Творчески-исследовательский проект «Д.Н. Мамин – Сибиряк – Уральский сказочник». Родной мой край.
проект (старшая, подготовительная группа)

Шумкова Юлия Николаевна

«Люблю я эту самую Сибирь:

самая купеческая страна.

В сапожках ходит наша Сибирь!»

Д.Н. Мамин - Сибиряк

 

Тип проекта: комплексный.

Вид проекта: групповой, творчески- исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Сроки реализации: краткосрочный.

 

Актуальность

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Так, русский писатель, драматург Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк был убежден, что сострадание – доброе человеческое чувство. Его невозможно развить, если нет знания самого сострадания, зримого представления о нем. Именно это чувство воспитывают произведения писателя. Не одно поколение детей выросло на таких сказках и рассказах Дмитрия Наркисовича Мамина - Сибиряка, как «Серая шейка», «Приемыш», «Лесная сказка», «Аленушкины сказки», «Медведко», «Кто умнее всех», «Сказка о славном царе Горохе» и др. И мы – современные педагоги на примере его произведений знакомим дошкольников с миром природы, повадками и привычками животных, учим замечать разные явления, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи. Реализуемый проект способствует сплочению детско-взрослого коллектива нашей группы. Отобранный материал оказывает благоприятное влияние на всех участников проекта.

 

Цель проекта: формирование нравственных ценностей через знакомство с жизнью и деятельностью писателя Урала Д.Н. Мамин - Сибиряка.

Задачи:

1. Приобщение детей к истории родного края, познакомить с жизнью и творчеством писателя Д.Н. Мамин - Сибиряка, через занимательный материал, использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий.

2. Приобщать дошкольников к современной жизни края, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, экскурсий.

3. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение.

4. Создавать в группе предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию чувства сопричастности к культурному наследию Урала.

Проблема: воспитание чувства патриотизма, гордости, желание узнавать что-то новое из жизни своих предков.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.

 

Обеспечение проекта

- Материально-техническое: аудио системы, телевизор, фотоаппарат, ноутбук, проектор; 

-  Материал для изготовления поделок по произведениям писателя; 

- Создание уголка «Добрые истории Мамин - Сибиряка», «Мой край родной» в группе; плакаты, фотографии;

Медиапрезентации:

- «Биография Д.Н.Мамин - Сибиряка»

- «Иллюстрации к произведениям Д.Н.Мамин – Сибиряка.

Учебно-методическое

Элементы костюмов для игр-драматизаций;

Книги и хрестоматии для дошкольников;

Музыкальный материал для слушания, аудиозаписи сказок;

Дидактические игры.

 

Ожидаемые результаты проекта.

Дети через занимательный материал и мультимедийных технологий познакомятся с историей родного края, познакомятся с жизнью и творчеством писателя Д.Н.Мамин - Сибиряка.  Самореализация ребенка через творческие выставки.  Информированность детей и взрослых о современной жизни края, посещение центральной городской библиотеки. Пополнение методического и дидактического сопровождения. Активизация семей воспитанников, повышение родительской компетентности в области истории и культуры родного края; Создание предметно-пространственной развивающей среды (альбомы, выставки, игры).

 

Этапы  реализации проекта:

- изучение интереса детей для определения целей проекта;

- сбор и анализ литературы;

- составление плана работы над проектом.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе: оформление уголка «Добрые истории Д.Н. Мамин - Сибиряка», «Мой край родной». Уголок должен содержать как различный дидактический материал для рассматривания детьми, так и игровой (куклы-персонажи произведений писателя, дидактические и настольно- печатные игры и пр.).

- подбор художественной литературы для детей писателя Мамин - Сибиряка.

- изготовление дидактических игр по творчеству писателя.

- ознакомление детей с творчеством и биографией писателя через совместную деятельность.

- организация развлечений, тематических бесед, игр-драматизаций по творчеству Д.Н. Мамин - Сибиряка.

- пополнение развивающей среды.

- выставки детских работ.

Итоговое мероприятие: интеллектуальная викторина по сказкам Д.Н. Мамин - Сибиряка.

План-график реализации проекта:

- заучивание стихотворения

- рассматривание рисунков, фотографий, открыток.

- разучивание стихов, загадок о животных.

Проведение цикла мероприятий с детьми на темы: «Моя родина – Урал»,

 «Природа Урала», «Животные Урала»

 Познавательные беседы:

- «Мой край родной»

- «Д.Н. Мамин - Сибиряк, жил и творил на Урале» - презентация.

Творческое рассказывание:

- «Любимый персонаж сказок Мамина - Сибиряка».

- Составление и отгадывания загадок про персонажей сказок Мамин - Сибиряка.

Д/И:

- «Иллюстрации к сказкам»

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Доска», «Кувшинчик» (урало-сибирская роспись), «Любимый герой».

Аппликация: по сказке «Про зайца длинное ухо, косые глаза, короткий хвост» (мальчики - зайцы); по сказке «Приемыш» (девочки – лебеди).

Конструирование: оригами «Жители Уральского леса» - лиса.

Знакомство с художественной литературой:

- чтение сказок Мамин - Сибиряка.

- просмотр фильмов по сказкам.

- прослушивание аудиозаписей сказок.

- оформление книжного уголка «Любимые сказки»;

Взаимодействие с родителями: беседы и консультации по теме проекта.

Можно сделать вывод, что подобные педагогические мероприятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Хочется надеяться, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к своей малой родине, своему краю; испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. Проявили активность все участники проекта, родители из наблюдателей превратились в активных участников жизни детей в детском саду, что положительным образом сказалось на заинтересованности их в продолжении сотрудничества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский коллективный проект для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение Дню воинской славы».

Проект направлен на повышение роли Дней воинской славы (23 февраля, 9 мая) в становлении высоконравственных и этических норм поведения дошкольников на основе краеведческого материала.  Проект мож...

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "НАСЛЕДНИКИ КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА»

Данный проект предполагает организацию работы по духовно- нравственному воспитанию детей в тесном сотрудничестве дет сада и семьи,расширение социальных связей с другими организациями.Разработана систе...

Творческо-исследовательский педагогический проект "Исследователи кирпичиков"

педагогический проект для детей подготовительное к школе группы по лего-конструированию...

Проект в старшей группе «Рябинка» на тему: «Родной свой край люби и знай»

Участники проекта: педагоги старшей группы «Рябинка» (воспитатели и учитель – логопед), воспитанники и их родители.Вид проекта: групповой, долгосрочный, информационно – познава...

Презентация детского педагогического проекта в старшей группе "Пчёлки" "Земля моя родная - Саратовский край".

Презентация детского педагогического проекта "Земля моя родная - Саратовский край", целью которого  является ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей малой Родины, знако...

Проект в средней группе «Люби и знай, родной свой край»

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

Конспект занятия « Сказочка про Козявочку». Д.Н.Мамин-Сибиряк. Уральская сказка.

В работе использована методика "Умные игры в этнических сказках" под ред. О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной....