Мой край любимый – Уральский край
методическая разработка по окружающему миру на тему
Создание условий развития ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, с целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через воспитание у детей любви и чувства уважения к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_kray_lyubimyy.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад № 564 «Филипок»
Взросло-детский среднесрочный проект
«Мой край любимый – Уральский край»
Руководитель проекта
Ладанова И.С.
воспитатель группы «Знайки»
Екатеринбург, 2016
Паспорт проекта: «Мой край любимый - Уральский край»
Руководители проекта: воспитатель средней группы «Знайки» Ладанова И.С.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Возраст участников проекта:4-5 лет
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников
Тип проекта: взросло-детский среднесрочный проект
Актуальность проекта:
Cогласно п. 3.2.5 ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Ознакомление с окружающим миром уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир через формирование развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Создание условий развития ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, с целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через воспитание у детей любви и чувства уважения к родному краю.
Цель проекта: создание условий для формирования представлений воспитанников средней группы «Знайки» об особенностях и достопримечательностях Свердловской области и города Екатеринбурга, воспитание любви и чувства гордости за родной Урал через совместную проектную деятельность.
Задачи проекта:
- Формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
- Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
- Формирование бережного отношения к родной природе, стремление бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
4. Разработать план мероприятий, направленных на формирование представлений воспитанников о родном крае, в структуре комплексно – тематического планирования в ходе совместной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов;
5. Систематизировать методический материал для работы по формированию представлений воспитанников о родном крае: подобрать книги, стихи, аудиозаписи песен с содержанием об Уральской земле, иллюстративный материал о столице Урала для беседы по иллюстрациям;
6. Создать творческую группу совместно с родителями воспитанников с целью создания совместной творческой работы: путеводителя «Екатеринбург глазами детей»;
7. Составить рекомендации для родителей с целью размещения на сайте ДОО, личном сайте педагога и информационном стенде в приемной группы.
Предполагаемый результат:
- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;
- дети имеют представления о достопримечательностях, особенностях культуры, производства и природы родного края;
- у детей проявляется интерес к данной теме, дети знают и называют большое количество достопримечательностей, памятных мест Екатеринбурга и Свердловской области, знают пословицы, поговорки о Родине;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы;
Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, стенд для рисунков, альбом.
Литературный ряд:
Сказки народов Урала.
Русские сказки Урала:
Волшебные сказки - «Лягушка-царевна», «Марья Моревна», «Фефелищное сокола перышко».
Сказки про детей - «Как старикова дочь богатой стала», «Лутошечка», «Машенька и лесной бык», «Мороз Красный нос», «Снегурочка и медведь», «Снегурочка и серый волк».
Сказки про животных -«Бычок соломенничек», «Бобовое зернышко», «Заяц и еж», «Заяц и коза», «Конья голова», «Кот, воробей, петух и лиса», «Кот, воробей, петух и Жихарка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Хитрая козонька».
Башкирские сказки – «Два барсука»,«Курица и ястреб», «Лиса и петух», «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Хан и Алдар».
Удмуртские сказки - «Глупый котенок», «Заяц и лягушка», «Заяц и лягушка», «Кошка и белка»,«Ласточка и комар», «Мышь и воробей», «Охотник и змея», «Синица и журавль», «Синица и ворона», «Старик со старухой и береза». Татарские сказки - «Гульчечек», «Три дочери».
Сказки народа коми - «Мышь и сорока», «Пройдоха».
Сказки народа манси (вогуллы) – «Воробушек», «зайчик». Сказки народа ханты – «Береста», «Брусника», «Медвежья трава», «Мышка», «Уголек».
Легенды и мифы.
Башкирские - «Большая медведица», «Млечный путь».
Марийские - «Как ворон землю мерил», «Как землю выловили».
Удмуртские: «Звезды», «Горы и долы», «О сотворении мира», «Охотник и змея», «Пятно на луне».
Уральские писатели детям.
Никонов Н. «Сказки леса».
Романовский С. «Батюшка Урал», «Как одевались в старину», «Повесть о стеклянном мальчике».
Солодухин В. «Цветы».
Федотов Г. «Узоры разнотравья».сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка, сказы П. Бажова, Балдина Т. «Рябина», Барадулин В.А. «Уральский букет», Бедник Н. «Цветы на подносе», Геппель Т. «Венок», Гете И. «Цветы», Лепихина Т. «Волшебное зеркало».
Музыкальный ряд: Уральские народные песни: «Веночек, мой веночек», «Возле нас зеленый сад», «Ой, вы кумушки, мои подруженьки», «Ты шкатулка моя».
Уральские песни: «Вдоль по речке, по Самарке», «Возле нас зеленый сад», «Како у нас-то в мастерской»,«По лужку было лужочку», «Птичка, ты пташечка»,«Ты шкатулка моя», «Уж ты Веснушка-весна», «Усень, усень»; уральская песня в обработке Н.Голованова «Уж ты прялица, ты коковица»; Шутов И. «Уральская рябина», «Урал».
Уральские частушки: Шайтанская песенная кадриль.
Демонстративный ряд: иллюстрации о природе и достопримечательностях Свердловской области; рисунки родителей и детей на стенде
1 этап. Подготовительный
- Информировать родителей о проекте;
- Отобрать литературу, иллюстрации, презентации о достопримечательностях Екатеринбурга;
- Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику о семье, о малой Родине;
- Подготовить виртуальные экскурсии по достопримечательностям Екатеринбурга и Свердловской области;
- Дать задание родителям: подготовить сообщение по любой из достопримечательностей.
Создание проблемной ситуации, на решение которой будет направлен проект:
- Куда вы любите ходить с родителями?
- Какие памятники вы знаете, на какой площади нравится бывать?
- Кто их построил и зачем?
- Что нужно сделать, чтобы это узнать?
- Где мы это можем узнать, кто нам может рассказать?
2 этап. Содержательно-практический
Познавательное развитие
Знакомство с городом, с ближайшими улицами и достопримечательностями.
Правила безопасности при посещении достопримечательностей.
- Серия бесед о родном городе, о малой Родине и Родине в общем;
- Рассматривание репродукций, иллюстраций, фотографий о родном городе;
- Составление схемы для рассказа о достопримечательностях;
- Игры-путешествия на тему: «По дорогам Родины»
Социально-коммуникативное развитие
Взаимодействие с родителями:
Прогулки по городу с фотоотчетом:
- Екатеринбург театральный - семья Гимпилевич, Панкратьевых, Сулиновых;
- Екатеринбург спортивный – семьи Шикаловых, Юдиных, Филипповых, Белоусовых;
- Екатеринбург исторический – семьи Рик, Гариных, Казировых;
- Екатеринбург семейный – семьи Мазуренко, Лескиных, Крошкиных.
Выставка (фотографий) рисунков родителей на стенде в приемной на тему «Мой край родной –Урал!»
Речевое развитие:
- Составление рассказов по фото;
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок;
- Обогащение словаря детей за счет новых терминов;
- Отгадывание и придумывание загадок на тему «Город».
Художественно-эстетическое развитие:
- Чтение стихов и рассказов о Родине;
- Выставка рисунков «Это мой город»;
- Изготовление макетов, путеводителей по достопримечательностям Свердловской области;
3 этап. Итоговый
- Создание буклета детско-родительских фоторабот «Екатеринбург глазами ребенка»;
- Итоговая презентация (коллаж): «Есть, куда сходить; есть, что посмотреть»
План реализации проекта
Деятельность педагогов | Деятельность воспитанников | Деятельность родителей | Результат |
Создание методического комплекса: подбор книг художественной литературы, иллюстративный, песенный и стихотворный материал | Рассматривание иллюстраций, фотографий и картин, изображающих достопримечательности и природу родного края | Помощь в подборе художественной литературы и иллюстраций о Свердловской области | Оформление книжного центра, оформление альбомов с иллюстрациями |
Беседа на тему: «Город, в котором я живу» | Выставка рисунков «Моя улица» | Составление фотоальбома с изображением улиц города | Оформление альбома, выставки рисунков |
Занятие с детьми в форме игры-путешествияна тему: «По дорогам Родины» | Знакомство с достопримечательностями и природой Урала | Создание выставки рисунков на тему: «Мой край родной-Урал!» | Выставка рисунков родителей на стенде в приемной на тему «Мой край родной –Урал!» |
Проведение с детьми совместного музыкального досуга «Песенный час» | Слушание и пение песен, прославляющих родной край | Помощь в подборе музыкального репертуара на соответствующую тематику | Создание аудиотеки с записями песен о родном крае |
Знакомство с детскими стихами об Урале | Помощь в подборе стихотворного репертуара детского поэта | Создание библиотеки произведений об Урале | |
«Славься, край родной, трудом!» - беседа с детьми о труде, профессиях их родителей. | Знакомство с трудом, профессиями и людьми труда, прославившими Свердловскую область | Встреча с людьми интересных профессий. | Пополнение альбома с иллюстрациями изображениями профессий родителей |
Создание альбома «Мой край родной – Урал» | Создание альбома с иллюстрациями под руководством педагога | Подбор иллюстраций на соответствующую тему | Оформление альбома «Мой край родной Урал!» |
Проект «Екатеринбург театральный»
Екатеринбург — огромный культурный центр. Посещение театров, музеев, выставок помогает развивать у детей творческие способности. Эта тема была отражена в проекте «Екатеринбург театральный» (авторы — семья Гимпилевич).
Его задачи — расширить представления ребенка о театре и его видах, сформировать интерес к этому виду искусства.
На презентации проекта дошкольник рассказал, что в Екатеринбурге много театров — музыкальных, кукольных и других. Вместе с родителями он посетил интересные спектакли. Особенно запомнились балет «Чипполино» в Театре оперы и балета, новогодние представления в молодежном театре «Галерка», в театре под руководством Н. Коляды.
Под впечатлением от увиденного ребенок решил создать собственный домашний театр. Родители помогли ему в воплощении идеи. Они изготовили куклы бибабо, изображающие героев сказок, и украсили их перьями, кусочками меха, красивыми лоскутками.
По мнению родителей, в процессе реализации проекта ребенок стал проявлять живой интерес к театру и культурной жизни столицы Урала. Создавая персонажей сказок, они проводили много времени вместе, что сблизило членов семьи. Теперь по вечерам и в выходные дни они показывают домашние спектакли своим гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное развлечение «Пермский край – земля Уральская» для детей старшего дошкольного возраст 2010 г
Знакомство детей с городом Березники....
Фестиваль подвижных игр народов Южного Урала «Край мой уральский»
Педагогические мероприятия, продённые в детском саду, в рамках тематической недели....
Сценарий осеннего праздника "Край уральский, край любимый"
Данный материал адресован музыкальным руководителяим ДОУ. Праздник проводится с целью повышения у детей интереса к родному краю, к людям, прославившим его, а также способствует развитию ...
проект "Уральский край"
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю....
Чем богат Уральский край.
Южный Урал - кладовая полезных ископаемых....
Дидактический материал для детей "Природа Уральского края"
Природа Уральского края...
Конспект занятия "Наш любимый Уральский край"
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Наш любимый Уральский край"...