Городское методическое объединение. Мастер-класс «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы».
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Познакомить педагогов с праздниками русской народной культуры.
Задачи:
- Пробудить у педагогов интерес к народным праздникам.
- Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у участников мастер-класса.
- Воспитывать уважение к традициям наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_gmo.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы ».
Цель: Познакомить педагогов с праздниками русской народной культуры.
Задачи:
- Пробудить у педагогов интерес к народным праздникам.
- Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у участников мастер-класса.
- Воспитывать уважение к традициям наших предков.
Ход мастер-класса:
Перед началом мастер-класса участников приветствуют словами (звучит РН музыка):
Ведущая в русском народном костюме:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам, да радости!
Давно я вас поджидаю,
Праздник без вас не начинаю!
(русский поклон)
Проходите, проходите,
Проходите вас прошу,
Дорогих гостей встречаю,
Чтим традиции народа,
Будет что мне показать.
-Сегодня я вас приветствую на мастер-классе «Календарно – обрядовые песни и игры, связанные с праздниками, с явлением природы ».
Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим!
Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. На мастер-классе я бы хотела остановиться на самых ярких праздниках в течение календарного года. Эти праздники с большим интересом воспринимается детьми, родителями.
Осень, осень, в гости просим,
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.
Вот Покров-батюшка в двери стучит. Готовы вы люди добрые, меня встречать, весь урожай собрали? И в доме наводили порядок.
В народе говорят:
«Чини избу до Покрова, а то не будет тепла».
Чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили (утепляли, забивали щели) да приговаривали:
«Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!».
С появлением первых заморозков впервые затапливали печи, мыли полы и стены, просили:
"Покров, натопи избу без дров! "
Как пришел Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Девушки собирались по вечерам прясть, вышивать, вязать, а кавалеры рядом с ними сидели, на них поглядывали да веселили их. А девицы-красавицы тайком просили:
«Покров-батюшка, одари землю снежком, а меня женишком».
Считалось, что если весело Покров проведешь - дружка найдешь. Поэтому на Покров начинали играть свадьбы. Вот уж были звонкими да веселыми последние покровские хороводы! А давайте и мы с вами заведем хоровод.
Хоровод.
Звучит музыка.
- Время быстро пролетело,
Всё к зиме уже готово.
А на праздничном календаре Рождество Христово!
Вторая половина января является отличным временем для гаданий и совершения разных ритуальных таинств. Гадали чаще всего молодые девушки, собираясь вместе.
Гадание на книге. Для этого способа гадания ребенку понадобится его любимая книжка. Он должен дать ее родителям или друзьям, и назвать любую страницу и номер строчки. То, что написано в книге, ожидает ребенка в ближайшее время. Часто так бывает, что предсказание так просто не расшифровать – в этом случае родители должны помочь и подключить свою фантазию, чтобы ребенок не огорчился.
А теперь и вам предлагаю погадать, а гадание так и называется:
Рождественское гадание с рисовыми зернами.
Наполните миску рисом. Задайте про себя вопрос или загадайте желание и опустите ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.
с 25 декабря по 6 января длились Святки. Они совпадают с колядованием, сопровождающимся обязательно песнями-колядками.
-Песни-колядки имели определённую композицию. Какие элементы композиции должны были быть традиционно в песне-колядке? «Поздравление с праздником в начале, затем пожелания добра и здоровья, а в конце – требование подарков».
Исполнение колядок
олядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда-моляда
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала,
Всем гостинцы раздала
Вед: А и правда, пойдем колядовать, коляду искать.
Дети и ведущая поют колядку и идут к первому дому:Первый вариант колядок:
Дети: (поют) Коляда, коляда, поехала по дрова,
Зацепилась за пенек, простояла весь денек.
Задела за кочку – простояла ночку!
Дети: (говором) Дяденька, добренький,подай что-нибудь сдобненько:
Пышку, да лепешку, да свиную ножку!
Хозяин (угощает детей): Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тепленький пирог,
Да маслице, творог.
Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки,
Утятки да поросятки.
Счастье да любовь, да совет на долгий век.
Дети: (поют) Сеем, веем – посеваем, с Новым годом поздравляем!
Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)
Ведущая: Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Дети,ведущая поют колядку и идут ко второму дому:Второй вариант колядок:
Дети: Коляда, коляда, прикатила молода.
Мы искали коляду во Ивановом двору.
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять,велит скоро подавать:
Или тепленький пирог, или маслице – творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром.
Дети: (говорком) Тетенька, добренька,подай что-нибудь сдобненько:
Пышку, да лепешку, да свиную ножку!
Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):
Расходитесь по домам, Ничего я вам не дам!
Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!
На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,
Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!
Хозяйка: Хватит, хватит просить,
Уходите к другому двору!
Дети: Коляда, коляда, длинная борода,
Кто не даст ножку – расколю окошко!
Кто не даст ветчины – расколю чугуны!
Хозяйка: Что вы, что вы, оставайтесь, Чем хотите, угощайтесь!
Вот вам угощение: сыр да печенье,
Пряники, конфетки, кушайте, детки! (угощает детей)
Дети: Сеем - веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем! (кланяются)
Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Ведущ:Посмотрите кто кнам пожаловал. Это старушка-завидушка! Она завидует,что нам тут с вами весело…так а нам и не жалко, давайте мы с ней поиграем.
ВЕД: а теперь пора и в игры веселые играть, а вот и коза к нам пожаловала. В круг скорее вставайте игру с ней начинайте.
«Давай коза попрыгаем»
Под музыку выношу масленицу
-Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче Масленица в гости идёт.
Спешите, спешите,
Друзей с собой прихватите!
Каждый год, когда заканчивается зима и подходит время долгожданной весны, на Руси устраивались народные гуляния. Они продолжались целую неделю, и назывался этот праздник Масленица. Он отличался обилием блинов и разгульным весельем.
Чтобы праздник был веселый, задорный можно и нужно: исполнение частушек. Масленица тоже не обходится без этих озорных песенок
(исполняют частушки).
Мы частушки пропоем,
Как мы Масленицу ждем,
Как тоскуем по блинам
И по теплым вешним дням.
Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.
(Т. Лаврова ■)
Веселись, честной народ,
В гости Маслена идёт!
От души её встречай,
Всех блинами угощай!
(Т. Лаврова ■)
Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели,
Да блиночки кушали!
(Т. Лаврова ■)
В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
У мальчишек и девчонок
От конфет глаза горят.
(Т. Лаврова ■)
В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины – горелые!
(Т. Лаврова ■)
Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!
(Т. Лаврова ■)
На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.
(Т. Лаврова ■)
Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку –
Я как вкопанный стою.
(Т. Лаврова ■)
Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй – в открытый рот.
Есть один древний обычай, без которого Масленицу нам не провести. Давайте попросим, друг у друга прощения за все обиды, обнимемся и помиримся! А теперь попрощаемся с Масленицей до следующего года!
Звучит музыка.
На дворе весна
Весну встречают несколько раз.
Ведущий: Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинались гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица. Сжигают и соломенное чучело - символ торжества над стужей и холодом.
Ведущий: Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички - веснянки, ждали прилета первых весенних птиц - грачей, скворцов, ласточек и других птиц. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли "жаворонков". Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Ведущий: В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
Вот и мы сегодня будем хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!
В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички:
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
***
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
***
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ладошки назад, в середине с завязанными глазами ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Жаворонок прячет колокольчик кому-то в ладошки.
Водящий в кругу снимает повязку и по поведению ребят пытается отгадать у кого колокольчик.
Если долго не получается, то просит:
Колокольчик помоги, колокольчик зазвени! (Отгадывает)
Тот, у кого колокольчик должен позвонить за спиной. Так происходит смена водящего. Жаворонок становится в круг, а бывший водящий становится жаворонком.
Весенний хоровод
приближается лето.
Ивана Купала - удивительный праздник. Отмечался раньше ночью. Гуляющие жгли священные костры, прыгали через огонь, водили хороводы, плели красочные венки и пускали их по воде "плыть к суженому и долю указать".
Вот и мы с вами сейчас поиграем с нашими венками.
Игра «Возьми венок»
Число участников игры должно быть на одного человека больше числа венков. Дети встают в хоровод, в центре которого лежат венки. Пока играет музыка, все водят хоровод, но как только музыка прекращается, все стараются быстро поднять венок и одеть его на голову. Кому не хватило веночка, выбывает из игры, число участников уменьшается, число венков так же должно уменьшиться на один, и так до тех пор, пока не останется два участника и один венок. Победитель тот, кто первым схватит последний венок.
Символ праздника - цветок иван-да-марья. Из глубины веков до нас дошла легенда, что в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник, указывая место спрятанных кладов.
Все обряды на день Ивана Купала связаны с водой, огнем и травами. Ночь на Ивана Купала – самая короткая в году, но именно за это время природа оживает и приобретает чудесную силу.
Предлагаю поиграть в игру (Травы)
Бабка-Ёжка
Для этой игры нам понадобится метла или веник, ведь какая может быть «Бабка-Ёжка» без метлы. Дети встают в круг, «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:
И «Бабка-Ёжка» говорит: У меня нога болит.
После этих слов, она начинает крутить метлу по кругу над землей, а дети должны подпрыгивать так, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела. Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу и забирает к себе в избушку. Играют до тех пор, пока «Бабка-Ёжка» не переловит всех играющих, а потом все вместе катаются на метле.
Звучит музыка
Круг наш замыкается,
Год наш завершается.
Наш мастер - класс подошёл к концу,
Веселье не кончается.
Я верю, что ещё не раз
Мы с вами повстречаемся.
Надеюсь, что эти игры и обряды будут использоваться Вами в работе с детьми.
Исполняется песня - хоровод «Встречная»
1. Как по слободе по нашей, пошли, идут по кругу
В детский сад на праздник мы пришли.
Припев:
Ой, ли да калинка моя, ---Тарелочка,
В детский сад на праздник мы пришли. --- Кружатся парами стоят в кругу
2. Посиделки нынче в садике у нас --- Девочки идут в круг, поворачиваются, идут на свои места.
Будем песни петь весёлые для вас. --- Мальчики идут в круг, девочки из круга
Припев:
Ой, ли да калинка моя, ---- Девочки поворачиваются к мальчиком лицом тарелочка
Будем песни петь весёлые для вас. ---- Кружатся на дробном шаге.
3. Позабавим дорогих наших гостей, --- Внешний круг берутся за руки, идут в круг, а внутренний проходят в их руки-воротца.
Так похлопайте же гости скорей! - Стоят спиной друг к другу хлопают.
Припев:
Ой, ли да калинка моя, --- Поворачиваются навстречу друг другу, идут, берут партнера в лодочку
Так похлопайте, похлопайте скорей.---- Кружатся, идут по кругу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.
Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка» г. Прокопьевска Кемеровской области Серге...
Методическая разработка мастер-класса по «Обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных шумовых инструментах»
Использование шумовых инструментов в ра боте с дошкольниками....
«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)
Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, оп...
Мастер-класс на городском методическом объединении «Нетрадиционные техники рисования как средство художественно - эстетического развития дошкольников»
Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;• В...
Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...
Участие в работе методических объединений (мастер-классы, семинары и консультации)
Консультация для воспитателей "Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи"...
Городское методическое объединение 04.04.2020. Конспект военно- спортивной игры «Эстафета памяти».
Открытое занятие "Эстафета памяти" посвящённое празднику Дню Победы....