Проект "Узнай родной Уральский край"
проект (подготовительная группа)
Формирование нравственно – патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, знакомство с прошлым и настоящим города Магнитогорска, родного Уральского края, гордости за свою «малую» Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 334.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта Социально – познавательный проект «Узнай родной Уральский край» Авторы проекта Воспитатели группы №4, высшей квалификационной категории МДОУ « Д/с №125 к.в.» Продолжительность Долгосрочный (сентябрь – май) Цель Создание условий для решения задач нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов. Формирование нравственно – патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, знакомство с прошлым и настоящим города Магнитогорска, родного Уральского края, гордости за свою «малую» Родину. Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно – патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей, знаний о богатстве природы и разнообразии ремесел родного края. Задачи Образовательные: Познакомить с культурой и традициями Уральского края. Расширить и углубить знания детей о городе Магнитогорске, его истории, достопримечательностях, о людях героях родного города. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Формировать знания у детей о «корнях» своей семьи. Продолжать формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким, городу Магнитогорску - своей малой Родине, а также к своему краю. Приобщать к культурным народным традициям и знакомство с природными богатствами Урала.
Развивающие: Развивать логическое мышление , внимание , память . Развивать диалогическую и монологическую форму речи . Развивать доказательную форму речи , используя союзы « так как», « потому что », « поэтому ». Развивать творческое воображение. Развивать мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать нравственно – патриотические чувства по отношению к семье, родному городу, краю. Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье. Актуальность Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Южный Урал, в том числе и Челябинская область, не исключение. Здесь как нигде актуальна проблема толерантности, совместного проживания многих народов. Ведь на этой территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и т. д. Доступны ли школьникам первые чувства патриотизма? Исходя из опыта работы, можно утвердительно сказать, что детям дошкольного возраста доступно чувство любви к родному краю, к родному городу, родной природе, к своей Родине, так как фундамент будущего человека закладывается именно в раннем детстве. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В нашем учреждении на протяжении многих лет ведется работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. В основе системы воспитания лежит знакомство детей с любимым городом, традициями и обычаями родного Уральского края.
Данное направление нацелено на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно – практических способов познания. Проект создает благоприятные условия для формирования личности ребенка в процессе нравственно – патриотического воспитания и раскрывает формы работы и особенности её организации. Актуальность. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих их взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально – культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Новизна и оригинальность Заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш дом –Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала методом проектирования. Замысел проекта Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Данный проект способствует повышению мотивации и расширению познания дошкольников о истории родного края, его культуры, традиций и обычаев местных жителей, формированию познавательного интереса к своей малой Родине.
Идея проекта Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь; познакомить с историей родного города, с писателями, композиторами, живущими на Урале и знаменитыми людьми нашего города. Перспективы в дальнейшем Создание условий в ДОУ: Оборудование национальных уголков в группах Пополнение музея национальной культуры Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса Приобретение необходимого дидактического материала Создание игротеки игр разных народов Обеспечение условий для развития толерантности Создание сюжетно-ролевых игр Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр. Участие в различных конкурсах. Участники проекта Дети 5-7 лет, родители, воспитатели. Средства реализации проекта Устное народное творчество Художественная литература Музыкальное народное творчество Декоративно – прикладное искусство, живопись Народные праздники, обряды, традиции Игра, народная игрушка, национальная кукла Экскурсии, беседы
Этапы работы 1 этап Организационно – подготовительный (сентябрь – октябрь) Цель. Подготовка документационного, материально – технического, кадрового и программно-методического обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Задачи. Разработать нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности в ДОУ. Организовать предметно – развивающую среду ДОУ в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности. Разработать программно-методическое сопровождение проектной деятельности в ДОУ Составление тематического планирования мероприятий Работа, проведенная на первом этапе: Предварительный разговор о патриотизме следует начать с себя. Анкета «Готовность к работе по нравственно-патриотическому воспитанию» Подготовка предметно-развивающей среды детского сада Создание мини-музея «Каменья Урала», уголка прикладного искусства Смотр-конкурс национальных уголков, создание информационного стенда для родителей Разработка перспективных и тематических планов работы с детьми в рамках проектной деятельности по подвижным играм; ознакомлению с окружающим; ознакомлению с художественной литературой; игровой, изобразительной деятельности, музыкальным, спортивным и театрализованным праздникам и развлечениям. Разработка конспектов тематических мероприятий с детьми и родителями Подбор художественных произведений о национальной культуре, быте народов Южного Урала Разработка картотеки подвижных игр народов Южного Урала
2 этап. Основной (ноябрь – апрель) Пути реализации проекта. Что же нужно делать, чтобы получить желаемый результат? Во – первых самому быть грамотным, повысить нравственно – патриотическую грамотность и родителей. Во – вторых, соблюдать последовательность и системность. При ознакомлении с родным краем, большая часть работы проходит вне занятий. Работу по ознакомлению с родным краем следует начинать с целевых прогулок по ближайшим улицам; с бесед об увиденном, наблюдаемом; совместных просмотров иллюстраций о городе, родном крае, с совместного труда по озеленению родного города (участка группы, района, улицы);с закрепления в играх и изобразительной деятельности полученной информации. Разработан тематический и перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию на тему : «Южный Урал – Родина моя». Структура занятия Работу по каждой теме можно условно разделить на 3 этапа: 1 этап – дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, делают простейшие предложения, используют доступные им средства и способы познания. 2 этап - работа расширяется и углубляется: проводятся наблюдения и эксперименты, сравниваются и сопоставляются причинно-следственные связи, объединяющие характер познанного. 3 этап – детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач. Тематический план работы со старшими дошкольниками 1 раздел « Город где я живу» 2 раздел «Природа Южного Урала» 3 раздел «Культурное наследие и декоративное искусство Южного Урала» 4 раздел «Уральский фольклор» Развивающие и дидактические игры
Необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города, края ребенком за счет рассматривания улиц, домов, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания опыт ребенка постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом, краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. 3 этап. Заключительный Итоговая диагностика детей по теме: «Родной город, родной край, родная страна» Цель: определить итоговый уровень развития ребенка в результате освоения задач проекта. Презентация проекта. Ожидаемые результаты проекта Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей Знакомство с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми Сформировать уважительное отношение к людям труда Большая страна, в которой мы живем, называется «Россия». Прекрасна её природа, сказочно богата земля. Но Родина для нас – это, прежде всего, Южный Урал. Мы совместными усилиями приобщаем детей к этим истокам «малой» Родины, его красоте и богатству, к истории, культуре, обычаем, традициям и т.д. Кто из людей и какой профессии стоит за прославлением нашего уральского края.
Заключение: «Родина обязана позаботится о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою Родину, кому она будет нужна? Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы её сделаем» (Л.Н. Деркач ). Главным вопросом современного дошкольного образования сегодня является его качество. Но нигде не освещается вопрос о качестве дошкольного воспитания. На мой взгляд, воспитание патриота и гражданина своей Родины – те составляющие, без которых нельзя говорить о качестве воспитания в ДОУ. Начатая работа подтвердила выдвинутую гипотезу, анкетирование показало актуальность выбранной темы «Узнай родной Уральский край». В ходе работы над проектом была начата работа по реализации задачи по формированию знаний у детей о «корнях» своей семьи, чувства привязанности и любви к родному краю, своей малой Родине, через приобщение к культурным народным традициям и знакомство с природным богатством Урала. Результатом работы является достижение поставленной цели. С уверенностью можно сказать, что проведенная работа в рамках социально – познавательного проекта «Узнай родной Уральский край» поможет детям стать любознательными, активными, способными самостоятельно действовать, принимать живое, заинтересованное участие в образовательно-воспитательном процессе, научиться задавать вопросы взрослому, сверстникам, творческому подходу при выполнении заданий, работе в команде. Следовательно, дошкольники легко адаптируются к условиям начальной школы, так как окажутся подготовленными к ней.
Перспективный план работы со старшими дошкольниками на учебный год. 1 раздел «Город где я живу» Сроки исполнения Запланированные мероприятия Сентябрь Беседа «Улицы города: название и расположение Беседа «Места отдыха горожан» Октябрь Рассматривание карты города Магнитогорска Экскурсия по улицам города Ноябрь Занятие «История нашего города». Экскурсия на почту, в магазин, школу Создание в группе мини-музея «Камнерезное искусство Урала» Декабрь Беседа «Где работают родители» « Почемучкины книжки для вас ребятишки»- выставки энциклопедий для дошкольников. Участие в совместном с МОУ СОШ №66 праздником «Все профессии нужны, все профессии важны» Январь Конкурс чтецов Февраль Создание альбома «Профессии ММК» Викторина «Закончи стихотворение» (по творчеству Н.Пикулевой ) Март Фотовыставка «Наш город сегодня» Совместный с родителями конкурс «Город моей мечты » Апрель Выставка детских работ «Мой любимый детский сад» Май Знакомство с земляками – героями ВОВ СОД «Книга – лучший друг»
2 раздел : «Природа Южного Урала» Сроки исполнения Запланированные мероприятия Сентябрь Обобщающая экскурсия в городской парк Беседа о подготовке к зиме диких животных Южного Урала Октябрь Беседа «Как зимуют куропатка, рысь, заяц, белка» Составление осеннего коллажа Ноябрь Экскурсия в Магнитогорский краеведческий музей Рассматривание пейзажей местных художников Декабрь Подкармливание птиц на территории детского сада, участие в конкурсе «Смастерим кормушку – спасем природу от мусора» Январь НОД «Зеленая аптека» (продолжаем знакомство с целебными травами Южного Урала) Февраль СОД «Каменный пояс» Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы) Март Беседа «Весной на реке» Сравнительная беседа «Озера и реки Южного Урала» Апрель Беседа «Растения Южного Урала»
3 раздел: « « Культурное наследие и декоративное искусство Южного Урала » Сроки исполнения Запланированные мероприятия Сентябрь Занятие «Знакомство с творчеством Н. Пикулевой » Чтение рассказа Ю. Дудникова «Завистливый осетр» Октябрь Знакомство с творчеством П.Бажова Просмотр видеофильмов по сказам Бажова Организация выставки иллюстраций по произведениям П.Бажова в ДОУ Ноябрь Посещение детской библиотеки, знакомство с творчеством уральских писателей Знакомство с творчеством С.Черного Декабрь Беседа «Художники Южного Урала» Посещение выставки местных художников в детской картинной галерее Январь Литературный вечер «По следам Нового года!» Отгадывание загадок про зиму и зимние явления Февраль Чтение «Легенды Южного Урала» С.Власова Беседа «Уральские самоцветы» Март НОД «Уральские умельцы» Выставка народно-прикладного творчества детей Апрель Просмотр видеофильма «Профессия металлург» Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец) Май Знакомство с урало-сибирской росписью Посещение МКГ «Русская изба»
4 раздел: Уральский фольклор Сроки исполнения Запланированные мероприятия Сентябрь Октябрь Знакомство с народным уральским фольклором: загадки, заклички , пословицы, уральские песни и хороводы Ноябрь Игры народов Южного Урала Декабрь Разучивание народных хороводов Январь Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Урала» Фольклорный праздник «Коляда» Февраль Развлечение «Масленица» Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица» Март Беседа «Праздник «День птиц» Прослушивание аудиозаписей народных песен Театрализованная неделя «В гостях у сказки» Апрель Составление словарика уральских диалектов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника "Край уральский, край любимый"
Данный материал адресован музыкальным руководителяим ДОУ. Праздник проводится с целью повышения у детей интереса к родному краю, к людям, прославившим его, а также способствует развитию ...
Мой край любимый – Уральский край
Создание условий развития ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, ...
проект "Уральский край"
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю....
Чем богат Уральский край.
Южный Урал - кладовая полезных ископаемых....
Дидактический материал для детей "Природа Уральского края"
Природа Уральского края...
Творчески-исследовательский проект «Д.Н. Мамин – Сибиряк – Уральский сказочник». Родной мой край.
laquo;Люблю я эту самую Сибирь: самая купеческая страна.В сапожках ходит наша Сибирь!»Д.Н. Мамин - Сибиряк Тип проекта: комплексный.Вид проекта: групповой, творчески- исследовательский.Уча...