
Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"
Конспект музыкального развлечения...
«Зимние посиделки у Арины».
Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....
«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...
Открытое занятие "Зимние посиделки".
Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель)....